Разные статусы участков: правовые последствия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разные статусы участков: правовые последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей ( п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ).
Когда можно перевести земли в другую категорию
Для использования земель сельскохозяйственного назначения в иных целях их необходимо перевести в другую категорию. Ведь земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если он ненадлежаще его использует или не использует в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 284, 285 Гражданского кодекса РФ). Правомерность такого изъятия подтверждают и арбитры (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2010 г. № 17АП-7586/2010-ГК).
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).
При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.
Откуда берутся новые земли сельхозназначения
Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков, устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.
Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями — в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.
Понятие земель сельскохозяйственного назначения
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Понятие рационального землепользования
Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:
- земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
- максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
- необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
- лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
- следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.
В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.
Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.
Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.
Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года
Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:
- разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
- создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
- ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.
К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:
- пашня;
- угодье для покосов и сенозаготовления;
- пастбище;
- лесополоса, за исключением лесного фонда;
- надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
- земля под многолетними насаждениями.
Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.
Право землевладения и землепользования некоммерческих юридических лиц
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ и п. 5 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться некоммерческим организациям, в том числе религиозным организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации и др. для осуществления деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, сохранением и развитием традиционного образа жизни, а также гражданам для сенокошения и выпаса скота.
Указанным некоммерческим организациям земельные участки могут предоставляться только в аренду, при этом выкуп арендованных земельных участков в собственность не допускается, равно как не допускается и предоставление им земельных участков в собственность или в постоянное (бессрочное) пользование.
Установлен и особый порядок предоставления этим организациям земель в аренду. В частности, к ним не применяется правило продажи на торгах права на заключение договора аренды. Решение о предоставлении в аренду принимается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления по заявке соответствующей организации.
Запрет на предоставление земельных участков в собственность установлен и в отношении земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также отгонными пастбищами, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом конкретное использование предоставленных в аренду земельных участков может быть различным при одном принципиальном условии: оно должно быть связано с потребностями сельского хозяйства (подготовка кадров для сельского хозяйства, пропаганда передового сельскохозяйственного опыта, ведение промыслов, удовлетворение потребностей граждан в сельскохозяйственной продукции и т.п.).
Арендная плата устанавливается по договоренности сторон, однако в пределах базовых ставок, определяемых органами государственной власти или органами местного самоуправления. Общие права и обязанности некоммерческих организаций как субъектов земельных правоотношений установлены ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ. Частные права, связанные с установлением условий пользования землей, сроков аренды, цены аренды и т.п., устанавливаются по соглашению сторон в пределах требований действующего законодательства.
Деятельность некоторых некоммерческих организаций может иметь уникальный или особо важный характер, что может служить основанием для установления особого правового режима использования их земель. Так, законодательством не допускается такая реорганизация деятельности указанных субъектов, которая могла бы повлечь нецелевое использование предоставленных земель. Не допускается, например, изъятие земель научно-исследовательских и учебных заведений для государственных или муниципальных нужд, не связанных с деятельностью данных организаций, а также для включения этих земель в фонд перераспределения.
Виды разрешённого использования земли сельскохозяйственного назначения
Под видом разрешенного использования понимается процесс установления порядка использования земли и возводимых на ней объектов капитального строительства.
Если вы не знаете, к какой категории относится принадлежащая вам земля, тогда можете обратиться за информацией к публичной кадастровой карте. Также можно узнать эту информацию в Росреестре, запросив соответствующую выписку.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют такие виды разрешенного использования:
- садоводство – некоммерческое товарищество (СНТ) и садовое некоммерческое партнерство (СНП);
- дачное строительство (ДНТ);
- ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
Покупка земельного участка сельскохозяйственного назначения
Привести правоустанавливающие документы на земли для сельскохозяйственного производства в соответствие с планируемой деятельностью вам помогут специалисты нашей компании. Перед началом эксплуатации приобретенного участка, необходимо понять, что можно делать и строить на землях сельскохозяйственного производства. И начать стоит с изучения классификатора и кадастровой карты. Здесь можно посмотреть текущую категорию и вид разрешенного использования участка.
Использовать участки, относящиеся к данному типу целевого назначения, можно определенным в законе образом:
- ведение сельскохозяйственного производства;
- формирование защитных насаждений в виде леса;
- осуществление научной и исследовательской деятельности;
- проведение учебных мероприятий;
- организация крестьянско-фермерских хозяйств и ЛПХ;
- выращивание зерновых культур, льна, конопли и овощей;
- создание хозяйственных товариществ или иных некоммерческих организаций;
- использование потребительскими кооперативами для своих нужд;
- для формирования образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля;
- птицеводство, пчеловодство и свиноводство;
- размещение земель общего пользования и коммунальное обслуживание.
Кроме того, указанные земли и участки в составе таких территорий можно использовать для ведения охотничьего хозяйства и иной аналогичной деятельности, если она не запрещена Земельным кодексом страны.
При определении разрешенных видов деятельности необходимо учитывать минимальные отступы от границ, предельные размеры участков и другие нюансы. Дополнительно здесь разрешено размещение объектов капитального строительства, которые могут потребоваться для сельскохозяйственного производства. Здесь также имеются свои правила и ограничения.
Возводя объекты капитального строительства на данной территории, необходимо учитывать максимальную плотность застройки, предельную высоту зданий и количество этажей, и другие особенности. Владельцы и арендаторы могут использовать земли для сельскохозяйственного производства в целях строительства определенных объектов недвижимости. К числу подобных сооружений относят:
- объекты, необходимые для коммунального или бытового обслуживания предприятий сельхозпроизводства;
- здания для обеспечения научной или образовательной деятельности, а также общественного управления;
- магазины, пункты общественного питания, станции по обслуживанию автомобильного транспорта;
- склады для хранения сельскохозяйственной продукции, гидротехнические сооружения и объекты пищевой промышленности.
Сельскохозяйственные участки – это угодья, предназначенные для занятия земледелием и скотоводством. В иных целях использование земель данной категории законодательством не предусмотрено.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения регламентируется нормами Земельного кодекса и Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Разрешенный режим использования сельскохозяйственных земель определен нормами статьи 77 ЗК РФ:
- возделывание почвы в целях выращивания сельскохозяйственных культур;
- прокладывание дорожных развязок и коммуникаций в целях обеспечения сельскохозяйственной деятельности;
- прогон скота и выращивание корма для животных;
- размещение объектов водной среды (искусственно созданные водоемы, предназначенные для разведения различных сортов рыб);
- размещение защитных насаждений (часть территорий, занятых посадками леса, предохраняющих почву от выветривания, а также насыпные каналы, способствующие высушиванию заболоченной почвы).
Правовая специфика участков сельскохозяйственного назначения определена в статье 79 Земельного кодекса.
В состав территорий, предназначенных для земледелия и скотоводства, входят:
- участки, используемые для выпаса скота;
- земли, покрытые травой, предназначенной для сенокошения;
- участки, используемые для посева сельскохозяйственных культур и многолетних растений;
- земли, на которых выращиваются садовые деревья.
Вышеназванные участки относятся к особо ценным и охраняемым государством категориям земель. Эксплуатация данных территорий в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, запрещена законодательством.
Требования к возделыванию земель, предназначенных для развития сельского хозяйства, регламентированы нормами федерального и регионального законодательства.
На основе законодательных норм на местном уровне разработан свод правил, касающийся грамотного использования сельскохозяйственных угодий:
- соблюдение порядка восстановительных работ, направленных на сохранение плодородия почвы;
- строгое соблюдение целевого характера использования земель;
- проведение сельскохозяйственных работ в соответствии с порядком зонирования территорий.
В случае нехватки участков, имеющихся в сельскохозяйственном фонде, на муниципальном уровне принимаются решения об освоении новых земель, предназначенных для растениеводства и животноводства. Также, в случае дефицита земель городских поселений местной администрацией рассматривается вопрос о переводе части территорий сельскохозяйственного назначения в жилую зону.
Таким образом, власти муниципалитета вправе регулировать объем земельного фонда, предназначенного для растениеводства, и размер территорий, используемых для строительства жилых объектов, исходя из нужд конкретной местности.
Сельскохозяйственные земли подразделяются по видам использования в зависимости от способов их обработки, и возможностей возводить постройки:
- участки, предназначенные для сельскохозяйственных целей (пашни, сенокосы, пастбища, сады и виноградники);
- территории, предназначение которых связано с обслуживанием сельского хозяйства (участки занятые коммуникациями и предприятиями, деятельность которых связана с переработкой продуктов сельскохозяйственной деятельностью).
Налогообложение земель сельскохозяйственного назначения юридическими лицами
Сам процесс продажи правообладателем земель сельскохозяйственного назначения можно представить следующим образом:
- Направление собственником земли извещения о продаже участка региональным (муниципальным) властям. Получение отказа компетентного органа от приобретения земли.
- Поиск покупателя участка.
- Сбор требуемой для продажи земли документации.
- Составление и согласование с покупателем соглашения продажи.
- Непосредственное совершение сделки, передача финансовых средств, подписание правовой документации.
- Регистрация прав собственника.
Для продажи участка земли сельскохозяйственного назначения и, соответственно, регистрации прав нового правообладателя участка потребуются:
- паспорта сторон. Если землю продает не её собственник, помимо паспорта, потребуется ещё к представлению и нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия доверенного лица;
- земельный кадастровый паспорт;
- правоустанавливающая документация на землю, относящуюся к территориям сельскохозяйственного назначения;
- отказ полномочных районных властей от прав на отчуждаемую землю либо подтверждение того, что продавцом было направлено обязательное уведомительное извещение полномочному органу, но в течение месяца государство (муниципалитет) не выразило намерения приобрести земельную территорию, воспользовавшись правом преимущественного приобретения;
- договор продажи земли, оформленный надлежащим образом;
- платежная квитанция по уплате регистрационной госпошлины;
- протокол собрания – когда речь идёт о фермерском хозяйстве, составной частью которого является отчуждаемая земля.
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.
За определенное денежное вознаграждение получить земельный участок сельскохозяйственного назначения может совершенно любой человек или организация. Главное, чтобы лицо являлось дееспособным гражданином РФ или предприятием, ведущим свою деятельность на территории России.
На безвозмездной основе земельные участки предоставляются лишь некоторым категориям граждан. Их перечень изложен в статье 39.5 Земельного кодекса РФ.
Внимание! Он включает в себя следующих лиц:
- работники бюджетной сферы, например, учителя, врачи, педагоги, медицинские работники и так далее;
- члены многодетных семей, в которых возраст детей не достиг 18 лет;
- граждане, ранее получавшие земельные участки на Дальнем Востоке и использующие их по прямому назначению;
- граждане, которые используют земельные участки в сельхозцелях, например, участники некоммерческих дачных кооперативов.
Кроме того, земельные участки предоставляются работникам, востребованным в сельской местности. На этой земле человек вправе вести сельскохозяйственную деятельность и построить собственный дом. Участок предоставляется по договору социального найма. Но через пять лет, если наниматель исполнил все пункты договора (вел хозяйственную деятельность, построил дом или начал строительство жилья), участок переходит в частное владение пользователя.
Если работник, приехавший в сельскую местность, заключил социальный договор, но затем уволился, то через пять лет он не может приватизировать земельный участок. Кроме того, если гражданин, получивший землю для определенных целей, использовал ее не по назначению, то по окончании договора найма он обязан передать участок обратно государству.
Региональные органы власти также устанавливают возможность получения бесплатных земель некоторым категориям граждан. К ним относятся:
- родители детей-инвалидов;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- работники военной сферы, которые занимали должность на протяжении более 10 лет;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети-сироты;
- инвалиды;
- семьи, имеющие трех и более детей, чей доход не превышает прожиточного минимума в регионе;
- Герои России, Герои Социалистического труда, Герои Советского Союза.
В каждом конкретном регионе список лиц, претендующих на получение бесплатного земельного участка, регламентируется местными органами власти.
Территориальная зона сельскохозяйственного использования СХ-3
Зона сельскохозяйственного производства СХ-3 предназначена для:
- выращивания сельскохозяйственных культур;
- животноводства;
- птицеводства;
- производства аквакультур;
- ЛПХ (вне населенного пункта — без объектов капитального строительства);
- КФХ (включая жилую недвижимость).
Зона сельскохозяйственного использования СХ-3 допускает размещение объектов капитального строительства (фермы, птицефабрики, склады, переработка сельхозпродукции).
Вид разрешенного использования / Код (числовое обозначение ВРИ):
- Растениеводство 1.1
- Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур 1.2
- Овощеводство 1.3
- Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур 1.4
- Садоводство 1.5
- Выращивание льна и конопли 1.6
- Животноводство 1.7
- Скотоводство 1.8
- Звероводство 1.9
- Птицеводство 1.10
- Свиноводство 1.11
- Пчеловодство 1.12
- Рыбоводство 1.13
- Научное обеспечение сельского хозяйства 1.14
- Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции 1.15
- Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках 1.16
- Питомники 1.17
- Обеспечение сельскохозяйственного производства 1.18
- Водные объекты 11.0
- Земельные участки (территории) общего пользования 12.0
Шаг №3: разрешенное использование
Допустим, участок попадает в зону СХ-2 (в просторечии называемая «под дачку»). Посмотрите внимательно на Генплан, учтите если ВРИ у него «огородничество» и % допустимой застройки 0%, вы не имеете права что-то построить на нем! А вот если для «садоводства» — стройте на здоровье, до 40% от объема участка можно в целом отдать под пятно застройки.
В зоне СХ-2 есть условные ВРИ, которые, если вам позволят применить «использование под личное подсобное хозяйство», то сможете легко застроить до 40% участка.
Возьмем другой пример. Вам предлагают купить участок СХ-3 (один из самых сложных, потому что практически на нем построить ничего нельзя). Имейте ввиду, что если он предназначен «для выращивания фруктов» вам строить дом не разрешат (0% застройки), а «на овощах» или «цветах» — пожалуйста!
Второй момент — смотрите в колонку с минимально возможной площадью участка. Скажем, например, там указано от 200 соток. То есть как бы не предполагается, что в этой зоне участки могут быть размежеваны мельче. Вы, конечно, можете купить эти 200 соток, тем более такие земли очень дешево стоят по сравнению с СХ-2 «под дачку». Но тут момент третий, очень важный. СХ-3 это участки для сх-производства. То есть их владелец должен быть ИП, фермерским хозяйством, юрлицом, ну и в крайнем случае — самозанятым выращивателем ромашек в промышленных количествах. И дом тоже будет зарегистрирован на него как на предпринимателя, а не как на физическое лицо. Кому это не важно, — владейте и стройте. Но обычным дачникам такие сложности ни к чему, конечно.
Идем дальше. Смотрим условные ВРИ на СХ-3 и СХ-3-1. Можно и здесь найти свои лазейки, чтобы законно построить дом. Правда, придется для этого согласовать эти условные ВРИ. Но на практике это долго, дорого и без гарантии. Так что с такими землями лучше не связываться.
В законодательстве, принимаемом на региональном уровне, устанавливается минимальная и максимальная величина, относящаяся к размеру образуемых участков. Закрепляется в качестве максимальной величины угодий, имеющих с/х назначение, расположенных на территории одного муниципалитета – 1/10 от общего размера всех наделов, расположенных на этой местности. Данные правила касаются граждан и юридических лиц.
Не допускается создание участков, относящихся к составу с/х угодий, орошаемых искусственным методом либо земель осушаемых. Это относится к ситуациям, когда их территория меньше участка, входящего в эту территорию.
Что касается минимального размера наделов, то они не распространяются на ситуации выделения долей в виде участков. Это относится к случаям, когда земля, из которой осуществляется выдел, относится к общей собственности.
Также данное правило распространяется на ситуации, когда участок имеет предназначением ведение подсобного хозяйства в личных целях, либо крестьянского хозяйства, в котором главная деятельность представлена в виде производства продукции, носящей сельскохозяйственное назначение.
Кроме того правила не применяются в отношении случаев создания наделов для нужд муниципального и государственного значения. Также когда назначение подлежит корректировке в целях соответствия с документацией по территориальному планированию, а также бумагами по землеустройству.
Данный вопрос подлежит законодательному регулированию. Согласно законам лицо, наделенное правом собственности относительно доли в имуществе, имеет правомочия по заявлению требований о выделе своей части. Если между собственниками не достигнуто мирное соглашение, то требования выдела происходит посредством подачи искового заявления в суд.
Стоит отметить, что собственность по отношению к землям, имеющим сельскохозяйственное назначение, наделяется особенностями. К ним относится то, что собственник доле не знает, кто является другими собственниками. Это значит, что общий порядок выделения долей в таком случае значительно затрудняется.
В связи с этим в законах закреплен иной порядок для рассматриваемой процедуры в отношении земель с/х назначения. Указывается, что процесс реализуется за счет принятия решения на собрании всех лиц, имеющих права собственности.