Правила дорожного движения для велосипедистов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для велосипедистов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Где можно ездить велосипедисту

  • По правилам взрослым велосипедистам можно кататься по тротуару только в том случае, если рядом нет велосипедной дорожки или велополосы. Таким образом, велосипедная или велопешеходная дорожка — приоритетное место для езды на велосипеде.
  • Если дорожки рядом нет или ехать по ней невозможно — полагается ехать по правому краю проезжей части.
  • Если по проезжей части двигаться невозможно, например, там стоят машины или ведутся дорожные работы — можно ехать по обочине, в направлении движения автомобилей.
  • И если все перечисленные варианты невозможны, допускается движение по тротуару.

Велосипедистам запрещается

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

Велосипед — лёгкое транспортное средство с 2~4 колесами. Движется за счет мускульной энергии лица, которое им управляет, задействуя руль и педали. Электровелосипед (не являясь мопедом) может быть снабжен электрическим двигателем мощностью до 25 Вт, который автоматически отключается при превышении скорости 25 км/час.

Велосипедист — управляющая велосипедом личность, достигшая 14-летнего возраста (для детей младше 14 лет перемещение на велотранспорте ограничено).

Пешеход (помимо обычных пеших людей) — человек, который идёт по пешеходной тропинке, по краю проезжей дороги или велотрассы, и ведёт велотранспорт рядом (так велосипедист переходит в категорию пешеходов).

Велосипедная дорожка — обособленный элемент дороги, отделённый конструктивно от пешеходной и проезжей части. Выделяется знаком 4.4.1, предназначается для проезда велосипедистов, включая детей 7–14 лет (желательно, в сопровождении взрослых).

Глава 6. Права и обязанности водителей и других лиц в особых случаях

Было в 2020 г. Стало в 2022 г.
25. Водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать:

без включения маячков синего или синего и красного цветов от требований подпункта 10.4 пункта 10, главы 19 настоящих Правил.
25. Водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать:

без включения маячков синего или синего и красного цветов от требований подпункта 10.4 пункта 10, пункта 124, главы 19 настоящих Правил.
31. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:

31.2. …
Водитель, доставивший пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения, обязан сообщить в этой организации свою фамилию, регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение или документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства), и возвратиться к месту дорожно-транспортного происшествия;

31. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:

31.2. …
Водитель, доставивший пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения, обязан сообщить в этой организации свою фамилию, регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение или документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства либо документ, подтверждающий законность его приобретения и возвратиться к месту дорожно-транспортного происшествия;

31.4 …
— обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у водителей транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими водителями транспортных средств, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7866);
31.4. …
— обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у водителей транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими водителями транспортных средств, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530;

Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?

Многие велосипедисты ошибочно полагают, что вождение велосипеда не несет за собой никакой ответственности. Не смотря на то, что со стороны контролирующих органов внимание велосипедистам уделено минимально, законом все равно предусмотрена ответственность за управление в состоянии алкогольного опьянения. В начале статьи мы отметили, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.

Правила прямо запрещают управлять любыми транспортными средствами в алкогольном опьянении.

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

ДТП и опасные ситуации на велосипеде

Разберём несколько типичных ситуаций, которые приводят к ДТП или опасным моментам при езде на велосипеде.

  1. Самая частая причина зарегистрированных ДТП в России с участием велосипедов (да и автомобилей тоже) – несоблюдение очерёдности проезда перекрёстков. И львиная доля из них происходит по вине автомобилистов. Например, когда велосипедист едет прямо, а автомобиль со встречного направления поворачивает налево. Или когда авто выезжает из двора игнорируя требование ПДД уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней.
    Не всегда это злой умысел или незнание водителем правил. Из-за маленького размера (относительно автомобилей) велосипедисты менее заметны, особенно если плохая видимость или водителя слепит солнце. К тому же водители бывает едут «на автомате» (не задумываясь о том, что происходит на дороге, а как бы на рефлексах) и велосипедист не воспринимается как «угроза», если нет такой привычки.
    Поэтому на велосипеде очень важно быть максимально заметным на дороге (яркая одежда, фонари-стробоскопы и т.д.) и всё время быть готовым, что вас могут не пропустить, даже если по правилам у вас преимущество. Очень хорошо в некоторых случаях работает вовремя поданный громкий гудок.
  2. Часто ДТП происходят и по вине велосипедистов (проезд на красный свет, «неправильное» пересечение пешеходного перехода на большой скорости, езда в состоянии алкогольного опьянения и различные неадекватные манёвры на проезжей части). Но надеюсь, что после прочтения данной статьи, у вас с этим проблем не будет 🙂
  3. Крайне опасно ехать сбоку от транспортных средств (особенно крупных – автобусы, фуры, грузовики, маршрутки ПАЗ и т.п.), потому что водитель скорее всего вас не видит и может прижать к бордюру или наехать при повороте направо. Одна из самых частых причин смертельных случаев – именно поворот направо рядом с автобусом или грузовиком. Велосипедиста сначала притирают боком, в результате он теряет равновесие, падает, а потом его переезжают задними колёсами, т.к. при повороте у них другая траектория, чем у передних.
    Поэтому лучше всегда стараться ехать с правого края в промежутке между машинами, которые находятся левее, тогда водитель сзади вас точно видит.
  4. Довольно серьёзную опасность представляет открытие дверей автомобиля, когда вы проезжаете мимо. Происходит это редко, но всегда очень неприятно.

    Передо мной несколько раз открывали двери, но обычно мне удавалось уворачиваться. Не удалось только 1 раз, когда я объезжал припаркованную машину на «аварийке». В этот момент водитель увидел, что из здания выходит его спутница и не глядя распахнул дверь, собираясь бежать ей навстречу. Т.к. это было прямо передо мной, объехать или затормозить возможности уже не было. Я успел только убрать правую руку с руля, чтобы не разбить её о дверь, ударился плечом, зацепился правой частью руля и полетел кувырком. Удачно приземлился на рюкзак и в целом ни я, ни велосипед почти не пострадали. На машине (BMW 7 серии) с торца двери была вмятина и водитель вместо того, чтобы хотя бы извиниться (и тогда, учитывая что всё закончилось благополучно, претензий я бы в общем-то и не имел), начал «быковать».
    Если бы на тот момент я лучше владел вопросом, то просто отломал бы ему зеркало и поехал с чистой совестью дальше, но тогда я решил вызвать ГАИ, тем более подключился водитель, проезжавший за мной, которому я чуть не попал под колёса.
    Через какое-то время виновник ДТП помахал какими-то «корочками» и уехал (по закону – скрылся с места ДТП). Приехал экипаж ГАИ, составили протокол с показаниями свидетеля, меня осмотрела скорая, на которой я потом съездил в больницу и сдал анализ крови на алкоголь. Но из повреждений у меня была только небольшая ссадина на плече (которая к вечеру переросла в здоровый синяк), а у велосипеда сломано крепление для фонаря. Поэтому материального ущерба по сути не было (а если бы и был, то доказать его было бы очень сложно), вред здоровью был лёгкий (лечение менее 21 дня) и соответственно привлечь нарушителя можно было только за оставление места ДТП. Но, как я понимаю, он решил этот вопрос либо с помощью «корочки», либо с помощью денег.

    В общем, чтобы минимизировать риски «открытых дверей», желательно не ездить близко к припаркованным машинам, а держать боковой интервал около метра. Если же безопасно это сделать возможности нет – снижать скорость или стараться объезжать по тротуару.

Читайте также:  Виза в Испанию для ребенка в 2023 году

Проезд перекрестков и пересечение дороги

В основном существует четыре способа пересечь перекресток: ехать прямо, повернуть направо или налево или развернуться. Правый поворот для велосипедиста разрешен на всех обычных перекрестках, поскольку он выполняется из крайнего правого положения — законного положения велосипедиста.

Велосипедист, поворачивающий направо, также может свободно проехать по своей полосе и будет иметь приоритет перед теми, кто поворачивает направо. Если правая полоса предназначена только для поворота, то для движения прямо вам необходимо переместиться на следующую полосу, уступив сначала дорогу тем, кто не собирается менять полосу движения.

Левые повороты и смена направления движения велосипедистами разрешены только с дорог с одной полосой движения в каждом направлении и без трамвайных путей. Кстати, о трамваях: трамваи имеют приоритет перед велосипедами на перекрестках, если только трамвай не едет на красный, не выезжает с подчиненной дороги или не выезжает из депо.

Проезд перекрестков и пересечение дороги

Проехать пересечение дорог в общем случае можно четырьмя способами: продолжить движение прямо, повернуть направо или налево, развернуться. Правый поворот велосипедисту разрешен на всех обычных перекрестках, так как делается с крайнего правого положения – законного места велосипедиста.

Прямо велосипедист может также свободно проехать со своего ряда, при этом он будет иметь преимущество перед поворачивающими направо. Если правая полоса идет только на поворот, то для проезда прямо нужно перестроиться в соседний ряд, предварительно уступив дорогу всем, кто не собирается перестраиваться.

Поворачивать налево и менять направление водителю велосипеда разрешено только с дорог, на которых по одной полосе в каждую сторону и отсутствуют трамвайные пути. Кстати, о трамваях: на перекрестках они имеют преимущество перед велосипедом, если для него не горит красный, он не выезжает со второстепенной дороги или из депо.

Основные правила езды на велосипедах

Правила езды определяют основные действия при передвижении, способ сообщения другим участникам о выполняемом маневре и запреты. Так обязанности велосипедиста выражены следующим образом:

  • Перед тем как выполнять определенный маневр, как и все участники ДД велосипедист должен убедиться в том, что он не создаст помех другим лицам;
  • Велосипедистам разрешается совершать обгоны. Выполнять такое действие можно исключительно с левой стороны, пересекая при этом середину дороги и временно выезжая на встречную проезжую часть, но только на тех участках, где для этого не потребуется пересекать сплошную линию.

При пересечении перекрестков необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • При пересечении равнозначных дорог на нерегулируемом перекрестке велосипедисту требуется соблюдать правило предоставление преимущества транспортному средству, приближающемуся справа;
  • При пересечении неравнозначных дорог уступать необходимо тем ТС, которые движутся по главной дороге, при этом дополнительно руководствоваться знаками;
  • При переезде перекрестка, который является регулируемым (при работающем светофоре) следует руководствоваться исключительно его сигналами, предоставляя преимущество пешеходам, какие уже после включения для них красного цвета остались на проезжей части и завершают движение по пешеходному переходу;
  • При осуществлении поворота налево на дороге с одной полосой велосипедисту допускается совершить поворот в сторону, аналогичную тому направлению, какой выбирают водители, направляющиеся с ним по схожей траектории. В том случае, если для участника ДД необходимо другое направление, то он имеет возможность перейти дорогу в качестве пешехода, а уже после двигаться на велосипеде по необходимой дороге. При невозможности выполнить данное требование допустим вариант передвижения по прямой, далее выполнение поворота (с остановкой) и уже дальнейшее движение по необходимой полосе;
  • В местах, где трасса или дорога для автомобилей имеет пересечение с велосипедной дорожкой, велосипедист уже не может руководствоваться правилами проезда перекрестков и в любом случае не имеет преимущества.

Велосипедистам запрещается

  • Управлять транспортом без рук на руле – лихачества и езда с помощью одних ног недопустимы;
  • Ехать с грузом, который выдается за габариты более чем на 0,5 метра в любую сторону или мешает управлению;
  • Перевозить пассажиров на раме, на багажнике или другим способом, который не предусмотрен конструкцией;
  • Перевозить ребенка без специально оборудованного кресла;
  • Ездить по пешеходным переходам;
  • Находясь в правом потоке, разворачиваться или поворачивать налево на трамвайных линиях, или на трассе с дву- и более полосным движением – если на дороге нет специального разрешающего поворот знака или если дорога не проходит в специальной велосипедной зоне;
Читайте также:  Плохие соседи: что делать, если соседи шумят и мусорят

Если срочно нужно повернуть налево, то можно слезть с велосипеда и как обычный пешеход перейти на другую сторону дороги по «зебре», ведя транспорт рядом.

Разбор основных ситуаций на дорогах

Выезжая на дорогу с большим количеством участников, нужно знать и уметь применять основные положения, регулирующие действия велосипедиста:

  1. Маневрирование осложнено отсутствием свободного обзора, который имеет автомобилист с помощью зеркал заднего вида. Чтобы быть уверенным в безопасности маневра, водитель обязан осторожно обернуться, сохраняя прежний курс движения.
  2. Обгон на проезжей части не запрещен, если впереди едет ТС с меньшей скоростью. Автомобилист, обгоняющий двухколесное средство, может двигаться с велосипедистом двумя рядами, если обстоятельства допускают это.
  3. Перемещение по перекресткам более сложно, так как приходится контролировать ситуацию со всех сторон. Велосипедист обязан соблюдать основные дорожные знаки, регулирующие приоритетность пересечения перекрестка и иные правила. Если автомобиль поворачивает направо и находится параллельно велосипеду, требуется уступить дорогу, если последний продолжает движение прямо. Велосипедист уступает ТС, едущим справа. Поворот налево регулируется теми же положениями, что и для авто или мототехники.
  4. При поездках в местах ограниченного обзора, тоннелей, зарослей, препятствий, для безопасности следует производить предупреждающий звуковой сигнал, говорящий другим участникам движения о приближении двухколесного транспорта.
  5. Согласно пункту 14.1. водитель пропускает пешеходов в местах организованного наземного перехода, выделенного дорожным знаком и разметкой. При наличии впереди транспортной остановки, необходимо беспрепятственно пропустить пассажиров, намеренных зайти или выти из общественного транспорта. Приближаясь к пешеходному переходу, водитель снижает скорость до минимальной, либо останавливается, чтобы дать возможность пешеходам перейти дорогу.

При совершении маневров автомобиль предупреждает других участников о планах повернуть направо или налево путем включения поворотных сигналов. Ввиду особенностей средства, подобные знаки на велосипеде не предусмотрены.

Предупредить о своих маневрах можно определенными ПДД жестами:

  • перестроение или поворот направо – вытянутая правая рука в направлении поворота, либо согнутая левая рука;
  • маневр в левую сторону – вытянутая левая рука, либо согнутая правая;
  • планируемая остановка – поднятие руки вверх.

Велосипедистам запрещается

Многие люди воспринимают запреты либо чем-то глупым, либо покушением на их права и свободы. Но в данном случае эти запреты написаны слезами и кровью. Берегите себя и своих близких.

  • Выделываться и ехать, не держась за руль нельзя. Хотя бы одной рукой байкеру необходимо держать на руле.
  • Перевозить негабаритный багаж, создающий проблему для движения и управления.
  • Катать людей, если байк не приспособлен для перевозки пассажиров.
  • Катать ребятишек до семи лет без спецкресел.
  • Нельзя буксировать. Исключения составляют специальные велоприцепы.
  • Переезжать по пешеходнику, пересекая автодорогу. Подъехав к переходу, необходимо спешиться.
  • Поворачивать налево по ж/д путям для трамваев, а также где дорога имеет две и больше полос для движения.
  • Заезжать под знак 3.9 «Движение велосипедам запрещено». Кстати, под этот знак нельзя заезжать водителям скутеров или мопедов, так как объём двигателя таких ТС менее 50 см3
  • Выезжать на автомагистраль.

Как и когда нельзя ездить на велосипеде?

К езде на велосипеде относятся все запреты на управление автомобилями (нетрезвое состояние, нарушение режима отдыха, разговоры по телефону и тд) + нельзя:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
  • Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
  • Велосипедисту запрещено ездить по автомагистралям.

Ещё раз подчеркну, что запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Очень важным является пункт про запрет поворота налево на дорогах, где больше двух полос для движения в одном направлении. Если всё-таки нужно повернуть налево, то это делается так: велосипедист доезжает до перекрёстка, слазит с велосипеда (в этот момент он становится пешеходом с велосипедом) и по пешеходному переходу перевозит велосипед в нужную сторону.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *