Может ли логопед работать психологом в детском саду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли логопед работать психологом в детском саду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ. Модель их взаимодействия показана на рисунке ниже.

Логопед и психолог: общие цели и разные задачи

Задачи логопеда:

  • развивать звуковую сторону речи;
  • учить ребенка связно выражать свои мысли;
  • помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
  • развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
  • формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).

Задачи психолога:

  • развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
  • развивать эмоционально-личностную сферу;
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию;
  • формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
  • обеспечивать психологическую поддержку.

Зачем нужно ходить к логопеду?

Специалист поможет проработать различные проблемы, связанные с речью, еще на начальных этапах. Проблемы с произношением определенных звуков можно решить при помощи различных методик и тренировок, если сразу же заняться этим вопросом и не закрывать глаза на симптомы. Занятия с профессионалом помогут:

  • скорректировать произношение отдельных звуков, слогов, слов;
  • сформировать правильные речевые акценты у детей, которые еще не умеют нормально разговаривать;
  • развить фонематический слух;
  • правильно поставить голос, тембр, тональность и эмоциональный окрас без перепадов;
  • проработать лексический и грамматический строй речи;
  • развить логическое и творческое мышление;
  • начать излагать свои мысли с использованием связной речи;
  • усовершенствовать мелкую моторику рук, навыки письма;
  • проработать устную и письменную речь ребенка.

Уже после первого занятия логопед точно скажет, в чем может заключаться проблема, нужно ли обращаться к другим экспертам, и с каких упражнений стоит начать, чтобы увидеть положительную динамику. Кроме того, учитель сможет объяснить ребенку, как самостоятельно справляться с дефектами речи, поможет ему справиться с психологической нагрузкой и давлением со стороны сверстников.

Должностные обязанности

Логопеды работают в дошкольных учреждениях и школах, детских поликлиниках и внешкольных образовательных учреждениях. В некоторых детских садах организуются специальные логопедические группы, где реализуется особая коррекционная программа занятий с детьми, имеющих речевые нарушения. К началу обучения в школе у большинства детей отклонения устраняются.

Логопедические занятия с детьми проводятся в группах и индивидуально. Группы малокомплектные – не более 3–6 человек, что позволяет логопеду уделить внимание каждому ребенку.

В своей работе специалист руководствуется принципом «не навреди» – то есть все его действия должны учитывать конкретные обстоятельства, индивидуальность ребенка. Главная цель специалиста – не постановка отдельных звуков или исправление заикания, а развитие речевой системы у ребенка в целом. Это включает:

  • коррекцию произношения;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • расширение, обогащение словарного запаса;
  • развитие речевого и физического слуха;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В своей работе педагог-логопед тесно контактирует с родителями ребенка, уделяет внимание развитию у него психических процессов (внимания, мышления, памяти) и начальных учебных навыков (умение слушать учителя, выполнять поставленные задачи, оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки). Занимаясь с ребенком-дошкольником, специалист готовит его к школе – формирует предпосылки обучения грамоте.

Занятия проходят в игровой форме – это позволяет настроить ребенка на позитивный лад, помогает развить у него фантазию, логическое мышление, преодолеть стеснение, скованность. Занятия включают в себя выполнение творческих заданий, которые помогают развивать фантазию, расширять словарный запас, правильно строить предложения и составлять связные рассказы.

Если у малыша проблемы с общением, медики и педагоги рекомендуют родителям показать его логопеду. Отлично помогают подготовке к школе специальные логопедические группы в детских садах, где дошкольник находится под наблюдением специалистов.

В чем преимущества логопеда-психолога перед обычным логопедом

Ребенок, особенно имеющий речевые, психологические проблемы, требует особого подхода и отношения. Логопед, который обладает знаниями в своей сфере, не всегда может исправить нарушения психологического характера, которые стали причиной или следствием задержки речевого развития.

Логопед-психолог, имеющий больший массив знаний, занимается не только коррекцией патологий речи. Но и работой с речевой культурой, психологическими особенностями пациентов. Он помогает ребенку избавиться от страхов, фобий, комплексов, нормализовать психоэмоциональное состояние.

Логопед работает с ребенком как индивидуально, так и в группе. Но групповое лечение не позволит малышу раскрыться и довериться специалисту, особенно в случае наличия у пациента психологических проблем.

Логопед-психолог всегда составляет индивидуальную программу работы с каждым ребенком и его близкими. Учитываются многие факторы – характер и глубина проблем, возрастная категория, особенности психики и ее нарушений. Это позволяет добиться быстрых и значительных результатов.

Зачем психолог нужен ребенку?

Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.

Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.

Подобрать ключик к детской душе сможет только хороший специалист.

Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.

Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?

  • Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
  • Боится оставаться один в темной комнате.
  • Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
  • Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
  • Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
  • Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
  • Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.
Читайте также:  Предложили стать генеральным директором ООО риски

Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.

Когда нужно обратиться к дефектологу

На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.

Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.

Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.

Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.

Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.

Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.

Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.

Примеры методов работы дефектолога

Во время диагностики специалист может использовать:

  • Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
  • Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
  • Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.

    В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов:

    • песочная терапия;
    • общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
    • АВА-терапия;
    • логические блоки Дьенеша и пр.

      Примеры методов работы

      Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

      Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

      Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».

      Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

      Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

      Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

      Взаимодействие педагога- психолога и учителя — логопеда в коррекционной работе в ДОУ по ФГОС

      Автор: Михеева Елена Борисовна

      Организация: МДОБУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька»

      Населенный пункт: Республика Марий Эл

      Автор: Чуракаева Ольга Валерьевна

      Организация: МДОБУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька»

      Населенный пункт: Республика Марий Эл

      Не всегда проходит гладко процесс личностного развития. Не редко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умнеют общаться, пассивны или наоборот социально импульсивны, тревожны и т.д. все это ставится в качестве специальной задачи в коррекционной работе, как личностного развития, так и развития связанной речи, которую призваны решать как педагоги ДОУ, так и родители.

      Корректировать – значит направлять, т.е. устранять недостатки в развитии, деятельности и взаимоотношениях детей. Необходимость в коррекции возникает тогда, когда в ходе воспитания или обучения наблюдается несоответствие некоторым возрастным нормативам, когда затруднена адаптация ребенка к деятельности, социальному окружению, условиям жизни. Устраняя причины отклонений, изменяя отношение к ребенку со стороны социального окружения, формируя соответствующую мотивацию и операциональные стороны поведения ребенка, можно тем самым вносить коррекцию в его личностное развитие, добиваясь положительных результатов.

      Коррекционная работа подразумевает определенную систему форм и методов педагогического воздействия для устранения отклонений. Такая коррекция личностного развития есть одна из форм оказания психологической помощи.

      Требование программы и значение своевременного развития речи предусматривает всестороннюю подготовку ребенка к школе. Показателем интеллектуального или умственного развития является хорошо развитая речь ребенка. Одним из условий для правильного формирования речи, является достаточно сформированность речевых центров коры головного мозга и артикуляционного аппарата. Речь это социальное явление, поэтому необходимо, что бы ребенок слышал правильную речь, что бы у него была потребность в правильной речи. Правильное овладение всеми фонемами русского языка имеет большое значение, отклонение в области звукопроизношения могут привести к дисграфии и дислексии, а в целом к неуспеваемости в школе. Для решения данной проблемы необходимо провести ряд мер по психологической помощи и коррекции. Все эти меры направлены на повышение психологической компетентности детей с целью стабилизации психического преодоления затруднений. Здесь стоит обратить внимание на различные стратегии работы с детьми в данном направлении, это симптоматическая и причинная коррекция.

      Читайте также:  Ходатайство об оценочной экспертизе

      Симптоматическая коррекция предполагает воздействие на непосредственные проявления того или иного «отклонения». Например для того что бы снизить уровень агрессивности ребенка нужно исключить ответную агрессию, отвлечь внимание и т.п. однако при такой стратегии работы снимается то или иное негативное проявление, но не его причины. Другой вид стратегии это причинная стратегия, которая наоборот, предполагает воздействовать на причинную сторону, устранение его факторов и условий, побуждающих ребенка вести себя неадекватно. А в случае с агрессивным поведением это может быть отсутствие любви со стороны родителей или неприятие сверстниками. В данном случае нужно влиять на родителей, изменять их отношение к ребенку, перестраивать отношение сверстников. Успех психологической и коррекционной работы будет обеспечен только при применении обеих стратегий одновременно с приоритетом стратегии причинной. Ликвидировать причины, проводящие к «отклонениями», можно стабилизировать поведение, речь и взаимоотношения ребенка.

      Наиболее распространенными причинами речевых отклонений являются: внутриутробное развитие, родовые травмы, заболевания в первый год жизни, наследственные факторы, неблагоприятная социальная среда и как следствие педагогическая запущенность, нарушение эмоционально волевой сферы. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается воздействию. Большую роль в психокоррекционной работе играет ранняя диагностика. Основным заключением служит обследование на медико — педагогической комиссии, по заключению которого составляется индивидуальный маршрут коррекционной работы. Принципами организации психокоррекцинного процесса является целостное развитие личности. Нельзя убрать тот или иной симптом из целостной личности даже при условии, что понятны его проявления и причины. Необходимо проанализировать его во взаимосвязи со всеми другими проявлениями личности. Даже при выраженной симптоматике, корректировать нужно не отдельное отклонение, а личность в целом. Процесс психокоррекции всегда синтетический и интегрированный. Можно говорить лишь о том, что через какую то отдельную сторону, например, неуверенность в себе, педагог воздействует на личность ребенка в целом. Не мало важный аспект в коррекционной работе является активное участие всех сторон, участвующих в психокоррекции. Путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, добиться желаемого результата. Как только возникает ответная активность со стороны ребенка, коррекционная работа приводит к успеху. Еще одним принципом коррекционной работы с дошкольниками является принцип оптимального сочетания «нормального» развития с личными достижениями. Под нормальностью развития понимается прежде всего соответствие поведения ребенка требованиям деятельности, нормам и правилам взаимоотношений. В дошкольном возрасте должны быть сформированы элементы произвольности, умение оценивать себя достаточно адекватно в конкретных видах деятельности и т.п. ориентация на возрастные нормативы дает возможность обнаружить те или иные «отклонения», принимать соответствующие решения и необходимости осуществления коррекции. Но это не означает, что вся коррекционная работа должна быть направлена только на то, чтобы «подгонять» ребенка к некоему эталону. Главное не норматив, а личностные достижения. Если сегодня ребенок сделал что то лучше чем вчера, и это он осознает, пусть даже не достигнут возрастной норматив, то можно говорить о личностном росте и развитии. Так же этот факт свидетельствует и эффективности всех мер коррекционной работы. Не стоит забывать, что ориентация на зону «ближайшего окружения» играет немало важную роль в работе по данному направлению.

      По Л.С. Выгодскому: « актуального развития» — имеющийся уровень достижений ребенка, то, с чем он справляется самостоятельно без помощи взрослого. Зона «ближайшего окружения» — то, что составляет «завтрашний день» развития ребенка, то, с чем он справляется и чего достигает с помощью других, в частности взрослых, а завтра будет делать самостоятельно. Важно уметь определить эту зону, не зацикливаться на достигнутом и его упрочнении, но и не забегать далеко вперед , предъявляя невыполнимые требования.

      Дефектолог-логопед не устраняет причину дефектов, а занимается коррекцией нарушений произношения. К этому специалисту обращаются при:

      • Дислалии – нарушении произношения звуков, которое наблюдается у детей с нормальным слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата. Ребенок может не выговаривать звук/звуки одной группы (простая дислалия) или несколько звуков из разных групп (сложная дислалия). По происхождению это нарушение может быть физиологическим, функциональным и органическим.
      • Дизартрии — нарушенном произношении звуков, которое провоцирует ограничение подвижности речевого аппарата (наблюдается при поражениях нервной системы). У взрослых такое нарушение не вызывает распада речевой системы, но у детей может спровоцировать общее недоразвитие речи.
      • Заикании – нарушенной ритмичности речи, которая проявляется в частом повторении или растягивании единиц речи (звуки, слоги, слова), а также нерешительностью и частыми остановками в процессе речевой деятельности. Выделяют невротическую и неврозоподобную форму, при которой нарушена моторика в целом. Речевые судороги проявляются или усиливаются при стрессе.
      • Расстройствах речи, которые спровоцированы нарушением слуха. У детей с проблемами слуха недоразвиты все аспекты речи (произношение звуков, запас слов, грамматический строй), так как отсутствует полноценное восприятие речи окружающих на слух.
      • Алалии – недоразвитии или отсутствии речи у детей, которые не страдают нарушениями слуха и имеют первично сохранный интеллект. Связана с повреждением областей больших полушарий мозга, которые отвечают за речь. Повреждения происходят при родах, травмах или инфекционных заболеваниях.
      • Афазии – частичном отсутствии или нарушении уже сформировавшейся речи. Развивается при опухолях, кровоизлияниях и других органических поражениях речевых отделов коры головного мозга. Вид речевых нарушений зависит от области поражения (может наблюдаться сенсорная, динамическая, амнестическая и другие виды афазий).
      • Неправильном прикусе – стоматологическом заболевании, которое влияет на правильность произношения некоторых звуков (шипящие, л, р и др.). Для коррекции прикуса и произношения используют специальные пластинки и логопедические упражнения.
      • Ринолалии – нарушении звукопроизношения, которое проявляется изменением тембра голоса (гнусавость) и развивается при различных дефектах носоглотки. Может быть открытой, закрытой и смешанной.
      • Задержке речевого развития (ЗРР). Проявляется более медленным освоением языковых норм и негативно влияет на развитие психических процессов. Может быть связана с минимальной мозговой дисфункцией, тугоухостью или социальными факторами (педагогическая запущенность или гиперопека).
      • Задержке психоречевого развития (ЗПРР) — комплексном нарушении мышления, речи, памяти, навыков поведения, двигательных функций и эмоций. При таком нарушении любые новые навыки осваиваются с трудом, мыслительный процесс протекает медленно.
      Читайте также:  Какие документы необходимы для оформления договора дарения на квартиру

      Дефектолог не занимается лечением патологий, которые привели к возникновению дефектов, а помогает их компенсировать и корректировать. Длительность и частота занятий подбирается индивидуально, занятия проводятся в непринужденной, игровой форме.

      Для коррекции дефектов может использоваться:

      • Томатис-терапия, при которой используется запрограммированное воздействие звуковыми волнами (стимулирует развитие речи, повышает обучаемость, память и т.д.);
      • песочная терапия, позволяющая корректировать эмоциональное состояние, развивать моторику, устранить заикание и др.;
      • общение при помощи карточек при наличии расстройств аутического спектра;
      • упражнения, помогающие развивать познавательные способности;
      • упражнения, развивающие мелкую моторику или различные виды мышления и т.д.

      Для устранения дефектов речи и письма подбираются индивидуальные упражнения, выполнение которых также повышает концентрацию внимания и улучшает память.

      При неправильном прикусе проводятся упражнения для коррекции прикуса – «Улыбка», «Рыбка», «Трубочка» и т.д. Каждое положение челюстей фиксируется на 5-10 секунд и повторяется не менее 10 раз.

      При необходимости ребенок направляется к детскому психологу, а для родителей проводится консультация семейного психолога с целью коррекции стиля воспитания.

      Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.

      Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.

      Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?

      Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.

      Дефектология делится на несколько отраслей:

      • логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);
      • олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушений — умственной отсталости, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)
      • тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и вторичных нарушений развития);
      • сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).

      В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

      Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

      • логопедические проблемы;
      • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
      • задержка в развитии;
      • расстройства поведения;
      • прочие проблемы.

      Когда нужно обратиться к дефектологу

      На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.

      Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.

      Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.

      Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.

      Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.

      Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.

      Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.

      Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.

      Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:

      • в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
      • в год не «лепечет»;
      • в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
      • в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
      • в 5 лет не составляет предложения;
      • заикается;
      • отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
      • имеет заболевания психики, нервной системы;
      • имеет болезни слуха или зрения.

      Диагностика и лечение

      Работа специалиста начинается с консультации.

      От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.

      На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.

      Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.

      Затем составляется индивидуальная программа коррекции.

      Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.

      Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.

      Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.


      Похожие записи:


      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *