Критерии отнесения к МСП в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии отнесения к МСП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На самом деле никакого конкретного алгоритма нет, а у каждой программы свои условия. К большинству описанных выше форм поддержки мы приложили ссылки с подробностями. Лучше идите туда и ищите детали, там же будут формы для подачи заявок.

Алгоритм: как получить субсидии для малого бизнеса

Если вы хоть примерно попадаете в условия, ваш путь будет примерно таким:

  1. С вами свяжутся, вышлют чек-лист с подробными условиями и необходимыми документами.
  2. Если заявку примут, будет проверка на несколько месяцев.
  3. Если заявку одобрят, свяжутся снова. Вероятно, разработают какой-то график выплат, заключат договор на предоставление субсидии.
  4. Когда деньги придут, скорее всего, придётся отчитываться о целях, на которые они пошли. Возможно, такая отчётность будет постоянной — всё зависит от условий программы.
  5. Скорее всего, какие то формы контроля останутся и после окончания программы. Например, могут проверить среднесписочную численность штата в сравнении с моментом выдачи субсидии. Или наличие долгов по налогам.

Как это будет выглядеть в отчетности

Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:

Отчетность

Срок предоставления с 2023 г.

РСВ

Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом

Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц

Не позднее 25-го числа следующего месяца

Требования к доле участия в уставном капитале субъектов МСП

По общему правилу требования к доле участия в уставном капитале субъектов малого и среднего бизнеса таковы:

  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) могут владеть суммарно не более чем 25 % процентами долей в уставном капитале ООО, складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25 % процентами голосующих акций АО;
  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП, могут владеть суммарно не более чем 49 % процентами долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49 % процентами голосующих акций АО.

Следовательно, компания малого или среднего бизнеса минимум на 51 % должна состоять из вкладов субъектов МСП.

На микропредприятия также распространяются эти ограничения по структуре уставного капитала.

В то же время предусмотренное ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется:

1. на участников хозяйственных обществ — иностранных юрлиц, у которых доход, полученный от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250-ти человек. Исключение – иностранные ЮЛ, местонахождения которых включено в перечень офшорных зон;

2. на АО и ООО:

  • акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • учредителями которых являются ЮЛ, включенные в утвержденный Правительством перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25 %.
Читайте также:  Оформление европротокола в 2023 году

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

Сравнение рынка предпринимателей в России 2020-2021 и 2022 гг.

Для начала стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г.

При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%).

Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.

Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях

Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.

Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.

Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.

Итак, на основе вышесказанного составим список тех, кто находится в зоне риска в сложившейся ситуации:

  • химическое производство;
  • разработка и производство технологий;
  • автомобилестроение;
  • туристические компании.

Помимо введения персональных адресных санкций Западные правопорядки ограничили или полностью запретили поставку большинства товаров, технологий, а также программ. Это значит, что Российской Федерации придется переориентировать свою деятельность на иные рынки, вероятнее всего на Китай.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Статистическая отчетность

Микропредприятия – это субъекты малого предпринимательства, поэтому ежегодное предоставление статистической отчетности для них не обязательно. Отчитываться необходимо тем, кому направленны письменные требования из органов статистики. Узнать, попала ли организация в выборку Росстата можно на их официальном сайте. Кроме уведомления в письме будут бланки и рекомендации по заполнению форм.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» малые предприятия в течение 3 месяцев по окончании отчетного года в органы статистики направляют бухгалтерскую отчетность, а микропредприятия специальную форму.

В 2021 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности. Согласно КоАП административный штраф на должностных лиц за недостоверные сведения, их не предоставление или нарушение сроков составляет от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц – 20 – 70 тыс. руб. Повторное нарушение грозит должностным лицам штрафом 30 – 50 тыс. руб., юридическим — 100 – 150 тыс. руб.

Читайте также:  Долг по алиментам ребенку 23 года.

Что такое предприятия малого бизнеса?

Малый бизнес в нашей стране является активным участником рынка товаров и услуг, а как следствие, субъектом, пополняющим государственный бюджет, в том числе через систему налоговых платежей.

Малый бизнес является неотъемлемым элементом экономики любого государства. В тоже время, как отмечает автор, малый бизнес представляет собой довольно сложный механизм, выражающийся как в особенностях его формирования, так и деятельности.

Малый бизнес является важным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность всех регионов нашей страны. Именно малый бизнес подвержен минимальному влиянию изменений экономической и политической ситуации на международном уровне, а значит, в отличие от крупных компаний, может быть стабильным источником пополнения региональных бюджетов налоговыми поступлениями.

Субъекты малого предпринимательства образуют крупнейшую сеть, работающих в основном на местных рынках предприятий. Роль субъектов малого бизнеса выражается в возможности наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях нестабильности российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время, основным законодательным актом в РФ, регулирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Именно в этом нормативно-правовом акте установлены критерии, относящие того или иного субъекта к малому и среднему бизнесу (предпринимательству).


Гранты для туристической сферы

На основании Постановления Правительства от 07.12.2019 г. № 1619 установлены правила субсидирования грантов сферы внутреннего и въездного туризма.

Выделяемые деньги можно расходовать на формирование новых туристических маршрутов, приобретение модульных гостиниц и оборудования для туристических информационных центров, создание аудиогидов и онлайн-путеводителей.

Гранты выдаются каждый год направлением средств в Ростуризм, который проводит конкурс среди предпринимателей через подачу заявок на участие. Размер гранта — до 3 млн. руб. Для его получения участник должен соответствовать определенным требованиям.

В 2021 году на основании Постановления Правительства от 11.08.2020 г. № 1208 были упрощены правила получения грантов, в частности:

  • подавать заявки и документы можно электронно;
  • сократили сроки проведения отбора по конкурсу.

Кто не является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), а что относится к такому бизнесу: что это значит, определение

Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.

Такие же показатели действительны для индивидуальных предпринимателей для разделения их на разные группы. То есть, с ними происходит все похожим образом, учитывается реальное количество сотрудников и годовая прибыль. Когда у ИП нет наемных работников, то размер будет определяться исключительно по размеру полученной выручки в случае ведения своего дела на патентной системе налогообложения.

Государственный реестр и категории МСП: основные критерии

Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.

Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:

  • Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
  • Полное имя любого ИП или же название юрлица.
  • ИНН налогоплательщика.
  • Место жительства или нахождения.
  • Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.

Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:

  • Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
  • Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
  • Контракты по госзакупкам.
  • Партнерства с государственными заказчиками.

Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *