Особенности трансфертного ценообразования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности трансфертного ценообразования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.
В каком случае трансфертное ценообразование будет контролироваться?
Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:
- Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
- Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
- Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
- Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
- Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
- Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
- Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
- Сделки между субъектом и его гендиректором.
- Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.
Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.
Методы, регулирующие процесс трансфертного ценообразования
В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.
В частности, НК РФ установлены методы ТЦО в целях налогообложения, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:
1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) метод цены последующей реализации;
3) затратный метод;
4) метод сопоставимой рентабельности;
5) метод распределения прибыли;
6) метода цены независимой оценки.
Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.
Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.
Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.
Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.
При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.
При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.
Соглашение о ценообразовании
В начале 2021 года в НК РФ был внесен ряд поправок, касающийся заключений соглашений о ценообразовании (СОЦ). Механизм этот действует достаточно давно, однако в России, в отличии от международной практики, подобные соглашения заключаются редко. С внесением изменений эта ситуация начала постепенно меняться, однако до сих пор соглашения не пользуются широкой популярностью.
В случае заключения такого соглашения необходима тщательная подготовка – определение круга взаимозависимых лиц, анализ сделок и применяемых на данный момент методов определения рыночного интервала.
Также важно отметить, что при подаче заявление на заключения соглашения за определенный период проверка за этот период проводится уже не будет. Кроме того, для трансграничных сделок в рамках соглашения также можно учитывать особенности применения методов ТЦО, предусмотренных законодательством иностранного государства, в случае если результаты применения методов ТЦО в редакции НК РФ не отличаются существенным образом от результатов применения методов ТЦО в редакции соответствующих нормативно-правовых актов иностранного государства.
Признаки контролируемой сделки
Прежде всего, новый закон расширил перечень признаваемых контролируемыми внешнеторговых сделок: если ранее существовало некое противоречие между пунктами 1 и 5 ст. 105.14 НК РФ (п. 1 содержал формулировку «товары мировой биржевой торговли», п. 5 — конкретизировал перечень товаров), то теперь осталась только прямая отсылка к группам товаров.
Таким образом, факт котировки товаров на бирже не принципиален, и контролироваться будут все сделки по указанным в п. 5 товарным группам класса commodities (нефть и выработанные из нее товары, металлы черные, цветные и драгоценные, минеральные удобрения и драгоценные камни).
Новая формулировка передает под ТЦО-контроль большое количество товаров, поставляемых на экспорт в адрес независимых лиц — следовательно, экспортерам придется не только заполнять больше уведомлений о контролируемых сделках, но и менять подходы к обоснованию цен по таким операциям. Новые критерии будут использоваться с 2022 года, однако подготовку к их внедрению целесообразно начинать уже сейчас.
Документальное обеспечение
Сразу поясним – бланков документов по регулированию трансфертного ценообразования налоговики не предоставили. Однако упростили работу холдинговых групп тем, что указали, какие реквизиты должны содержаться в этих документах. Отсюда – обязанность каждой компании в разработке необходимого пакета документов по регулированию трансфертного ценообразования. Например:
- Составляем реестр участников сделки с описанием специфики их деятельности.
- Описываем подробные сведения о совершаемой сделке / совокупности сделок (что и по какой цене продается, условия и сроки оплаты, переход права собственности и т.д.).
- Указываем права и обязанности каждой стороны сделки (риски каждой стороны, штрафные санкции при несоблюдении условий договора).
- Описываем доходные/расходные составляющие, методы определения цены, иные важные моменты сделки.
Налоговые риски трансфертного ценообразования
Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.
Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.
Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.
Продажа товарно-материальных запасов
Как правило, продажи товарно-материальных запасов делятся на три категории: продажа сырья, продажа незавершенного производства и продажа готовой продукции. Товары в каждой из этих категорий могут быть произведены продавцом или приобретены у сторонних организаций.
Согласно стандартным правилам налогообложения, при продаже товарно-материальных запасов между аффилированными лицами должны применяться коммерческие цены. В идеале компенсация на коммерческой основе определяется путем прямой отсылки к ценам на «сопоставимую» продукцию. Сопоставимая продукция — это очень похожая (если не идентичная) продукция, которую одна несвязанная сторона продает другой несвязанной стороне в аналогичных по существу экономических обстоятельствах (т. е. в аналогичных рыночных условиях, влияющих на сделки, а также когда выполняемые функции, принятые риски и создаваемые нематериальные активы соответствующих несвязанных сторон торговой сделки совпадают с функциями, рисками и активами связанных сторон).
Как избежать рисков при ТЦО
Налоговое законодательство не запрещает прибегать к трансфертному ценообразованию в 2021 году, но устанавливает разумные ограничения на такие операции. Нужно следовать шести простым правилам.
- В сделках с трансфертными ценами не должны участвовать лица, входящие в одну и ту же группу аффилированных лиц.
- Продавец, реализующий определённые виды товаров, работ или услуг по низким трансфертным ценам, не должен продавать эти же товары по рыночным ценам.
- Лицо, покупающие определённые товары по высоким трансфертным ценам, не должно приобретать эти же или идентичные товары по рыночным ценам.
- Трансфертная цена на определенный вид товаров, работ или услуг в пределах непродолжительного времени не должна колебаться более чем на 20%.
- Продавец может обосновать низкую трансфертную цену скидкой. Но для этого нужно выполнить ряд условий:
- товар отпускается трансфертному покупателю на условиях предоплаты, объём и сроки которой существенны;
- объёмы покупки существенно превышают объёмы покупок других покупателей;
- покупатель обязуется приобрести существенный объём товара в будущем.
- Покупатель может обосновать высокую цену приобретения следующими обстоятельствами:
- продавец предоставил существенную отсрочку или рассрочку (в договоре поставки должно содержаться условие о праве покупателя свободно распоряжаться товаром до его полной оплаты — п. 5 ст. 488 ГК РФ);
- продавец предоставил повышенный гарантийный срок и (или) обязуется доставить товар за свой счёт;
- продавец по договору берёт на себя иные дополнительные обязанности, которые для покупателя представляют существенную экономическую ценность.
Продавец может выдвинуть и иные условия, предоставляющие для него существенную экономическую ценность. Чем больше условий будет выполнено, тем больше оснований у продавца предоставить скидку покупателю. Размер скидок должен быть экономически обоснован, а правила предоставления скидок нужно закрепить в локальных нормативных актах.
Ожидается, что в ближайшем будущем налоговые службы усилят контроль за трансфертным ценообразованием. Но риски в данной области для вашей компании о вполне возможно предотвратить. Достаточно знать признаки данных рисков в целях налогообложения. Чтобы налоговики реже интересовались бизнес-деятельностью, при заполнении отчетности постарайтесь не совершать такие ошибки:
- Подавать в срок Отчет о контролируемых операциях – готовить его правильно, без последующей подачи уточнений к данному Отчету: подача уточнений повышает “категорию” рисковости ТЦО-отчетности вашей компании при анализе налоговой службой;
- Финансовая отчетность, Декларация по налогу на прибыль вашей компании не должна быть убыточной. “Убыточные” налогоплательщики – отдельная “категория” ТЦО-рисков, определяемая налоговым инспектором;
- Для “сырьевых” товаров должен применяться Метод сравнительной неконтролируемой цены – в Отчете о контролируемых операциях указывается код метода “301”;
- Рентабельность операций, указанная в Отчете о контролируемых операциях в случае применения методов ТЦО по анализу прибыльности (Метод цены перепродажи, Метод “расходы плюс”, Метод чистой прибыли, Метод распределения прибыли) не должна быть ниже рыночной и т.д.
Методы Transfer Pricing
Определение стоимости предлагаемых в рамках ТНК товаров и услуг, осуществляется в соответствии с принципом свободного составления договоров. Иными словами, участники договора, имеют право лично определять условия, а также устанавливать цену сделки.
Предпринимателям, желающим провести проверку соответствия трансфертного ценообразования требованиям и нормам ОЭСР, следует обратить внимание на следующие методы TЦ:
- Цена устанавливается с учетом себестоимости товаров/услуг.
- Цена определяется участниками договора о продаже товаров/услуг.
- Цена рассчитывается с учетом актуальных рыночных цен на аналогичные виды товаров/услуг.
- Цена устанавливается согласно действующим требованиям местного законодательства о трансфертном ценообразовании.
Основные источники информации
1. Сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж. Из всех известных видов бирж наибольший интерес с точки зрения получения информации о ценах могут представлять товарные биржи.
Товарные биржи
Товарная биржа – это организация, которая формирует оптовый рынок и проводит его регулирование в форме гласных публичных торгов, проводимых в определенном месте в определенное время по установленным ею правилам.
В Москве функционируют:
— Зерновая биржа;
— Международная продовольственная биржа;
— Межреспубликанская универсальная товарная биржа;
— Московская биржа;
— Центральная российская универсальная биржа.
В числе зарубежных бирж:
— Нью-Йоркская биржа (хлопок и цитрусовые);
— Чикагская торговая биржа (пшеница, кукуруза, соя, рис);
— Токийская товарная биржа (драгоценные металлы, каучук, пряжа).
Информацию о ценах и котировках определенных товаров можно узнать на сайте биржи или из выпускаемых биржами информационных бюллетеней. Если товар предлагается непосредственно биржей, то указываются цена за единицу товара, его количество и данные поставщика (наименование, адрес, контактный телефон).
2. Данные таможенной статистики. В соответствии с Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации»3 уполномоченный таможенный орган публикует данные таможенной статистики внешней торговли РФ в соответствии с установленными Правительством РФ порядком и сроками. На федеральном уровне это компетенция Управления таможенной статистики и анализа ФТС России, на региональном – региональных подразделений Управления.
Данные таможенной статистики о стоимости экспортируемых и импортируемых товаров публикуются в ежеквартальном бюллетене ФТС России. Эти данные можно также найти в информационных ресурсах Интернета, но доступ к ним, как правило, платный.
Таможенная статистика внешней торговли предоставляется государственным органам, международным организациям и иным лицам по запросу (подп. 2 п. 1 ст. 105.6 НК РФ). Причем таможенный орган предоставляет только сведения, не содержащие государственной, коммерческой или иной тайны (п. 3, 5 ст. 47 ТК ТС), а поскольку информация о конкретных условиях сделки и деятельности сторон сделки может составлять коммерческую тайну, налогоплательщикам обычно отказывают в предоставлении таких сведений.
В случае отказа налогоплательщик в рамках налогового спора может возражать против использования этих сведений в качестве допустимого доказательства в суде как минимум по двум причинам:
- источник информации не может считаться общедоступным;
- сведения, составляющие налоговую (коммерческую) тайну, не могут быть использованы в качестве надлежащего источника информации (п. 3 ст. 105.6 НК РФ).
3. Сведения о ценах и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках российских уполномоченных органов, иностранных государств и международных организаций. Такие сведения могут содержаться в официальных источниках информации государственных органов и органов местного самоуправления, официальных источниках информации иностранных государств либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях (подп. 3 п. 1 ст. 105.6 НК РФ).
В России это, например, источники Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и ее соответствующих подразделений в регионах.
Однако Росстат располагает в основном информацией о ценах на потребительские товары (индекс потребительских цен, среднемесячная заработная плата, средние цены на рынке жилья, стоимость потребительской корзины и др.), но эти данные, как правило, не представляют большой практической пользы.
Сопоставимые рыночные цены
Механизм основан на оценке операций купли-продажи аналогичных товаров, работ, услуг между лицами, отношения которых исключают взаимное или одностороннее влияние на финансовые результаты. Обязательное условие сопоставимости – полная информация о сделках, то есть имеются сведения о сопутствующих расходах, порядке оплаты, стоимости договора.
Пример
Фирма «А» поставила 25.05.2017 г. в Иваново хлопок дочерней компании «Б» за 5 долларов за килограмм. При проверке налоговая инспекция выяснила – цена занижена на 0,7 центов. Для обоснования сомнений инспекция привела для сопоставимости договор купли-продажи хлопка 18.05.2017 г. такого же сорта между предприятиями «К» и «М». Далее выяснилось, что сведения сравнению не подлежат, так как «А» закупала товар в Москве 20.05.2017 г. за 4 евро, а «К» приобретала его в Узбекистане 22.04.207 г. за 280,16 руб.
Что собой представляет трансфертное ценообразование?
Трансфертное ценообразование – это установление стоимости на основании внутрифирменных цен. Они могут отличаться от рыночных. Главное преимущество этого способа – максимальное уменьшение налогов компании. Суть его заключается в том, что происходит трансфер общей прибыли в пользу фирм, располагающихся в странах с минимальной налоговой нагрузкой. Установление трансфертных цен отличается следующими преимуществами:
- Распределением сфер влияния между разными филиалами компаниями.
- Выводом средств, заработанных дочерними фирмами, из государств с ограничениями на вывод капитала.
- Захватом большей части рынка посредством искусственного уменьшения стоимости продукции.
Трансфертное ценообразование актуально не только для крупных холдингов, но и представителей малого и среднего бизнеса. Уменьшение налогообложения и, как следствие, увеличение прибыли достигается совершенно законными путями. Конечная стоимость образуется на основании субъективных свойств объекта.
Как контролируют трансфертное ценообразование налоговые органы?