ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что гражданство является основным элементом правового статуса человека. Наличие гражданства является началом взаимоотношений государства и личности, а также является необходимым условием для приобретения прав, свобод и обязанностей, которые закрепляются за человеком, обеспечивая защиту государством, независимо от местонахождения лица. Получение гражданства наделяет лицо полной правосубъектностью.
Статус гражданина дает гарантию предоставления политических прав, а также возможность получить доступ к государственной службе. Гражданин имеет право свободного выезда за пределы страны и возвращения на родину.
Наличие гражданства влечет за собой соблюдение взаимных обязательств между государством и человеком. Данные обязательства не прекращают свое действие во время проживания гражданина за пределами страны или продолжительного отсутствия на ее территории. В свою очередь власть государства распространяется на иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства только в том случае, если они пребывают на территории этого государства. Данные отношения являются формальными и не являются основанием для взаимных обязательств.
Закон о гражданстве регулирует условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Данным законом закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, а также регламентируется производство по делам о гражданстве. Согласно закону о гражданстве, установлен порядок исполнения и обжалования решений по делам гражданства.
Предметом исследования данной курсовой работы являются гражданско-правовые взаимоотношения, которые возникают между государством и его гражданами по вопросам, касающимся гражданства.
Объект исследования представляет собой элементы института гражданства, такие как понятие и принципы гражданства, условия и порядок приобретения либо прекращение гражданства в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в раскрытии механизма реализации института гражданства в международно-правовых актах и новейшем российском законодательстве, которое основано на положениях Конституции Российской Федерации.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятия и принципы гражданства;
- детально изучить основания приобретения, прекращения и отказ от гражданства;
- рассмотреть порядок решения дел о гражданстве;
- проанализировать деятельность органов Российской Федерации, ведающих делами о гражданстве.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе изучаются понятие и принципы гражданства Российской Федерации, во второй главе рассматриваются основания приобретения, прекращения и отказ от гражданства, а в третьей главе изучается деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов гражданства Российской Федерации.
Гражданство и безгражданство
Безгражданство (апатризм) — это правовое состояние лица, характеризующееся отсутствием у него гражданства какого-либо государства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданства по-другому называются апатридами или аполидами.
Состояние безгражданства может возникать по разным причинам: лишение гражданства; распад государства; прекращение гражданства, если оно было приобретено вследствие мошеннических действий, представления ложных сведений или сокрытия каких-либо важных фактов и так далее.
Особым случаем безгражданства является правовое состояние русскоязычных жителей Латвии и Эстонии, так называемых «неграждан». Лица, которые прибыли в эти страны после присоединения к СССР, были исключены из круга лиц, которым после распада СССР было предоставлено гражданство. Таким образом у них сформировался особый правовой статус. С одной стороны, эти люди не являются гражданами Латвии и Эстонии. С другой стороны, они, как и граждане, подлежат дипломатической защите за границей; обладают правом постоянного проживания в стране, не запрашивая вида на жительство; имеют право беспрепятственного возвращения в страну.
Принципы гражданства России — это исходные начала правового регулирования отношений, возникающих в связи и по поводу гражданства.
Принцип единого гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Данный принцип означает, что несмотря на федеративную природу Российского государства, гражданство на всей его территории является единым. Субъекты РФ не вправе устанавливать собственное гражданство. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
Принцип равного гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Объем правового статуса граждан России не зависит от основания и времени приобретения гражданства. Отечественное законодательство не делит граждан на «коренных» и «некоренных», «прирожденных» и «натурализованных». Определенное ограничение данного принципа установлено ч. 2 ст. 81 Конституции РФ: Президентом РФ может быть избран только гражданин РФ, не имевший ранее гражданства иностранного государства. Таким образом натурализованный гражданин РФ не вправе претендовать на пост главы государства.
Принцип сохранения гражданства РФ за лицами,проживающими за пределами РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве). Проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства, независимо от длительности такого проживания.
Недопустимость лишения гражданства России или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Конституционный запрет на лишение гражданства РФ является абсолютным, не предполагающим каких-либо исключений. Ничто не может служить основанием для лишения гражданина РФ его гражданства. Данный принцип был закреплен в Конституции РФ в противовес порочной практике советского периода нашей государственности, когда лишение гражданства использовалось для борьбы с инакомыслием.
Принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы территории РФ или его выдачи иностранному государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).
Запрет на высылку (экспатриацию) граждан РФ за пределы территории РФ означает, что они не могут быть выдворены за границу в принудительном порядке. Депортация и административное выдворение — это меры государственного принуждения, которые могут быть применены только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Запрет на выдачу (экстрадицию) граждан России иностранным государствам является таким же абсолютным, как и запрет на лишение гражданства. Однако это не означает, что российские граждане освобождаются от ответственности за преступления, совершенные за рубежом. Граждане Российской Федерации, совершившие вне ее пределов преступление, подлежат уголовной ответственности на территории России по российскому законодательству, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ч. 1 ст. 12 УК РФ).
Принцип сокращения безгражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Хотя Россия и не является участником Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., многие ее нормы в той или иной форме воспроизводятся Законом о гражданстве. Например, ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12 Закона о гражданстве).
Принцип защиты и покровительства граждан России, находящихся за рубежом (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Обязанность содействовать тому, чтобы гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами и свободами, а также защищать их права и охраняемые законом интересы возложена на органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.
Государственным органом, чьи задачи, функции и полномочия ближе всего связаны с защитой и покровительством граждан России, находящихся за рубежом, является Министерство иностранных дел РФ (МИД России). В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865, задачами данного министерства в числе прочего являются: защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом; обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан за рубежом; содействие развитию связей и контактов с соотечественниками. МИД России выполняет данные задачи как непосредственно, так и через дипломатические представительства, консульские учреждения, а также представительства РФ при международных организациях. При этом основной объем работы ложится на консульские учреждения и консульские отделы дипломатических представительств РФ.
Согласно Консульскому уставу РФ, к консульским функциям относится, в частности, оформление и выдача временных документов, дающих право на возвращение в РФ; принятие мер по охране прав и законных интересов граждан РФ, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести граждан РФ; оказание содействия гражданам РФ в реализации их избирательных прав, и другие.
Принцип сохранения гражданства России при заключении или расторжении брака (ст. 8 Закона о гражданстве). Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.
Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».
Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).
Население любого государства составляют не только граждане данного государства, но и все люди, проживающие в нем, включая иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах Ближнего Востока, например, иностранцы и лица без гражданства, приезжающие на заработки, составляют около половины населения. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 118-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и большим количеством подзаконных актов и зависит в том числе и от того, проживает такой человек в России постоянно (режим постоянного проживания) или находится здесь временно (режимы временного пребывания и временного проживания).
Специальному регулированию в Российской Федерации подвержен статус беженцев — лиц, не имеющих российского гражданства, прибывших или имеющих намерение прибыть на территорию российского государства в силу вынужденных обстоятельств, вследствие насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»). Беженцев следует отличать от вынужденных переселенцев, которые хотя и покинули место своего постоянного жительства по аналогичным причинам, что и беженцы, но являются гражданами России; кроме того, они могут вынужденно перемещаться не только из-за границы РФ, но и внутри Российской Федерации из одного региона в другой. Статус вынужденных переселенцев во многом схож со статусом беженцев и регулируется он Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» с изм. и доп.
Если иностранные граждане и лица без гражданства вынуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами может быть предоставлено политическое убежище. Предоставление убежища в России отнесено к компетенции Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с утвержденным его указом Положением.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми с ее гражданами правами и обязанностями, т. е. на них распространяется национальный режим. Исключения здесь могут быть установлены только законом и касаются главным образом политических прав и свобод.
Одним из элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ является наличие собственной системы органов государственной власти.
Самостоятельность субъектов РФ предполагает, что они самостоятельно устанавливают виды (систему) органов, их компетенцию, отношения между ними и т. п. Однако самостоятельность субъектов РФ в этом вопросе существенно ограничена. Они связаны, во-первых, нормами-принципами основ конституционного строя РФ и, во-вторых, достаточно жесткими нормами Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп., а также нормами других федеральных законов.
Обязанность субъектов РФ устанавливать свои системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ, в частности, означает, что при установлении такой системы и ее нормативном закреплении регионы должны исходить из представлений о демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ); приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального характера государства (ст. 2, 7); определения народа в качестве единственного источника власти в регионе (ст. 3); признания суверенитета Российской Федерации на всей ее территории (включая территории субъектов РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов на своей территории, государственной целостности России, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и своими органами государственной власти, равноправия всех субъектов РФ (ст. 4, ч. 3, 4 ст. 5, ч. 3 ст. 11, ст. 15); единства гражданства в Российской Федерации (ст. 6); необходимости осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную с обеспечением самостоятельности органов каждой из ветвей (ст. 10); самостоятельности в пределах своих полномочий органов местного самоуправления и гарантии их прав (ст. 12); признания идеологического многообразия и светского характера государства (ст. 13, 14).
Государственная власть во всех субъектах РФ организована на основе принципа разделения власти, который предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица.
Система органов государственной власти субъекта РФ в общем плане включает:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти;
2) высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона);
3) высший исполнительный орган государственной власти;
4) иные органы государственной власти.
Функционирующие на территории субъекта РФ территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных) в систему органов государственной власти субъекта РФ не входят.
Законодательный орган государственной власти в субъекте РФ один (высший и единственный). Он является постоянно действующим, хотя часть депутатов может работать и на непостоянной основе. Название законодательного органа определяется субъектом РФ самостоятельно — это может быть совет (государственный, верховный, областной и пр.), собрание (государственное, законодательное, народное и пр.), дума (краевая, областная, окружная, городская, губернская, государственная), хурал, суглан, парламент и т. п. Количественный состав законодательных органов субъектов РФ может значительно различаться от, например, 15 до несколько сотен депутатов (в последнее время наметилась тенденция к сокращению численного состава парламентов субъектов РФ например, в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Кабардино-Балкарии и др., Чувашии, Кабардино-Балкарии и др.). Структура региональных парламентов в основном однопалатная, но есть и двухпалатные (бикамеральные) законодательные органы (на региональном уровне — в Башкортостане, Кабардино-Балкарии и др. — также наметилась тенденция отказа от бикамеральности).
В двухпалатных парламентах одна из палат (обычно называемая верхней) формируется, как правило, из представителей территориальных единиц субъекта РФ, причем в отличие от другой (нижней) палаты здесь возможно отступление от принципа равного представительства. Однако в этом случае полномочия палат должны быть сбалансированы таким образом, чтобы решения нижней палаты, представляющей непосредственно население региона (формируемой путем выборов по избирательным округам с примерно равным числом избирателей), не блокировались верхней палатой, формируемой без обеспечения равного представительства (от территорий).
Формируются законодательные органы субъектов РФ исключительно путем выборов депутатов населением региона, при этом не менее 50 % депутатов парламента (или одной из его палат) должны избираться по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам), но при условии, что в данном субъекте РФ зарегистрированы региональные отделения не менее чем трех политических партий. Срок полномочий региональных парламентов не может превышать пяти лет. В некоторых субъектах РФ предусмотрена ротация (обновление) части состава через определенный срок после избрания. Полномочия законодательного органа субъекта РФ достаточно широки и направлены на реализацию основных его функций: представительства, законодательной и контрольной.
В отличие от законодательной власти исполнительную власть в субъекте РФ осуществляет система органов, включающая высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрацию) и иные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления и т. п.). Система исполнительных органов государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а их структура в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и указанным законом определяется главой региона. В отличие от федеральной схемы институциональной организации государственной власти высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона) однозначно определен в качестве главы (руководителя) высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта.
После внесения изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в декабре 2004 года (Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ) существенно изменился статус высшего должностного лица субъекта РФ. Теперь он не избирается населением региона, а наделяется полномочиями законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ на срок до 5 лет (при этом исключен запрет занимать должность главы региона одному и тому же лицу более двух сроков подряд). Порядок рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ установлен Указом Президента РФ от 27.12.2004 № 1603. В новой схеме наделения властными полномочиями глав субъектов РФ определяющая роль отведена Президенту РФ, так как в случае трехкратного (а в отдельных ситуациях — двукратного) отклонения региональным парламентом представленных главой государства кандидатур (представленной кандидатуры) Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ и назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица региона своим указом.
Высший исполнительный орган субъекта РФ формируется главой региона, но законодательством субъекта РФ может быть установлена необходимость получения согласия на назначение некоторых должностных лиц парламента субъекта РФ. Однако ситуация, при которой весь состав регионального правительства формируется с участием законодательного органа, недопустима. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ являются традиционными исходя из того, что он является органом общей компетенции и осуществляет управление всеми основными сферами жизнедеятельности на региональном уровне.
Что такое гражданство
Положение любого человека в любой стране определяется гражданством. Под этим понятием понимают правовое положение отдельно взятого человека. Отдельное лицо возлагает на себя определенные обязанности, которые установлены законом на конкретной территории. Он трудится и тем самым приумножает богатство страны, платит налоги, а взамен всего этого получает гарантию безопасности, как в физическом, так и в психологическом плане. Помимо этого он может пользоваться правами, законодательно установленными в конкретном государстве. Если лицо находится за пределами своего государства, он также находится под защитой своей страны от неправомерных действий того государства, в котором он находится. Действует такое правило в соответствии с международными, либо двусторонними соглашениями.
Важно! Понятие российского гражданства раскрывается в Конституции РФ и законе №62-ФЗ «О гражданстве РФ», принятом в 2002 году. На основании этих документов под гражданством понимают взаимную устойчивую связь между физическим лицом и РФ. Каждый из субъектов имеет перед государством определенный долг, а взамен пользуется правами.
Логично, что разбор основополагающих вопросов не будет полным без понимания самой сути явления, поэтому для начала разберем, что такое гражданство в РФ. Под ним принято понимать устойчивую юридическую связь между Россией как государством и физическими лицами как ее гражданами. Такая связь выражается в совокупности взаимных прав и обязательств, возложенных на каждого гражданина и государство. Они возникают с момента приобретения и прекращаются с момента его утраты.
Виды гражданства и их особенности в Российской Федерации закреплены законодательством: Россия признает как единственное, так и множественное и даже двойное гражданство но при отсутствии соответствующего международного соглашения на нашей территории признается лишь российский паспорт.
Кроме того, законодатель оговаривает ограниченный перечень оснований для получения гражданства, включая в него приобретение по рождению, натурализацию, и ряд других причин.
Принципы приобретения гражданства
Не новость, что российское гражданство приобретается на основаниях, условиях и в порядке, установленном отечественным законодательством. Предпосылками для этих оснований стали правовые принципы, пришедшие в российское законодательство из древнеримского частного права.
Главный в данном случае принцип получения гражданства – так называемое «право земли» (Jus soli): гражданином, согласно пункту «а» статьи 11 Закона «» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, является любой, кто родился на территории РФ, независимо от его расовых, этнических и иных признаков. Параллельно действует принцип Jus sanguinis, дословно переводимый с латинского как «право крови». Речь идет о праве на российский паспорт любого ребенка, рожденного россиянами или от одного из россиян, независимо от места их рождения.
Не менее важным является принцип натурализации: смысл термина в том, что паспорт выдается любому иностранцу или апатриду по его желанию и при выполнении установленных законом условий. Кроме того, российский законодатель позволяет восстанавливать российский паспорт или получать его в результате оптации, как было, например, в Крыму.
Признаки гражданства РФ закрепляют статус гражданства на территории страны и за ее пределами. И у этого статуса нет срока действия и ограничений. Что это значит? Человек может заключить брак с иностранцем или не проживать постоянно в России, но это не станет предлогом для лишения его гражданства. Например, много людей, которые живут и работают за границей, создают там семьи и не планируют возвращаться в Россию, при этом не отказываются от российского паспорта. В этом есть особенность: отношения гражданства не определяются в пространстве. Также в России проживают иностранцы, лица без гражданства, но само по себе их нахождение на территории РФ не делает их россиянами, сколько бы они здесь ни были. Это понятие относится к определению категории населения, и не имеет плоскость правовую, а характеризует демократический строй государства.
На основании этого не лишаются российского гражданства и переселенцы в другие страны.
Гражданство может быть приобретенным или данным при рождении, прекратиться произвольно оно не может. К тому же выход из этой связи с государством, то есть отказ от гражданства, возможен только по Указу Президента РФ.
Основы гражданства при взаимоотношениях между государствами
Основы гражданства РФ распространяются на лиц даже на международном уровне. В данном спектре сущность принципов заключается в следующем:
- Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на приобретение второго или двойного гражданства, если это предусмотрено международными соглашениями. В остальных случаях закон также не ограничивает подданных, но требует регистрации двойного статуса в ФМС. Данные права являются обязательными и защищаются Конституцией страны.
- Власти России поощряют приобретение российского подданства апатридами (лицами без гражданства) и иностранцами. Стать российским подданным можно различными способами, условие лишь одно – уважение и соблюдение российских законов. А сокращение количества апатридов предусмотрено на международном уровне.
- Нерушимость гражданства при изменении семейного статуса. Этот принцип основан на том, что заключение брака с иностранцем не может повлечь лишение российского подданства. Развод также не влияет на гражданский статус лиц. Гражданская принадлежность несовершеннолетних детей также останется неизменной, если родители решат расторгнуть союз.
Конституционные принципы российского гражданства и сущности, что они означают
Многие иностранцы, в частности жители СНГ, интересуются, как получить гражданство России. Россияне же, в свою очередь, должны знать основные конституционные принципы гражданства, которые описаны в главном законе страны – Конституции от 12 декабря 1993 г. Это важно для глубинного понимания своего правового статуса.
С постепенным развитием нашей страны после распада СССР институт национальной гражданственности претерпел заметные изменения: закон №1948-1 от 28 ноября 1991 г. эволюционировал в ФЗ № 62 «О гражданстве».
Именно в этом документе от 31 мая 2002 были установлены ужесточенные нормы, принципы и правила приобретения статуса. Сегодня данный закон действует с правками от 11.11.2003 г.
, которые предусматривают упрощенный правовой механизм приобретения статуса россиянина жителям СНГ.
Принципы гражданства РФ
Состав основных принципов гражданства РФ указан в статье 4 ФЗ «О гражданстве РФ». В законе сказано, что принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы данной сферы, не должны иметь положения, ограничивающие права лица по признакам расовой, национальной, социальной, языковой или религиозной принадлежности.
Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» формируют общие основы, которые закладывают сущностные принципы данных отношений. Выделяют следующие основные принципы гражданства РФ.
Во-первых, гражданство России является единым (принцип единства). По причине федеративного устройства России данный принцип крайне важен, и поэтому закреплен в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве представляет собой необходимое условие для сохранения суверенитета и целостности.
Во-вторых, гражданство РФ является равным вне зависимости от оснований его приобретения (принцип равенства). Закон не предусматривает каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: по рождению, в связи с принятием либо восстановлением в нём и т.д.
В-третьих, гражданство РФ обладает открытым и свободным характером (принцип открытости). Данный принцип выражается в том, что согласно Закону РФ каждый человек имеет право на получение гражданства и на его изменение.
В-четвертых, гражданин РФ не может быть лишен гражданства (принцип взаимности). Запрет в Конституции и в ФЗ «О гражданстве РФ» на лишение человека гражданства вытекает из двусторонней связи между человеком и государством, что предполагает разрыв данной связи только при взаимном согласии.
В-пятых, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства). Подобная возможность предоставляется согласно федеральному закону или международному договору России.
Согласно данному принципу приобретение гражданином РФ иного гражданства не приводит к прекращению его российского подданства. Граждане РФ при наличии иного подданства не могут по этой причине быть ущемлены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, которая связана с подданством РФ.
В-шестых, законодательство России содержит принципа сохранения гражданства РФ для лиц, которые проживают за её пределами. Данный принцип происходит из естественного права человека на выбор места жительства, свободный выезд за пределы России и беспрепятственный возврат в страну.
В-седьмых, гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении либо расторжении брака гражданином России с иностранцем или лицом без подданства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Данный принцип раскрывает его сущность как индивидуальной связи человека с государством.
В-восьмых, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Этот принцип отражен в Конституции и ФЗ «О гражданстве РФ».
Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и их должностные лица обязаны способствовать гражданам РФ в обеспечении возможности пользоваться всеми законными правами и защищать их.
Согласно Конституции гражданин РФ не может быть выслан за её пределы либо выдан другому государству. За преступления, которые совершены гражданином России на территории других государств, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.
Гражданство России и брак
По российским законам, регистрация брака иностранца и гражданина РФ дает право на оформление паспорта. Но, несмотря на упрощенный процесс оформления, получить гражданство сразу после свадьбы нельзя. Супруги должны прожить семьей не менее 3 лет, после чего иностранец вправе подать заявление. При этом он все равно обязан иметь РВП или ВНЖ.
После подачи документов для оформления гражданства используют упрощенный порядок рассмотрения. Если с бумагами нет проблем, то уже через 6 месяцев заявитель сможет получить российский паспорт.
Миграционные власти очень тщательно следят за такими парами, так как нередко используются фиктивные браки. Именно поэтому муж и жена должны несколько лет прожить вместе, вести общее хозяйство, приобрести недвижимость, родить детей и т. д. К примеру, пара после свадьбы купила квартиру или приобрела участок в СНТ и построила дом, а через год у них родился ребенок.
Чем больше у них доказательств настоящей семейной жизни, тем проще будет оформить российский паспорт. Нужно учитывать и другие правила и законы. Вступать в брак можно по достижении соответствующего возраста, а регистрация отношений должны быть добровольной.
Фиктивные браки используются во многих странах для быстрого получения паспорта и нужных привилегий, но практически везде за это предусмотрено суровое наказание. Многие государства сразу депортируют таких «женихов» и «невест», а гражданину страны приходится платить большой штраф.
В России за фиктивный брак также есть ответственность. Как правило, наказание касается только иностранного гражданина – он должен в течение 2 недель покинуть страну. Но если иностранец при этом осуществлял противоправную деятельность, то к дополнительной ответственности привлекут и «супруга». При этом власти не будут разбираться в том, был ли осведомлен гражданин РФ о деятельности нерезидента.
Фиктивность брака может быть установлена только в судебном порядке, а это длительная процедура. Нужно пройти все этапы подготовки, собрать документы и найти свидетелей того, что брак настоящий.
Закон о получении гражданства РФ в упрощенном порядке
Законодательное регулирование процедуры оформления гражданства подразумевает возможность использования упрощенной схемы. Нововведение доступно для следующих категорий лиц:
- если человек ранее проживал на территории СССР и России;
- один из родителей (или оба) имели гражданство РФ;
- заявитель состоит в браке с гражданином России;
- беженцы и переселенцы;
- те, кто оформляет гражданство по программе возврата соотечественников.
Окончательная процедура зависит от статуса заявителя. К примеру, если используется программа переселения соотечественников (с 2007 года), то человеку не нужно подтверждать знание языка. Кроме того, ему не нужно:
- оформлять вид на жительство (достаточно РВП);
- подтверждать доход.
Как только миграционная служба выдаст РВП, можно подавать документы на оформление гражданства. Из этого следует, что проще и быстрее оформить гражданство тем, кто хорошо знает русский язык. Причем статус носителя русского языка (НРЯ) может получить не только соотечественник, но и иностранец, свободно владеющий языком (к примеру, украинец или белорус). Что касается родства, то ему достаточно доказать любое дальнее родство с гражданином РФ или СССР.
Под свободным владением языком при этом подразумевается возможность человека без проблем изъясняться на этом языке, решать вопросы не только на бытовом уровне, но и в более сложных ситуациях. Если НРЯ не является соотечественником, ему все же придется сдавать экзамен по русскому языку.
К носителям языка на данный момент нередко приравнивают жителей Донецкой и Луганской областей. Как русскоязычные лица, имеющие статус переселенцев, они могут получить российский паспорт по упрощенной системе. Отзывы на это нововведение чаще всего положительные, так как у переселенцев нет необходимости в длительном проживании на территории страны по РВП.
Понятие и принципы российского гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство – устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству.
Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и законами. В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.
Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, распространенные и в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.
В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для РФ.
В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.
См. также Приказ МВД России от 03.05.2018 N 267 “Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве” Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51718.
Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатридов регулируется международной Конвенцией о статусе апатридов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим международно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.
Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.
Во многих странах, в том числе в РФ, правовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.
Гражданство Российской Федерации понятие и принципы (стр. 1 из 2)
Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы. Граждане России составляют подавляющее большинство населения нашей страны, в которой также проживают иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства, и лица без гражданства, или апатриды. Именно граждане России, в том числе проживающие за ее пределами, в полном объеме реализуют весь комплекс прав, свобод и обязанностей.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Отношения российского гражданства регулируются правовыми нормами, содержащимися в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (2002) с последующими изменениями, Указе Президента Российской Федерации, определяющем порядок решения вопросов российского гражданства. Перечисленными нормативными актами устанавливаются принципы российского гражданства, основания, по которым то или иное лицо признается российским гражданином, а также порядок приобретения и прекращения гражданства.
В законодательстве о гражданстве выделяют наиболее общие основы, или принципы российского гражданства, которые определяют суть отношении гражданства.
Рассмотрим сущность основных принципов российского гражданства.
1. Правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство Российской Федерации единое.Оно является федеральным, единым для граждан, проживающих в любом из субъектов нашего государства. Единое гражданство в федеративном государстве способствует его суверенитету и целостности.
3. Гражданство Российской Федерации равное независимо от оснований его приобретения. Не имеет значения по своим правовым последствиям, стало ли лицо гражданином в порядке рождения, приема или по другим основаниям. В ряде стран основание приобретения гражданства имеет существенное значение (например, в США лишь гражданин по рождению может быть избран президентом страны).
4.Устойчивость гражданства.Проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства. За гражданами России, проживающими за ее границами,
сохраняется российское гражданство. В связи с расширяющимися международными контактами многие наши соотечественники работают за пределами страны (например, спортсмены, ученые и др.).
Это обстоятельство не влечет автоматического прекращения их российского гражданства. Устойчивость гражданства проявляется также в том, что заключение или расторжение брака с иностранцем, изменение гражданства супруга также не влечет автоматического изменения гражданства гражданина России. Гражданство детей (до 14 лет) следует гражданству родителей. Для приобретения или прекращениягражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство России ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства России он станет лицом без гражданства.
5. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. В советский период истории нашей страны законодательно была предусмотрена возможность лишения гражданства за антигосударственную деятельность. В настоящее время государство не может в одностороннем порядке разорвать данную правовую связь.
6. Граждане Российской Федерации могут иметь гражданство другого государства (двойное гражданство).Гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается нашим государством только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России. Такой гражданин не может уклоняться от обязанностей или ответственности, предусмотренных для граждан России.
7. Принцип защиты и покровительства граждан России со стороны государства означает:
– во-первых, то, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (в случае совершения гражданином России правонарушения за границей он будет привлекаться к ответственности по российским законам на территории Российской Федерации);
– во-вторых, то, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (помощь в эвакуации из районов стихийных бедствий и военных конфликтов в других странах и иные меры политического, экономического и военного характера).
8. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства,проживающими на территории России. Однако законодательство требует соблюдения определенных условий для желающих принять российское гражданство (например, проживание в течение 5 лет в России, наличие законного источника средств к существованию и др.). В ряде случаев в приеме в гражданство России может быть отказано, если лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности государства.
Наличие данных принципов российского гражданства позволяет оценить данный институт как вполне соответствующий демократическому характеру нашего государства.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет следующие основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Основания приобретения гражданства Российской Федерации:
– если оба родителя или единственный родитель имеют российское гражданство (независимо от места рождения ребенка);
– если один родитель имеет гражданство РФ, а другой – лицо без гражданства или признан безвестно отсутствующим;
– если оба родителя иностранцы или лица без гражданства, ребенок родился на территории РФ и государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляют ему гражданство;
– ребенок находится на территории РФ, родители его неизвестны (если не объявятся в течение 6 месяцев);
– один из родителей – гражданин РФ, другой – гражданин другого государства, но согласен, чтобы ребенок был признан гражданином РФ;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации:
В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ если :
– проживают на территории РФ в течение 5 лет непрерывно (им разрешается выезжать за пределы России не более, чем на три месяца в течение одного года);
– соблюдают Конституцию РФ и законы РФ;
– имеют законный источник средств к существованию;
– владеют русским языком;
– обратились в полномочный орган иностранного государства об отказе от имеющегося у них иного гражданства (за исключением случаев, когда это предусмотрено международным договором, законом)
В некоторых случаях срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года :
– когда человек родился на территории РСФСР или в прошлом имел паспорт СССР;
– когда человек состоял в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;
– если у нетрудоспособного лица есть дееспособные дети, которым уже исполнилось 18 лет и имеют российское гражданство;
– у человека имеются высокие достижения в области науки, техники и культуры, он обладает важной для страны профессией или специальностью;
– человеку предоставляется политическое убежище или он признается беженцем.
УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК для:
– тех, у кого есть нетрудоспособные родители, имеющие гражданство РФ;
– тех, кто имел гражданство СССР, проживают или проживали в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданства этих государств;
– ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя.