Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Представители государственной структуры выполняют доначисление по итогам установления верности назначения цен по сделкам. Доначисление выполняется только тогда, когда цена сделки отклоняется от расценок на рынке более чем на 20%.

Как оплатить доначисленные налоги

Рассмотрим пример уплаты доначисленных налогов, если они начислены в ходе выездной проверки. Необходимо составить платежное поручение на перечисление налогов. Заполняется оно на основании Приложения №2 к Приказу Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. В частности, плательщику нужно правильно заполнять поля:

  • В поле 104 нужно прописать код бюджетной классификации. Коды утверждены Приказом Минфина №150н от 30 декабря 2009 года. Если это поручение на уплату налогов, нужно указать код 182 1 01 01011 01 1000 110.
  • В поле 106 нужно указать основание платежа.
  • В поле 107 указывается периодичность оплаты налога.
  • В полях 108 и 109 прописываются реквизиты документа, на основании которого совершается платеж.
  • В поле 110 указывается вид платежа. Если это перечисление налога, нужно прописать «НС».

Нужно помнить, что обязанность плательщика – это не только уплата доначисленного налога, но и отражение операций в учете.

Что нужно запомнить о налоговых проверках

Если к вам пришли с налоговой проверкой, будьте проактивны и не пускайте процесс на самотек. Это поможет вам эффективно обжаловать решение налоговой и даже отменить его и следующие из него доначисления и штрафы.

  1. Проверяйте план выездных проверок на текущий год, чтобы заранее подготовиться к ней.
  2. Участвуйте в проводимых контрольных мероприятиях.
  3. Назначайте ответственного сотрудника, чтобы инспектор не дергал всю бухгалтерию. Если проверка проходит на территории компании, выделяйте отдельный кабинет или помещение.
  4. Обучайте сотрудников правилам поведения при проверке.
  5. Передавайте документы строго по описи. Контролируйте процесс сбора материалов и доказательств проверки.
  6. Выявляйте и фиксируйте нарушения в проведении проверки. Подавайте жалобы.
  7. Сохраняйте спокойствие.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Читайте также:  Субсидия госслужащим на покупку жилья в 2023 году

Пени по акту проверки

Как видим, процедура оформления результатов выездной налоговой проверки может быть достаточно продолжительной. При этом, пока организация не внесет в бюджет налоги, начисленные в результате проверки, на неуплаченные суммы будут начисляться пени. Напомним, что согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со дня, следующего за сроком его уплаты. При этом процентная ставка пеней принимается равной 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату начисления пеней.

Примечание. Пени — это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Налоговым кодексом.

По мере оформления результатов выездной налоговой проверки суммы начисленных пеней в документах указываются в следующем порядке:

  • в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения — на дату принятия решения;
  • в требовании на уплату налогов, пеней и штрафов — на дату составления требования.

Таким образом, суммы пеней постепенно увеличиваются на каждом этапе оформления результатов выездной налоговой проверки. В частности, при уплате налогов на основании требования пени могут быть начислены за 179 календарных дней, считая со дня, следующего за днем составления справки об окончании выездной налоговой проверки, если налоговый орган будет оформлять ее результаты в максимально допустимые сроки (табл. 1 на с. 48).

Таблица 2. Суммы налогов, пеней и штрафов, начисленные по результатам выездной проверки ООО «Авангард»

(руб.)

 Вид налога 
Сумма налога
 Пени 
Штраф (20% от суммы налога)
Налог на прибыль 
 76 000 
 7 208,59 
 15 200 
НДС 
 47 960 
 2 435,96 
 9 592 
Транспортный налог
 2 244 
 163,55 
 449 
Итого 
 126 204 
 9 808,1 
 25 241 

ООО «Авангард» решило уплатить налоги, пени и штрафы, начисленные по акту проверки, 5 октября 2010 г., то есть на 27 календарных дней раньше, чем вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

В 2017 году организация попала под выездную налоговую проверку, в результате которой было обнаружено, что в 2016 году компания сотрудничала с несуществующими контрагентами. В итоге произошло уменьшение суммы, уплаченной за товар на 100 000 рублей. В соответствии с этим произошло доначисление налога на прибыль на 20 000 рублей. Помимо этого, по результатам проверки было обнаружено завышение амортизации на 10 000 рублей. В связи с этим также произошло доначисление налога на прибыль на сумму 2 000 рублей.

Проводки в этом случае будут следующими:

Хозяйственная операция Проводки
Доначисление налога (на основании акта выездной проверки) Д99 (субсчет «Убытки предыдущих периодов») К68
Отражение прибыли предыдущего периода, обнаруженной в текущем периоде Д02 К91
Начисление условного расхода Д99 К68
Отражение ПНА Д68 К99 (субсчет «ПНА»)
Доначисление налога за прошедший налоговый период Д99 К68

В 2020 году организация попала под выездную налоговую проверку, в результате которой было обнаружено, что в 2020 году компания сотрудничала с несуществующими контрагентами. В итоге произошло уменьшение суммы, уплаченной за товар на 100 000 рублей. В соответствии с этим произошло доначисление налога на прибыль на 20 000 рублей. Помимо этого, по результатам проверки было обнаружено завышение амортизации на 10 000 рублей. В связи с этим также произошло доначисление налога на прибыль на сумму 2 000 рублей.

Проводки в этом случае будут следующими:

Хозяйственная операция Проводки
Доначисление налога (на основании акта выездной проверки) Д99 (субсчет «Убытки предыдущих периодов») К68
Отражение прибыли предыдущего периода, обнаруженной в текущем периоде Д02 К91
Начисление условного расхода Д99 К68
Отражение ПНА Д68 К99 (субсчет «ПНА»)
Доначисление налога за прошедший налоговый период Д99 К68

Доначисления по выездной проверке: как отразить в бухучете

В организации прошла выездная налоговая проверка. Доначислены НДС, НДФЛ, налог на прибыль, штрафы и пени. Решение вынесено 15.04.2016. Организация оспаривала данное решение, в том числе в судах всех инстанций. Последнее решение суда вынесено 23.01.2017 (в пользу налоговой инспекции), суммы доначислений оставили в полном объеме. Как правильно отразить в бухгалтерском учете доначисления, на какую дату, какие проводки нужно сформировать?

Читайте также:  Что такое судебный приказ и как его отменить

Решение по выездной налоговой проверке подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). А вступает в силу такое решение по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ). При подаче апелляционной жалобы в вышестоящие налоговые органы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке).

В арбитражном суде рассматриваются уже вступившие в силу решения по проверке.

Таким образом, по нашему мнению, вы должны отразить в бухгалтерском учете доначисления налогов, штрафов и пеней, на дату утверждения решения по итогам проверки вышестоящим налоговым органом.

Формируемые проводки:

1. Доначисление НДС.

Если в части начисления НДС ваша ошибка заключалась:

  • в недоначислении сумм налога, то доначисление этого налога фиксируется проводкой:

Дебет 91.02 Кредит 68.02

– доначислен НДС.

  • в принятии к вычету излишних сумм налога, то формируются проводки:

Когда доначисление налогов является правомерным?

Далеко не всегда, если налоговая доначислила налог на прибыль, стоит сразу начинать спор и пытаться обжаловать такое решение. В большинстве случаев налоговый инспектор прав, и доначисление налогов действительно «заслуженное» – были допущены те или иные ошибки или нарушения налогового законодательства. Вот примеры ситуаций, когда постановление о доначислении налоговых платежей полностью правомерно и обосновано:

  • у компании есть скрытые доходы, которые не отображены в декларации – если в процессе проверки выясняется, что налогоплательщик за отчетный период получил больше доходов, чем это указано в его отчетных документах, это серьёзное нарушение, которое влечет за собой не только доначисление налогов, но и другие санкции (чаще всего речь о штрафе). В таких случаях сумма доначисленных налогов обычно равна той разнице, которую недополучил бюджет из-за подобных действий налогоплательщика, с дополнительными взысканиями за сам факт сокрытия доходов и попытки уклонения от уплаты налогов;
  • при расчете налогов, которые компания должна уплатить в бюджет, были допущены ошибки – каждый бухгалтер – это живой человек, и он может ошибиться в расчетах, не учесть какой-то коэффициент или дополнительную налоговую ставку, пропустить обновление законодательства и рассчитать налоги по старым нормам и т. д. И хотя подобные нарушения чаще всего не являются умышленными, если их находят во время проверки, следствием может стать доначисление налогов на ту сумму, которую недополучил бюджет в результате ошибок налогоплательщика. Дополнительные санкции в подобных ситуациях применяются редко, кроме случаев, когда ошибки не похожи на неумышленные и могут быть попыткой уклонения от уплаты налогов;
  • сотрудники компании оформлены не по трудовому законодательству – нередко компании с целью «оптимизации» налогов оформляют сотрудников как индивидуальных предпринимателей или по кратковременному трудовому договору вместо полноценного оформления в штат. Если в процессе проверки выяснится, что на самом деле такие работники являются постоянными сотрудниками компании, а такое оформление вызвано исключительно желанием платить меньше налогов, это неминуемо приведет к санкциям, в числе которых – доначисления налогов и штрафы. Но тут нужно учесть, что само по себе сотрудничество между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не запрещено, и налоговикам придется доказывать, что речь идет именно о фиктивных договорах, которые заменяют собой полноценное оформление в штат;
  • крупное предприятие было раздроблено на несколько мелких – реорганизации регулярно проводятся в компаниях любого уровня, но иногда такие действия носят фиктивный характер: крупная организация разбивается на несколько юридических лиц поменьше, чтобы снизить налоговое бремя (небольшие компании могут обслуживаться на упрощенной системе налогообложения вместо обычной). Если налоговая выявит, что изменения в структуре предприятия были вызваны исключительно желанием уменьшить размер уплачиваемых в бюджет налогов, обязательным последствием станет доначисление налоговых платежей и штрафы.

Как видно, многие налоговые нарушения, как умышленные, так и ставшие результатом ошибок, могут привести к тому, что по итогам проверки компании будут начислены дополнительные налоги. Что делать в случае, если вы не согласны с подобным решением, мы расскажем ниже.

Как ещё можно обезопасить документы? Интересный трюк

Любая компания может заключить с адвокатом договор на организацию аудиторских услуг. Договор заключается, конечно, до даты получения компанией решения о выездной проверке. Ну, вы поняли.

Что это за организация аудита? Компания передаёт адвокату первичные документы, чтобы он оценил правовые риски, полноту документов, правильность их оформления и т.д. То есть физически документы теперь не в офисе компании, а у адвоката.

А адвокат может прийти к мнению, что к изучению документов надо привлечь специальную аудиторскую компанию и передаёт документы уже ей.

Читайте также:  Документы, которые нужны для продажи дачи с землей в 2023 году

Когда приходит выездная проверка и требует документы, директор проверяемой компании разводит руками «ребята, мы бы вам документы отдали, но их у нас фактически нет — адвокату для организации аудита отдали. Но мы сейчас, конечно, адвокату напишем, чтобы он документы поскорее нам отдал обратно. А название аудиторской конторы не знаем, вся информация у адвоката».

Пишут адвокату, чтобы тот отдал документы обратно. Компания в этой ситуации не виновата в том, что не передаёт документы инспекторам по требованию — у неё просто этих документов нет.

Адвокат ссылается, что часть документов он уже передал в аудиторскую компанию, но ту часть документов, которая у него фактически есть, отдаёт. Компания передаёт их инспекторам.

После этого адвокат обращается в аудиторскую компанию, чтобы она вернула ему остальные документы. Она возвращает.

Но всё это требует времени и позволяет выдавать документы налоговой инспекции порциями, дозированно, оценив все риски. Некоторые документы при всех этих перевозках-передачах могут потеряться, и в дальнейшем восстанавливаться.

Инспекция может язвительно спросить: «ну и где же ваше аудиторское заключение, ради которого документы увозились из компании?». В таком случае адвокат, как правило, отвечает, что у аудиторской компании не было достаточного количества документов, ведь их пришлось в срочном порядке возвращать по требованию инспекции. Раз документов недостаточно, то и сделать аудиторское заключение не получилось. Вот вам и выигрыш 2-3 месяцев на подготовку документов для инспекции.

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением


Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления. Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы. Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Заранее проведенный независимый аудит минимизирует налоговые риски и позволит в случае необходимости выстроить надежную защиту в налоговых или судебных инстанциях.

Организация вправе принять решение не потакать проверяющим. Ведь в действительности их требования, мягко говоря, не адекватны. И почему налогоплательщик, который грамотно ведет учет и платит налоги, должен расплачиваться за ошибки, которых он не совершал? То, что пугают проверками управления, — на всех управы не хватит. В большинстве случаев контрольная проверка не проводится вовсе. Инспектор просто пытается вас заранее запугать, и понятно, ведь его за недобор нарушений никто по голове не погладит, вот он и старается застращать. Вам же следует принять к сведению возможность повторной проверки и заранее подготовиться — как говорится, предупрежден значит вооружен. Проблемы нужно решать по мере их поступления, поэтому сейчас ваша задача не помогать проверяющим в сборе нарушений. В связи с этим следует разъяснить проверяющим, что вы законопослушный налогоплательщик и действуете в рамках Налогового кодекса, что и им желаете.

Заставить или оштрафовать за данный отказ организацию не получится. Действия проверяющих можно предугадать наперед: попытаются вас взять на испуг либо насобирают заведомо проигрышных для них нарушений и составят акт выездной проверки. Или идеальный вариант — отразят только те нарушения, которые им удалось найти. В любом из случаев организация вправе представить возражения на акт или после выставления решения о привлечении к ответственности обратиться в суд.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *