Что такое брак: определение видов и форм брака

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое брак: определение видов и форм брака». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Условия и порядок оформления брачного союза по Семейному кодексу РФ

Несмотря на то, что вышеописанные альтернативные виды брака достаточно распространены, семейное право Российской Федерации юридически признает только гражданский союз. В Семейном Кодексе РФ определены следующие условия для его заключения:

  • возраст будущих супругов должен быть старше 18 лет;

  • на момент подачи заявления в загс они не находятся в другом браке;

  • между будущими супругами отсутствует близкородственная связь;

  • у них нет психических заболеваний или установленной судом недееспособности.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) — совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие — увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» — сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

Моногамный союз предполагает сохранение верности обоих супругов, а полигамный, напротив, позволяет иметь партнеров на стороне, причем партнер об этом знает.

В светских государствах, к которым принадлежит и Россия, а также в ряде конфессий допускается расторжение брачного союза (развод) — на различных основаниях. В России при согласии обоих супругов, не имеющих общих детей, развод возможен в органах ЗАГС. В случае, если один из супругов против развода, а также при наличии общих несовершеннолетних детей, развод производится через суд.

В России проводится в органах записи актов гражданского состояния, а по желанию и при условии, что хотя бы один из пары вступает в брак впервые, — во Дворцах Бракосочетания. Какие бывают браки, так это бездетные и асексуальные, и они широко распространены. На удивление многим людям, есть союзы, в которые супруги не планируют заводить детей и вступать в близкие отношения.

Вся культура погибнет, если её основа, семья, прекратит своё существование, перестанет быть тем, из чего строится общество.Таким образом, не вызывает сомнений, что тот, кто разрушает брачный союз, разрушает и цивилизацию.

Но бывают исключения, и многие священники соглашаются провести обряд без наличия штампа в паспорте. Ведь для верующих самый главный союз тот, что заключен на небесах.

Фактический брак. Проще говоря, это сожительство мужчины и женщины без официальной регистрации семьи. Часто такое сожительство называют гражданским браком, но, как мы уже упомянули выше, это ошибочно.

Подразумевается, что мужчина и женщина, поклявшиеся в вечной любви и верности перед алтарем, ответственны перед Всевышним.

На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

Когда у людей случаются неприятности в супружеской жизни, это происходит из — за того, что супруги ожидают, что их отношения будут продолжаться сами собой. Они полагают, что их супружеский союз будет существовать без каких — либо усилий с их стороны. К сожалению, это не так. Супружество необходимо создавать.

Обычно такие пары влюбляются с первого взгляда, а их союз стремительный и яркий, но при этом супруги могут быстро потерять друг к другу интерес. На самом деле союз бывает разным и предугадать его исход невозможно.

В нашей стране такое совместное проживание не тождественно законным брачным отношениям: сожители в юридическом смысле — не супруги. В семье каждый из супругов имеет определенные права и обязанности, закрепленные на законодательном уровне.

Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Возможно человек, чьи родители были не вполне счастливы в браке, посмотрел бы на всё это и решил : » Вы только подумайте! Брак, который является столь естественным для человеческой природы ( и который ничто не может изменить ), не в состоянии сохранить себя и несовершенен, так как ему не хватает единства и согласия «.

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин “серийная моногамия” – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Давай поженимся: варианты брака, о которых вы не знали

Закон не содержит определение понятия брака. Анализ норм СК РФ, регулирующих условия и порядок заключения брака, а также его правовые последствия, позволяет выявить основные признаки брака, на основании которых брак можно определить как добровольный и равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью создания семьи при соблюдении условий и порядка, установленных законом, и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Читайте также:  Преподаватель предвзято относится к учащимся

На сегодняшний день существует большое количество обобщенных результатов исследований, где представлено понятие «семья», фазы ее развития, классификация брачно-семейных отношений. Например, современные исследователи придерживаются мнения о том, что семья прошла несколько ключевых фраз, чтобы представлять себя в современном виде:

  1. Промискуитет;
  2. Кровнородственная семья;
  3. Пунальальная семья;
  4. Синдиасмическая семья;
  5. Моногамная семья.

Промискуитет как вид и форма семьи преимущественно присущ для низшей ступени развития человеческого общества. Он выступает в качестве формы совместной жизни людей, где отсутствуют отдельные группы, обособленные друг от друга. По сути, семейная жизнь эквивалентна общественным отношениям, где люди занимаются совместной жизнью все вместе. На низшей стадии человек практически не развит, он дик и примитивен, соответственно, между членами общества могло существовать неограниченное количество половых отношений.

Личные взаимоотношения между мужчиной и женщиной являются самыми сложными. Но именно от них зависит удовлетворенность от жизни. Чтобы чувствовать себя счастливым, надо уметь сохранять близкие отношения.

А для того, чтобы связать жизнь с человеком, который подходит вам по всем параметрам, надо знать, какой тип совместимости характерен для него.

Виды и типы брака, их особенности

Супружеством называется брачный союз. Брак может быть неофициальным или официальным, наделяющим обоих супругов взаимными правами и обязанностями.

В России брак заключается только между мужчиной и женщиной, но в ряде государств разрешены однополые брачные союзы.

В России признаётся государством только тот брак, который был зарегистрирован в органах ЗАГС. Этим он отличается от церковного и неофициального брака (иначе называемого сожительством). Такое правило содержится во 2-м пункте 1-й статьи Семейного Кодекса.

Изначально «брак» означало и супружество, и свадебный обряд. Существует две версии происхождения этого слова. По одной из них «брак» связан с глаголом «брати», то есть брать (в жены). Образование слова происходит с помощью суффикса «-к». Аналогично от «знати» (устаревшая форма глагола «знать») произошло слово «знак».

По другой версии своим происхождением слово обязано латинскому «brachium», то есть «рука». Во многих традиционных свадебных обрядах практикуется символическое соединение рук. То есть связанные браком иносказательно называются «взявшиеся за руки».

Но и в том, и в другом случае созвучие с «браком» в смысле некачественной, испорченной вещи является случайным.

Разве супружество может быть недостатком? Почему два таких разных понятия имеют одинаковое название?

Современные толковые словари определяют брак как супружеский союз мужчины и женщины, хотя бывают приписки мужчины и женщин, например в мусульманских странах, где разрешено многоженство. Почему супружество называют браком? Есть даже выражение: «хорошее дело браком не назовут». Но ведь супружество, женитьба, замужество – это хорошие дела.

Слово брак пришло к нам из праславянского языка, так, по крайней мере, говорит этимологический словарь М. Фасмера. Происходит данное слово от глагола «брати», которое означало взять, схватить, поскольку славяне частенько похищали девушек из соседних племен. Трактовка слова «брак» была широкой: в старославянском к нему относились и сам обряд (свадьба) и супружество, а в древнерусском – свадьба, пир и супружество. Слово брак (супружество) существует во всех славянских языках.

Отсюда устойчивые выражения брать замуж, брать в жены. Хотя сейчас, поскольку брак носит официальный, документированный характер, мы использует слова и выражения: заключить брак, расторгнуть брак, вступить в брак, зарегистрировать брак.

Слово «брак», означающее плохое качество изделия, изъян, недостаток, не имеет ничего общего браком (супружество), не считая одинакового звучания. Данное слово пришло к нам из немецкого языка в эпоху Петра I в 16 веке. Немецкое brack – плохой товар, образовано от глагола «brechen» (ломать), в английской языке есть похожий глагол break (ломать).

Брачный союз может быть официальным или неофициальным. Для первого случая необходимо его заключение в государственных органах (как правило, в отделе ЗАГС) по установленной процедуре. Все юридические гарантии, права и обязанности связаны именно с такой формой супружества.

Неофициальный брак – это совместное проживание без государственной регистрации. Соответственно, и гарантии официального супружества на него не распространяются. С юридической точки зрения и церковный брак является неофициальным.

В Российской федерации функцию регистрации брачного союза выполняют Отделы ЗАГС. Органы ЗАГС появились в России в 1920 году. Гражданский брак — это брак, зарегистрированный в Отделе ЗАГС. О чем выдается официальный документ — свидетельство о браке. Только в этой ситуации отношения мужчины и женщины будут признаваться законными.

До 1920-го года брак в Российской империи регистрировался в метрических книгах приходской церкви. И в то время был только один вид брака, признаваемый государством — “церковный брак”.

Что такое брак: определение видов и форм брака

Известны различные типы брака. Однако классификации форм в разных источниках несколько отличаются, так как каждый вид соответствует нескольким критериям одновременно. Традиционные виды браков:

  1. Законный брак – союз двух влюбленных, который регистрируется официально. Самая популярная форма семьи с официальной регистрацией — это гражданский брак. Именно после оформления гражданского брака пара получает право на совместную собственность, и с этого момента оба супруга являются прямыми наследниками друг друга. Остальные существующие виды брака законодательством РФ признаны не были. Мнение общества в отношении того, что гражданский брак – это сожительство партнеров без регистрации отношений по закону, несколько ошибочно. Причиной всему являются традиции XIX века — в те времена признавался лишь духовный союз, а брак без венчания называли гражданским.
  2. Фактический брак – как раз тот вид брака, который в народе называют гражданским (подробнее в статье: что такое гражданский брак по семейному кодексу России?). Пара проживает вместе, ведет общее хозяйство и воспитывает детей, хотя отношения не зарегистрированы в ЗАГСе. При этом партнеры по закону не имеют ни прав, ни обязанностей. Однако права детей, рожденных в таком браке, ничем не отличаются от прав малышей, рожденных в официальном. Предпочтение такой формы брака предполагает разные причины – опасения, ненадобность, уход от ответственности, иногда молодые люди хотят проверить свои отношения и зарегистрировать их со временем.
  3. Церковный брак несколько сотен лет являлся единственным официальным видом бракосочетания. В отличие от Кипра, Англии, Польши, в нашей стране таинство венчания больше не имеет юридической силы. Церемонию проводит священнослужитель, который обладает соответствующими полномочиями. Зачастую в России перед венчанием сначала регистрируется официальный брак. Для многих пар духовный союз более значимый.

Кроме традиционных видов брака, существуют и альтернативные типы союзов. Большая их часть относится к фактическому типу, так как они сами противоречат понятиям законности и морали. К альтернативным видам брачных союзов относятся:

  1. Гостевой или визитный брак наиболее распространен после классического типа. Второе его название — Годвин-брак. Он представляет полноценный союз пары, но при этом супруги не проживают вместе. Такой тип отношений законный и регистрируется в органах ЗАГСА. Мужчина и женщина встречаются и отдыхают вместе, но общее ведение хозяйства у них отсутствует.
  2. Фиктивный тип брака в большинстве случаев воспринимается обществом негативно, но все-таки нередко практикуется. Такой союз основывается на рациональности и выгоде, которую получает как минимум один из супругов. Наиболее частые корыстные цели – это получение гражданства и денежных средств. Фиктивный брак двух людей может быть признан недействительным.
  3. Многоженство как тип брачных отношений характерно для мусульманских стран, где является официальным. В России оно также встречается, в особенности в регионах, где исповедуют ислам. В нашей стране мужчина может зарегистрировать союз лишь с одной из женщин, а с другими находиться в фактическом браке.
  4. Гражданский и фактический брак может быть открытым. Такая супружеская пара ведет общее хозяйство, но лояльно относится к интрижкам и связям своего партнера на стороне.
  5. Виргинальный брак подразумевает отсутствие у супругов детей. Причиной тому может быть не только возраст или медицинские показания, но и личная позиция мужа с женой. Нежелание заводить детей также называется «чайлдфри».
  6. Однополый брак российским законодательством не признан в отличие от некоторых европейских стран, где он регистрируется официально (см. также: список стран, в которых разрешены однополые браки). Мало того, несмотря на значительное количество приверженцев однополой любви, для большей части общества такая модель недопустима и всячески порицаема.
  7. Пробный тип супружеских уз предусматривает временное проживание влюбленных вместе. Если же такая пара решит завести ребенка, союз регистрируют официально.
  8. Групповой брак состоит из нескольких мужчин и женщин. Такой союз более известен, как шведская семья и существовал он еще в первобытные времена. Сейчас данный вид практикуется у людей, которые считают классический тип отношений скучным, а также среди личностей, ведущих бродячий образ жизни.
  9. Морганатический брак нередко вставал камнем преткновения у знатных лиц и членов королевских кровей. Для такого союза характерно неравное социальное положение.
  10. Многомужество, или полиандрия, предусматривает брак одной женщины с несколькими мужчинами одновременно. Такая связь распространена в Тибете и Индии.
  11. Конкубинативный тип брака – союз женатого мужчины с незамужней женщиной, у которых есть общие дети. Последние признаны отцом и материально им обеспечиваются.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие бывают виды семейных отношений?

Создание семьи невозможно при таких обстоятельствах:

  • если кто-то из супругов находится в браке, а развод не оформлен;
  • недееспособность одного из заявителей;
  • лица, желающие вступить в брак, не достигли брачного возраста;
  • случаи принуждения к союзу одного из партнеров;
  • желающие вступить в брак состоят в родственных связях;
  • когда был факт удочерения либо усыновления;
  • регистрация моносексуального брака на территории Российской Федерации;
  • заочная регистрация брака, а также в присутствии доверенного лица.
Читайте также:  Мобилизация: что делать с мобилизованными внешними совместителями

Определение брака упоминается в различных юридических, исторических и социологических трактатах. Зачастую общество воспринимает его, как зарегистрированный союз между женщиной и мужчиной. Для другой части населения более важен духовный аспект воссоединения пары. Наряду с регистрацией в госорганах и венчанием, имеются и другие виды брака.

Развитие человеческого общества было бы невозможно без такого социального института, как семья. В первую очередь благодаря ей человек становится личностью. Для того чтобы создать семью, люди вступают в брачные отношения.

В ходе истории в России появлялись различные виды брака, одни из которых признавались государством и считались единственно возможным вариантом, а другие считались незаконными и не имели юридической силы.

Со временем некоторые из них полностью изжили себя, однако часть продолжает существовать и по сей день.

Некоторые юристы считают, что существуют различные формы брака, его типы и виды. По факту же вся эта классификация является единой, и выделить отдельно каждую группу нельзя.

Выделяют различные критерии классификации, однако каждый вид может подпадать под несколько критериев, что делает систематизацию форм брачных отношений затруднительной.

Начать знакомство с видами брака нужно, безусловно, с гражданского. Такие брачные отношения оформляется в органах ЗАГС и порождают правовые последствия для лиц, вступающих в них. Все другие виды законодательством России не признаются.

Государство запрещает создание семьи в следующих ситуациях (ст. 14 СК РФ):

  • если супруг не оформил развод;
  • запрещается создавать семью людям, которые считаются близкими родственниками;
  • ограничение можно быть связано с недееспособностью супруга;
  • оформление брачных уз невозможно при усыновлении или удочерении.

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. 2. Полиандрия — одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. 3. Групповой брак — несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) — совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Особенности для эмансипированных лиц

Полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста. Эмансипированное лицо (признанный судом полностью дееспособным гражданин в возрасте от 16 лет) имеет право на заключение брака без каких-либо ограничений.

Существует еще одна интересная особенность. При вступлении в брак до 18 лет гражданин признается полностью дееспособным, без оформления процедуры эмансипации (ст. 21 ГК РФ). При этом, после расторжения союза, даже если лицу не исполнилось 18, оно остается дееспособным, если суд не признает обратное.

При этом лицо, даже вступившее в брак и признанное полностью дееспособным, не несет уголовную ответственность за преступления, за которые она не предусмотрена в силу возраста (до 16 лет), а также не может быть призвано в армию до достижения 18 лет.

Самый популярный вид, который юридически получил свое название «Гражданский», также его еще называют официальным, светским или законным. Этот брачный союз жених и невеста регистрируют в органах ЗАГСа, он единственный признан российским законодательством, регулируется с помощью Семейного кодекса РФ, а потому и защищен с точки зрения юриспруденции.

Каждый из законных супругов имеет равные права и определенные обязанности в семье, которые закреплены на законодательном уровне. Также закон регулирует и имущественные отношения мужа и жены.

После заключения официального бракосочетания молодожены становятся друг другу первоочередными наследниками.

Многие называют гражданским союзом влюбленных, которые живут вместе, но без штампов в паспортах. Если рассматривать данный вопрос со стороны юриспруденции, то это заблуждение и таким браком называется другой вид – фактический, о котором мы поговорим ниже.

Вы­де­ля­ют­ся разл. фор­мы С. Пар­ная С. (син­ди­ас­ми­че­ская, пер­во­быт­но-эга­ли­тар­ная) – не­ста­биль­ное объ­е­ди­не­ние брач­ных парт­нё­ров для вос­про­из­ве­де­ния по­том­ст­ва в со­ста­ве бо­лее ши­ро­кой со­ци­аль­но-эко­но­мич. сис­те­мы (об­щи­ны, ло­каль­ной груп­пы); ха­рак­тер­на для ран­не­пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. Нук­ле­ар­ная С. (ма­лая, эле­мен­тар­ная, ин­ди­ви­ду­аль­ная, про­стая) со­сто­ит из су­п­ру­же­ской па­ры и их не­же­на­тых/не­за­муж­них де­тей. Боль­шая С. (боль­ше­се­мей­ная об­щи­на, до­мо­хо­зяй­ст­во, слож­ная, не­раз­де­лён­ная С.) вклю­ча­ет неск. нук­ле­ар­ных С., гла­вы ко­то­рых со­сто­ят в род­ст­ве друг с дру­гом (напр., при­хо­дят­ся друг дру­гу брать­я­ми – т. н. брат­ская боль­шая се­мья), и объ­е­ди­ня­ет три и бо­лее по­ко­ле­ния род­ст­вен­ни­ков; в за­ру­беж­ной со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии её на­зы­ва­ют так­же объ­е­ди­нён­ной (англ. joint) или рас­ши­рен­ной (англ. extended) С., по­ни­мая под пер­вой С., со­стоя­щую из од­но­го, а под вто­рой – из не­сколь­ких (обыч­но со­сед­ст­вую­щих) до­мо­хо­зяйств. По мне­нию ря­да отеч. ис­сле­дова­те­лей (М. О. Кос­вен, А. И. Пер­шиц и др.), сег­мен­та­ция боль­ших С. ве­дёт к об­ра­зо­ва­нию па­тро­ни­мии. Не­пол­ная, или мат­ри/пат­ри­фо­каль­ная, С., ос­но­ву ко­то­рой со­став­ля­ют ро­ди­тель (оди­но­кая мать, раз­ве­дён­ный суп­руг ли­бо вдо­ва/вдо­вец) и его де­ти. По ти­пу ле­жа­ще­го в ос­но­ве С. бра­ка раз­ли­ча­ют­ся так­же мо­но­гам­ные и по­ли­гам­ные С.; в ря­де стран при­зна­ют­ся С., ос­но­ван­ные на со­ю­зах од­но­по­лых парт­нё­ров.

У охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей, жи­ву­щих в не­бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях по­лу­пус­тынь и тро­пич. ле­сов Аф­ри­ки и Юж. Аме­ри­ки, пре­об­ла­да­ют С., ос­но­ван­ные на пар­ном бра­ке или ог­ра­ни­чен­ной по­ли­ги­нии, бы­ту­ют и от­но­си­тель­но не­мно­го­числ. не­раз­де­лён­ные С. У охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей, имею­щих от­но­си­тель­но ус­той­чи­вые ис­точ­ни­ки пи­щи, спе­циа­ли­зи­ров. осед­лых или по­лу­осед­лых ры­бо­ло­вов, зем­ле­дель­цев и ско­то­во­дов рас­про­стра­не­ны боль­шие С., но встре­ча­ют­ся и нук­ле­ар­ные или ма­ло­чис­лен­ные не­раз­де­лён­ные С. У ран­них зем­ле­дель­цев и ско­то­во­дов, в кре­сть­ян­ских об­щест­вах, а ино­гда и у ре­мес­лен­ни­ков до­инду­ст­ри­аль­но­го го­ро­да С., об­ра­зую­щие до­мо­хо­зяй­ст­ва или объ­е­ди­не­ния до­мо­хо­зяйств, яв­ля­ют­ся ве­ду­щи­ми про­из­водств. еди­ни­ца­ми (т. н. до­маш­ний спо­соб про­из­вод­ст­ва, по М. Са­лин­зу). В ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах пре­об­ла­да­ют нео­ло­каль­ные нук­ле­ар­ные С., но рас­про­стра­не­ны и иные ти­пы С., напр. мат­ри­фо­каль­ные се­мьи.

Читайте также:  Будет ли изменение выслуги лет до 25 сотрудникам ФСИН

Чтобы ознакомиться с типологией семьи, необходимо изучить следующую таблицу:

Количество поколений Расширенная: несколько поколений Нуклеарная: два поколения
Число родителей Полная , оба родителя Неполная , один родитель
Число детей Бездетная Однодетная Многодетная
По типу господства Патриархальная , главный мужчина Матриархальная , главная женщина Равноправие
По типу супружества Полигамная , многоженство, многомужество Моногамная , один супруг/супруга

Таким образом, тип семьи зависит от очень многих показателей. Значение имеют не только количество детей, но и тип господства.

Социальные функции семьи

Функции
Репродуктивная – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей.
Социализация – приобщение индивида к обществу.
Экзистенциональная – обеспечение безопасности членам семьи, забота.
Экономическая – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей.
Первичный социальный контроль – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни.
Рекреативная – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида.
Социально статусная – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры.
Досуговая – организация свободного времени в форме развлечения.
Гедонистическая – нужда в заботе, любви, чувстве счастья.

​​Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.

Брак — союз мужчины
и женщины. Он определяет правовое
положение детей, рожденных в браке (или
до него), а также имущественные отношения
супругов и их наследственные права.

При заключении
брака на супругов возлагаются определенные
обязанности. Так, муж и жена должны
соблюдать верность друг другу; жена
должна жить вместе с мужем и получить
его сословие и звание; супруги не могут
предъявлять иск друг к другу и пр.

Правильный брак
— союз мужчины и женщины одного правового
качества. Указанный брак заключался в
специальных, признанных законами формах
и порождал все соответствующие последствия
для супругов.

Неправильный брак
— союз мужчины и женщины разного права
(между гражданином Рима и женщиной
другого гражданства, между перегринами
и т. п.). Данный брак порождал все
правовые последствия для мужа и жены,
но не в соответствии с предписаниями
цивильного права.

  • Характерными
    чертами брака признавались:
  • 1) взаимность:
    в брак вступали два партнера, однако их
    безусловное равенство не являлось
    обязательным условием;
  • 2) согласие
    партнера;
  • 3) наличие половой
    связи между партнерами в браке;
  • 4) желание
    партеров заключить брачный союз;

5) совместная
жизнь супругов. Отсутствие одного из
условий ставило под сомнение правовой
смысл брачного союза.

От брака отличался
конкубинат — разрешенное законом
постоянное сожительство мужчины и
женщины, которое не являлось законным
браком.

Тема VI. СЕМЬЯ И БРАК (основные понятия)

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания (Трапезникова Т. М., 1987).

Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г., 1979, с. 66).

Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. (Голод С. И., 1984).

В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (Харчев А. Г., 1979, с. 66).

По определению А. И. Антонова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

К. Г. Юнг «Брак как психологическое взаимоотношение»: между сознанием и бессознательным…

К. Юнг описывает брак как крайне сложную систему, зависящую и от объективных, и от субъективных факторов. В задачу ученого не входило описание и анализ всех объективных факторов, в частности социального и юридического характера. Он останавливается на «психологической проблематике брака». Юнг подчеркивает, что психологическое взаимоотношение осуществимо лишь в состояние осознанности, так как в бессознательном состоянии люди не могут иметь психологическую связь друг с другом.

Доказывая, что в бессознательном состоянии полноценное психологическое взаимоотношение невозможно, ученый обращается к закономерностям функционирования психики ребенка, утверждая, что в сфере детского бессознательного «господствует первоначальное бессознательное состояние первобытной тождественности «Я» с другими, то есть полное отсутствие отношений» [1]. Юнг отмечает, что даже когда юноши и девушки достигают брачного возраста, и уже управляют своим эго-сознанием, часть их души еще находится «в тени бессознательного», что является препятствием к установлению психологически полноценных взаимоотношений. Ученый подразумевает, что молодые люди еще не достаточно понимают истинную природу своих поступков и поступков других.

Таким образом, чем сильнее влияние бессознательного, тем более вероятно, что брак не станет результатом свободного выбора, он примет форму принуждения, возможно окрашенного в тона судьбы, предначертания — что не изменит сути. Юнг подводит нас к мысли о том, что причиной раннего вступления в брак чаще всего является остро выраженная влюбленность или сильное влечение, которые ни на какую осознанность опираться не могут и, следовательно, не могут быть основой целостного психологического отношения.

Анализируя мотивы вступления в брак, Юнг останавливается на категории мотивов, которые он называет «общими». Имеются в виду мотивы, за которыми стоит отношение к родителям: к отцу (для девушки) и к матери (для юноши). Связь с родителями имеет разный характер и может либо помогать, либо быть препятствием к возникновению брачного союза с партнером, похожим на родителя. Особенно подробно Юнг описывает воздействие неосознанной связи.

Юнг замечает, что, если родители не были удовлетворены своей жизнью, то ребенок часто бессознательно выполняет программу, которую хотели реализовать, но по разным причинам не реализовали они. Ученым приводится ряд примеров, подтверждающих эту точку зрения. Юнг пишет, что у сверхморальных родителей могут вырасти аморальные дети, безответственный отец передает «в наследство» сыну «болезненное честолюбие». Еще худшие результаты имеет искусственная бессознательность. Например, когда женщина (обычно не счастливая в браке) привязывает к себе сына, пытаясь найти в нем замену мужу, и тем ломая естественные инстинкты ребенка, в некоторых случаях доводя его едва ли не до гомосексуализма. Но в любом случае выбор молодого мужчины, игравшего в детстве не свойственную для него роль, будет деформирован влиянием этой роли.

Говоря иначе, сложность взаимоотношений в том, что «поглощающий» желает полной любви, которая окружила бы его, но которой партнер не может ему дать, так как является поглощенным. Первый ищет во втором понимания своей многогранной натуры и не находит. Тогда «поглощающему» приходится сдаться и имитировать простоту, что долго продолжаться не может, потому что постоянно человек, тем более в близких отношениях, не сможет «играть». Он оказывается словно вне брака.

«Поглощенный», потеряв надежду на «поглощающего», может обратиться к самому себе, и уже внутри себя найдет те грани, что тщетно пытался найти в нем его сложный партнер. Таким образом, он может заново открыть себя. «Поглощающий» также может обратить взор в самого себя, вместо того, чтобы искать за границами своей личности, произведет внутреннюю интеграцию, и найдет клад в виде цельного «Я».

Юнг отмечает, что гармония, которая рождается между максимально приспособившимися друг к другу партнерами в первой половине жизни, базируется на проекции образов архетипов. Мужчина при поиске и выборе партнерши всегда ориентируется на проекцию архетипического образа женщины вообще. Подобное происходит и при выборе партнера женщиной. В браке «поглощенному» легче спроецировать этот образ на «поглощающего», последнему это удается только частично. Образ остается «незаполненным» и ожидает заполнения. Юнг уделяет некоторое внимание рассмотрению особенностей образования проекций у женщин и мужчин, утверждая, что по сути эти проекции бессознательны и создают своего рода зависимость, хотя и не биологического свойства.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *