Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2023 году

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

Обязательно ли устанавливать счетчики электроэнергии

Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.

Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.

Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.

Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.

Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.

Социальная норма потребления электроэнергии: что это и чем отличается от нормативов

Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.

Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.

Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.

О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.

Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.

Что выгоднее: со счётчиком или без него

Практика показывает, что значительную экономию затрат на электроэнергию приносит установка электросчётчиков. В расчётах без счётчика заложен большой запас сверхнормативного потребления электричества.

Если в квартире нет счётчика, то хозяину жилья МКД нужно обратиться в энергоснабжающую компанию, о чём заключают соответствующий договор. Собственник квартиры может сам приобрести электросчётчик или воспользоваться услугами поставщика электроэнергии.

Приобретённая модель прибора учёта должна быть сертифицирована заводом-изготовителем, что подтверждается сопроводительной документацией – паспортом на изделие. После обращения в управляющую компанию с заявлением об установке прибора учёта расхода электрического тока принимается решение о вызове электрика.

Перед установкой гасится задолженность по оплате за электричество. Новый счётчик имеет нулевые показания. Если какие-то данные есть на табло, то это отмечается в специальном документе.

Социальная норма потребления электроэнергии в 2022 году

  • Социальная норма не ограничивает потребление электричества

  • Электроэнергия в пределах соцнормы оплачивается по сниженному тарифу

  • Величина социальной нормы устанавливается с учетом общедомовых нужд

  • При наличии дифференцированного по зонам суток прибора учета применяется пропорционально фактическому потреблению по зонам суток

  • Неиспользованный остаток на следующий период не переходит

  • Применяется при наличии приборов учета (кроме случаев, когда техническая возможность установки прибор учета отсутствует)

  • При выявлении безучетного потребления – не применяется

  • В случае выхода из строя прибора учета – применяется к объему, определенному в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг

Сейчас норма расхода электричества определяется каждым регионом самостоятельно.

Этот показатель ранее был введен только в некоторых регионах РФ. Сейчас он используется по всей территории России.

Так, например в Москве норма потребления электричества на человека в месяц, при условии использования газовой плиты, равна 80 кВт.ч., Санкт-Петербурге — 78 кВт.ч., в Пермском крае — 50 кВт.ч., в Нижегородской области — 50 кВт.ч.

Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.

Наименование населенного пункта Норма расхода, кВт
газовая плита электроплита
Санкт-Петербург 78 111
Забайкалье 65 96
Новосибирск 156 213
Владимирская область 50 90
Пермь 185 263
Ростовская область 96 156

Стоит обратить внимание: установленные параметры меньше социальной нормы. Это делается для того, чтобы россияне имели мотивацию экономить свет.

В Москве закреплены особые нормативы энергопотребления: 50 кВт/час на человека в домовладениях, где имеются газовые печки, и 80 кВт для жилья с электроплитами.

Для Московской области эти значения будут 94 и 144 кВт/час, соответственно.

Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

Обозначенные тарифы предназначены для вычисления стоимости оплаты потребленной эл. энергии согласно показаниям счетчиков. Действие тарифов делятся на два полугодия: 1 полугодие начинается с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г., а 2 полугодие с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г.

Размер тарифов указан с учетом НДС, в качестве единицы измерения используется руб/кВт*ч.

с 01.01.2022 по 30.06.2022 с 01.07.2022 по 31.12.2022
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
Круглосуточно 4,72
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами
Круглосуточно 3,31
3. Потребители, приравненные к сельскому населению
Круглосуточно 3,31
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан
Круглосуточно 3,31
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации
Круглосуточно 4,72
6. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи)
Круглосуточно 4,72
Читайте также:  Должностная инструкция уборщицы

Нормативы на ОДН по электроэнергии в регионах РФ

Размер норматива зависит от качества электротехнического оборудования дома, его этажности. Нормативы в каждом регионе России устанавливают местные органы власти. Они представляют единичную величину на 1 м2 площади, относящуюся к помещениям коммунального назначения и придомовой территории.

Новыми правилами расчёта ОДНЭ практически исключается самовольное повышение размера оплаты по этой статье расходов. Ранее УК сама производила платежи энергоснабжающей компании, теперь расходы на ОДНЭ несут владельцы квартир по специальной строке в квитанции. Расчёт этой статьи расходов основан на нормативе, принятом региональной государственной администрацией.

Единого норматива на ОДНЭ для МКД по стране не существует. В разных территориальных образованиях РФ показатели сильно различаются. Чтобы посчитать ОДН, нужно учитывать ряд факторов:

  • количество этажей МКД;
  • наличие или отсутствие лифта, домового электрокотла, насосов, освещения придомовой территории и пр.;
  • установлен или нет ОДПУ (общедомовые приборы учёта);
  • местный тариф на ОДНЭ.

Исходя из этих данных, формируется норматив, на основании которого производятся начисления ОДНЭ в квитанции. С начала 2019 года за ОДН по электроэнергии платят по региональным нормативам. Теперь, если расход электричества меньше норматива, то плату вносят по факту потребления. Ниже приведена таблица нормативов в некоторых областях и республиках России, установленных местными органами власти с 01.01. 2019 г.

Таблица нормативов на ОДНЭ

Области Норматив ОДН, кВт/ч на 1 м2 в месяц
МКД без лифта МКД с лифтом
Московская (Москва) 2,88 0,61
Ленинградская (Санкт-Петербург) 1,66 0,42
Нижегородская (Н. Новгород) 1,6 0,39
Свердловская (Екатеринбург) 4,16 1,96
Саратовская (Саратов) 2,44 1,82
Новосибирская (Новосибирск) 0,973 0,728
Липецкая 1,24 0,37
Ростовская (Ростов-на-Дону) 2,24 0,55
Ярославская (Ярославль) 1,01 0,646
Республика Крым (Симферополь) 0,58 0,21
Краснодарский край (Краснодар) 1,412 0,322
Республика Башкорстан (Уфа) 0,791 0,295
Республика Адыгея (Майкоп) 1,357 0,315

Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2022 году

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

Действующие нормы для многоквартирных домов

На примере Алтайского края можно посмотреть, как выглядят действующие нормативы по водоснабжению и водоотведению в многоквартирных домах с июня-июля 2021 года.

№ п/п Благоустройство Этажность Нормативы потребления водоснабжения, кубометр на человека в месяц Нормативы по водоотведению, кубометр на человека в месяц
ХВС ГВС
1 Многоквартирные дома с централизованной системой ГВС, ХВС и водоотведением 1 — 3 2,69 1,73 4,42
4 — 9 2,74 1,77 4,51
10 и более 2,66 1,70 4,36
2 Общежития с централизованной системой ГВС, ХВС и водоотведением 2 — 9 3,52 1,92 5,44
3 Многоквартирные дома с централизованной системой ХВС и водоотведением 1 — 3 2,49 2,49
4 — 9 2,78 2,78
4 Многоквартирные дома с централизованной системой ХВС без водоотведения 1 — 3 1,97

Точно такие таблицы и новые нормативы на ОДН потребители могут самостоятельно посмотреть на сайтах региональной администрации и поставщиков услуг, включая не только воду, но и тепло, электричество. Какой бы ни была жилплощадь, все нюансы заведомо учтены. Правила расчётов же касаются абсолютно всех недвижимых объектов независимо от территориального их расположения.

Что означает ОДН по электроэнергии

Затраты по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДНЭ) состоят из нескольких факторов. Это освещение придомовой территории, лестничных площадок, обслуживание лифтового хозяйства и прочее. Всё это в общей сумме для МКД составляет немалые затраты.

Какие нормативы потребления электроэнергии на ОДН применяются для расчётов с энергопоставляющей компанией? От того, как построена система начислений платежей, зависит справедливое перераспределение расходов за электричество между владельцами квартир.

Ранее управляющие компании (УК) многоквартирных домов рассчитывались по ОДН средствами, аккумулированными путём вычитания сумм из коммунальных платежей хозяев жилья. Проконтролировать правильность начислений ОДН каждому собственнику практически было невозможно. Этим пользовались недобросовестные администраторы управляющей организации, совершая махинации с денежными средствами.

С 2019 года были введены новые нормативы ОДН по электроэнергии. Они были определены расчётным путём, наиболее приближённым к реальному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды.

Статьи нового ФЗ (Федерального закона) выводят из оборота мошеннические схемы, с помощью которых производилось необоснованное повышение затрат на ОДН по электроэнергии, в отличие от реальных. Производились изъятия денежных средств из сумм платежей жильцов не только в городе, но и в крупных населённых пунктах на всей территории РФ. Нововведения заставили управляющие администрации считаться со строгими правилами учёта, контроля и экономии электричества.

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ (ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА) И ЖИЛЫХ ДОМОВ

Исключены. — Приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 08.04.2015 N 11/1.

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ (ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА) И ЖИЛЫХ ДОМОВ СО СТАЦИОНАРНЫМИ ЭЛЕКТРОПЛИТАМИ

Исключены. — Приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 08.04.2015 N 11/1.

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ (ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА) И ЖИЛЫХ ДОМОВ С ЭЛЕКТРОВОДОНАГРЕВАТЕЛЯМИ

Исключены — Приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 08.04.2015 N 11/1.

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ

Исключены. — Приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 08.04.2015 N 11/1.

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И НАДВОРНЫХ ПОСТРОЕК

Исключены. — Приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 08.04.2015 N 11/1.

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ (ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА) И ЖИЛЫХ ДОМОВ

(введены приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 08.04.2015 N 11/1)

Приводимые ниже тарифы (цены) на электроэнергию в Волгограде и Волгоградской области действуют с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168; 2013, N 16, ст. 1972; 2015, N 9, ст. 1316; 2016, N 27, ст. 4501; 2017, N 2, ст. 338; N 11, ст. 1557; 2019, N 1, ст. 4; N 9, ст. 841; N 21, ст. 2590).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Общедомовые нужды: платим по-новому

При этом последняя уже не сможет проявлять самодеятельность при расчёте сумм, подлежащих оплате жильцами дома. Субсидии предоставляются не более чем четырем организациям, набравшим наибольшее количество баллов. Размер субсидии — 50 тысяч рублей за один проект.

То есть заработать на новых правилах оплаты ОДН решили чуть более 1 процента управляющих организаций — и в основном во Владимире. В районах плата за ОДН для граждан даже уменьшилась. Особо алчных уже призвали к порядку, и февральские квитанции придут с перерасчетом. С нового года в квитанциях россиян появилась новая жилищная услуга — общедомовые нужды, плату за которую ограничили жесткими нормативами.

Но практика показала, что объем потребляемых собственниками помещений ресурсов резко отличается от данных, которые ресурсоснабжающие организации фиксировали по своим приборам учета. Получалась ситуация когда значительная часть выработанных и поставленных потребителю ресурсов оказывалась неоплаченной. Управляющие компании не хотели, а в большинстве случаев не могли, по финансовым соображениям, отнести неучтенные по приборам учета или рассчитанную на основании нормативов потребления часть полученных но не оплаченных ресурсов на свой счет.

Читайте также:  Дарение доли квартиры близкому родственнику в 2023 году

Об этом сообщает «Российская газета». К примеру, возьмём пятиэтажку с общей площадью жилых и нежилых помещений 6 кв. Плата за электроэнергию на ОДН за однокомнатную квартиру площадью 30 кв. Новый порядок расчётов для жильцов, по идее, должен быть выгоден. Нормативы в большинстве случаев в разы ниже того, что в Воронеже жильцы платили за ОДН по показаниям общедомовых счётчиков. А вот управляющие компании оказались в незавидном положении. В случае если жильцы дома считают, что размер общедомовых расходов завышен, необходимо обратиться с коллективной жалобой в контролирующие органы — Жилищную инспекцию, Прокуратуру, Роспотребнадзор, Комитет потребительского рынка и защиты прав потребителей, с требованием провести проверку по данным фактам, а при выявлении нарушений привлечь виновных лиц к ответственности.

Затраты по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДНЭ) состоят из нескольких факторов. Это освещение придомовой территории, лестничных площадок, обслуживание лифтового хозяйства и прочее. Всё это в общей сумме для МКД составляет немалые затраты.

Какие нормативы потребления электроэнергии на ОДН применяются для расчётов с энергопоставляющей компанией? От того, как построена система начислений платежей, зависит справедливое перераспределение расходов за электричество между владельцами квартир.

Ранее управляющие компании (УК) многоквартирных домов рассчитывались по ОДН средствами, аккумулированными путём вычитания сумм из коммунальных платежей хозяев жилья. Проконтролировать правильность начислений ОДН каждому собственнику практически было невозможно. Этим пользовались недобросовестные администраторы управляющей организации, совершая махинации с денежными средствами.

С 2019 года были введены новые нормативы ОДН по электроэнергии. Они были определены расчётным путём, наиболее приближённым к реальному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды.

Статьи нового ФЗ (Федерального закона) выводят из оборота мошеннические схемы, с помощью которых производилось необоснованное повышение затрат на ОДН по электроэнергии, в отличие от реальных. Производились изъятия денежных средств из сумм платежей жильцов не только в городе, но и в крупных населённых пунктах на всей территории РФ. Нововведения заставили управляющие администрации считаться со строгими правилами учёта, контроля и экономии электричества.

Потерями электроэнергии в сетях считают разницу между входящим объёмом электрического тока и его учтённым потреблением внутри дома. Потери ложатся дополнительной оплатой на ОДН по электроэнергии. Причины, вызывающие внутридомовую утечку тока:

  1. Неправильный подбор сечения проводов вызывает тепловые потери электроэнергии в жилах электропроводки.
  2. Некачественно собранные контактные группы рубильников, ламповых патронов, выключателей, розеток и пр.
  3. Эксплуатация старой электротехники.

Снизить потери в сетях можно только заменой старой электропроводки на новые провода, сечение которых соответствуют нагрузке, а также сменой изношенного электрооборудования на более современные приборы.

Владельцев жилья в МКД зачастую интересует, как рассчитать ОДН самостоятельно. Расчёт производится просто. За основу берут общую площадь МКД, включая помещения коммунального пользования и квартиры. В расчёт вводят установленный тариф конкретного региона. В расчёт принимают показания ОДПУ и индивидуальных электросчётчиков.

Если в МКД общедомовой счётчик отсутствует, то подсчёт производится по другому варианту. Ниже приведены примеры расчётов ОДН по электроэнергии.

Существуют две формулы подсчёта, как платить за ОДН по электроэнергии. Одна из них – это вариант, как рассчитывается ОДН без общедомового счётчика электроэнергии.

Рассчитывают объём потраченной энергии на ОДН без счётчика по формуле:

Viодн = N одн х Sои (Si/Sоб),

где:

  • N одн – норма потребления, установленная местной властью;
  • Sои – коммунальная площадь;
  • Si – площадь квартиры;
  • Sоб – вся площадь дома.

УК, рассчитавшая объём энергии, перемножает его на тариф.

Вторая формула расчёта ОДН по электроэнергии основана на показаниях общедомового прибора учёта расхода электроэнергии:

Vi = (V д – V неж – V жил б – V жил – V кр),

где:

  • V д – показания общедомового счётчика;
  • V неж – расход электричества в коммунальных помещениях;
  • V жил б – расход в квартирах без электросчётчика:
  • V жил – то же со счётчиком;
  • V кр – расход электричества на дополнительные услуги.

Важно! Нужно ли устанавливать общедомовой прибор учёта электроэнергии, покажет сравнительный анализ затрат на ОДН по электроэнергии при его наличии или отсутствии. Результат всегда будет в пользу установки общедомового прибора учёта.

Отрицательная величина ОДН за электроэнергию складывается в том случае, если общедомовой счётчик зафиксирует потреблённый объём электричества меньше суммированных показаний квартирных приборов учёта. Это происходит по причине отсутствия электросчётчиков у нескольких владельцев жилья, которые оплачивают ОДНЭ по нормативу.

Отрицательный баланс электропоставляющая компания гасит перерасчётом, отталкиваясь от количества жильцов или общей площади каждой квартиры. Эта система расчёта ОДН по электроэнергии утверждена статьёй № 354 Постановления Правительства.

За месяц разница между данными ОДПУ и всех электросчётчиков МКД составила 150 кВт/час. Количество жильцов составляет 200 человек. Разницу распределяют на 1 человека: 150/200 = 0,75 кВт/ч. Полученный результат умножают на количество жильцов каждой квартиры. Если в ней проживают 3 человека, а потребление электричества на текущий момент составило 150 кВт/ч, то в зачёт пойдёт 150: (0,75 х 3) = 147,75 кВт/ч.

Жильцы МКД не хотят переплачивать за поддержание общественного имущества в пригодном для эксплуатации состоянии и стремятся знать, из чего складываются суммы платежей в их квитанциях за услуги ЖКХ.

Хотя нормативы потребления электроэнергии на общественные нужды в многоквартирных домах регионов страны существенно отличаются, правила начисления ОДН по электроэнергии абсолютно идентичны.

При проведении расчетов учитываются следующие факторы:

  • отсутствие или наличие общедомового счетчика;
  • размер утвержденных региональными властями нормативов потребления электричества на общественные нужды в МКД;
  • тарифы, по которым следует оплачивать данный энергоресурс.

Для того чтобы удостовериться в правильности сумм, представленных к оплате, нужно понимать, как начисляется электроэнергия на общедомовые нужды и каковы численные выражения участвующих в расчетах нормативов и тарифов.

Если многоквартирный дом оборудован специальными приборами учета потребления, то оплата за электричество за места общего пользования рассчитывается с учетом:

  • всех общих площадей МКД;
  • жилых площадей;
  • применяемого в конкретном регионе тарифа на электроэнергию.

При наличии общедомового ОДПУ и индивидуальных счетчиков электричества во всех квартирах или в большинстве из них, применяют следующую формулу:

Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об).

Чтобы понять, что подразумевается под этими обозначениями и как рассчитывается электроэнергия на общедомовые нужды на квартиру, стоит учесть, что в данных вычислениях:

  • V об — данные с общего прибора учета;
  • Vu неж — величина электроэнергии, потраченной в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н — электричество, использованное жильцами квартиры без индивидуального счетчика;
  • Vw жил.п — потребление жителями квартиры, оборудованной ИПУ;
  • V кр — показатель энергии, которую исполнитель коммунальных услуг задействовал для обеспечения горячего водоснабжения и отопления строений без централизованного предоставления подобных ресурсов;
  • Si — площадь конкретной квартиры;
  • S об — общая площадь всех квартир в доме.

Хотя алгоритм расчета ОДН по электричеству довольно прост, часто фактический размер начисления ОДН бывает завышен. Нормативы допускают некоторое превышение этой суммы в пределах нескольких процентов от общего расхода ресурса, но иногда его объем достигает 30%.

Чтобы сократить этот показатель, нужно системно устранить слабые звенья, которые приводят к потерям ресурса и нецелевым расходам. Рассмотрим в примерах, что можно отнести к этим негативным факторам:

  • неисправность индивидуальных приборов учета;
  • некачественная система общедомовой проводки;
  • несанкционированные подключения;
  • недобросовестность жильцов и так далее.

Устранив эти недостатки, УК оптимизирует расход и, соответственно, минимизирует размер оплаты на ОДН за электричество.

Реформа ОДН предотвращает такие траты, помогает выявить слабые места и помочь контролировать расходы самим жильцам. Собственники квартир могут расценивать нововведения как первый шаг к оптимальному использованию ресурсов дома.

Данная величина может меняться. Существует несколько факторов, которые оказывают существенное влияние на ее формирование, такие как время года, регион страны, а также не может превышать показатели, указанные в нормативных актах.

С 1 июля 2021 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2021 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2021 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2021 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50 процентов!

Читайте также:  СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

1. Если не установлены приборы учета при наличии технической возможности.
2. Если в течение 3 месяцев не восстановлен вышедший из строя прибор учета.
3. Если срок эксплуатации прибора учета истек более 3 месяцев назад.
4. По истечении 3 расчетных периодов при недопуске 2 и более раз исполнителя коммунальной услуги для проверки приборов учета.

Когда повышающий коэффициент не применяется

Сложнее всех в этой ситуации было коммунальным службам. Они как бы знают о наличии законодательных документов о повышающем коэффициенте, а чиновники не рассчитывают нормативы. Граждане бездумно расходуют ресурсы, проводя заниженные оплаты, а применить к ним наказание коммунальщики не могут.

Когда вышло постановление о правилах предоставления коммунальных услуг, уже тогда одним из дополнительных пунктов была рекомендация направлять те средства, которые можно получить как разницу по оплате с применением повышающего коэффициента, на различные мероприятия по сбережению энергии и улучшению энергоэффективности.

Vкр — объем электрической энергии, использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению;

Расчет объема (количества) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение

Постановлением Правительства Хабаровского края № 174пр от 28.06.2021г. утвержден норматив потребления электроэнергии на ОДН. Одним из показателей расчета объема потребленной электроэнергии на общедомовые нужды является площадь мест общего пользования: лестничные клетки и подвал.
На каком основании площади лестничных клеток и площади подвалов приняты как равнозначные, и не учитывается, что расход электроэнергии на освещение лестничных клеток происходит в течение дня, а освещение подвала всего 2-3 часа в месяц в период выполнения работ Управляющей компании.
Кроме того, используемая электроэнергия в подвале, должна входить в себестоимость работ, услуг, выполняемых управляющей компанией в подвале (сварка и ремонт труб и т.д.), согласно Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (утв. постановлением Госстроя РФ от 23 февраля 2021 г. N 9). Что и подтверждается формулировкой пунктов данной методики:
Пункт 1.3. Себестоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на их производство и реализацию.
Пункт 1.7. Настоящая Методика разработана для организаций различных видов деятельности жилищно-коммунального хозяйства: эксплуатации жилищного фонда, водоснабжения и водоотведения (с очисткой стоков), теплоснабжения, электроснабжения, санитарной очистки городов, гостиничного, банного, прачечного хозяйств и прочих видов услуг с учетом специфики производства и реализации услуг в каждого из них.
Но самое главное: в приложении Постановления № 354 указан состав площадей общедомового имущества по холодной воде, по коммунальной услуге на электроэнергию данная формулировка по составу площадей отсутствует. В Жилищном кодексе есть перечень общедомового имущества, но касается он только обслуживания дома.
Письмо Министерства регионального развития РФ от 22 Ноября 2021 г. N 29433-ВК/19 «О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади……» содержит следующую формулировку «…..При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды». То есть для расчета ОДН на воду и ОДН на электроэнергию должен соблюдаться одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома. Но почему то, например по нашему дому, применяется по воде на ОДН площадь всего 244,3м2, по электроэнергии на ОДН площадь составляет 910,1 м2,
Укажите конкретный нормативный документ, по которому при расчете платы за электроэнергию на ОДН площадь подвалов входит в состав общедомового имущества.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Действующее правительство стремится заставить граждан установить в квартирах индивидуальные приборы учета. Они позволяют посчитать фактически затраты ресурсов, без учета существующих нормативов, определяемых на основе усредненных данных.

Владельцы квартир, будут платить лишь по счетчикам, что поможет им избежать переплаты за ресурсы.
К сожалению, но граждане не всегда охотно идут на встречу местным властям и устанавливают счетчики. В основном это связано с необходимостью траты ден��г на приобретение приборов и их монтаж.

Чтобы простимулировать их, правительство разрешило использовать повышающие коэффициенты.

Они применяются при расчетах оплаты:

  1. Водоснабжения.
  2. Электроэнергии.
  3. Газоснабжения.
  4. Отопления.

В 2020 году размер повышающего коэффициента был увеличен до 1,5. Данное значение может корректироваться в зависимости от региона.

Исключение составляет лишь поставка теплоснабжения, на него установлен коэффициент равный 1,1,
Гражданам, отказавшимся от монтажа счетчика, придется понести значительные траты на оплату предоставляемых услуг.

Это является хорошим стимулом для установки приборов. Несмотря на расходы, связанные с приобретением счетчика, он выгоден для владельцев квартир и быстро окупается.

Оплата коммунальных услуг гражданами по нормативам, является невыгодной для муниципалитета. Дело в том, что начисление оплаты происходит исходя из количества зарегистрированных в квартире лиц. При этом, на самом деле в ней проживать намного больше людей, т.е.

расход ресурсов превысил ожидаемое значение. Установка счетчика позволит избежать перерасхода. Граждане будут платить за то количество ресурсов, которое было потрачено ими за расчетный период.
Перерасход ресурсов должен быть полностью погашен.

Сделать это из средств муниципалитета практически невозможно, поскольку большинство населенных пунктов не располагает свободными средствами. Внедрение повышающего коэффициента позволяет погасить перерасход если не полностью, то частично.

Однако, для граждан он крайне невыгоден и вызывает массу недовольств. Устранить их можно лишь за счет монтажа счетчика.

Несмотря на повышение тарифов на электроэнергию с 1 июля 2018 года, размер используемого в расчетах по нормативам повышающего коэффициента остался тем же. В стандартных случаях отсутствия или неисправности электросчетчиков он составляет 1,5. Однако это не предельная величина.

Если потребитель несанкционированно подключается к электросети и достоверно определить объемы потребленного им ресурса невозможно, то может использоваться повышающий коэффициент, равный 10.

Потребление электрической энергии в обход счетчика сетевые организации считают более серьезным наказанием, поэтому и наказывают за него сильнее. Такого потребителя заставят оплатить весь похищенный ресурс. Подсчитывается его размер двумя способами:

  • переписываются все подключенные в обход счетчика электрические приборы, и количество потребленных киловатт-часов рассчитывается исходя из того, что они работали в круглосуточном режиме;
  • если мощность подключенных устройств определить невозможно, то используется стандартный норматив потребления электроэнергии, который умножается на повышающий коэффициент 10.

Кроме этого, ПК будет применяться в ситуациях, когда фиксируется несанкционированное вмешательство в работу электросчетчика. Объем коммунальной услуги здесь рассчитывается в зависимости от числа людей, живущих в квартире на постоянной или временной основе.

Впрочем, управляющая компания не всегда располагает точной информацией о количестве жильцов. В таком случае расчеты производятся с учетом числа владельцев помещения.

При использовании такой методики подсчитанная оплата заметно вырастет, что заставит нарушителей заниматься устранением проблем.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *