Правила пользования наземным городским транспортом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила пользования наземным городским транспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.
Размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте
Причина |
Сумма |
Безбилетный проезд в наземном транспорте и метро |
1 000 |
Попытка использовать чужую социальную карту |
2 500 |
Отказ платить за багаж |
1 000 |
Штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте
За безбилетный проезд:
- на всех видах городского транспорта, в поездах городских линий, метро — от 18,5 до 37 рублей (от 0,5 до 1 БВ);
- в поездах региональных линий, автобусах и маршрутных такси пригородного сообщения — 25,9 рубля (0,7 БВ);
- в поездах межрегиональных и международных линий, в автобусах и маршрутных такси междугородного сообщения – 37 рублей (1 БВ).
Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.
Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.
Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.
Другой комментарий к Ст. 11.18 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Перевозка пассажиров и багажа на всех видах транспорта осуществляется на основе гражданско-правового договора перевозки (ст.786 ГК). По этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира и доставить его в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом, т.е. проезд без билета является нарушением договора перевозки.
Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются договор купли-продажи и установленные правила оплаты проезда.
2. Объективная сторона характеризуется противоправным бездействием — неоплатой пассажиром проезда, независимо от причины отсутствия проездного документа — пассажир не приобрел билет, использовал просроченный проездной документ, утерял его.
3. Субъектом данного правонарушения является физическое лицо — пассажир, т.е. гражданин, пользующийся услугами транспортного средства.
4. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно: лицо сознает противоправность своих действий, предвидит их общественно опасные последствия и сознательно допускает их наступление.
Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его
Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф. Обращайте на это внимание!
В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.
Комментарий к статье 11.18. КоАП РФ:
1. Объектами данного правонарушения являются экономические отношения по поводу перевозки, возникающие между транспортной организацией и гражданами, финансовая безопасность этих организаций, которым причиняется существенный материальный ущерб.
Правила провоза пассажиров и багажа ныне регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, Федеральными авиационными правилами “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей” (РГ. 2007. 10 окт.).
2. Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).
Данная статья предусматривает административную ответственность за безбилетный провоз детей в возрасте от 5 (в городском и пригородном сообщениях – от 7) до 16 лет. Проезд детей до 5-летнего возраста бесплатен, а по достижении 16 лет сам несовершеннолетний является лицом, совершающим безбилетный проезд.
3. Размер штрафа предусмотрен данной статьей в виде четко определенной суммы штрафа. При этом за безбилетный провоз детей, проезд которых подлежит частичной оплате, штраф назначается в уменьшенном размере. В любом из этих случаев размер установленного штрафа приблизительно увязывается законодателем с размером материального ущерба, причиняемого транспортной организации определенного вида безбилетным проездом (полетом) пассажира или провозом детей.
4. Административная ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси и метрополитене устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
5
Ответственность несет лицо, совершившее рассматриваемое правонарушение как умышленно, так и по неосторожности
6. К сожалению, законодатель не указал ни субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы.
Если до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ полномочия органов железнодорожного и иных видов федерального транспорта были обозначены в ряде статей гл. 23 Кодекса, то ныне в ст. 23.36 отсылки к ст. ст. 11.18 и 11.19 отсутствуют.
В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. ст. 11.18 и 11.19 видах транспорта.
Льготы на проезд в общественном транспорте
Некоторые категории людей могут не платить за проезд в общественном транспорте в соответствии с федеральными или региональными льготами
Категория людей | Льгота |
Герой Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена трудовой славы | Бесплатный проезд |
Герои Советского союза, РФ, кавалеры ордена Славы | Бесплатный проезд |
Ветераны труда, труженики тыла | Бесплатный проезд |
Реабилитированные лица | Проездной талон |
Инвалиды | Проездной талон |
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей | Проездной талон |
На данный момент не во всех районах России приходится платить штрафы. В 22 субъектах не штрафуют (Липецкая, Магаданская, Новгородская, Пензенская, Томская, Хабаровский край, Воронежская, Сахалинская).
Для чего введен запрет на высадку детей из транспорта?
Законодатели, которые занимались разработкой рассмотренных выше изменений законодательства, в качестве примеров приводили ситуации, когда законопослушный ребенок при случайном стечении обстоятельств не смог оплатить проезд и его высадили из автобуса. Например, на оплату проезда не хватило имеющихся денег, либо в общественном транспорте не получилось оплатить проезд транспортной или банковской картой.
То есть изначально изменения направлены на то, чтобы уберечь детей, оказавшихся в неприятной ситуации с отсутствием денег, от еще более неприятной ситуации — высадки в незнакомом месте на значительном расстоянии от места назначения.
К сожалению, на практике данное изменение законодательства может сработать и по-другому. Наверняка найдутся несовершеннолетние, которые захотят использовать новый штраф в корыстных целях. То есть, они намеренно не будут оплачивать проезд, оставляя себе выданные родителями деньги. А водитель или кондуктор с этим ничего сделать не смогут, т.к. в случае высадки они получат довольно серьезный штраф. А если подобных случаев будет много, то транспорт будет ездить без прибыли или вообще в убыток.
В итоге ситуация может привести к тому, что водители общественного транспорта станут с неприязнью относиться к несовершеннолетним пассажирам. И если у них будет возможность изначально не взять ребенка без сопровождения на остановке, то они именно так и сделают. Например, автобус может случайно проехать мимо остановки, где общественный транспорт ожидают дети. А при таком раскладе пострадают все несовершеннолетние пассажиры, в том числе и те, кто всегда оплачивает проезд.
Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.
Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.
Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:
- полное наименование суда, в который подается жалоба;
- данные о заявителе;
- информация о должностном лице, вынесшем постановление;
- описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
- мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
- заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
- перечень приложений.
Все виды наказания безбилетникам в общественном транспорте – штрафы, арест
Согласно правилам проезда в общественном транспорте, граждане обязаны приобрести билет за поездку. Кроме того, они должны по требованию контролера предоставить билет. Если же этого не сделать, то можно нарваться на административное наказание в виде штрафа.
На федеральном уровне административная ответственность предусмотрена, но только на некоторых видах транспорта. Наказания и тип ТС можно посмотреть в статье 11.18 КоАП РФ. Примерный размер штрафа составляет от 100 до 200 руб.
Также действуют региональные законы, в соответствии с которыми штрафные санкции для безбилетников могут быть выше. Например, в Москве штраф для безбилетника в общественном транспорте, в соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ города Москвы, равняется 1 000 руб. А в регионах штрафная санкция варьируется от 100 до 500 руб.
Обратите внимание, если проигнорировать требование по оплате штрафа, то это грозит очередным административным правонарушением. В статье 20.25 КоАП РФ обозначено, если в течение 60 дней не уплатить штраф, то могут назначить другое наказание — арест на 15 суток или обязательные работы на 50 часов.
Не всякому контролеру дано штрафовать
Контролеры в московском общественном транспорте бывают двух категорий: контролеры ГУП «Мосгортранс» и контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Они отличаются друг от друга не только униформой, но и набором полномочий.
Даже если не знать их форму одежды, то отличить их можно, внимательно присмотревшись к нашивке логотипа на рукаве. В идеале, контролеры должны представляться и показывать свое удостоверение. Но это в идеале, а в реальной жизни это происходит нечасто. Хотя сам пассажир имеет право требовать от контролера предъявить удостоверение.
Сотрудников «Организатора перевозок» отличает еще и нагрудный знак с индивидуальным номером. Кроме того, для решения конфликтных ситуаций этим контролерам не так давно дали видеорегистраторы, которые должны включаться при каждой проверке билетов.
Порядок обжалования штрафа
Если факт безбилетного проезда является действительным, то доказать обратное практически невозможно. Однако при определенном стечении обстоятельств можно добиться отмены штрафа. Обжаловать можно в мировом или районном суде по месту жительства или местонахождения предприятия-перевозчика.
Для инициации процесса необходимо подать исковое заявление, опираясь в тексте на факты и конкретные статьи законодательства, доказывающие правоту истца. Чтобы жалоба была принята на рассмотрение, нужно приложить к ней квитанцию об оплате государственной пошлины. Но есть несколько особенностей.
Перед тем как нести жалобу в суд, необходимо пройти процедуру досудебного урегулирования. Для этого пишется претензия в адрес руководителя транспортной компании, выписавшей штраф. Ответить на нее должны в течение 1–2 дней. Если этого не произошло, можно обращаться в суд. Для этого Гражданский кодекс России дает 10 дней от даты, когда был выписан штраф.
Безбилетники в регионах
Как ни странно звучит, в некоторых областях вообще не предусмотрен штраф за отсутствие билета на общественном транспорте. Кондукторы выявляют нарушителей и просто высаживают на ближайшей остановке, а если конфликт выходит «за рамки», то вызывается наряд полиции. К примеру, такая практика сформирована в Пензенской, Томской, Липецкой, Новгородской областях (всего в 22 субъектах).
В некоторых регионах ранее ответственность была предусмотрена местными законами, но после оспаривания прокуратурой нормы о «заячьем» наказании были отменены. В этой связи, в целях создания единой практики, в 2016 году Минтранс выдвинул предложение сделать штраф одинаковым для всех регионов (в размере двадцатикратной стоимости поездки), но соответствующие изменений в закон так и не были внесены, штраф и по сей день везде разный.
Конечно, процедура привлечения к ответственности безбилетника не всегда отрегулирована местными законами. К примеру, протокол невозможно составить без личных данных нарушителя, но контролеры не наделены полномочиями требовать, вопреки воле пассажира, предъявить паспорт, а у гражданина нет обязанности носить везде и всюду с собой документы, удостоверяющие личность.
Кроме того, «маршрутки», которых на улицах всех городов довольно много, вообще не предусматривают возможности нахождения контролеров в салоне. Водители таких частных «газелей» редко выдают билеты, просто собирая деньги с людей. Тем самым формально они сами нарушают процедуру предоставления клиенту документа об оплате и, соответственно, не имеют правомочий заявить об отсутствии билета у пассажира. Но даже если представить, что водители маршрутных такси, как полагается, выдают билет, то они как коммерческие перевозчики все равно не вправе самостоятельно штрафовать «зайцев».
И все же в большинстве субъектов штраф для безбилетников предусмотрен местным административным законодательством и составляет в среднем от 20 до 1000 рублей. К примеру, в Санкт-Петербурге придется заплатить за «бесплатную» поездку 500 рублей, в республике Калмыкия – 300 рублей, в Севастополе – 200 рублей, в Курганской области – 100 рублей.
Сумма штрафа за безбилетный проезд в электричках
До 2015 года была предусмотрена ответственность для безбилетников на железнодорожном транспорте в КОАП РФ. Затем она была отменена из-за несовершенств процедуры привлечения, но при этом были внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ.
Получается, между пассажиром и ж/д перевозчиком действуют гражданско-правовые отношения.
В настоящее время за неоплату установлена санкция в размере 50-кратной стоимости проезда в электричках, в поездах дальнего следования – 5-кратной.
С 1 января 2019 года ответственность за неоплаченную поездку на поездах пригородного сообщения рассчитывается в зависимости от места, где «заяц» был обнаружен. Окончательная сумма штрафа будет вычислена как пятидесятикратная величина от стоимости проезда 10 км пути. К примеру, в Ленинградской области сумма составляет 1290 рублей (стандартный класс) и 1350 рублей (комфорт-класс).
Для сравнения, по данным Московско-Тверской пригородной пассажирской компании (МТППК), на электричках МО штраф составляет 1100 рублей, в Тверской области – 1225 рублей. Для безбилетников, путешествующих на поезде «Ласточка», взимается 50-кратная сумма от тарифа за 10 км.
Для оформления штрафа за неоплаченный проезд сотрудник РЖД обязан подтвердить личность, сверить фото с паспортом или военным билетом, иным документом. Если документов при себе у безбилетника нет, личность устанавливается через дежурных сотрудников полиции.
Получить билет и багажную квитанцию
Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.
Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.
Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.
Что делать при просрочке уплаты штрафа
Если нарушитель не успел погасить штраф в указанный срок, то решение вопроса будет происходить через судебную инстанцию. Как было сказано выше, сумма взыскания увеличится в два раза, помимо этого потребуется оплатить исполнительный сбор, который составляет 7%.
Как узнать, есть ли штраф
Существует несколько способов проверить онлайн наличие задолженности за безбилетный проезд в общественном транспорте:
1. Обратиться в отделение инспекции или воспользоваться официальным сайтом.
2. Воспользоваться онлайн-сервисами.
3. Посетить сайт «Госуслуги».
За проезд в любом общественном транспорте, будь то автобус, монорельс или самолет, приходится платить определенную таксу. Отказ от оплаты является правонарушением, за которое приходится отдавать еще большую сумму.
В каком размере установлен штраф за безбилетный проезд и можно ли уклониться от его уплаты — тема настоящей статьи.
Сколько придется заплатить за безбилетный проезд
Все зависит от типа транспорта и дальности его следования. Законодательство по-разному рассматривает каждый отдельный случай. Кроме того, имеет значение географическое положение места, где произошел инцидент:
- Москва. Жители столицы будут вынуждены отдать 1000 руб.
- Тула и область. Здесь ситуация аналогична столичной — 1 тыс. руб.
- Волгоград и область. Учитывая региональный прожиточный минимум и среднюю заработную плату, государство назначило штраф вдвое меньше — 500 руб.
- Владимир. Здесь безбилетников штрафуют на сумму еще меньше — всего 300 руб.
- Якутия. В этом крае штраф составляет 200 руб.
- Алтайский Край. Штрафуются «зайцы» на 100 руб.
В Краснодаре ситуация неоднозначная: в зависимости от типа транспортного средства и прочих условий взимается от 200 до 1000 руб. Ханты-Мансийский округ — самый неординарный: здесь штраф может дойти до 5 тыс. руб.
Обратите внимание! Самым дорогим для безбилетников транспортом остается железная дорога. Имеется в виду пригородный транспорт. В электричках безбилетная езда на 10 км от места посадки обойдется в 50 раз дороже, чем стоит билет на то же расстояние. А те, кто умудрится прокатиться незаконно на 100 км, заплатит в итоге пятикратную сумму.