Как изменится водительское удостоверение в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится водительское удостоверение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Национальные водительские права имеют ограниченный срок действия — 10 лет с момента оформления. По истечении указанного срока документ подлежит замене. Процедура не требует от граждан повторного обучения и сдачи экзаменов, однако финансовые траты неизбежны: придется проходить медицинскую комиссию и платить госпошлину за оформление документа.

Действие прав старого образца

Водительские права, срок которых заканчивается в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, не обязательно сразу менять.

Рассчитать, как долго будет действовать водительское удостоверение, просто. Так, к дате истечения 10-летнего срока действия документа нужно прибавить три года. То есть, если права «заканчиваются» 1 августа 2022 года, то новые права нужно получить до 1 августа 2025 года.

При этом штрафы за использование неактуальных документов сотрудники ГИБДД выписывать не будут. Все сведения и изменения будут прописаны в базе данных Госинспекции. Благодаря этому сотрудники поймут, что права все еще действительны.

Однако если же водитель планирует выехать за границу за рулем автомобиля, обновить документ все же придется. Для поездок по ряду государств также необходимо оформить международное водительское удостоверение.

Новый список документов для получения прав

Правительство России выпустило проект постановления, согласно которому с 1 марта 2023 года изменится список документов, необходимых для прохождения водительского экзамена.

Так, будущим водителям больше не нужно будет предоставлять справку о медицинском освидетельствовании. Именно в ней прописывается, может ли человек управлять автомобилем с учетом своего состояния здоровья.

Однако медкомиссию проходить все же придется. Поскольку ее результаты сотрудники ГИБДД будут запрашивать в электронном виде через Минздрав незадолго до экзамена.

Предполагается, что такой шаг позволит ускорить сдачу экзаменов и выдачу водительских удостоверений.

Однако сотрудники Госавтоинспекции советуют все же брать с собой справку тем, кто планируется сдавать экзамен в первые месяцы после вступления нововведения в силу. На начальном этапе система будет проходить апробацию и может давать сбои.

Специфика сдачи экзамена на получение водительского удостоверения в 2023 году

Длительность экзамена по вождению составляет 30 минут для большинства кандидатов. Для некоторых категорий длительность составляет 40 минут. Связано это с необходимостью проведения дополнительных испытаний. Например, это относится к водителям авто с прицепом.

Экзаменатор может прекратить испытание раньше, если решит, что кандидат на получение водительского удостоверения обладает хорошими навыками вождения автомобиля, отлично справляется с поставленными задачами. Также экзаменатор вправе продлить время экзамена, если экзаменуемому необходимо больше времени, чтобы продемонстрировать навыки управления ТС.

Изменены также были маршруты. Раньше экзаменуемый знал маршрут следования на экзамене. Теперь экзаменатор может диктовать направление движения в процессе испытания. Поэтому, даже несмотря на то, что экзамен проводится исключительно в пределах заранее обозначенных территорий, маршрут становится непредсказуемым.

За ошибки, которые экзаменуемый допускает при сдаче экзамена, начисляются штрафные баллы. Учет ошибок ведется на основе трех категорий: 1, 2 и 3. Например, за слишком низкую скорость экзаменуемому начисляется 1 штрафной балл. Если экзаменуемый создаёт помехи другим участникам дорожного движения, может быть начислено 2 штрафных балла. Если экзаменуемый получает 5 штрафных баллов, то экзамен не сдан.

Открытие дополнительных категорий

Если водитель захочет открыть новые категории в правах, ему придется пройти обучение в автошколе и сдать квалификационные экзамены по теории и практике. Для каждой предусмотрены разные экзамены. Самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов нельзя, для допуска на экзамен требуется свидетельство от автошколы об окончании курса.

Чтобы открыть категории A, А1, М и B1, необходимо пройти теоретический экзамен и сдать вождение на автодроме:

    • выполнить габаритную восьмерку, змейку, продемонстрировать скоростное движение;
    • сдать парковку и выезд с парко-места;
    • правильно остановить транспорт для посадки или высадки пассажиров.

Для открытия категории В необходимо дополнительно выполнить упражнение «Регулируемый перекресток» на автоматизированном автодроме, инструктор попросит проехать по эстакаде, тронутся «под горку», сдать задним ходом в условный гараж, припарковаться, выполнить повороты под 90 градусов, развернуть авто в ограниченном местности.

Чтобы открыть C, D и подкатегории C1, D1, кроме теории, требуется продемонстрировать навыки езды на грузовом транспорте на площадке и в реальных городских условиях: выполнить стандартные упражнения на учебном транспорте запрошенной категории, сцепление и расцепление, парковку у платформы на разгрузку.

Если вы учились в автошколе на машине с АКПП, но возникла необходимость управлять автомобилем с «механикой», придется пересдавать экзамен по вождению на автодроме. Только после успешной пересдачи, вы получите права без отметки АТ.

Читайте также:  Как многодетным семьям получить выплату на жилье

Актуальные категории водительских прав

В вышеуказанном законе статьей 25 установлены следующие категории транспорта:

Категория Расшифровка
А Мотоциклы
М Мопеды и легкие квадрициклы
В Автомобили (за исключением ТС категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

Автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

Автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 3,5 т

ВЕ Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки;

Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС превышает 3,5 т

С Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т;

Автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг

СЕ Автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг
D Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг

Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

Сочлененные автобусы

Тm Трамваи
Тb Троллейбусы

Как ехать за границу?

Ещё один логичный вопрос: если у водителя будут электронные права нового поколения, то каким образом их будут принимать за границей? Ответ здесь чёток и прост: никак!

Дело в том, что если Россия даже в 2020 году внедрит водительское удостоверение в цифровом формате, то она будет первой страной в мире с таким новшеством. Поэтому вполне закономерно, что вас в этом случае ждёт наказание в других странах.

Но здесь также вспомним, что МВД планирует ввести возможность получить электронные права опционально. Но также не исключён вариант, когда водитель сможет иметь оба варианта одновременно, то есть:

  • при первом получении или замене в/у вам дадут пластиковые физические права старого образца,
  • но также внесут в базу этот документ в электронном виде.

Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023

Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.

Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».

Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.

Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:

  • развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
  • параллельно припарковать ТС;
  • начинать ход на подъеме;
  • въезд в гараж выполнением заднего хода.

В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.

Чем грозят водителям электронные удостоверения: права или QR-код

Об эксперименте заявил замминистра цифрового развития Олег Качанов. «У нас уже есть определенный план, мы его с коллегами из МВД проработали, согласовали и в формате эксперимента хотели бы запустить в 2021 году на территории выделенных субъектов, самых цифровых, которые в первой четверке», — сообщил чиновник.

— Если критерий именно такой, то Москва, безусловно, будет в этой четверке, — подтвердили «МК» в столичном главке ГИБДД. — Процент цифровизации в столице очевидно наибольший среди регионов России. Что касается сроков и подробностей внедрения, об этом пока говорить рано.

Отметим, что разговор об электронных водительских удостоверениях начался почти пятилетку назад. В 2021 году первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак предложил эту идею и сообщил, что технологически введение электронных «прав» уже возможно. Как утверждал тогда депутат, дело было только за внутренними распоряжениями ГИБДД. Одновременно с электронными водительскими удостоверениями были анонсированы и электронные паспорта транспортного средства (ПТС): их к 2021 году предлагалось внедрить аналогично электронным свидетельствам о собственности на недвижимость. Правда, в 2017-м это не получилось: электронные ПТС для новых автомобилей окончательно введены лишь с 1 ноября 2020 года. С водительскими удостоверениями, похоже, дело обстоит еще сложнее.

— Никакого принудительного перехода на цифровые водительские удостоверения, по имеющейся информации, не планируется, — говорит Елена Н., офицер одного из столичных регистрационных отделений ГИБДД. — Точно так же, как никто не отбирает кредитную карточку, если вы занесли ее в смартфон и расплачиваетесь при помощи мобильного устройства. Просто будут выпускаться новые бланки водительских удостоверений с чипом, можно будет при желании или по истечении срока действия «прав» получить такой документ. И демонстрировать при проверках не его, а QR-код на мобильном.

Читайте также:  Кто должен платить за замену и поверку электросчетчиков?

Отдельный вопрос — как будет при «новом порядке» осуществляться приостановка или лишение права управления автомобилем и насколько надежна будет такая процедура в электронном виде. Зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский полагает, что «отнестись к этой инициативе нужно как к эксперименту, а только после этого делать выводы».

— Единственная большая «дырка», которую закрывает цифровой формат водительских прав, — это невозврат удостоверений в органы ГИБДД на время лишения права управления авто по суду, — рассказал «МК» Владимир Я., владелец небольшого таксопарка, работающего в Москве. — Очень многие так делают: обязаны сдать на хранение после вынесения постановления по административному делу, но не сдают или «теряют». В результате при проверке на дороге, если гражданин не подозрителен по внешности, инспектор не проверяет действительность документа по его номерам, а просто смотрит на бланк: вроде бы в порядке… Теперь такого быть не должно — хотя тоже как посмотреть: на многих постах в Москве и Подмосковье во время весеннего локдауна можно было показать любой QR-код, вообще любой, и с ним пропускали. Так что вряд ли что-то изменится — кроме того, что «цифры» станет еще больше. И, кстати, что делать с севшим смартфоном, если в машине нет зарядника, — отдельный вопрос.

Цифровая версия водительских прав, возможно, станет генеральной репетицией глобального процесса цифровизации основных идентификационных документов. Как рассказывал в ноябре 2021 года в стенах того же Совфеда глава Минцифры Максут Шадаев, цифровые пропуска, работавшие в ряде регионов весной 2021 года, показали технологическую возможность создания «цифровых двойников» основных документов гражданина — в том числе паспорта, студенческих билетов, социальных карт. Технически, подчеркнул чиновник, все опять-таки готово, но сроки внедрения и тут сдвигаются: первоначально планировалось внедрить электронные паспорта уже с 1 декабря 2020 года, но нормативная база пока не готова.

Категория водительских прав на самоходные машины в 2023 году

Общее определение для самоходного транспорта – это средства передвижения, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Еще одна особенность – максимальная скорость. Она не превышает 50 км/ч. Сюда обычно относят трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Однако этим группа не ограничивается.

Категорий/

подкатегория

Допустимый транспорт Возраст Требования для оформления
AI мототранспорт с 16 лет Медицинская справка;

Наличие профильного образования по специальностям, что связаны с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

AII автотранспорт общим весом менее 3,5 тонн и количеством сидячих мест не более 8+кресло водителя (аналог легковых машин) с 19 лет Наличие водительского удостоверения категории B и опыт вождения более 1 года
AIII автотранспорт, предназначенный для транспортировки грузов и весом более 3,5 тонн с 19 лет Наличие водительского удостоверения категории C и опыт вождения более 1 года
AIV автотранспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 с 22 лет Наличие водительского удостоверения категории D и опыт вождения более 1 года
B гусеничные или колесные авто с мощностью двигателя до 25,7 кВт с 17 лет Мед.справка;

Наличие профильного образования по специальностям, связанным с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

C колесный спецтранспорт с мощностью двигателя от 25,7 кВт до 110,3 кВт с 17 лет Медицинская справка;

Прохождение обучения

D колесный спецтранспорт с мощностью двигателя более 110,3 кВт с 18 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

E гусеничный спецтранспорт с мощностью двигателя более 25,7 кВт с 17 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

F самоходные транспортные средства сельскохозяйственного назначения с 17 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

Перечень средств передвижения, а также требования по оформлению документов утверждены «Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста».

К самоходным машинам могут быть приравнены устройства собственной сборки (самоходные тачки и т.д.). Они также должны быть зарегистрированы в ГИБДД, а водитель – иметь права на управление.

Документы для замены водительского удостоверения

Чтобы обновить права, следует представить пакет документов, определенный действующим законодательством. Он включает в себя следующие бумаги:

  • оригинал и ксерокопия удостоверения личности, которое подтверждает регистрацию по месту жительства;
  • медицинскую справку по форме №003-В/у;
  • оригинал и ксерокопия справки о прохождении курсов обучения в автошколе (лица, получившие права до 2013 года, представлять ее не обязаны);
  • старые или поврежденные права;
  • справка из ГАИ об отсутствии факта лишения заявителя удостоверения;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • три фото в формате 30×40 мм.

Отличие водительских прав старого и нового образца

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос.

Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности.

Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах — это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля — любительское занятие.

Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности.

В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями.

Читайте также:  Расчет по страховым взносам (РСВ) в 2023 году

Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.

Материал изготовления — специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст.

Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения.

Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек — на обратной поверхности.

Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.

В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше — всего 5, в водительском удостоверении нового образца — 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.

В новых правах степень защищённости намного выше — специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.

Особые пометки в новых правах

Водительское удостоверение нового образца содержит два пункта (12 и 14), где можно найти особые пометки, ограничивающие автомобилиста в управлении конкретными категориями ТС. В графе под номером 14 такие обозначения спрятаны под аббревиатурой AS иGCL, расшифровка которых говорит следующее:

  • Гражданин не имеет права передвигаться на любом виде транспорта (включая автокран, грузовик, автобус и электропогрузчик), масса которого превышает 3500 кг;
  • Человеку разрешается перевозить не более 8 пассажиров в салоне;
  • Гражданин прошел дополнительный курс в автошколе, что дает возможность управлять машиной с прицепом, весом до 750 кг;
  • Водитель не получил должного образования для вождения мототехники.

Актуальные категории и подкатегории водительских прав

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос. Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности. Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах — это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля — любительское занятие.

Водительское удостоверение 2014 года

С 1 апреля 2014 года отделения ГИБДД начали выдачу новых водительских прав. В водительских удостоверениях РФ уже были прописаны новые категории и подкатегории. Также в них появилась возможность отмечать, имеет водитель право на управление машиной с автоматической трансмиссией или механической.

В перечне категорий в водительском удостоверении РФ появилась новая категория М, а также такие подкатегории, как В1, С1, D1, C1E, D1E.

Что касается категорий «Троллейбус» и «Трамвай», то они были заменены на Tb, Tm.

С 1 апреля 2014 года категории стали выделяться желтым цветом. Это следующие:

  • Категория А — мотоциклы
  • А1. Права на управление мотоциклом, рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не должен превышать 125 кубических сантиметров.
  • Категория В. Дает право на управление легковыми автомобилями.
  • B1 дает право на управление квадроциклом и трициклами.
  • C — эта категория позволяет управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых более 3500 кг.
  • C1 — позволяет управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг и не превышает 7500 кг.
  • D. Эта категория дает право его обладателю управлять автомобилями, которые предназначены для перевозки пассажиров, а само транспортное средство имеет более 8 сидячих мест.
  • D1. Данная категория позволяет его обладателю управлять автомобилем, который предназначен для перевозки пассажиров, и при этом сам автомобиль имеет более 8, но не более 16 сидячих мест.
  • BE. Дает право на управление автомобилями, сцепленными с прицепом.
  • CE. Право на управление автомобилями категории C, также сцепленными с прицепом.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *