Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неправомерное с точки ПДД использование транспортного средства в связке с автоприцепом карается законом. Обязанность каждого автомобилиста использующего прицеп убедиться в том, что он имеет право на такое вождение. Если требуется наличие категория «Е», то пользование прицепом при ее отсутствии приравнивается к езде без прав. Согласно ч.1 ст.12.7 КоАП подобное нарушение тянет за собой ответственность в виде штрафа от 5 до 15 тыс. руб.

Категории водительских прав для перевозки прицепа

Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:

Категория Прицеп который можно буксировать
В 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или
2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и РММ состава не превышает 3500 кг.
BE любые прицепы
С РММ до 750 кг
СE любые прицепы
D РММ до 750 кг
DE любые прицепы

Существующие способы и правила при эксплуатации

Автотранспорт с прицепом состоит из автомобильного тягача и прицепного устройства.

Прицепом считается транспортное средство, не имеющее собственного двигателя и используемое в комплексе с механическим автотранспортом.

Как определить прицеп и какая категория требуется водителю?

По разновидности конструкций и полной массе, прицепы подразделяются на несколько видов:

  • прицепные устройства лёгкого типа до 750 килограмм;
  • устройства прицепные тяжёлого типа весом более 750 килограмм и в комплекте с тормозной системой;
  • устройство трейлер-тягач, применяемое для буксировки.

В соответствии с существующим ГОСТом выпускается несколько типов категорий прицепов применяемых для транспортировки:

  • 01 – с массой до 750 кг.;
  • 02 – с массой от 750кг до 3500кг.;
  • 03 – с массой от 3500кг до 10000кг или 10 тонн;
  • 04 – свыше 10 тонн.

Легковой прицеп: новые правила для категории В

Для автопоезда действует несколько специфичных правил дорожного движения:

  1. Максимальная скорость его движения 70 км/ч на трассе и 90 км/ч по автомагистрали (абз. 3 п.10.3 ПДД).
  2. Отсутствие госномера на прицепе ведет к штрафу в размере 5000 рублей или лишению ВУ на срок 1-3 месяца (п. 2 ст.12.2 КоАП).
  3. Свидетельство о регистрации на автоприцеп необходимо возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД на основании требований п. 2.1.1 ПДД. Штраф за отсутствие при себе документов на ТС составляет 500 рублей. На усмотрение сотрудника ГИБДД вы можете отделаться предупреждением (п. 1 ст.12.3 КоАП).
  4. Задние габаритные огни обязательно должны работать на прицепе (п. 19.1 ПДД).
  5. При ДТП автомобиль с автоприцепом учитываются как одно транспортное средство.
  6. Получение страхового полиса ОСАГО отдельно для автоприцепа не нужно.

Какие проблемы могут возникнуть при управлении автоприцепом

Выше я описывал, при каких условиях для вождения автопоезда достаточно водительского разряда В. В ситуации, когда прицеп весит не больше 750 кг вопросов ни у кого не возникает: и автовладельцам, и ГИБДД понятно, что разряд В дает право на управление таким составом. Иная ситуация с другим условием применения категории В, а именно: при массе прицепа свыше 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки и суммарным весом состава не более 3500 кг.

Читайте также:  Вместо доллара: какую валюту покупать в 2023 году

Иногда сотрудники ГИБДД упорно делают вид, что не в курсе об этом условии и пугают штрафом. Знаю об этом не понаслышке, так как сам однажды столкнулся с таким произволом (а иначе это не назовешь).

Около получаса продолжался наш диалог с инспектором, но «премии» к зарплате он от меня так и не получил: я хорошо знаком с правилами и ограничениями к управлению авто с прицепами, вел себя уверенно и совершенно не испугался угрозы штрафа, поскольку закон был на моей стороне.

Нужна ли категория «Е» для управления легковым автомобилем с прицепом, и какой максимально дозволенный вес прицепа должен быть? Что касается данных категорий, то категории «В» здесь недостаточно, и в любом случае у водителя должна быть категория «Е». Эти условия регламентированы законом РФ, касающиеся безопасности дорожного движения — N 196-ФЗ.

Важно учесть, что для управления тяжелыми прицепами с обозначением «C1E» и «D1E», то их вес ни в коем случае не должен превышать максимально дозволенный в 12 тонн, а сам вес прицепного устройства должен быть меньше веса незагруженного автомобиля.

Что влечет за собой отсутствие соответственной категории на прицеп?

К сожалению водители очень часто нарушают данное правило и эксплуатируют прицепное устройство без необходимой категории. Иногда новичкам спускают подобное нарушение, но что касается опытных водителей, то подобное нарушение может привести к штрафу от 5 до 150 тысяч рублей, или лишению водительского удостоверения.

Правила перемещения груза

Безопасная для водителя и участников дорожного движения перевозка грузов в прицепах имеет свои особенности.

Размещение центра тяжести груза должно быть равномерным, допустимый вес поклажи предписывается заводскими документами.

Фаркоп является единственно возможным способом надежного крепления груза. Иногда на сложных трассах или извилистых дорогах может потребоваться дополнительное использование цепи или страховочного троса.\

Во время парковки трейлера необходимо использовать фиксаторы, даже если вы паркуете его отдельно. Величина допустимого выступления габаритного груза за пределы трейлера, специальное обозначение груза в дневное и ночное время определяется ПДД. Перевозка пассажира в прицепе запрещена, даже если это «дом на колесах». Запрет также касается взрывоопасных и воспламеняющихся веществ, газовых баллонов, топлива.

Какие документы необходимы на прицеп легковой

Технические критерии Чтобы постановка прицепа на учет прошла успешно, необходимо, чтобы агрегат отвечал определенному набору условий:

  • допустимо использование одной или спаренной оси;
  • нагрузка на шину с одной стороны не выше, чем 55% массы;
  • расчет конструкции на движение в составе автомобильного поезда;
  • обеспечение конструкцией возможности отклонения по отношению к сцепному шару;
  • оборудование специальными тросами;
  • наличие упоров и мест для монтажа домкрата;
  • стойкость, прочность и надежность материалов;
  • окраска и внешний вид, а также климатическое исполнение должны удовлетворять требования соответственно ГОСТ 7593-80 и 15150-69.

Прицеп, его виды — официальная терминология

В ПДД, действующем в Российской Федерации, указана следующая формулировка:

«Прицеп»— транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Официальная терминология в зависимости от технических характеристик прицепов подразделяет их на несколько видов:

  • легкие — представляют собой ТС, имеющие полную массу, не превышающую 750 кг;
  • тяжелые — полная масса трейлера больше 750 кг, в комплектацию входит тормозной механизм;
  • тягач — используется в качестве буксировочного транспортного средства для легковой машины.

Перечень документов для оформления прицепа

Прежде чем явиться в ГИБДД для регистрации прицепа, необходимо подготовить следующие документы:

  1. Удостоверяющий личность заявителя документ.
  2. Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если регистрацию оформляет представитель.
  3. Паспорт на транспортное средство.
  4. Регистрационное свидетельство на транспортное средство (если ТС было ранее зарегистрировано в ГИБДД).
  5. Документы, подтверждающие законное право собственности на прицеп (Договор купли-продажи и Акт приема-передачи).
  6. Документ, свидетельствующий об уплате госпошлины за регистрационные действия (узнать размер госпошлины можно в пп.36, п.1, ст.333.33 НК РФ) ( 2350 руб. на февраль 2019 г.).
Читайте также:  Налоговый вычет за лечение — кому положен и как получить?

После постановки на регистрационный учет прицепа новый собственник получает:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак — в случае регистрации нового прицепа или замены регистрационного знака, оставшегося от прежнего владельца;
  • соответствующие отметки в паспорте транспортного средства.

Если водитель не захотел разбираться с вопросом, на какой прицеп не нужна категория и нарушил требования ПДД, то ему грозит административная ответственность.

Отсутствие категории «Е» и превышение общей допустимой массы автопоезда приравнивается к отсутствию прав. За такое нарушение полагается штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей. Помимо этого, водителя отстраняют от машины, а прицеп отправляют на штрафплощадку. Все это повлечет за собой дополнительные траты, которые могут превысить даже верхнюю планку штрафа.

Водителям также следует помнить, что необходимо не только определиться с тем, нужна ли категория «Е» на легковой прицеп, но и ни в коем случае не перегружать автопоезд. Это может повлечь за собой взвешивание и административную ответственность за нарушение правил перевозки и буксировки. За это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Чем грозит отсутствие нужной категории в ВУ?

Далеко не все автоводители осведомлены о том, какая нужна водительская категория на прицеп, а некоторые из них хотя и знают, но намеренно пренебрегают такими правилами.

Важно понимать, что подобное пренебрежение подвергает определенному риску жизнь и здоровье других участников движения, а несоблюдение порядка транспортировки прицепов (по соответствию тоннажу) нередко становится причиной ДТП.

Таким образом, случай, когда используется прицеп без категории Е, законодательно приравнивается к езде без прав, что может быть наказано штрафом в диапазоне 5000-15000 рублей. Кроме того, инспектор ГИБДД имеет право забрать транспортное средство на штрафстоянку, за которую придется платить немалые деньги.

Для водителей, которые имеют прицеп, вес которого не превышает 750 кг, мы рекомендуем иметь при себе в распечатанном виде соответствующую выдержку из правил, что поможет избежать ненужных конфликтов при общении с сотрудниками ГИБДД.

В заключение следует отметить, что в момент приобретения прицепа важно помнить, что общая его масса не должна быть больше, чем буксировочные характеристики вашей машины (устанавливаются производителем).

Один раз разобравшись во всех нюансах и правилах управления автопоездом, можно навсегда оградить себя от необходимости доказывать свою правоту инспекторам ГИБДД. Достаточно будет иметь необходимые документы на ТС (в зависимости от вида и массы), а также соответствующие открытые категории в водительских правах.

Практические рекомендации по вождению машины с прицепом

Бывалые водители могут дать новичкам несколько советов, касающихся движения по дороге легковой машины с прицепом.

  • Тише едешь – устойчивей прицеп. Ехать на высокой скорости в сцепке с прицепом тяжело, так как при превышении определённого скоростного порога его начинает раскачивать в стороны, что снижает устойчивость вашего автопоезда. Поэтому лучше не спешить.
  • Оптимальный автопоезд состоит из полноприводной, длиннобазной, тяжёлой машины с коротким задним свесом и двухосного длиннобазного прицепа, центр массы которого располагается как можно ниже, а колея максимально широка. Сцепка должна быть длинной.
  • Неудачный автопоезд состоит из переднеприводной короткобазной машины с длинным задним свесом, маломощной и лёгкой, сцепленной коротким дышлом с одноосным, высоким и узкоколейным прицепом.
  • Следует быть особенно внимательным, если задняя подвеска машины сильно изношена, а давление в шинах ниже, чем это необходимо по нормативу. Негативно сказывается на устойчивости поезда перегруз прицепа и неправильная загрузка, когда на шар приходится минимальный вес. Кроме того, ухудшение ходовых качеств прицепа неизбежно, если он «обут» в разные по качеству шины.
Читайте также:  Частным клиентам

Ответственность за отсутствие прав для прицепа

Для того чтобы транспортировать прицепные устройства, необходимо оформлять категории ВЕ или СЕ (в зависимости от массы). Отсутствие их карается в соответствии с требованиями ПДД и административным кодексом. Если будет выявлено такое правонарушение, то будет приравнено к езде без водительских прав. Статья 12.7 часть 1 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере 5-15 тысяч рублей.

Однако на этом неприятности водителя не заканчиваются. Той же статьей предусмотрено его отстранение от дальнейшего управления автомобилем с буксируемым средством. Транспортное средство отправляется на штрафную площадку, где каждый день его нахождения приводит к значительным расходам. Нередко такие затраты по итогу превышают размер самого административного штрафа.

Нежелательна и ситуация, когда прицеп перегружен либо автомобиль не рассчитан на транспортировку груза такого веса. Если дорожные инспектора отсутствие нужной водительской категории, они могут направить автосостав на взвешивание. Статьей 12.21 Кодекса предусматривается ответственность автолюбителя за нарушение правил транспортирования грузов и буксировки. Размер штрафа по ней составляет 500 рублей.

Чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге и не навлечь на себя финансовые санкции, лучше придерживаться нормативов ПДД. Перед выездом лучше провести самостоятельный замер общей массы машины и прицепа и сопоставить ее с имеющейся отметкой в правах. При остановке сотрудниками ГИБДД они обязательно проверят соответствие требованиям, а также потребуют предоставить свидетельство регистрации автомобиля и трейлера к нему.

Страховка ОСАГО на прицеп

Статья 4 Федерального закона «Об ОСАГО» говорит следующее:

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

То есть для личного прицепа к легковому автомобилю оформление ОСАГО не требуется.

Однако во всех остальных случаях страховка на прицеп должна быть оформлена. В 2023 году отдельный полис на прицеп не оформляется. Информация об использовании прицепа вносится в страховку автомобиля (ставится галочка). При этом стоимость страховки при наличии прицепа может увеличиться до 40 процентов, хотя для некоторых прицепов она остается неизменной.

Можно ли регистрировать

Прицеп, как и любое транспортное средство, должен пройти государственную регистрацию. Сам процесс регистрации практически не отличается и регламентируются теми же правилами, что и регистрация прицепа, изготовленного на заводе. Но для проведения полноценной регистрации ТС потребуется паспорт тех.средства, которого у самоделки, естественно, нет.

Внимание! Для того чтобы получить документ, дающий основание для проведения постановки на учет, необходимо пройти экспертизу в лаборатории, имеющий гос. аккредитацию. Лаборатория проводит испытания и проверяет на безопасность самодельное устройство. И уже после проведения испытаний у «самоделки» может появится документ, дающий право прицепу появляться на дорогах общего пользования.

Какие документы необходимы на прицеп легковой

Технические критерии Чтобы постановка прицепа на учет прошла успешно, необходимо, чтобы агрегат отвечал определенному набору условий:

  • допустимо использование одной или спаренной оси;
  • нагрузка на шину с одной стороны не выше, чем 55% массы;
  • расчет конструкции на движение в составе автомобильного поезда;
  • обеспечение конструкцией возможности отклонения по отношению к сцепному шару;
  • оборудование специальными тросами;
  • наличие упоров и мест для монтажа домкрата;
  • стойкость, прочность и надежность материалов;
  • окраска и внешний вид, а также климатическое исполнение должны удовлетворять требования соответственно ГОСТ 7593-80 и 15150-69.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *