Субсидии это простыми словами: субвенция, что это, чем отличается от дотации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии это простыми словами: субвенция, что это, чем отличается от дотации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дотируемое финансирование безвозвратно. Использование такого вида поступлений не контролируется уполномоченными органами. Однако субъекты хозяйствования редко используют подобную форму отчислений. Чаще перечисление средств производится в форме пожертвования в фонды (организации). Дотации имеют социальную направленность. Такой вид преференций выделяется гражданам, общественным образованиям и госструктурам.
В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:
- субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
- субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
- дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.
Виды финансовых мер поддержки от государства
Государством предусмотрено множество финансовых льгот для граждан, для организаций и даже для регионов в целом. Физические лица могут получать преференции на основании:
- недостаточной финансовой обеспеченности;
- неудовлетворительного состояния здоровья;
- социального статуса;
- наличия каких-либо наград;
- принадлежности к определенной категории населения и т.д.
Организации также могут получать выплаты от государства на основании ведения деятельности в определенной сфере или в регионе особой климатической зоны. Правительство также периодически поддерживает действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляет финансовую помощь для открытия собственного бизнеса и т.д.
Субъекты, страдающие от нехватки бюджетных денежных средств, также получают финансовую помощь от федерального правительства. Эти финансы в дальнейшем тратятся на нужды региона (создание инфраструктуры, восстановление различных объектов после катастрофы и т.д.) или на нужды населения (выплата компенсации пострадавшим от какой-либо аварии, материальная поддержка всех без исключения жителей и т.д.).
Все возможные виды материальной помощи от государства подразделяются на три общих типа:
- Субсидия.
- Дотация.
- Субвенция.
Основные различия между видами денежных льгот и их характерные черты представлены в таблице:
Показатель | Субсидия | Дотация | Субвенция |
Целевое расходование | Можно тратить только определенным способом | Учреждение, выдавшее дотации, не контролирует их трату | Средства выдаются на реализацию конкретных задач, выполнение которых одобрено вышестоящими органами |
Форма | Финансовая или натуральная | Финансовая | |
Получатель | Физические и юридические лица | Бюджеты, уровень которых ниже того, откуда отправляются денежные средства | |
Возвратность | Подлежит возмещению при нецелевом расходовании | Не подлежит возврату | Подлежит возврату при нецелевом расходовании и при невыполнении поставленной задачи |
Объем | Выдается только при софинансировании (получатель должен самостоятельно доплатить часть средств) | Может выдаваться как для софинансирования, так и покрывать всю стоимость поставленной задачи |
Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.
Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.
Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.
Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.
Государственная помощь затребована во множестве направлений, она необходима органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам. Она может оказаться необходимой не только в финансовом плане – не напрасно субсидии часто предстают в форме оборудования, вещей, прочего.
Имея государственную поддержку, регионы могут активно развивать экономику, проводить социально значимые мероприятия, оказывать помощь незащищенным слоям населения. Подобные возможности положительно отражаются на качестве жизни, множестве других показателей.
Государственная помощь незащищенным слоям становится гарантом достойной старости, дает дополнительные возможности молодым и многодетным семьям, позволяет людям не бедствовать. Своевременное обращение за помощью через органы соцзащиты дает возможность на достойную жизнь даже при достатке ниже минимального – на это и нацелено государственное финансирование.
Широкий спектр программ, связанных с субсидированием и помощью, начал развиваться после наступления экономического кризиса, и на сегодняшний день эта мера помощи остается актуальной, востребованной и действенной.
Прозрачность «Цифровой экономики»
Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».
Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.
- Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
- Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
- Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?
Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий, по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации: — Москва, Юрайт, 2008 г.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.
Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок расчета и установления, заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта Российской Федерации исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.
Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта Российской Федерации.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:
- субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
- субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
- дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:
- субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
- субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
- дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.
Субсидии юридическим лицам
Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. – субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.
Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. – выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.
Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:
– наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
– наличие квалифицированного кадрового потенциала;
– объем дополнительного софинансирования программы;
– наличие утвержденной социально ориентированной программы;
– удачное прохождение конкурсного отбора.
Финансовая поддержка субъектов РФ
Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.
Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.
Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:
-
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;
-
дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Субсидии — это довольно рядом стоящее понятие с субвенцией. Они направлены тоже в дотационное русло помощи в различных направлениях с вектором движения денежных масс сверху вниз. Субсидиями принято считать денежную помощь, выделяемую из бюджетов всех уровней как юридическому лицу, так и физическому бюджету более низкого уровня организации на долевом праве участия, определяемого бюджетом субсидирующим. Примером может послужить ипотечная программа для молодых семей, в которой часть денежных затрат на покупку квартиры берет на себя государство.
Также основными признаками субсидии принято считать её целевое предназначение и (как в случае субвенции) безвозвратность. Это значит, что получившиеся деньги нельзя потратить на покупку автомобиля. Их можно потратить только на приобретение недвижимости (подобное было рассмотрено выше). Соответственно, контроль над целевым применением субвенций намного строже, чем за субсидиями.