Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Какие сведения могут быть отнесены к коммерческой тайне? Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» относит к информации, составляющей коммерческую тайну, сведения производственного, экономического, организационного и другого характера, связанные с профессиональной деятельностью. Главное, чтобы информация имела потенциальную коммерческую ценность по причине ее неизвестности другими лицами.

Судебная практика по статье 283 УК РФ

10. В марте 2003 года заявителю было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны, преступлении, предусмотренном частью первой статьи 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), за сообщение родственнику осужденного о том, что за последним было установлено тайное наблюдение.

В части первой статьи 283 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 данного Кодекса.

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

КС РФ разъяснил порядок допуска к гостайне в судебном разбирательстве

Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  • в Законе РФ №5485-1 «О государственной тайне»;
  • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Общественная опасность преступления состоит в разглашении сведений, обеспечивающих информационную безопасность государства, и несанкционированный доступ к подобного рода данным третьим лицам.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Лицо, которое не имело по роду своей деятельности доступа к государственной тайне, не может быть привлечено к ответственности по ст. 283 УК РФ. Если же гражданин собирал соответствующие сведения умышленно, то его действия могут быть квалифицированы как шпионаж или государственная измена (если эти данные впоследствии стали достоянием иностранного государства) либо по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации».

Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

Итак, основная тема данной статьи – это незаконное получение сведений составляющих государственную тайну.

Дело в том, что до 2012 года разглашение государственной тайны квалифицировалось только с учётом положений статьи 283 УК РФ, в которой субъект преступления мог быть только специальным, то есть это лицо, наделённое определёнными должностными обязанностями и имеющее доступ к сведениям, составляющих государственную тайну.

Введение в 2012 году Федеральным Законом №190 новой статьи под номером 283.1, в большей степени исправило имеющиеся проблемы с квалификацией, например:

Гражданин «А», представляющий интересы российского предприятия «N», обратился к гражданке «Б», которая занимала должность ведущего технического специалиста в организации «W». Целью данного обращение была попытка совершить подкуп гражданки «Б» для получения от неё определённых сведений, содержащих государственную тайну. От данного предложения гражданка «Б» категорически отказалась. Но, отказ не нивелировал стремление «А» и вместо предложения денежных средств начали звучать угрозы в адрес гражданки «Б» и её близких. И уже это возымело больший эффект и злоумышленнику в итоге удалось получить желаемый результат.

В описанной ситуации имеется двое виновных:

1-ый – это гражданка «Б», фактически разгласившая государственную тайну. Соответственно, это деяние следует квалифицировать по статье 283 УК РФ, как преступление совершённое в умышленной форме.

2-ой – это гражданин «А», получивший сведения, составляющие государственную тайну, путём использование подкупа и угроз.

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

Обзор судебной практики по делам, связанным с государственной тайной

Чаще всего сведения, которые составляют гостайну, записывают на носители: документы, жесткие диски, журналы, издания и специальные устройства хранения информации. Чтобы такие носители отличались от других, на них проставляют специальный гриф секретности.

На документах этот гриф уже много лет выглядит так. В правом верхнем углу указывается гриф и количество экземпляров

В России существуют три грифа секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Разница между ними в том, какой ущерб может нанести разглашение такой информации.

К сведениям особой важности относятся такие сведения, разглашение которых нанесет ущерб интересам России в целом.

Совершенно секретные сведения при разглашении могут нанести ущерб интересам министерства, ведомства или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

Секретные сведения при разглашении могут нанести ущерб предприятию, учреждению или организации.

Что именно и кому может нанести ущерб, какой гриф той или иной информации присвоить — решают сами руководители государственных органов. Они создают комиссию, которая и составляет развернутый перечень сведений, которые нужно засекретить. А уже эта комиссия определяет, что в работе госоргана или ведомства относится к сведениям особой важности, а что — совершенно секретно или секретно.

Такие перечни есть у каждого ведомства, работающего с государственными секретами.

Вот, например, такой перечень Федеральной службы геодезии и картографии. Из него видно, что это ведомство ни со сведениями особой важности, ни с совершенно секретными не работает. А еще в ем список масштабов карт и географических координат объектов, на которых ставится гриф «секретно»

А вот гриф «для служебного пользования» никакого отношения к государственной тайне не имеет. В принципе, любое предприятие или организация может разработать свое положение о документах с грифом ДСП. Но привлечь сотрудника за разглашение можно только в одном случае — если сведения являются коммерческой тайной.

Часто работодатели не оформляют документы так, как следует, а просто ставят на документе гриф «для служебного пользования» и пугают работников, что привлекут к уголовной ответственности за разглашение гостайны — гриф же в наличии. В данном случае работникам ответственности можно не бояться.

Есть информация, которую засекретить невозможно в принципе, даже если очень хочется. К ней относятся сведения:

  1. О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях таких происшествий. Это логично — граждане должны знать, что им угрожает. Например, сама атомная электростанция может быть секретной, все, что на ней происходит, — тоже. Но если происходит утечка радиации, объявить ее секретной нельзя.
  2. О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.
  3. О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.
  4. О фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина. Если с секретного завода увольняют сотрудника с нарушениями закона, скрыть информацию о факте увольнения, просто засекретив ее, не получится.
  5. О размере золотого запаса и государственных валютных резервов Российской Федерации. ЦБ РФ публикует эти данные на своем сайте.
  6. О состоянии здоровья высших должностных лиц РФ. Но это не значит, что гражданам должны сообщать о каждом случае насморка у президента. Конституционный суд решил, что это касается только случаев, когда расстройство здоровья президента носит постоянный и необратимый характер. В этом случае руководители учреждения здравоохранения, которое обслуживает президента, обязаны незамедлительно информировать об этом председателя правительства, а компетентные органы государственной власти вправе получать соответствующую информацию о здоровье президента.
  7. О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Например, если чиновник получил взятку и попался с поличным, засекретить это нельзя.

Даже если такие сведения засекретят, любой человек может обжаловать это решение в суде. А должностные лица, которые решили, что это нужно засекретить, понесут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам ущерба.

Комментарий к статье 283 УК РФ

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:

— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);

— стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

Разглашение государственной тайны: общая характеристика преступления

Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.

Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.

Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.

Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия. Примерами активных действий могут являться:

  • передача сведений в ходе доверительной беседы;
  • демонстрация документов, схем или устройств;
  • разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.

Бездействие может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.

Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.

Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.

Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:

  • из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
  • из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.
Читайте также:  На что и как можно тратить материнский капитал. Инструкция

Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности. В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте). Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации.

Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных.

Комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.

3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Второй комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является обороноспособность и экономическая безопасность государства. Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну, понятие которой было раскрыто при характеристике государственной измены (ст. 275 УК РФ).

2. Объективная сторона преступления выражается:

а) в действиях (разглашение соответствующих сведений);

б) в последствиях (сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц);

в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие, осознание посторонним лицом фактического смысла полученных им сведений).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом.

4. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 275, 276 УК.

5. Часть 2 ст. 283 УК предусматривает повышенную ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.

6. Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены или шпионажа, квалифицируется по ст. 275, ст. 276 УК.

Признаки коммерческой тайны. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Другой комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями или, в редких случаях, бездействием — разглашением сведений, составляющих государственную тайну, т.е. противоправным преданием их огласке. Разглашение может иметь место в приватной беседе, публичном выступлении, в переписке, оно может быть выражено в демонстрации секретных чертежей и т.п. В таких случаях разглашение неотделимо от общественно опасного последствия этого преступления — восприятия секретных сведений другими лицами («если они стали достоянием других лиц»). В случае совершения данного преступления посредством бездействия, например бесконтрольного оставления документов на рабочем столе, указанные последствия отделены от деяния во времени.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом, а также обеими разновидностями неосторожности.

3. Субъект специальный — лицо, которому: а) государственная тайна была доверена или б) стала известна по службе или работе. В первом случае речь идет о лицах, получивших в установленном порядке допуск к соответствующим сведениям. Во втором — о лицах, ознакомившихся с ними в силу своей профессиональной деятельности без получения допуска, например в силу халатности третьих лиц (адвокат, допущенный в нарушение установленного порядка к участию в уголовном деле).

4. Комментируемая статья применяется, если содеянное не содержит признаков государственной измены (выдачи государственной тайны). Основное отличие между этими преступлениями в направленности умысла — в рассматриваемом случае умыслом не охватывается направленность собственных действий во вред безопасности государства.

Читайте также:  НДФЛ с нерезидентов РФ в 2023 году

Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление).

Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

Обязанность хранить тайну

Законодательное определение ряда правонарушений, совершаемых военнослужащими, обусловлено особенностями порядка прохождения ими военной службы.
По всей видимости, данное положение должно отражаться и на конструкции составов преступлений, посягающих на сохранность государственной и военной тайны совершаемых военнослужащими во время прохождения ими военной службы. Такие преступления должны признаваться воинскими преступлениями, и соответственно должны быть законодательно закреплены.

В настоящий момент, за разглашение и утрату документов или предметов содержащих государственную тайну военнослужащие несут уголовную ответственность по ст. ст. 283 и 284 УК РФ на общих основаниях.

Аналогичные деяния, совершаемые ими в отношении военной тайны (военных сведений конфиденциального характера не подлежащих оглашению), в настоящий момент остаются безнаказанными.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной? Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

  • государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
  • собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
  • служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

  • органов государственного управления;
  • органов муниципального управления;
  • государственных предприятий;
  • государственных учреждений.

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

Ответственность военнослужащих за разглашение государственной тайны

Высокая политическая бдительность является долгом каждого советского гражданина. Империалистические разведки, ведущие подрывную работу против СССР и стран народной демократии, стремятся использовать в своих целях лиц, проявляющих политическую беспечность и благодушие, ротозеев, болтунов и хвастунов, разглашающих известные им секретные сведения. Ротозейство составляет питательную среду для шпионажа, диверсий и вредительства. Болтуны, разглашающие государственную тайну, становятся невольными пособниками врага. Разглашённые ими сведения могут стать достоянием враждебных СССР иностранных разведок и быть использованы империалистическими государствами во вред внешней безопасности СССР.

Комментарий к статье УК РФ 1. О понятии государственной тайны см. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст.

Володарский район ВЛАСТЬ Военная прокуратура Мулинского гарнизона Военный прокурор разъясняет Основания привлечения к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны Нарушение установленного порядка обеспечения сохранности государственной тайны является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства.

За нарушение установленных законом обязанностей по хранению государственной тайны, военнослужащие несут уголовную ответственность на общих основаниях по статье Уголовного кодекса Российской Федерации далее — УК РФ. Основное наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет. При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Государственная тайна — сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *