Административное производство по жалобам граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное производство по жалобам граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Производство по административно-правовым жалобам и спорам, согласно классификации, предложенной В.Д. Сорокиным, относится к числу правоохранительных. По мнению Ю.М. Козлова, данное «факультативное производство проводится в рамках административной юрисдикции, которая проявляется (как и судебная юрисдикция или административная юстиция) в рассмотрении и разрешении полномочными исполнительными органами (должностными лицами) спорных вопросов применения материально-правовых норм, в правовой оценке поведения участников административно-правовых споров, а также в применении в необходимых случаях к виновным при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) при-нуждения». Производство по жалобам также, как и производство по предложениям и заявлениям граждан опирается на конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Понятие административно-правовой жалобы и административно-правового спора и процессуальные формы их рассмотрения

Предметом рассмотрения в рамках данного производства является жалоба или спор. Понятие жалобы раскрывается в норме-дефиниции, а именно, в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в которой для целей указанного закона жалоба определяется как «просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц». Именно характер данного обращения предопределяет тот юридический результат, который достигается в рамках данного производства.

Кто может подать жалобу?

В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1. То есть право обжалования постановления имеют следующие участники производства:

В соответствии с ч. 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано, в зависимости от того, кем вынесено постановление, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд или в вышестоящий суд.

Понятие и правовые основы производства по административно-правовым жалобам

Несомненным демократическим достижением Российского государства является право субъектов административных правоотношений на обжалование нарушенных прав. Так, в соответствии со ст. 33 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Правовую основу обжалования в рамках общего порядка составляют Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданско-процессуальное, Арбитражнопроцессуальное законодательство.

Нормативными правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав участников административных правоотношений: административный, судебный, самозащита прав.

Производство по административным жалобам граждан

Производство по административным жалобам граждан

Работа с жалобами граждан – особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровне оно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этот источник административно- процессуальных норм так и называется : «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации (так например ст. 9 вышеназванного указа указывает на то, что «Законодательством союзных республик могут устанавливаться сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях») . Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки.

Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять « на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину, либо вернуть дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации).

Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работы, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы -–со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

— О полном удовлетворении;

— О частичном удовлетворении;

— Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.)

— О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения.

Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц .

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

В соответствии с действующим законодательством, вне зависимости от характера нарушения, каждый гражданин имеет право направить жалобу. И хотя унифицированной формы документа не предусмотрено, есть ряд правил его составления, которым нужно следовать.

Общие требования, актуальные для всех подвидов жалоб:

  • Документ должен составляться и передаваться только в письменной или электронной форме. Устное обращение не допускается и не обладает юридической силой.
  • Инстанция-адресат обязательно должна знать личность заявителя, хотя он вправе требовать, чтобы его персональные данные были скрыты от третьих лиц (в случае анонимных обращений).
  • В любой жалобе нужно прописать подробно шапку. В ней указываются как персональные данные заявителя/заявителей, так и информация об организации-адресате.
  • Нельзя забывать вносить полное наименование жалобы, с кратким указанием ее сути (последнее не обязательно, но желательно).
  • Основная часть жалобы должна включать все основные факты, которые привели к необходимости ее составления. В частности, нужно подробно описать, когда, кем и каким образом были нарушены права заявителя. Вся информация вносится с указанием только тех фактов, которые относятся к делу («лирические отступления» и сбивчивая форма повествования не приветствуются).
  • В просительной части жалобы заявитель должен по пунктам перечислить перечень своих требований. Если он хочет остаться инкогнито, это должно указываться именно в данном разделе.
  • Так же требуется вписать в виде списка все приложенные материалы и документы, которые выступают в качестве доказательств в данном вопросе.
  • В конце заявитель ставит дату, когда документ был составлен, и свою подпись (желательно — с расшифровкой).
Читайте также:  Почетный донор России: льготы и выплаты в 2023 году

Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:

  1. Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
  2. Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
  3. Устанавливается так называемая социальная потребность — когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.

Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.

Следует выделить некоторые особенности административной жалобы общего типа. Так, рассматриваемый документ всегда является свидетельством о наличии какого-то правового спора. Предъявляются особые требования к процессуальной форме рассмотрения подобного обращения. Процедура жалобы всегда продвигается в том же направлении, что и классическое судебное рассмотрение.

Прежде чем описывать порядок подачи жалобы определенного типа, нужно перечислить, в какие инстанции она может быть направлена.

Организации-адресаты жалоб:

  • судебные инстанции;
  • Роспотребнадзор;
  • трудовая инспекция;
  • управляющие компании/ТСЖ;
  • жилищные инспекции;
  • торговые сети;
  • другие государственные и негосударственные организации.

Оформлять жалобу можно или в электронном, или в печатном виде, на бланке (можно и в рукописном, но нежелательно — с ним имеется ряд трудностей). Направляется она, соответственно, через интернет, через почту или посредством личной доставки документа заявителем.

Когда сотрудники инстанции получают жалобу, они обязаны ее рассмотреть в течение месяца. Поэтому желательно направлять ее заказным письмом, с указанием даты, когда документ был доставлен. Это требуется для страховки от недобросовестных работников, которые могут затягивать подобные процедуры.

Ответ, как правило, направляется в том же формате, что и первоначальная жалоба, по указанному в ней адресу проживания заявителя (или в соответствующий офис, если заявитель — юридическое лицо). Поэтому важно указать фактический адрес проживания, или актуальный юридический адрес.

Почему административный орган вообще должен существовать? На то существует некоторое количество причин, которые будут перечислены далее. В частности, необходимо отметить следующее:

  • административная жалоба, в отличие от жалобы судебной, обладает простотой и почти полным отсутствием затратности;
  • жалоба может представлять собой средство осуществления контроля руководителей государственных органов за выполнением функций своими подчиненными;
  • с ее помощью возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принимаемых властями решений.

Административная жалоба вышестоящему лицу

Юристы квалифицируют все жалобы как административные и судебные. Последние рассматриваются судами в порядке различных судопроизводств: гражданского, уголовного, арбитражного, конституционного. Все остальные жалобы, поданные должностным лицам и органам власти, таким образом, относятся к административным.

Не следует принимать за судебную жалобу любое обращение в суд. Например, жалоба на несвоевременное рассмотрение дела, решение по которой будет принимать не суд, а отдельный судья или председатель суда, считается административной.

Законодательство различает два вида административных жалоб: общие и специальные. Первые федеральный закон о порядке рассмотрения обращений называет обращениями граждан и причисляет к ним не только жалобы как таковые (по определению ст. 4 закона: «просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц»), но также и различные предложения и заявления.

Подачу и рассмотрение общих административных жалоб граждан регламентирует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Порядок производства и основания специальных административных жалоб регулируют специальные нормы законодательных актов, например, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Дисциплинарного устава ВС РФ и других.

Любой человек вправе подать общую административную жалобу в любое время и по любому поводу. Это право ничем и никем не ограничено. Право на подачу специальной административной жалобы регламентируется положениями кодексов и других юридических документов. Так, жалоба по административному делу, на постановление об административном нарушении подаётся в соответствие с требованиями главы 30 КоАП РФ.

Административные жалобы граждан основаны на их конституционном праве на обращение в органы власти и могут затрагивать любые вопросы. Это положение распространяется не только на граждан РФ, но и на граждан других государств и лиц без гражданства. Однако, подавая жалобу в административном порядке следует учитывать полномочия государственного органа или должностного лица. Кроме того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы других лиц.

В соответствие со второй статьёй Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административные жалобы и другие обращения могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Граждане реализуют свои права свободно и добровольно, плата за рассмотрение административных жалоб не взимается.

Жалобы подаются в письменном или в электронном виде. К ним граждане вправе прилагать любые дополнительные материалы или документы, в том числе и в цифровом формате, а также просить истребовать дополнительные материалы в иных органах.

В тексте административной жалобы в обязательном порядке указывается наименование органа или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направлено обращение, а также собственная фамилия имя и отчество, почтовый адрес для уведомлений и ответов. Суть жалобы излагается в произвольной форме, подписывается личной подписью гражданина с указанием даты обращения. При наличии дополнительных документов и материалов, они (либо их копии) прилагаются к административной жалобе.

При обращении в электронном виде, вместо почтового адреса может быть указан адрес электронной почты, если ответ ожидается в форме электронного документа. Дополнительные материалы в этом случае могут быть также приложены в электронном формате, либо направлены обычной почтой.

Граждане могут подавать административные жалобы лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

В законом предусмотрен ряд ограничивающих правил, могущих стать препятствием для реализации права обжалования:

  1. 1. Административная жалобы должна быть изложена на государственном (русском) языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте РФ установлен еще и свой государственный язык или если лицо, воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.
  2. 2. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
  3. 3. Наличие акта правосудия (решения суда) является причиной прекращения производства по административной жалобе.

Административные жалобы

Административная жалоба – это письменное обращение гражданина к компетентному органу с требованием о защите нарушенных прав.

Это обращение может направляться с целью защиты не только личных прав, но и прав третьих лиц, а также общественных интересов. Получателями могут быть вышестоящие государственные органы, органы местного самоуправления, руководители предприятий, суды. Например, к специальным относятся жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.

Документ составляется в произвольной письменной форме. В образце административной жалобы указываются следующие сведения:

  • данные о заявителе;
  • обстоятельства совершения неправомерных действий (бездействий);
  • перечень негативных последствий возникших у заявителя в связи с неправомерными действиями (бездействиями);
  • требование заявителя;
  • дата составления;
  • подпись заявителя.

К образцу жалобы по административному делу могут быть приложены документы, подтверждающие незаконные действия или бездействие лица.

Административная жалоба, понятие, признаки, виды

Административная жалоба является не исковым обращением. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения административной жалобы следует отметить, что все жалобы граждан можно поделить на два типа: административные и судебные [3] . Административные жалобы могут быть поданы лично, а так же можно направлять индивидуальные и коллективные жалобы.

По форме подачи административные жалобы бывают [4] : 1.

Устные — когда гражданин обращается с жалобой на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях. 2. Письменные — это жалобы, поданные с помощью традиционного почтового отправления, по факсимильной связи, телеграммой, фельдъегерской службой, электронным ресурсам. Жалоба может быть направлена по почте или вручена лично непосредственно в тот орган власти или к тому высшему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

После поступления жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган власти или высшему должностному лицу. При подаче жалобы лично, обращение регистрируется и выдается талон установленного образца. В результате рассмотрения жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений [4] : · о полном или частичном удовлетворении; · об отказе в удовлетворении.

В этом случае гражданину сообщается в ответе о порядке обжалования этого решения в вышестоящий орган или в суд в целях восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина; · об уведомлении гражданина о направлении его жалобы на рассмотрение в другой административный орган в соответствии с их компетенцией. Порядок рассмотрения жалоб также устанавливается КоАП РФ (глава 30), законами, регламентирующими компетенцию органа, в который направлена жалоба [

Понятие административной жалобы

Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.

Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда. Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод — все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан. Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.

Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.

Особенности административной юрисдикции

Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения.

На усмотрение заявителя, Кодекс позволяет направить (подать) жалобу непосредственно в орган (должностному лицу), который уполномочен рассматривать обжалуемое постановление или через орган (должностное лицо), вынесшие постановление по делу об АПН.

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Административная жалоба представляет собой один из механизмов защиты прав человека, а также является одним из видов обращений граждан в государственные органы или органы местного самоуправления. Право на административную жалобу является конституционным неотчуждаемым правом гражданина Российской Федерации.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, то ее еще на стадии первичной обработки следует направить в компетентную организацию. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности.

Гражданин может направиться с претензией на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непринужденно в региональный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию либо объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную претензию обязаны рассмотреть в месячный срок.

Нет дыма без огня. Всякая проверка экономического субъекта способна выявить противоправные действия или бездействие должностных лиц.

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах…

Шаг первый — установить административный орган или лицо, которым должна быть адресована жалоба для рассмотрения в соответствии с компетенцией, определенной законом.

В КоАП РФ можно встретить упоминание о постановлении по делу об административном правонарушении. Оно является итогом рассмотрения нарушения закона. После рассмотрения дела составляется одно из постановлений. Это может быть документ о: Суть этой бумаги заключается в донесении до граждан принятого решения. В нем отражено наказание для водителя, допустившего нарушение ПДД.

Административные жалобы граждан основаны на их конституционном праве на обращение в органы власти и могут затрагивать любые вопросы. Это положение распространяется не только на граждан РФ, но и на граждан других государств и лиц без гражданства. Однако, подавая жалобу в административном порядке следует учитывать полномочия государственного органа или должностного лица.

Жители многоквартирного дома должны соблюдать ряд требований, в частности, не хулиганить в подъездах, не курить на площадках и не нарушать спокойствие соседей. Порой слишком шумные жильцы доставляют массу неприятностей. Если они систематически нарушают тишину, нужно бороться с нерадивостью таких граждан законными методами. Как — расскажем в нашем материале.

Данное определение соответствует понятию исковой давности, закрепленному в ст. 195 Гражданского Кодекса РФ.

Апелляционная жалоба по административному делу

Как уже было сказано выше, жалоба по делу об административном правонарушении делится на два вида: общую и специальную. Что представляет собой специальная жалоба? Основным ее отличием от общей является регулирование отдельными нормативными актами. Довольно часто случаются ситуации, при которых рассмотрение жалобы общего типа бывает неэффективным. Если дело действительно сложное, то оптимальным вариантом будет составление специального заявления. Это может касаться дел, связанных с финансами, судопроизводством, властными структурами и т. д.

Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

Административная ответственность предусмотрена за нарушения в большинстве сфер социальной жизнедеятельности — от трудового права до вождения личного автомобиля. Санкции большинства статей предусматривают наказание в виде денежных штрафов, обязательных работ или административного ареста. Налагать взыскание имеют право не только суды, но и сотрудники ряда государственных служб — полиции, службы судебных приставов, инспекции по труду и другие органы власти.

Процедуру оспаривания подобных решений регламентирует Глава 30 Кодекса об административных правонарушениях и глава 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Важно! Инициировать апелляционный пересмотр дела могут только участники первоначального процесса и лица, чьи законные интересы затронуты вынесенным решением.

В зависимости от обстоятельств привлечения к админответственности, апелляционными инстанциями выступают:

  1. Районный суд — если административное наказание было наложено уполномоченным коллегиальным органом, например, комиссией по делам несовершеннолетних, или иным органом власти.
  2. Суд вышестоящей инстанции — если административная ответственность наступает по решению суда, например, постановление мирового судьи можно оспорить в районном суде, районного — в городском или областном.
  3. Руководство должностного лица, оформившего административное постановление.

Если ответчик одновременно подал жалобы в суд и руководству, решение будет принимать суд. При этом статья 30.2 КоАП позволяет жалобщику подавать апелляционные документы непосредственно в выбранную апелляционную инстанцию, или же обращаться в орган, принявший оспариваемое решение — суд, сотрудник полиции или другое должностное лицо. Во втором случае документы передаются в инстанцию должного уровня в трехдневный срок.

Если гражданин считает, что судебное решение или постановление уполномоченных государственных служб о наложении административного наказания, неправомерно, у него есть 10 дней на подготовку обжалования.

Согласно статье 30.3 КоАП, суд или уполномоченное должностное лицо могут продлить отведенный период по отдельному ходатайству. В нем жалобщику следует обосновать уважительность причин опоздания с подачей документов — лечение в больнице в условиях стационара, командировка, необходимость выезда из региона для ухода за тяжело больным родственником и прочее.

Административная жалоба. Как её подать?

Согласно КоАП РФ, к родовому объекту правонарушения относятся виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:

  • защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);
  • охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);
  • охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);
  • сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);
  • транспорта (гл. 11);
  • дорожного движения (гл. 12);
  • связи и информации (гл. 13);
  • предпринимательской деятельности (гл. 14);
  • финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
  • таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);
  • защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18);
  • воинского учета (гл. 21).

Кроме общих субъектов административного правонарушения (физические лица, юридические лица), существуют и специальные (должностные лица, водители, военнослужащие).

Административная жалоба

Глобальное расширение прав российских граждан, равно как и иностранцев, временно или постоянно находящихся на нашей территории, привело, при всей общечеловеческой значимости и необходимости этого процесса, к возникновению множества проблем, связанных с тем, что:

  • Зачастую служащие административных структур и негосударственных организаций принимают или не принимают решения по вопросам, находящимся в их компетенции, тем самым нарушая закон, в результате чего некоторые права граждан могут оказаться ущемленными.
  • Большинство наших сограждан довольно плохо ориентируются в специальном законодательстве, и даже если предполагают, что в отношении них совершена несправедливость, то не знают, к кому нужно обратиться, чтобы ее устранить или хотя бы смягчить наступившие вредные последствия.

Речь идет, прежде всего, о так называемых административных жалобах.
Здесь необходимо знать, что существуют два вида жалоб: административные и судебные.

С судебными жалобами все относительно ясно — это исковые и иные заявления граждан и организаций, подаваемые в суды и ими же и разрешаемые; при этом некоторые обращения в суд по существу административными жалобами весьма специфичного характера — такой, например, будет жалоба на несвоевременное рассмотрение дела судом.

Читайте также:  В Госдуму внесли законопроект о запрете продажи энергетиков лицам до 18 лет

С административными жалобами дело обстоит несколько сложнее.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

Ч. 2 указанной статьи предусматривает возможность восстановления пропущенного 10-дневного срока на подачу жалобы. Для восстановления пропущенного срока необходимо вместе с жалобой на постановление приложить ходатайство о восстановлении срока с обязательным указанием уважительных причин пропуска срока (болезнь, невозможность подачи жалобы в срок из обстоятельств непреодолимой силы, уход за тяжело больным близким человеком и т.д.). См. об этом подробнее статью «Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении».

Какие бывают административные жалобы

Жалобы, как правило, в соответствии с ФЗ, подразделяются по различным признакам.

Разделение по форме преподнесения информации уполномоченным лицам, подразделяют следующие виды жалоб:

  • Устные, то есть озвучиваемые уполномоченному лицу в соответствии с установленным регламентом (под аудиозапись или лист протокола), оформляемый секретарём, в котором регистрируются все устные заявления участников процедуры обжалования.
  • Письменные – могут быть поданы в установленном порядке лично или посредством почтовой связи, а также в электронном виде онлайн, если в учреждении имеется возможность приёма подобных документов через специальную интерактивную форму. Чаще всего все входящие заявления от населения фиксируются уполномоченными представителями канцелярии.

По качественным признакам их оформления и территории подсудности жалобы подвергаются следующим делениям:

  • Общие административные жалобы – не регламентируются требованиями конкретной организации, сроками подачи, составом основной части, количеством подающих её лиц, их социальным положением, а также иными характеристиками.
  • Специальные жалобы – виды документов, регулируемые отдельными правовыми кодексами или законодательными актами в части их оформления, порядка подачи, рассмотрения, реагирования на них и т. д. Так, к данному типу административного обжалования относятся все недовольства правонарушителей, которым (в соответствии с КоАП) вынесены неправильные наказания вплоть до уголовной ответственности, например, с требованием оплатить штраф.

Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений. 1) Административные жалобы — жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.2) Судебная жалоба. Административная жалоба бывает двух видов:общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке; — специальная, регулируемая другими НПА.

Характеристика общей административной жалобы: 1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности); 2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы; 3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется. При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются. Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение. 2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения. Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует. 3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе. 4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения. 5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Необходимость АЖ1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела. 2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо. 3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе). 4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний. Значит, институт административной жалобы должен существовать.

Специальная административная жалоба Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ): 1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами. Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна. Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения. 2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений. Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности. 3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу. Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности. 4) специальная административная жалоба всегда письменная. Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела. 5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений. Например, реквизиты вынесенного решения. 6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения. Как правило, сроки являются сокращенными. 7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений. Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии. Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию. Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, за меры и др. На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе: лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение; знакомиться с итоговыми материалами проверки; представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании; пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика. Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует от метить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение: о полном удовлетворении жалобы; о частичном удовлетворении жалобы; об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необос нованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письмен ную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *