Разгрузка погрузка через эвакуационный выход
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разгрузка погрузка через эвакуационный выход». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварийные выходы различаются в зависимости от типа здания или транспортного средства. К неординарным методам эвакуации относят спасательные комплексы, веревочные лестницы, спусковые устройства. Запасные пути повышают шансы выбраться из горящего здания в случае, когда нет возможности воспользоваться путями эвакуации. Как правило, запасными выходами могут воспользоваться работники организации или жители дома, которые хорошо знают и ориентируются в планировке здания.
Что может быть эвакуационным выходом
Для помещений на первом этаже и подвальных помещений разные правила, при которых выходы могут считаться эвакуационными.
Эвакуационные выходы из помещений на первом этаже и выше
Если выход находится на первом этаже и ведет сразу наружу, то он может быть эвакуационным. Также на пути к выходу могут располагаться:
- коридор;
- вестибюль;
- фойе;
- лестничная клетка;
- коридор и вестибюль;
- коридор, реакреационная площадка и лестничная клетка.
Если выход из помещений любого этажа, кроме первого, ведет на лестничную клетку, специально оборудованный участок кровли, а также в фоей или коридор, которые ведут на лестничную клетку, то он может быть эвакуационным.
Эвакуационный выход может вести в соседнее помещение на том же этаже, в котором есть эвакуационный выход наружу. В том числе через коридор, вестибюль и лестницу.
Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей
Эвакуационные выходы из подвальных этажей должны вести сразу наружу и быть обособленными от общих лестничных клеток здания.
Эвакуационный выход из подвала может идти через общие лестничные клетки в тамбур если выполненные условия:
- тамбур имеет обособленный выход наружу;
- выход отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
- перегородка расположена между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестницы между первым и вторым этажами.
В складах и производственных зданиях эвакуационный выход из подвала может вести в помещения категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, если подвальные помещения категорий В1-В4, Г и Д.
В зданиях классов Ф2, ФЗ и Ф4 эвакуационный выход из фоей, гардеробной, курительных и санитарных помещений подвальных этажей может вести в вестибюль по отдельным лестницам 2-го типа. Это открытые внутренние конструкции, которые не имеют ограждений из стен.
Таблица. Здания, где могут быть эвакуационный выход из подвальных этажей в вестибюль, по функциональной пожарной опасности
Категория |
Расшифровка категории |
Ф2 |
здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений |
Ф3 |
здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли, общественного питания |
Ф4 |
здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений |
Штраф за остановку под знаком «Остановка запрещена»
Запрещающие стоянку знаки с белыми римскими цифрами, регулируют возможность парковки по четным и нечетным дням. Водитель должен знать различия между понятиями «стоянка» и «парковка», которые прописаны в ПДД.
По действующим Правилам дорожного движения, остановка — кратковременный маневр, занимающий несколько минут (не более 5-ти), когда речь идет о стоянке, определенное место будет занято автомобилем более продолжительное время.
Парковка отличается от стоянки наличием или отсутствием оплаты за занятое место.
Важно знать! Стоянка там, где запрещена остановка, — всегда нарушение. Остановка может быть разрешена при запрете на стоянку.
В Правилах дорожного движения, а также в соответствующем ГОСТе дается описание знака, оговаривается зона его действия, а Кодексом РФ об административных правонарушениях устанавливается наказание за несоблюдение этих положений ПДД.
СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
34. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей (без перемещения): мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.
35. Погрузка и разгрузка грузов массой от 50 кг до 500 кг должна производиться с применением грузоподъемного оборудования и устройств (тельферов, лебедок, талей, блоков). Ручная погрузка и разгрузка таких грузов допускается под руководством лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не будет превышать 50 кг.
Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг должна производиться с применением грузоподъемных машин.
36. При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.
37. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются работникам или вывешиваются в местах производства работ.
Погрузка и разгрузка грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.
При этом применяются съемные грузозахватные приспособления, тара и другие вспомогательные средства, указанные в документации на транспортирование грузов.
38. При строповке грузов необходимо руководствоваться следующим:
1) масса и центр тяжести изделий заводской продукции указываются в технической документации завода-изготовителя;
2) масса станков, машин, механизмов и другого оборудования указывается на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме станка или машины;
3) масса, центр тяжести и места строповки упакованного груза указываются на обшивке груза;
4) строповка крупногабаритных грузов производится за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.
39. После строповки груза для проверки ее надежности груз должен быть поднят на высоту 200 — 300 мм от уровня пола (площадки). Только убедившись в надежности строповки работник, застропивший груз, дает команду на дальнейший подъем и перемещение груза.
40. Перемещать груз над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.
41. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.
42. При погрузке и разгрузке грузов с применением конвейера необходимо соблюдать следующие требования:
1) укладка грузов обеспечивает равномерную загрузку рабочего органа конвейера и устойчивое положение груза;
2) подача и снятие груза с рабочего органа конвейера производится при помощи специальных подающих и приемных устройств.
43. При погрузке и разгрузке сыпучих грузов соблюдаются следующие требования:
1) погрузка и разгрузка сыпучих грузов производятся механизированным способом, исключающим, по возможности, загрязнение воздуха рабочей зоны. При невозможности исключения загрязнения воздуха рабочей зоны работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа;
2) при погрузке сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения;
3) при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки открываются специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии от разгружаемого груза;
4) при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на путях, расположенных на высоте более 2,5 м (на эстакадах), открытие люков производится со специальных мостков;
5) при разгрузке бункеров, башен и других емкостей с сыпучими материалами в верхней части емкостей предусматриваются специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие возможность падения работников в емкости.
89. При транспортировке и перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:
1) грузы на транспортных средствах устанавливаются (укладываются) и закрепляются так, чтобы во время транспортировки не происходило их смещение и падение;
2) при транспортировке груз размещается и закрепляется на транспортном средстве так, чтобы он не подвергал опасности водителя транспортного средства и окружающих, не ограничивал водителю обзор, не нарушал устойчивость транспортного средства, не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера транспортного средства, не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой;
3) при транспортировке тарно-штучных грузов применяется пакетирование с применением поддонов, контейнеров и других пакетирующих средств. В пакетах грузы скрепляются между собой.
Груз на поддоне не должен выступать на расстояние более 20 мм с каждой стороны поддона; для ящиков длиной более 500 мм это расстояние допускается увеличивать до 70 мм;
4) при транспортировке длинномерных грузов длиной более 6 м их необходимо крепить к прицепу транспортного средства;
5) при одновременной транспортировке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы располагаются сверху.
Запрещается располагать длинномерный груз в кузове по диагонали, оставляя выступающие за боковые габариты транспортного средства концы, а также загораживать грузом двери кабины транспортного средства;
6) для того, чтобы во время торможения или движения транспортного средства под уклон груз не надвигался на кабину транспортного средства, груз располагается на транспортном средстве выше, чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза;
7) крупноразмерные конструкции из легких бетонов, не рассчитанные для работы на изгиб, а также изделия толщиной менее 20 см для транспортировки устанавливаются в вертикальное положение;
8) при транспортировке стеновых железобетонных панелей в вертикальном положении панели укладываются всей опорной плоскостью на платформу транспортного средства или опираются на подкладки, расположенные на расстоянии не более 0,5 м друг от друга;
9) при наклонном транспортном положении стеновые панели опираются нижней и боковой поверхностью на подкладки, расположенные друг от друга на расстоянии не более 0,5 м;
10) при горизонтальном транспортном положении панели перекрытий опираются по местам установки закладных деталей;
11) панели, транспортируемые вертикально, крепятся с двух сторон, а при наклонном положении — с одной стороны, выше положения центра тяжести панели;
12) при одновременной транспортировке нескольких панелей между ними устанавливаются разделительные прокладки, предотвращающие соприкосновение панелей и возможное их повреждение от соударения или трения в процессе транспортировки;
13) железобетонные фермы для транспортировки устанавливаются на транспортное средство в вертикальное положение с опиранием по концам в местах установки закладных деталей или в узлах нижнего пояса, имеющих в этих местах более развитую арматурную сетку;
14) железобетонные плиты покрытий, перекрытий транспортируются в горизонтальном положении с опиранием в местах расположения закладных деталей. При транспортировке плиты могут укладываться стопой на подкладках толщиной, превышающей на 20 мм высоту монтажных петель;
15) мелкоштучные стеновые материалы (кирпич, стеновые керамические камни, бетонные и мелкие шлакобетонные блоки, камни из известняков) транспортируются с применением пакетного способа на поддонах или инвентарных приспособлениях с использованием подъемно-транспортных средств общего назначения;
16) размещение пакетов мелкоштучных стеновых материалов на транспортном средстве зависит от габаритов транспортного пакета и способа производства погрузочно-разгрузочных работ:
в кузовах автомобилей, полуприцепов и прицепов грузоподъемностью 5 т при применении на погрузке-разгрузке подхватов целесообразна одноленточная или Т-образная установка пакетов;
в большегрузных автопоездах — установка пакетов поперек кузова отдельными штабелями.
90. Движение транспортных средств и погрузочных машин по площадкам буртового хранения организуется по утвержденным схемам без встречных потоков.
Допускается ли разгрузка/погрузка через эвакуационные выходы в торговом центре?
Цели и принципыстандартизации в Российской Федерации, правила применения сводовправил установлены Федеральнымзаконом от 29 июня 2015 г.
N 162-ФЗ “О стандартизации в РоссийскойФедерации”, а правила применения сводов правил – постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 1 июля 2016 г.
N 624 “Об утверждении Правилразработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводовправил”.
Настоящий свод правилразработан в целях обеспечения соблюдения требований Федеральногозакона от 22 июля 2008 г. N 123 “Технический регламент отребованиях пожарной безопасности” [1]
Сведенияосводеправил
1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением”Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательскийинститут противопожарной обороны Министерства Российской Федерациипо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий” (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства РоссийскойФедерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) N 194 от 19марта 2020 г.
3ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническомурегулированию и метрологии
4ВЗАМЕН СП1.13130.2009
Информацияопересмотреиливнесенииизмененийвнастоящийсводправил,атакжетекстыразмещаютсявинформационнойсистемеобщегопользования–наофициальномсайтеразработчикавинформационно-телекоммуникационнойсетиИнтернет.Соответствующаяинформация,уведомлениеитекстыразмещаютсятакжевинформационнойсистемеобщегопользования–наофициальномсайтефедеральногоорганаисполнительнойвластивсферестандартизациивинформационно-телекоммуникационнойсетиИнтернет(www.gost.ru)
Настоящий свод правилразработан в развитие положений [1].
Требования к путямэвакуации и эвакуационным выходам, изложенные в нормативныхдокументах по пожарной безопасности, разработанных для зданийопределенного класса функциональной пожарной опасности, дляподтверждения их соответствия положениям [1]следует выполнять наряду с требованиями настоящего свода правил, сучетом особенностей их функционального назначения и спецификипротивопожарной защиты.
Разгрузка / погрузка через эвакуационный выход
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2014 г., регистрационный N 34558).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.
Министр
А.О. КОТЯКОВ
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 октября 2020 г. N 753н
10. Прежде чем использовать в работе оборудование и инструмент, необходимо путем внешнего осмотра убедиться в их исправности, при работе с электрооборудованием — в наличии защитного заземления.
11. Для производства погрузочно-разгрузочных работ применяют съемные грузозахватные приспособления, соответствующие по грузоподъемности массе поднимаемого груза.
12. Не допускается применять неисправные грузоподъемные машины и механизмы, крюки, съемные грузозахватные приспособления, тележки, носилки, слеги, покаты, ломы, кирки, лопаты, багры (далее — оборудование и инструменты).
13. Не допускаются к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (стропы, кольца, петли) (далее — СГП), у которых:
1) отсутствует бирка (клеймо);
2) деформированы коуши;
3) имеются трещины на опрессовочных втулках;
4) имеются смещения каната в заплетке или втулках;
5) повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
6) крюки не имеют предохранительных замков;
7) имеются узлы, порезы, обрывы нитей стропов из синтетических лент на текстильной основе, повреждения лент от воздействия химических веществ;
8) имеются повреждения на канатных и цепных съемных грузозахватных приспособлениях.
СГП с дефектами, повреждениями и несоответствиями технической (эксплуатационной) документации (паспортным данным) организации-изготовителя не должны находиться на месте выполнения работ.
14. Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных кранов выполняются по технологическим регламентам (технологическим картам, проектам производства работ).
15. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных кранов запрещается опускать груз на транспортное средство, а также поднимать груз при нахождении работников в кузове или кабине транспортного средства.
16. Выходы на рельсовые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты (оборудованы устройствами для запирания).
Допуск работников на рельсовые пути и проходные галереи действующих мостовых кранов должен осуществляться по наряду-допуску.
17. Движущиеся части конвейеров, находящиеся на высоте менее 2,5 м от уровня пола и к которым не исключен доступ обслуживающего персонала и лиц, работающих вблизи конвейеров, оборудуются ограждениями.
18. В зоне возможного нахождения работников ограждаются канаты, блоки и грузы натяжных устройств на высоту их перемещения, участок пола под ними, загрузочные и приемные устройства, а также нижние выступающие части конвейера, пересекающие проходы и проезды.
19. Перед началом работы конвейер пускают без груза на рабочем органе (вхолостую) с целью установления правильности движения ленты, ее состояния и отсутствия боковых смещений.
Работу конвейера начинают после предупреждения соответствующим сигналом находящихся вблизи людей.
20. Во время работы пневматического разгрузчика пылевидных материалов подходить к заборному устройству на расстояние ближе 1 м не разрешается. Свободное пространство вокруг осадительной камеры пневматического разгрузчика должно составлять не менее 0,8 м.
21. При повышении давления в смесительной камере разгрузчика всасывающе-нагнетательного действия более 0,14 МПа необходимо отключить электродвигатель привода шнека и перекрыть подачу сжатого воздуха в смесительную камеру.
22. При перемещении груза на тележке необходимо соблюдать следующие требования:
1) груз на платформе тележки должен размещаться равномерно и занимать устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;
2) борта тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;
3) скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не должна превышать 5 км/ч;
4) прилагаемое работником усилие не должно превышать 15 кг;
25. При эксплуатации зданий и сооружений запрещается:
1) превышать предельные нагрузки на полы, перекрытия и площадки. На стенах, колоннах зданий и сооружений, предназначенных для складирования и размещения грузов, размещаются надписи о величине допускаемых на полы, перекрытия и площадки предельных нагрузок;
2) пробивать отверстия в перекрытиях, балках, колоннах и стенах без письменного разрешения лиц, ответственных за эксплуатацию, сохранность и ремонт зданий и сооружений.
26. При перемещении груза с помощью грузоподъемной машины масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины (у стреловых кранов — с учетом вылета стрелы, выносных опор, противовесов).
27. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с помощью грузоподъемной машины, в случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза, подъем груза производится только при непосредственном руководстве лица, ответственного за безопасное производство работ.
28. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках между транспортными средствами, стоящими друг за другом (в колонну), устанавливается расстояние не менее 1 м, а между транспортными средствами, стоящими в ряд (по фронту), — не менее 1,5 м.
Если транспортные средства размещаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом транспортного средства устанавливается интервал не менее 0,8 м.
Расстояние между транспортным средством и штабелем груза должно составлять не менее 1 м.
29. Грузоподъемные машины устанавливаются так, чтобы при подъеме груза исключалось наклонное положение грузовых канатов и обеспечивался зазор не менее 0,5 м над встречающимися на пути перемещения груза оборудованием, штабелями груза.
30. Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи.
Установка и работа кранов стрелового типа в охранной зоне линии электропередачи или на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи осуществляются только по наряду-допуску в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.
31. При установке крана, управляемого с пола, предусматривается свободный проход для управляющего им работника по всему маршруту движения крана.
Что такое эвакуационный выход?
К эвакуационным может относиться большое наименование путей на улицу или в безопасное место. Рассмотрим их по группам.
Эвакуационные пути — ведущие из пространства первого этажа на улицу:
- Непосредственно (наружу).
- Через фойе или вестибюль.
- Через коридор.
- Через лестничную площадку.
- Через фойе, вестибюль и коридор.
- Через лестничную клетку и коридор.
Эвакуационные пути — ведущие с иных (кроме первого) этажей наружу:
- Непосредственно на лестничную клетку. Вариант — на лестницу третьего типа.
- В коридор, который соединяется с лестничной клеткой (или лестницей третьего типа).
- В фойе или холл, откуда можно прямо попасть на лестницу третьего типа или на лестничную клетку.
Что такое эвакуационный выход еще? Это путь, что ведет в соседнее помещение (кроме зданий типа Ф5 категорий «а» и «б» — технических сооружений) на том же этаже, которое имеет свой эвакуационный выход с первого и иных этажей.
Что касается подвального и цокольного уровней, то пути из них признаются эвакуационными, если они обособлены от общих лестничных клеток.
ОТВЕЧАЕТ ВНИИПО МЧС РОССИИ. СП 1.13130.2009
4.2 Эвакуационные и аварийные выходы
4.2.1 Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:
-
-
- помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.;
- в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75×1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6×0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;
- помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.
-
23. На объектах защиты запрещается:
д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;
25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.
33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
34. Утратил силу
35. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
36. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
-
-
- a) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
- б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
- в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
- г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
- д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
- е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
- ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.
-
Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах
3.1. Проводить погрузку грузов на автомашину без указания непосредственного руководителя работ не разрешается.
3.2. Не допускать к месту выполнения погрузочно-разгрузочных работ лиц, не имеющих отношения к этой работе.
3.3. При перемещении груза на тележке необходимо соблюдать следующие требования:
— груз на платформе тележки размещается равномерно и занимает устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;
— борта тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;
— скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не превышает 5 км/ч;
— прилагаемое работником усилие не превышает 15 кг;
— при перемещении груза по наклонному полу вниз работник находится сзади тележки.
3.4. Перемещать груз, превышающий предельную грузоподъемность тележки, запрещается.
3.5. При подъеме груза электрической талью запрещается доводить обойму крюка до концевого выключателя и пользоваться концевым выключателем для автоматической остановки подъема груза.
3.6. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.
3.7. Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов.
Допускается ли разгрузка/погрузка через эвакуационные выходы в торговом центре?
Цели и принципыстандартизации в Российской Федерации, правила применения сводовправил установлены Федеральнымзаконом от 29 июня 2015 г.
N 162-ФЗ “О стандартизации в РоссийскойФедерации”, а правила применения сводов правил – постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 1 июля 2016 г.
N 624 “Об утверждении Правилразработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводовправил”.
Настоящий свод правилразработан в целях обеспечения соблюдения требований Федеральногозакона от 22 июля 2008 г. N 123 “Технический регламент отребованиях пожарной безопасности” [1]
Сведенияосводеправил
1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением”Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательскийинститут противопожарной обороны Министерства Российской Федерациипо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий” (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства РоссийскойФедерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) N 194 от 19марта 2020 г.
3ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническомурегулированию и метрологии
4ВЗАМЕН СП1.13130.2009
Информацияопересмотреиливнесенииизмененийвнастоящийсводправил,атакжетекстыразмещаютсявинформационнойсистемеобщегопользования–наофициальномсайтеразработчикавинформационно-телекоммуникационнойсетиИнтернет.Соответствующаяинформация,уведомлениеитекстыразмещаютсятакжевинформационнойсистемеобщегопользования–наофициальномсайтефедеральногоорганаисполнительнойвластивсферестандартизациивинформационно-телекоммуникационнойсетиИнтернет(www.gost.ru)
Настоящий свод правилразработан в развитие положений [1].
Требования к путямэвакуации и эвакуационным выходам, изложенные в нормативныхдокументах по пожарной безопасности, разработанных для зданийопределенного класса функциональной пожарной опасности, дляподтверждения их соответствия положениям [1]следует выполнять наряду с требованиями настоящего свода правил, сучетом особенностей их функционального назначения и спецификипротивопожарной защиты.
1.1. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются работники, не имеющие противопоказаний по полу и возрасту, прошедшие перед допуском к самостоятельной работе:
— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования);
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы, обязаны:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— выполнять только ту работу, которую поручили;
— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;
— уметь оказывать пострадавшим первую помощь;
— применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других;
содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны – необходимо обеспечить ее уборку.
1.3. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещения грузов на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
— движущихся машин, промышленного транспорта, перемещаемых грузов;
— падающих предметов (перемещаемого груза);
— недостаточной освещенности рабочей зоны;
— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
— неблагоприятных климатических условий на открытых площадках (дождь, снег, туман, ветер);
— расположения рабочих мест на высоте относительно поверхности рабочих площадок и водной поверхности;
— физических перегрузок.
1.4. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий работники обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам в зависимости от профессии или вида выполняемых работ.
1.5. При нахождении на территории стройплощадки работники должны носить защитные каски. Для защиты органов дыхания и глаз от пыли следует применять респираторы и защитные очки.
1.6. Допуск посторонних лиц, а также работников находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения запрещается.
1.7. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.
1.8. Курение разрешается только в местах, специально для курения, обозначенные знаком «Место курения».
1.9. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
1.10. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану по тел. 101 или 112, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 103 или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При обнаружении неисправностей грузоподъемного крана, грузозахватных устройств или тары необходимо подать команду машинисту крана (крановщику) команду «Стоп», предупредить всех работающих и поставить в известность специалиста, ответственного за безопасную работу с применением ПС.
Когда нужно не менее 2 путей эвакуации?
Не менее двух путей спасения должно быть в строении следующего плана:
- С помещениями категории Ф 1.1, где одновременно пребывают более 10 людей.
- С помещениями в подвале и цоколе, где в один момент могут находиться более 15 человек.
- С помещениями, где одновременно будут находиться более 50 людей.
- С помещениями класса Ф5 (категорий «а» и «б») при одновременной работе более 5 человек, категории «в» с рабочей сменой более 25 трудящихся.
- С открытыми площадками, этажерками общей площадью в 300 м2 в помещениях класса Ф5, что предназначены для обслуживания оборудования.
- Здания классов Ф 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3, 4.
- Здания класса Ф 1.3, где общая площадь квартир на одном этаже — более 500 м2.
Если сказать проще, то по-другому его можно назвать дорогой жизни. И это действительно так, ведь, двигаясь по этим путям самостоятельно, при помощи членов семьи, друзей или сослуживцев, многие люди смогли спастись от удушливого и ядовитого дыма, исходящего от пожара, высокой температуры или пламени.
Основные требования пожарной безопасности к путям эвакуации описаны в статье 89 ФЗ № 123 от 2008 года:
- Пути в любых зданиях и выходы из них должны помочь быстро и безопасно вывести людей наружу в случае пожара.
- Во время проектирования в учет не берутся смонтированные и используемые установки стационарного устранения пожара, первичные средства, какими бы современными они ни были.
К эвакуационным относят выходы, которые ведут на улицу или территорию предприятия непосредственно с первого этажа здания:
- напрямую или следуя по коридору;
- через вестибюль или холл;
- опускаясь по лестнице;
- следуя по коридору, минуя холл;
- через рекреацию.
Из комнат любого уровня, расположенного над землей, за исключением первого этажа:
- сразу на лестницу внутри строения, которая по проекту считается эвакуационной или на пожарную, расположенную снаружи строения с площадки;
- проход на пожарную лестницу, минуя коридор;
- через холл, который имеет выход на лестничный пролет;
- на эксплуатируемую крышу, которая ведет на лестницу.
Важно запомнить, что установленные двери в перегородках зданий, а также в обычном исполнении для выезда транспорта не считаются препятствием на пути эвакуации.
Нормы направлений открывания дверей
Двери пожарных, аварийных выходов и двери, которые находятся на организованном пути эвакуации, по стандарту открываются исключительно на выход из здания (п. 4.2.22 СП 1.13130.2020). При организованном выводе людей из здания на их пути не должны попадаться двери вращающегося типа, а также турникеты (п. 4.2.3 СП 1.13130.2020). Единственная допустимая оговорка – турникеты, которые установлены в вестибюлях, если они снабжены в конструкции калитками и имеют функцию автоматического открывания. Дверные пороги, расположенные у пожарного выхода по высоте не превышают 5 см. Если в конструкции здания имеются раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, то обязательно с функциональной возможностью вручную открыть их изнутри и заблокировать их в данном положении (п. 4.3.5 СП 1.13130.2020). Запоры, которыми снабжены эвакуационные выходы обязательно должны без проблем открываться в свободном режиме без использования ключей. Категорически запрещено по любым причинам блокировать двери пожарных и аварийных выходов. Нарушения всех или части данных норм могут привести к проблемам с эвакуацией в сложной ситуации и в итоге к гибели людей.
Двери, которые ведут на балконы, лоджии (за исключением тех дверей, что дают выход в так называемую «воздушную зону» клеток лестницы первого типа) и на площадки наружных лестниц, предназначенных для эвакуации, двери из помещений, где одномоментно может быть не больше 15 чел., двери из кладовых площадью не более 200 м2 и санитарных узлов допускается проектировать так, чтобы они свободно открывались во внутреннюю часть помещения. Это не противоречит нормам пожарной безопасности. Важно учитывать лишь площадь данных помещений.
Подсчет времени, которое необходимо для эвакуации людей из горящего здания
Время продолжительности эвакуации определяется в зависимости от длины путей эвакуации и пропускной способности дверей на выходе. В любом случае важно учитывать время начала процесса эвакуации, поскольку чаще всего после получения оповещения люди пытаются собрать вещи, оказать кому-то помощь, иногда бороться с огнем. Продолжительность этапа подготовки зависит сразу от многих факторов:
- состояние человека на момент пожара, наличие стресса, усталости, состояние алкогольного опьянения, здоровье;
- работа системы оповещения;
- действие сотрудников учреждения, где начался пожар;
- прохождение противопожарного тренинга;
- наличие в здании родственников и близких;
- тип самого здания.
Расчетное время спасения людей из горящего здания – это сумма всего времени движения потока людей по различным участкам эвакуации. Начальным участком данного пути в документах всегда при расчете берутся проходы между рабочими местами, а затем уже коридор, дверной проем, лестничный марш, тамбур.
В современных строительных нормативно-технических документах в рамках действующего противопожарного нормирования уделяется большое внимание безопасной эвакуации людей при возникновении пожара в различных зданиях и сооружениях. В соответствии с требованиями Федерального закона ФЗ №123. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» любое здание должно иметь такие объемно-планировочные решения, чтобы все люди, находящиеся в здании, могли в случае пожара беспрепятственно выйти в безопасную зону до момента достижения опасными факторами пожара их критических значений.
Коридоры при длине более 60 м следует разделять перегородками с самозакрывающимися дверями, располагаемыми на расстоянии не более чем 60 м одни от других и от торцов коридора. В палатных корпусах лечебных учреждений коридоры следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м, соблюдение данных требований помогает ограничить распространения дыма в коридорах.
Поскольку лестницы связывают между собой несколько этажей здания, то их необходимо защищать от распространения по ним ОФП. Именно поэтому они размещаются в лестничных клетках, которые должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверьми.
Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа. Эти требования диктуются стремлением не допустить распространения ОФП из подвальных помещений и блокирования, таким образом, путей эвакуации всего здания.
Роль лестничных клеток как помещений, по которым происходит третий этап эвакуации всего населения здания, и в то же время их роль как аэродинамического канала интенсивного распространения дыма по всему зданию определяет необходимость усиленной и высоконадежной защиты от проникновения в них дыма. Поэтому при переходе к строительству многоэтажных зданий были разработаны три типа незадымляемых лестничных клеток: Н1 – с входом в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам, Н2 – с подпором воздуха в лестничную клетку при пожаре, Н3 – с входом в лестничную клетку с этажа через тамбур-шлюз с подпором воздуха.
Несмотря на высокую степень защиты этих типов лестничных клеток от проникновения ОФП (их конструкции имеют предел огнестойкости, исчисляемый часами), их нельзя рассматривать в качестве пожаробезопасных зон для длительного пребывания населения всего здания. Это было бы неправильно, как из-за недостаточной площади лестниц для размещения всех людей с приемлемой плотностью, так и из-за постоянной психологической потребности людей продолжать движение с целью покинуть здание, охваченное развивающимся пожаром. Приостановка движения при эвакуации – одна из первых причин возникновения паники.
Выход людей из лестничной клетки или через вестибюль наружу означает окончание третьего этапа эвакуации из здания. Но этот этап еще не является окончанием эвакуации, которая осуществляется для обеспечения безопасности людей при чрезвычайной эвакуации в здании. Людям необходимо еще удалиться от здания на достаточное расстояние, чтобы исключить возможное воздействие на них вторичных проявлений ОФП: осколков, частей разрушившихся конструкций, аппаратов и истекающих из них радиоактивных или токсичных веществ, – или попасть в укрытие, защищающее от них. Движение людей от здания по территории в безопасное место – четвертый этап эвакуации.