1 класс и семейное обучение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1 класс и семейное обучение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.

Интернет стирает границы и территориальные различия. Теперь необязательно для участия в мероприятии приезжать туда лично. Есть большой выбор дистанционных конкурсов, где даются интересные задания, а главное, присутствует элемент соревновательности, которого не хватает при семейном образовании.

Еще более захватывающим становится участие в онлайн-конференциях и олимпиадах, когда идет живое общение и задачи решаются совместно. Такие формы занятий подстегнут любознательность ребенка, позволят обменяться опытом, особенно, когда выходят на контакт несколько человек, увлеченных одной темой.

За участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах выдаются свидетельства, где указан предмет, уровень, количество баллов. Документы пригодятся при поступлении в высшее учебное заведение, если будет выбрано очное обучение.

Как перейти на семейное обучение будущему первокласснику?

Главные опасения родителей, желающих учить детей самостоятельно, связаны с локальными органами образования и органами опеки. Как сделать все так, чтобы ни у тех, ни у других не возникло нареканий?

Есть несколько шагов, которые необходимо совершить. Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются.

Чтобы будущий первоклассник начал учебу дома, его родителям или опекунам необходимо сделать следующее:

  • Поставить в известность о своем решении местный департамент образования.
  • Узнать, какие общеобразовательные учреждения поддерживают подобную форму образования, чтобы прикрепиться к одному из них для последующего прохождения аттестации. Не у любой школы такая возможность прописана Уставом. Лучше заранее обойти их и выписать те, аттестат которых хотелось бы получить. Узнать, по какой форме они проводят аттестацию экстернов.
  • Выбрать школу для оформления. Место регистрации ребенка значения не имеет. Родители могут прикрепиться к любому понравившемуся учебному заведению города и даже страны.
  • Получить в департаменте образования направление. Отказать в осуществлении намерения обучаться самостоятельно, согласно закону, вам не могут.
  • Встретиться с директором школы для подписания договора о прикреплении. К договору надо отнестись внимательно. Он должен затрагивать все вопросы, касающиеся аттестации: точный график с указанием дат, времени, список предметов, график консультаций (экстерны имеют право на получение двух часов бесплатных консультаций преподавателя, принимающего аттестацию).

Официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ

В семье Кузиных из Павлодара шестеро детей, трое из них школьного возраста. Радомира окончила 5 класс, Вера – 4-й, Лучезара – 1-й. Радомира и Лучезара не ходят в школу. Когда-то они сидели за партами, но им не понравилось. Родители не настаивали на традиционном образовании, а стали учить их на дому.

Вера в отличие от сестёр с удовольствием учится в школе и родители это тоже приветствуют.

«Радомира и Лучезара ходят в школу только для того, чтобы сдавать СОЧ и СОР. Остальное время у них расписано по часам. Старшая посещает две спортивные школы (акробатика на батуте и стрельба из лука), авиамоделирование, художественную и музыкальную школы по классу скрипки и саксофона. Недавно стала посещать кружок «Кукла с нуля» и клуб юного краеведа. Несколько месяцев занималась в театральном кружке. Такой разносторонний ребёнок растёт в нашей семье. А в табеле у неё только «4» и «5», – не скрывая гордости, рассказывает глава семейства Юрий Кузин.

В семье подрастают ещё два мальчика и одна девочка: Льву 5 лет, Добромиру 4 года и Яромиле всего 6 месяцев. Будут ли они ходить в школу – тоже зависит от них, как в случае со старшими сёстрами.

Как проходить аттестацию

Какую бы форму образования вы ни выбрали, государственные итоговые экзамены (ОГЭ и ЕГЭ) можно сдать только очно. Для обычной ежегодной аттестации есть варианты:

  • государственная школа
  • Вы можете обратиться в вашу районную школу и уточнить, готовы ли они принять аттестацию у ребенка на семейном обучении. Лучше это делать в начале учебного года, чтобы заранее согласовать даты аттестации, формат и вопросы для подготовки. Все это можно прописать в договоре со школой. Для вас такая аттестация будет бесплатной, так как каждый ребенок имеет право на прохождение ежегодной аттестации вне зависимости от формы обучения. Районные школы редко позволяют проходить аттестацию онлайн — обычно составляют график сдачи очных экзаменов.

  • частная школа
  • Есть частные школы, которые оказывают платную услугу сопровождения семейного образования. В зависимости от школы сопровождение включает перечень тем и список рекомендованных учебников, пробные тесты и контрольные, доступ к платформе с видеоуроками и материалами для подготовки. В таких школах можно сдать промежуточную аттестацию: очно или онлайн. С частными школами часто работают семейные классы, о которых расскажем ниже.

  • онлайн-платформы
  • За последние 5 лет появилось более десятка онлайн-платформ, которые позволяют пройти аттестацию из любой точки мира. Чаще всего такая онлайн-платформа не имеет собственной государственной аккредитации и является посредником между школой и семьей. Это удобно: можно выбрать формат сдачи аттестации от тестов до отчетов в свободной форме. При этом все бюрократические вопросы на себя берет платформа. Но есть риск: договор вы заключаете не со школой. Читайте внимательно, какие именно услуги прописаны в договоре с платформой и что именно вы оплачиваете.

Читайте также:  Статья 13 ГПК РФ. Обязательность судебных постановлений

Если вы переводите на семейное обучение школьника

Ваш ребёнок уже учится в школе. Не важно как: очно, заочно, очно-заочно, дистанционно. Вас это не устраивает и вы решили, что лучше обучаться на дому. Веских медицинских оснований для этого нет, поэтому подходит только семейное обучение.

Важно: для того, чтобы перевести ребёнка на семейное обучение, не нужно ждать окончания четверти или полугодия, тем более — учебного года. Родители вправе (согласно «Закону об образовании…») сделать это в любое время. Так же, как и вернуть его обратно в школу.

Лирическое отступление: школы не любят, когда ребёнок учился у них очно, а потом ушёл на семейное обучение. Это часто рассматривается, как фактор, ухудшающий статистические показатели школы. Поэтому родителей уговаривают перевести школьника на другой режим обучения: очно-заочный, заочный или дистанционный. Если вас смогли уговорить — значит, вам это, наверное, больше подходит. Если же не смогли, то логично оформить отношения со школой документально.

Какие шаги нужно сделать родителю школьника для его перевода на семейное обучение? Вот они:

  1. написать заявление на имя директора школы об отчислении ребёнка из образовательного учреждения в связи с его переходом на семейное обучение;
  2. написать Уведомление о переходе на семейное обучение для Департамента (уточнить: вам нужно самим отнести его в Департамент или администрация школы сама это сделает);
  3. написать заявление о зачислении ребёнка в школу в качестве экстерна для прохождения аттестаций;
  4. учить ребёнка дома и приходить своевременно на аттестации.

На всякий случай. Спустя некоторое время вам может позвонить специалист Департамента и задать несколько вопросов по поводу причины перехода на семейное обучение. Пугаться звонка не стоит. Работа у них такая. Ребёнок будет стоять на учёте, как «семейник», вот они и интересуются, кто к ним прибыл, насколько проблемный. Поэтому разговаривать нужно спокойно и доброжелательно.

Через некоторое время вас пригласят в школу для оформления договора о семейном обучении. Он заключается в двух экземплярах. Один для школы, второй — для вас. В договоре должно быть чётко прописано всё, что вас интересует:

  • консультации;
  • аттестации;
  • возможность пользоваться библиотекой;
  • возможность участвовать в общешкольных и городских мероприятиях и т.д.

Преимущества и недостатки семейного класса

Обучение в семейном классе имеет ряд плюсов по сравнению как с общеобразовательной школой, так и с домашним обучением.

  • Возможность подобрать учебную программу по своему усмотрению. Семьи могут сделать упор на определенные предметы, на решение задач олимпиадного уровня или на внедрение в обучение культурной программы — походов, посещений музеев и т.д.
  • Удобный режим занятий. Родители могут договориться между собой проводить занятия по определенным дням недели, перевести их в режим онлайн или ограничить объем домашних заданий.
  • Активное участие родителей в образовании детей. В общеобразовательной школе родители, как правило, не имеют права голоса, в таком же типе обучения именно семья играет главную роль, принимает ключевые решения.
  • Дети могут общаться между собой. Подросток обучается не индивидуально, а потому он социализируется в группе сверстников.

Единственный выход — честность

Аттестация становится серьезной проблемой не только из-за того, что ее сложно получить, но из-за принципиального несовпадения требований государства со взглядами прогрессивных «семейников». Времена меняются, меняются и представления родителей о том, чему именно стоит учиться их детям, и часто они никак не коррелируют с программой общеобразовательных школ. При этом аттестация обязательна. Как тут быть?

Выход один: обучать по индивидуальной программе и параллельно подстраиваться под государственные требования. Дети сами отлично видят разницу между увлекательным процессом получения знаний на СО и методичным натаскиванием на прохождение формальных тестов. Поэтому, убеждена Светлана Марзеева, идею о разграничении понятий образования и аттестации нужно доносить до них со всей честностью.

Младшеклассникам это объяснить сложнее. Ребята постарше сами понимают необходимость адаптации к системе. Но есть кейсы, когда учащиеся сознательно отказываются от промежуточной аттестации и окончания 11 классов: сдают экстерном девять классов, и на этом останавливаются. Это правомерный вариант, а в случае изменения решения закон предусматривает право вновь прикрепиться к школе и сдать ЕГЭ.

«Все это возможно, и родителям не нужно изменять своим идеалам и интересам», — заключает Светлана Марзеева.

Чтобы глубже погрузиться в тему семейного образования, почитать мнения экспертов, истории успеха, поразмыслить о возникающих проблемах и пообщаться с «семейниками», мы сделали подборку тематических ресурсов. Все они содержат полезную практическую информацию, а их «отцы-основатели» открыты для общения.

Семейное обучение в Законе «Об образовании»

Федеральный закон «Об образовании» гарантирует возможность семейного обучения и регламентирует его основные положения. Некоторым из них Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08, являющееся основным нормативным документом, дает детальное описание.

  • Ч. 4 ст. 44 273-ФЗ «Об образовании», ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. В обязанности каждых родителей входит получение их ребенком общего образования. Недопустим полный отказ от обучения. В этом случае родители получают предупреждение и штраф.
  • П. 1, 2 ч. 1 ст. 44 273-ФЗ «Об образовании». Законом закреплено право представителей ребенка выбирать ту форму образования, которую они считают нужной. То есть в любой момент можно сменить очное обучение на семейное, и наоборот. При этом директор образовательного учреждения не имеет права препятствовать решению родителей.
  • Ч. 3 ст. 17 273-ФЗ «Об образовании». Семейное обучение детей равноценно иным формам образования, таким как дистанционное или домашнее. Решение родителей о переводе на него ребенка не должно оспариваться учителями, директором или представителями отдела образования.
  • П. 20, 21, 22 ч. 1 ст. 34 273-ФЗ «Об образовании»‎. Ребенок, получающий образование дома, наряду с другими учениками имеет право проходить промежуточную и итоговую аттестацию в школе, к которой он прикреплен по месту жительства. Зачисление воспитанника в учреждение должно быть произведено вне зависимости от планируемой родителями формы его дальнейшего обучения.
Читайте также:  Ответственность за несообщение о преступлении, свидетелем которого стал

Если ребенок не посещает занятия очно, но внесен в списки учащихся школы, за ним сохраняется право пользоваться библиотекой и спортивным залом, принимать участие в олимпиадах, спортивных и научных мероприятиях, выступая от лица данного образовательного учреждения.

  • Ч. 5 ст. 63 273-ФЗ «Об образовании». Родители не могут перевести на семейное обучение ребенка, просто забрав его из школы. Такое действие должно сопровождаться сообщением в городской отдел образования.
  • Ч. 3 ст. 34 273-ФЗ «Об образовании». Нарушением закона считаются действия родителей, которые не прикрепили ребенка к школе и не сообщили в соответствующие инстанции о нахождении его на семейном обучении.

При получении образования на дому учащийся имеет возможность проходить аттестацию экстерном. То есть, если он успешно освоил программу двух классов за один год, он вправе сдать экзамены и контрольные работы за оба периода и может быть переведен на класс обучения выше, чем положено по возрасту.

  • Ст. 58 273-ФЗ «Об образовании». Ученика, прикрепленного к школе, но находящего на семейном обучении, допускается оставлять на второй год при наличии двух и более академических задолженностей либо очень низкой успеваемости. Допустим, ребенок не написал необходимое количество итоговых контрольных работ, не сдал требуемые экзамены по нескольким предметам либо получил за них неудовлетворительные оценки.

Плюсы семейного образования

  • Уникальный план занятий. Родители, контролирующие обучение ребенка на дому, самостоятельно определяют его расписание. Кроме того, учитываются его способности запоминать информацию, на основании чего подбираются индивидуальные методики изучения материала.
  • Отсутствует негативное влияние сверстников и давление со стороны учителей.
  • Возможность заниматься в подходящее время. Некоторые дети по природе «совы», и раннее утро – не лучшее время для умственной деятельности. Дома есть возможность поглощать новые знания тогда, когда мозг наиболее активен.
  • Участие родителей, которые хорошо знают все особенности и таланты своего ребенка. Их помощь и поддержка способствуют раскрытию его способностей, которые пригодятся в дальнейшем.

Шаг 4. Обучаем ребенка

Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей — столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.

Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?

Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас — это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?

Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!

Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?

К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей — самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.

Критика семейной формы получения образования

Есть люди, которые критикуют семейное образование, а есть те, кто не доволен общеобразовательной школой. И вторых с каждым годом становится все больше. Дело в том, что учителя, при всем уважении, отстают в развитии от детей.

Это стоит объяснить подробнее:

  • они перестали заниматься своим образованием (школа, как известно, не имеет с ним ничего общего);
  • прямолинейно подходят ко всем ученикам, не учитывая способности каждого;
  • занижают или завышают оценки, что вызывает недовольство и отказ от учебы;
  • сначала отбивают желание получать знания, а затем пытаются решить эту проблему наказанием.

Особенности домашнего обучения: школа на дому

Домашнее обучение – форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию.

Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому. Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе). Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации.

Обучение на дому или индивидуальное обучение имеет общие черты, как с очным, так и с семейным образованием. Ребенок числится в определенном классе, получает школьные учебники, делает домашнее задание и сдает контрольные работы в одинаковый с остальными школьниками период. То есть, по сути школьник живет по обычному школьному расписанию за одним исключением — он не ходит в школу. За ребенком закрепляются определенные учителя, которые в отведенное время по согласованному расписанию приходят к ученику домой, и проводят с подопечным индивидуальные занятия, объясняя новые темы с соблюдением установленной школьной программы обучения.

Домашнее обучение имеет нечто общее с репетиторством. Однако работа учителей-«репетиторов» оплачивается из средств государственного бюджета и все оценки ученика заносятся в журнал успеваемости (чего не может сделать обычный репетитор).

Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью. Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.

Читайте также:  Субсидии предпринимателям

Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.

Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка. Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам. А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах.

Другими словами, домашнее обучение – такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.

Что нужно знать про семейное образование

  1. Выбрать эту форму получения знаний – право учащегося и его родителей. Причем этим правом они могут воспользоваться на любом этапе обучения. Ученики любого класса в любое время (даже в течение учебного года) могут перейти на семейную форму образования. Не может быть ситуации, что «школа не отпустит», «создадут всяческие препятствия», «не возьмут обратно» и т. д.
  2. Ребёнок даже на семейном обучении учтён в государственной системе. Родители должны обратиться в администрацию района (города) по месту жительства, в отдел образования, и написать заявление в свободной форме. Если выбирается школа, к которой прикрепляется ребенок для прохождения аттестаций, то в заявлении следует указать это учреждение. Но делать выбор не обязательно во время подачи документов. В ответ на заявление администрация направляет письмо в адрес родителя с извещением, что информация принята, ребенок учтен и прикреплен к выбранной школе.
  3. Ученики на семейном образовании не должны сдавать аттестации по окончании каждого учебного года. Для получения документов достаточно пройти государственную итоговую аттестацию в школе с аккредитацией. Остальные аттестации и тестирования – добровольные, по желанию родителей и ученика. Также есть право на аттестации экстерном. Это означает, что если родители забрали ребенка на семейное обучение, допустим, во втором классе, то для получения итоговых документов ребенок должен пройти тестирование в 9 классе. Обязанности сдавать экзамены ранее 9 класса не предусмотрено.

После прикрепления ребёнка к конкретной школе у родителей и у образовательной организации возникают определенные обязательства. Закон предусматривает, что школа должна:

  • бесплатно предоставить учебники и необходимую литературу, которая есть в школьной библиотеке;
  • консультировать и оказывать помощь в обучении;
  • предоставить возможность пройти добровольные и обязательные государственные аттестации и выдать по итогам успешного прохождения документы государственного образца.

В свою очередь родители должны создать все условия для обучения ребенка и для подготовки его к тестированию.

Сдвинулось с мертвой точки наше чтение. Вернее даже так: Глеб сносно читает по- английски! Понимание давно было хорошим. Летом будем дальше заниматься в группе или по скайпу над свободной речью. Летом Глеб занимался по скайпу с преподавателем, а с этого года надеюсь получится посещать очную группу в ближайшем к нам г.Раменское.

В течение года Глеб продолжал заниматься хоккеем, рисованием, посещал театральную студию и бассейн. Все это думаю будет присутствовать и в этом году.

То, что касается не академических умений, которые как мне кажется еще более важны в жизни, чем умение читать и писать:

  • С папой сделали миниатюрную модель железнодорожных путей. Глеб сам вырезал рельеф, сам сажал траву и вообще планомерно день за днем сам находил время и занимался этой работой.
  • Научился аккуратно готовиться к началу какого-то дела и потом все аккуратно убирать
  • Стал спокойнее реагировать на проигрыши
  • Очень хорошо умеет помогать в бытовых вопросах: повесить вещи, загрузить посудомоечную машину, развлечь 5-10 минут Алису (младшую сестру) — в этом он вообще мастер =)

Учить ребенка дома – не сахар

«Ну как, твоей дочери стало легче учиться?» «Мой ребенок смотрит на вас и завидует, тоже просится на семейное образование». «Я бы не смогла сама учить своего, нервы точно не выдержали бы!» «Подумай о себе, у тебя же все время уходит на детей!» Такие совершенно разные вопросы и реплики встречаю я в общении с приятельницами – мамами одноклассников моей дочери.

Я не хочу улыбаться и делать вид, что обучение шестиклассника дома – сплошное удовольствие для мамы. Мне не нравится быть учителем и это не мое призвание. Мне хочется больше времени посвятить более интересным делам, и меня совсем не привлекает перспектива вникания в школьные предметы, которые становятся все сложнее и которых становится все больше.

Однако, если верить полководцу, тяжело в учении – легко в бою. Для меня основная и самая большая трудность в семейном образовании – это необходимость работы над собой. Это сродни учению, после которого однозначно будет легче: мне нужно постоянно перестраивать свой мозг, чтобы расставлять приоритеты, я должна работать над собой, чтобы спокойно и без нервов объяснять дочери материал, мне необходимо вместе с ней изучать сложные предметы, чтобы самой понимать их. Все эти моменты – обуза, и одновременно – возможность.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *