Распространяется ли действие ТК РФ на военнослужащих.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распространяется ли действие ТК РФ на военнослужащих.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе. Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными. Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.

Назначение военной пенсии

Отличительные особенности военной пенсии:

  1. военная пенсия назначается за выслугу лет. Чтобы ее заработать, нужно отслужить минимум 20 лет;
  2. на военную пенсию могут претендовать те, кто заработал страховой стаж минимум 25 лет, 12,5 из которых относятся к воинской службе, и при этом возраст гражданина не моложе 45 лет;
  3. особые условия касаются офицерского состава: если офицер учился до начала службы, то время учебы будет также учтено в трудовой стаж – 1 год как 6 месяцев службы. При учебе сроком в 4 года в выслугу лет учтется 2 года;
  4. если пришлось служить в особых условиях (в период боевых действий, на Крайнем Севере, при наличии повышенного риска для жизни), месяц службы будет приравнен к 2 месяцам трудовой деятельности.

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

Напомним, что сейчас действует множество отраслевых норм выдачи СИЗ. Работодатели вправе устанавливать свои нормы, если они не уменьшают объемы выдачи, предусмотренные отраслевыми документами (см. «Минтруд: работодатель не вправе выдавать работникам средства индивидуальной защиты в меньшем объеме, чем это установлено типовыми нормами»).

Армейская служба входит в расчет большинства видов стажа. Обычно для этих целей ее протяженность берется равной фактической календарной, но возможны и особые случаи.

Источники:

  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
  • Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Увольнение с военной службы

Согласно ст. 50 Закона N 53-ФЗ военнослужащие увольняются с военной службы в запас, за исключением военнослужащих:
1. Мужского пола, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, не достигших возраста 18 лет.

2. Женского пола, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования и не имеющих военно-учетной специальности.
3. Избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации.
4. В отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
5. Являющихся иностранными гражданами.
Военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, отправляются в отставку.

Примечание. За военными в отставке сохраняется воинское звание.

Военнослужащие, уволенные с военной службы и оставшиеся в запасе, состоят на воинском учете, а остальные с него снимаются.
Все перечисленные граждане, за исключением военнослужащих, указанных в п. 1, должны состоять на воинском учете.
Увольняться военнослужащие с военной службы могут по следующим основаниям:
— по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
— по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
— по состоянию здоровья;
— в связи с лишением воинского звания;
— в связи с утратой доверия.
Кроме этого, они могут быть уволены досрочно. Все основания увольнения перечислены в ст. 51 Закона N 53-ФЗ.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, увольняются со службы с момента приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения.
На пенсию по выслуге лет военнослужащие уходят, имея стаж военной службы 20 и более лет (ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1*(1)).

Кто из военнослужащих может осуществлять трудовую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует отметить, что в силу ст. 10 Закона N 76-ФЗ военнослужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. То есть эту деятельность военные могут осуществлять параллельно с военной службой.
А вот осуществлять иную деятельность в других организациях и учреждениях могут военнослужащие:
уволенные со службы и снятые с воинского учета;
уволенные со службы и зачисленные в запас;
зачисленные в запас в случаях, установленных ст. 52 Закона N 53-ФЗ;
находящиеся в отставке;
ушедшие на пенсию по выслуге лет.

Гарантии для бывшего военного

Для бывших военных установлен ряд гарантий как при трудоустройстве, так и при исполнении трудовых обязанностей, но не Трудовым кодексом, а п. 5.1 ст. 11 и ч. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ. Зависят эти гарантии от статуса военного, места и срока службы, момента увольнения со службы. Представим варианты в таблице.

Статус работника — бывшего военного

Гарантия

Уволенный с военной службы

Предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом специальности в государственных организациях

Работавший до призыва в государственных организациях

Сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права на поступление на работу в те же организации

Трудоустроившийся в течение года с увольнения с военной службы; отслуживший 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва, являющийся:
— ветераном боевых действий на территории других государств;
— ветераном, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах

Зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Закона N 76-ФЗ, который учитывается при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы

Впервые поступивший на работу после увольнения с военной службы

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата

Уволенный с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями

Право на получение профессионального образования без выплаты стипендии в период обучения

Уволенный после прохождения военной службы по призыву и принятый на прежнее место работы

Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством РФ

Уволенный с военной службы

Предоставление не позднее месячного срока с момента обращения мест для детей бывших военнослужащих в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях

Поступивший на работу в органы государственной власти независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу

Зачет времени военной службы в стаж государственной службы, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы

Проходивший военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, при поступлении на работу в этих районах и по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва военной службы

Срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством РФ. Этот срок подтверждается на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера*

Ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»

Дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток

* Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда».

Читайте также:  Лотерея Green Card 2024: как заполнить анкету для участия? Подробная инструкция

Стаж для расчета пособий

Бывшие военнослужащие, как и остальные работники, имеют право получать пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Пособие им рассчитывается в обычном порядке, но есть особенность в расчете страхового стажа. Напомним, что продолжительность страхового стажа влияет на размер пособия и установлена ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ).
Итак, в соответствии со ст. 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее — страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Примечание. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 (далее — Правила).

При этом с 2010 года наравне с этими периодами работы и (или) иной деятельности в стаж стали засчитываться периоды прохождения военной службы и иной службы, предусмотренной Законом N 4468-1 (в ОВД, пожарной службы и т.д.).

К сведению. В соответствии с п. 19.1 Правил периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом N 4468-1, подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде службы.

Таким образом, несмотря на то, что в периоды военной службы не предполагается обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, они учитываются при расчете пособий, если граждане увольняются со службы и устраиваются на работу по трудовому договору.
В отношении бывших военных, служивших по контракту, действует такое понятие, как непрерывный трудовой стаж. Непрерывным стаж считается, если между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу перерыв длился не более года.

Обратите внимание! Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от перерыва от увольнения до поступления на работу у ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и граждан, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более (ч. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ).

Непрерывный стаж при установлении страхового стажа для расчета пособий следует учитывать, если работник уволился с военной службы до 01.01.2007.
Так, в силу ст. 17 Закона N 255-ФЗ, если продолжительность страхового стажа, исчисленного по правилам, действовавшим до 01.01.2007, меньше продолжительности непрерывного трудового стажа работника за тот же период, то за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного стажа. Давайте разбираться.
Итак, если военный уволился со службы до 01.01.2007, нужно посчитать его непрерывный трудовой стаж для определения размера пособий:
1. Определить продолжительность непрерывного трудового стажа на 01.01.2007.
2. Определить продолжительность страхового стажа на 01.01.2007 без включения в него военной службы.
3. Сравнить продолжительность непрерывного и страхового стажа.

Пример 1

С бывшим военнослужащим 15.05.2015 был заключен трудовой договор. В соответствии с трудовой книжкой и военным билетом трудовая деятельность включает:
— 7 лет военной службы по контракту — с 05.09.1998 по 04.09.2005;
— 4 года работы по трудовому договору в ООО «Ромашка» — с 10.11.2005 по 09.11.2009;
— 2 года 5 месяцев 25 дней работы по трудовому договору в ГБУ «Старт» — с 15.05.2015 до наступления страхового случая 09.11.2017, когда был выдан больничный.
Поскольку перерыв с момента увольнения со службы до трудоустройства не превысил 1 год, период военной службы включается в непрерывный трудовой стаж.
Страховой стаж на 01.01.2007 — 1 год 1 месяц 21 день.
Непрерывный трудовой стаж на 01.01.2007 составляет 8 лет 1 месяц 21 день (7 л. военной службы + 1 г. 1 мес. и 21 дн. работы в ООО «Ромашка» до 01.01.2007).
Он больше страхового, поэтому продолжительность стажа для расчета пособия составит 13 лет 5 месяцев 24 дня (8 л. 1 мес. 21 дн. + 5 л. 4 мес. 3 дн. (2 г. 10 мес. 8 дн. (с 01.01.2007 по 09.11.2009) работы в ООО «Ромашка» + 2 г. 5 мес. 25 дн. работы в ГБУ «Старт»)).
Работник имеет право на пособие в размере 100% среднего заработка.

Пример 2
Немного изменим условия примера 1. С бывшим военнослужащим 15.05.2015 был заключен трудовой договор. В соответствии с трудовой книжкой и военным билетом трудовая деятельность включает:
— 1 год работы по трудовому договору в ДЮСШ — с 01.06.1997 по 31.05.1998;
— 7 лет военной службы по контракту — с 05.09.1998 по 04.09.2005;
— 4 года работы по трудовому договору в ООО «Ромашка» — с 10.11.2006 по 09.11.2010;
— 2 года 5 месяцев 25 дней работы по трудовому договору в ГБУ «Старт» — с 15.05.2015 до наступления страхового случая 09.11.2017, когда был выдан больничный.
Перерыв с момента увольнения со службы до трудоустройства превысил 1 год, поэтому период военной службы не включается в непрерывный трудовой стаж.
Непрерывный стаж составит 1 год 1 месяц и 21 день (работа по трудовому договору в ООО «Ромашка» до 01.01.2007).
Страховой стаж на 01.01.2007 составляет 2 года 1 месяц 21 день (работа в ДЮСШ и ООО «Ромашка»).
Продолжительность непрерывного стажа на 01.01.2007 меньше страхового, поэтому стаж для расчета пособия составит 14 лет 6 месяцев 23 дня (1 г. 1 мес. 21 дн. непрерывного стажа + 7 л. военной службы до 01.01.2007 + 6 л. 5 мес. 2 дн. страхового стажа (3 г. 11 мес. 9 дн. (с 01.01.2007 по 10.11.2010) работы в ООО «Ромашка» + 2 г. 5 мес. 23 дн. работы в ГБУ «Старт»)).
Работник имеет право на пособие в размере 100% среднего заработка.

Читайте также:  Брак будет крепким: самые удачные даты для свадьбы в 2023 году

Если увольнение со службы было после 01.01.2017, то для подсчета страхового стажа нужно просто сложить периоды работы и иной деятельности, включаемой в страховой стаж, и период военной службы.

Что войдет в 42 года стажа

Когда человек оформляет пенсию специалисты ПФР считают его страховой стаж. Этот показатель влияет, в частности, на размер пенсии.

Однако порядок расчета страхового стажа для определения права на досрочный выход на пенсию мужчинам (при наличии 42 лет стажа) будет отличаться от стандартных правил — для досрочной пенсии будет учитываться не весь страховой стаж. Такое ограничение было введено п. 4 ст. 8 нового закона № 350-ФЗ от 03.10.2018.

По новому закону в 37 лет стажа включается:

  • официальная работа или иная деятельность на территории РФ, за которую уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;
  • официальные периоды нахождения на больничном.

Как рассчитывается страховая пенсия

Формула расчёта будущей пенсии выглядит так: пенсия = заработанные в течение стажа баллы * установленная стоимость одного балла (на данный момент — 81,5) + обязательная сумма (которую устанавливает государство, каждый год она растёт).

Государство поощряет тех граждан, которые обращаются за пенсией не сразу же после своего 60-го или 55-го дня рождения, а позже. Чем позднее человек обратится в Пенсионный фонд, тем больше в итоге будет его пенсия (бонусные коэффициенты умножаются и на сумму набранных баллов, и на обязательную (фиксированную) сумму).

На сайте ПФ РФ можно узнать, сколько баллов заработал человек за год при определённой зарплате. Помимо этого, можно ещё задолго до наступления пенсионного возраста рассчитать размер будущей пенсии.

Ответственность военнослужащего

Если непосредственный руководитель решит, что дополнительная работа мешает военнослужащему в выполнении воинских обязанностей, то он вправе запретить заниматься указанными видами деятельности по совместительству. Запрет оформляют в письменном виде и подтверждаться документами, свидетельствующими о том, что военнослужащий совершил дисциплинарное нарушение. Например, опоздал на службу, вовсе не прибыл не службу, либо иным образом нарушил дисциплину.

Если в ходе административного расследования будет установлено, что нарушение произошло в следствие занятий дополнительно совмещаемой деятельностью, на военнослужащего могут наложить дисциплинарное взыскание. Если военный с решением о взыскании не согласен, он имеет право оспорить его в суде или в административном порядке.

Критерии для отбора кандидатов на службу по контракту

Отбор соискателей выполняется в военкоматах и на отборных пунктах. Граждане, желающие служить в армии на контрактной основе, должны соответствовать таким требованиям:

  1. Свободное владение русским языком.
  2. Медицинская справка не ниже формы А-2. Выдается по результатам медицинского освидетельствования.
  3. Прохождение психолого-профессионального отбора.
  4. Возраст от 18 до 40 лет.
  5. Наличие образования не ниже полного общего (для некоторых частей требуется специальное или высшее образование).
  6. Хорошая физическая подготовка (сдаются определенные нормативы. При несдаче одного из них, пересдаются все нормативы ФИЗО).

Виды материального обеспечения служащих контрактного состава

На весь период действия договора с воинской частью гражданин РФ или иностранного государства обеспечивается:

  • Денежным довольствием, предусматривающим надбавки за выслугу, профессиональную квалификацию, работу с документами секретного характера, особые условия службы, выполнения задач, связанных с риском для жизни, уровень физической подготовки. Также служащему полагается ежегодная выплата материальной помощи, равной одному окладу.
  • Компенсацией проезда в обе стороны (выплачивается служащим по контракту в районах Крайнего Севера);
  • Продовольственными, вещевыми продуктами;
  • Жильем. Предоставляются кубриковые, малосемейные общежития, служебные квартиры. При отсутствии жилых фондов выполняются доплаты за съем жилья в черте гарнизона или ближайшего населенного пункта.
  • Страховым полисом.
  • Социальными гарантиями, необходимыми для получения образования.
  • Подъемным пособием, если контрактник переезжает на новое место службы из своего региона.
  • Выплатами за выполнение боевых задач в условиях чрезвычайной обстановки и вооруженных конфликтов.
  • Медицинским обслуживанием – бесплатное лечение, стоматологические услуги в военных госпиталях, назначением необходимых фармацевтических препаратов.

Гражданину, решившему служить по контракту, стоит начать с посещения пункта отбора в своем регионе.

Срок действия соглашения

В таблице — какие существуют сроки заключения контрактов о прохождении военной службы и от чего они зависят.

Вид соглашения

Военнослужащий

Срок, лет

Первое

Проходящий службу по призыву или поступающий служить солдат, матрос, сержант, старшина

2 или 3 — по выбору гражданина

Иностранец-не офицер

1

Служащий по призыву или поступающий прапорщик, мичман, офицер

5

Получающий в военном учебном заведении:

  • высшее образование;
  • среднее образование

Период обучения + 5 лет

Период обучения + 3 года

Обучившийся по программе военной подготовки — офицер

3 или 5

Новое

  • прапорщик, мичман или офицер;
  • имеющий звание до старшины

1, 3, 5, 10 или неопределенный срок

получающий в военном учебном заведении

  • высшее образование;
  • среднее образование

Период обучения + 5 лет

Период обучения + 3 года

Достигший предельного возраста

1, 3, 5, 10 или меньше

Получается, что заключение контракта на 1 год с военнослужащим в 2022 году допускается, если он иностранец или соглашение продлевается у прапорщика, мичмана или офицера.

Лица, имеющие право заключать контракт о прохождении военной службы

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать следующие лица (абз. 3 п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 35 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):

  1. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получившие до призыва на военную службу высшее образование;
  2. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;
  3. военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
  4. получившие среднее профессиональное образование военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, которые поступают на службу в Вооруженные Силы РФ, войска национальной гвардии, спасательные воинские формирования, Службу внешней разведки РФ и органы государственной охраны;
  5. граждане, пребывающие в запасе;
  6. граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, получившие высшее образование;
  7. граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
  8. граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования;
  9. иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ.

Материальные компенсации и льготы

Контрактник получает от государства не только денежное довольствие, но и целый перечень материальных и нематериальных льгот. Например, обширный соцпакет, в состав которого входит:

  • Бесплатное медобслуживание в ведомственных медицинских учреждениях.
  • Служебное жильё, предоставляемое на весь период службы по контракту. Помимо этого, военнослужащий-контрактник может стать участником ипотечной программы (военная ипотека, жилищный сертификат).
  • Ранний выход на пенсию по достижении сорокапятилетнего возраста, при условии, что человек отдал армейской службе не менее 20 лет.
  • Возможность поступления в ВУЗы и иные учебные заведения далеко не на общих основаниях.

Прохождение военной службы по контракту является добровольным. По условиям договора военнослужащий обязан служить в Вооруженных силах Российской Федерации, других воинских формированиях и органах в течение прописанного в контракте срока.

Министерство обороны с одной стороны и контрактник – с другой – добросовестно исполняют свои обязательства, пользуются правами. Для проходящих контактную службу и их семьи в договоре освещены льготы, гарантии, компенсации, установленные российским законодательством. Не все знают, кому можно служить по контракту.

Федеральный Закон №53 определяет в ст.34 п.1, что военная служба по контракту доступна лицам:

  • с высшим образованием;
  • имеющим срок службы в 3 месяца;
  • прошедшим службу по первичному контракту;
  • женского и мужского пола, не пребывающим в запасе;
  • студентам, обучающимся в военных средних и высших учебных заведениях;
  • иностранцам, законно проживающим на территории России.

Комментарий к статье 11 ТК РФ

В комментируемой статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.

Читайте также:  Краткая инструкция: как выписаться из квартиры через МФЦ

В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных ст. 1 ТК. Соответственно, трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (ст. ст. 15, 16 ТК), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 7 коммент. статьи).

Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII ТК содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44), и др.

В ч. 3 настоящей статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. ч. 3 — 5, 7 — 10 ст. 20 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонние соглашения.

Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) , которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)) , быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 11.07.2011) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.

——————————— СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 2. Ст. 361; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, ст. 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, ст. 2321; N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4590. СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519; N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557; N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 29. Ст. 3625; 2010. N 27. Ст. 3425; N 48. Ст. 6246; 2011. N 23. Ст. 3253; N 25. Ст. 3534; N 30 (ч. 1). Ст. 4590, ст. 4596. СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3589; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3636; 2010. N 21. Ст. 2524; N 31. Ст. 4198; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 13. Ст. 1689; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4291.

Комментируемая статья определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных ТК и иными актами. Соотношение общих и специальных норм проявляется в распространении общих норм на всех работников, а специальных норм — на отдельные категории работников, особенности регулирования трудовых отношений которых связаны с характером и условиями труда или обусловлены иными факторами, указанными в ст. ст. 251, 252 ТК. Таким образом, в комментируемой статье выражено сочетание и соотношение единства и дифференциации правового регулирования труда (см. разд. XII ТК).

В последней части комментируемой статьи определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, при этом если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор согласно ст. 281 ТК); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Сколько платят нашим солдатам?

В принципе, у работы в военной сфере немало преимуществ. Одна из них – материальная стабильность.

Зарплата военнослужащих зависит от должности, звания и дополнительных выплат. Главным образом на размер зарплаты влияет стаж службы и особенности условий ее прохождения.

В среднем ежемесячный доход военнослужащих-контрактников составляет 25-40 тысяч рублей. Мало? При этом он может не жить на эти деньги, а откладывать их. Государство в полном объеме обеспечивает солдат питанием, одеждой и жильем. Имеется возможность получить бесплатное лечение в военных медицинских учреждениях. Кроме этого, за счет федерального бюджета проводится диспансерное обследование и медицинское страхование. Возможно поступление в любое учебное заведение на заочное отделение, минуя вступительные экзамены.

Служба по контракту – это не только всевозможные дотации. После заключения второго (последующего) контракта военнослужащий приобретает право участия в накопительно-ипотечной программе. В народе ее называют военной ипотекой. Она сильно отличается от обычного гражданского жилищного кредитования и обладает целым рядом особенностей.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *