3.1. Право собственности на земельные участки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.1. Право собственности на земельные участки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.

Право постоянного (бессрочного) пользования

Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).

Существуют виды прав на землю для лиц, которые не являются собственниками. В данном случае речь — о сервитуте. Это право ограниченного использования ЗУ, принадлежащего другим лицам, для личных целей.

Перечислим особенности сервитутов:

  • возможность получения владельцем платы за использование его участка;
  • внесение сведений об обременении в кадастровые акты;
  • сохранение за собственником права распоряжаться ЗУ, передавать, продавать его или сдавать в аренду;
  • отсутствие возможности у других участников сделки приобрести право владения на данную землю.

Сервитуты бывают частными и публичными. Обозначим различия между ними:

  1. Основание для оформления публичного сервитута — нормативные акты муниципалитетов или регионов, в то время как частное обременение в виде сервитута — следствие договоренности двух сторон либо постановления суда.
  2. По публичному договору пользование ЗУ является безвозмездным. Между тем, частное лицо вправе назначать плату за пользование своими землями.

Основные типы разрешённого использования земельного надела

В зависимости от целевого назначения земель каждый участок в свою очередь имеет свой вид разрешённого использования с присвоением соответствующего числового кода. Так, градация данных земель выглядит следующим образом:

  • Земли для ведения сельскохозяйственной деятельности – код 1, подразделяется на 18 категорий, в соответствии с которыми на данной земле можно заниматься животноводством, растениеводством, возводить постройки сельхозназначения, проводить различные селекционные и прочие мероприятия в соответствии со статусом земли.
  • Земли поселений – код 2, содержит 7 основных подтипов, а именно– индивидуальная жилая застройка, многоквартирные дома высокой, средней и малой этажности, личное приусадебное хозяйство для организации садоводства в личных целях и т. д.
  • Участки, предполагаемые под размещение общественных зданий и сооружений, код 3, включает 10 подпунктов и предполагает под собой право на размещение объектов коммунального обслуживания, медицинских учреждений, школ, ДОУ, вузов, зданий, предназначенных для соцобеспечения населения и другие подобные объекты.
  • Земли, предназначенные для ведения бизнеса и прочей коммерческой деятельности, имеющие классификатор под номером 4, включающим в себя 10 типов объектов, в частности, предприятия торговли, гостиничного бизнеса, придорожного сервиса, общественного питания и т. д.
  • Участки, отведённые под рекреационные и парковые зоны, предназначенные для размещения подобных, в том числе спортивных сооружений. Записаны в реестр под кодом 5 и содержат в себе 5 пунктов.
  • Земли промышленного назначения для строительства на них заводов, фабрик и объектов их инфраструктуры, подсобных построек, код 6, состоит из 11 типов.
  • Участки для освоения под транспортную инфраструктуру, код 7, включающий 5 категорий.
  • Земли для размещения объектов военного и стратегического значения расположены под шифром 8, состоят из 3 пунктов.
  • Последний шифр среди видов разрешённого использования – 9, включающий 2 подпункта и предполагающий занятие деятельностью по охране природных объектов.

Аренда земельных участков

Оформление сделок с землей, в результате заключения которых участок переходит к новому пользователю на правах аренды, имеет следующие особенности:

  1. Обязательно наличие в договоре информации о характеристиках передаваемого в аренду участка, позволяющих его идентифицировать (ст. 607 ГК РФ).
  2. Договор аренды, заключаемый на срок продолжительностью более 1 года, должен иметь письменную форму (если одной из сторон является юрлицо, он должен быть заключен в письменном виде вне зависимости от срока его действия). Кроме того, сделку необходимо зарегистрировать в Росреестре (пп. 1, 2 ст. 609 ГК РФ).
  3. Участники договора могут отказаться от его исполнения в любой момент при условии уведомления об этом второй стороны не менее чем за 3 месяца до расторжения соглашения (п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Также некоторые правила аренды земли установлены ст. 22 ЗК РФ:

  1. Арендатор вправе передать права и обязанности, возникшие у него в результате заключения договора, третьему лицу (в том числе в субаренду) при условии, что этого не запрещают положения соглашения (пп. 5, 6). Правило не распространяется лишь на участки земли, расположенные на территории особых экономических зон.
  2. Сдавать в аренду земли, изъятые из оборота, запрещено (п. 11).
  3. Размер платы за аренду земельного участка является существенным условием договора, при отсутствии которого он будет считаться незаключенным (п. 12).

Формы собственности на землю

Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

    1. государственная,
    2. муниципальная,
    3. частная.

    Тема 3. Правовые формы использования земель.

    1. Понятие и основные признаки правовых форм использования земель:

    — постоянное(бессрочное) пользование земельным участком;

    — пожизненное наследуемое владение;

    — аренда земельных участков;

    — право ограниченного пользования чужим земельным участком;

    — безвозмездное пользование земельным участком.

    3. Права и обязанности земелепользователей.

    4. Плата за землю.

    5. Экономическое стимулирование использования земли.

    1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

    находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

    занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

    3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения.

    По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.

    Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

    Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

    Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

    Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

    5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 — 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

    Указанный план земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

    6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

    При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

    Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

    7. Цена выкупа земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в поселениях с численностью населения:

    свыше 3 миллионов человек в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

    от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

    до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

    До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется, исходя из указанных в настоящем пункте минимальных размеров.

    8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

    сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

    зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

    водоохранного и санитарно-защитного назначения;

    общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие);

    транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;

    предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования;

    не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

    Сущность права на землю

    Согласно ГК РФ, сущность права земельной собственности определяют три составляющие, называемые также правомочиями, а именно: владение, распоряжение, пользование.

    Владение землёй означает её физическую принадлежность собственнику. Тем не менее владеть земельным ресурсом может и не собственник на основании документов, законно подтверждающих это правомочие. Все виды прав на землю предполагают пользование ею, то есть использование её полезных свойств (пример: обработка земли с целью вырастить на ней урожай).

    Нередко владение и пользование воспринимается как одно и то же действие, но это не совсем так. Иногда владелец не пользуется своим имуществом, но и не передаёт право собственности другому лицу. Пример: лесные хозяйства по праву являются собственниками лесных земельных участков, но сами они не пользуются ими, а лишь охраняют их от незаконного вмешательства и контролируют деятельность других лесопользователей.

    Характеристика иных прав на землю

    Всем известно, то российское гражданское и земельное законодательство предусматривают права собственности.

    Замечание 1

    Однако это не все вопросы, которые входят в его компетентность. Существуют и иные права на участки земли, то есть иными словами, права лиц, которые не представляют собственников земельных участков.

    Право собственности и иные права на землю позволяют обеспечить наибольшую эффективность и выгодное для собственника применение участков земли. Помимо этого правом собственности и иными правами на землю могут удовлетворяться в определенных случаях интересы публичного и частного характера, которые обладают тесной связью с необходимостью использования чужих земельных участков. Иные права на землю регулируются земельным и гражданским законодательством.

    Регулировка прав отношений в области формирования, исполнения и прекращения иных прав на землю реализовывается нормами земельного и гражданского законодательства. Земельное и гражданское законодательство Российской Федерации имеют определенные учрежденные законы, в которые выделены права и обязанности, а также иные права на землю и различные земельные участки.

    Причем, подобные нормы земельного и гражданского законодательство образуют некую совокупность, которая представляет собой комплексный институт права.

    Гражданский кодекс Российской Федерации содержит определенные статьи, в которых прописаны требования к иным правами на землю.

    Пример 1

    Например, согласно статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственники земельных участков не являются таковыми, то ими происходит осуществление принадлежащих им прав владения и пользования участками на условиях, которые предопределяет закон и договор с собственником. Согласно подобному договору либо подписанному соглашению, определяются также и пределы владения участками.

    Общее правило не позволяет таким лицам обладать правом распоряжения данными участками. Исключение могут составлять случаи, которые предусматриваются законодательными органами.

    В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

    1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
    2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
    3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
    4. Проводятся публичные слушания;
    5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
    6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
    7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

    Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

    • ФИО и контактные данные землепользователя;
    • Категория земли и адресные ориентиры участка;
    • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
    • Причина смены вида землепользования;
    • Перечень прилагаемых документов.

    Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

    В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

    Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

    Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

    • Целесообразность изменения ВРИ;
    • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
    • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

    Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

    Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

    • Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

    • Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

    • Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

    • В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

    Земельный участок — часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю. Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения (Большой юридический словарь. 2012).

    Земельный участок является объектом земельных отношений в силу пп. 2 п. 1 статьи 6 ЗК РФ).

    Земельные участки в силу статьи 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 ЗК РФ).

    Согласно статье 141.2 ГК РФ, вступившей в силу с 01.09.2022 года, земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой определены в порядке, установленном законом. В п. 2 указанной статьи также указано, что земельный участок является недвижимой вещью.

    Госрегистрация прав на земельный участок. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 статьи 131 ГК РФ).

    Распоряжение земельным участком. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 статьи 260 ГК РФ).

    В пункте 2 статьи 260 ГК РФ введено ограничение реализации прав правообладателей земельных участков в части их использования в соответствии с целевым назначением. Указано, в частности, что «на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением».

    Нарушение правила об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением может повлечь за собой его изъятие у собственника или прекращение прав иных правообладателей (ст. ст. 285, 287 ГК РФ).

    Исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению приведен в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ:

    1) земли сельскохозяйственного назначения;
    2) земли населенных пунктов;
    3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
    4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
    5) земли лесного фонда;
    6) земли водного фонда;
    7) земли запаса.

    Неделимый земельный участок — это земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (ст. 39.20 ЗК РФ). В отношении такого земельного участка невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом.

    Делимый земельный участок — это участок, который может быть разделен на части и при разделе образует два или более самостоятельных земельных участка, разрешенное использование которых по целевому назначению возможно без осуществления перевода в состав земель иной категории.

    Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 ЗК РФ.

    Правовые особенности наследуемого владения

    Пожизненное владение земельным участком имеет конкретные ограничения в вопросах распоряжения наделом, кроме того, право владения передается только по наследству. Продажа участка, передача его в залог или дарения не допускается, и в случае их осуществления признаются ничтожными. Исключения из данного правила нет, однако существует норма, позволяющая его обойти – дело в том, что переход прав на капитальное строение автоматически осуществляет переход прав на землю, где размещены эти строения. То есть, фактически отчуждение земельного участка возможно, достаточно продать дом, возведенный на нем, при условии, что строение оформлено в собственность с соблюдением правил регистрации. Отметим, что на продажу дома не требуется согласия муниципалитета, не нужно даже решение государственного органа о смене владельца земли, оно регистрируется одновременно с регистрацией прав на приобретенный дом.

    Условия прекращения права владения

    Поскольку на земельный надел на пожизненном наследуемом владении в полном объеме распространяются нормы ГК РФ и ЗК РФ, допускается возможность изъятия участка у законного правообладателя. В настоящее время такими обстоятельствами могут выступать:

    • принятие властными органами решения об изъятии надела для нужно государства или муниципалитета;
    • выявление случаев нарушения земельного законодательства, а также условий землепользования конкретного участка;
    • конфискация земли в качестве дополнительной санкции по приговору суда;
    • реквизиция надела при возникновении событий чрезвычайного характера.

    В перечисленных случаях земля может быть изъята в принудительном порядке через судебные инстанции. Конфискация подразумевает безвозмездное изъятие надела, тогда как иные случаи влекут право на получение компенсации убытков (в том числе стоимости зданий и сооружений на земле).

    Отдельно стоит рассмотреть причины прекращения права пожизненного наследуемого владения по причине нарушения правил землепользования. К таким обстоятельствам могут относиться:

    • использование земли с нарушением ее целевого назначения (например, если на земле для личного подсобного хозяйства начато промышленное производство);
    • нарушение экологических требований – загрязнение почвы и окружающей среды, в том числе и на смежных участках;
    • совершение действий, в результате которых ухудшаются качественные характеристики плодородного слоя почвы;
    • неисполнение предписаний надзорных органов по фактам нецелевого использования земли.

    Функции надзора и контроля над целевым использованием земли возложены на службу Госземнадзора. Предписания, вынесенные инспекторами Госземнадзора, являются обязательными для исполнения всеми землепользователями. Нарушение указанных правил влечет не только изъятие надела, но и существенные санкции – административный штраф и расходы по восстановлению качественных свойств земли.

    При изъятии надела для государственных нужд владелец земли может претендовать на выделение иного надела. Поскольку право пожизненного наследуемого владения в настоящее время не предусмотрено в ЗК РФ, передача другого участка будет происходить на иных условиях (например, на праве аренды или в собственность).

    Также можно выделить три способа прекращения права пожизненного наследуемого владения, не связанных с принудительным изъятием:

    1. переоформление надела в собственность граждан;
    2. добровольный отказ владельца земли от указанного права;
    3. отсутствие наследников после смерти владельца указанного объекта земельной недвижимости.

    Основные отличия от земель, находящихся в собственности

    В отличие от земель, на которых возникло право собственности, наделы из числа используемых на правах ПНВ, не имеют следующих преимуществ:

    1. Они не могут продаваться, обмениваться, участвовать в дарении и иным образом отчуждаться при жизни дарителя.
    2. Наследование – единственная форма изменения владельца, которая осуществляется на основании наследственного дела.
    3. Не допускается передача ЗУ в аренду или использование в качестве залога.
    4. При нарушении норм пользования допускается изъятие по упрощённой процедуре и без выплаты компенсации, так как собственником земель является муниципалитет, а не землевладелец.
    5. Такие наделы не подлежат реорганизации путём разделения или слияния, к ним нельзя оформить прирезки и провести иные процедуры, связанные с изменением конфигурации ЗУ.


    Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *