Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данные примеры приведены в качестве доказательства того что для качественного заполнения заявки на участие в государственных закупках недостаточно хорошо знать характеристики предлагаемых товаров (материалов), требуется хорошее знание законодательства о государственных закупках, знание актуальной практики ФАС, которая постоянно меняется.
Именно в техническом задании заказчики совершают наибольшее количество ошибок.
С требованиями, которые заказчики прописывают в техническом задании, Федеральная антимонопольная служба выявляет наибольшее число нарушений законодательства.
Часто ошибки возникают при применении ГОСТов. Иногда заказчики их просто не указывают, иногда указывают ГОСТы, без привязки к конкретным товарам или материалам. В этих случаях участники закупки оспаривают документацию в ФАС, мотивирую жалобы тем, что не понятно какому именно стандарту обязана соответствовать та или иная продукция. ФАС в таких случаях встаёт на сторону участников закупки.
Иной раз заказчику устанавливают соответствие товаров, недействующему ГОСТ, так как он отменён или устарел.
Указываемые в документации ГОСТ, необходимо проверять на актуальность, на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Изменение в документацию об электронном аукционе
Согласно направленному запросу о разъяснении положений документации принимается решение о внесении изменений в нее, не позднее 2 часов до дня завершения подачи заявок.
Все корректировки внесенные заказчиком публикуется в ЕИС. Дату подачи заявки на закупку можно продлить, чтобы осуществлялось соблюдение всех установленных сроков, за которые происходит публикация извещения в ЕИС.
Заказчик запрещено брать на себя обязанности по внесению корректировок в объект закупки, но он может увеличивать размер обеспечения заявок.
Заказчик может возложить на себя обязанность по отмене осуществления процедуры закупок, которая должна носить соответствие нормам закона. Согласно этим нормам заказчик имеет возможность принимать решение об отмене процедуры, но не позже 5 дней, то есть до момента завершения подачи заявок. В ЕИС обязано быть опубликовано извещение об отмене закупки, оно в самые кратчайшие сроки должно быть доведено до оператора ЭТП и участников.
Не позже наступления следующего дня после того как принимается решение об отмене, при необходимости заказчик вносит корректировки в план-график закупок и план закупок.
Подготовить заявку на участие в электронном аукционе можно двумя основными способами
Первый способ, подготовить заявку самостоятельно. При этом способе затраты на подготовку минимальны, но вероятность допуска к электронному аукциону, при наличии серьёзной закупочной документации не высока, так как в подготовке заявки, как и в любом деле нужен опыт и профессионализм.
Второй способ, это обращение в специализированную организацию или к фрилансерам, которые и выполнят всю самую сложную работу, а именно заполнять первую часть заявку с требованиями заказчика. При этом вероятность допуска повышается за счёт их специализации, профессионализма, опыта.
Мы занимаемся подготовкой первых частей заявок для участников закупок на протяжении многих лет, и накопили достаточно большой опыт, чтобы с уверенность сказать, мы профессионалы в подготовке документации для участия в аукционах в различных сферах.
Порядок рассмотрения заявок на участие в торгах
Вскрытие конвертов с заявками и доступ к поданным заявкам в электронном виде осуществляется комиссией публично в день, время и в месте, указанные в извещении о проведении торгов. Данное мероприятие осуществляется единовременно в отношении всех поступивших.
Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать 10 дней с даты окончания срока подачи заявок. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной, аукционной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе.
Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.
Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.
Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.
Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ
Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении, в порядке, установленном статьёй 49 Закона №44-ФЗ.
Аукцион (непосредственно торги) начинается спустя два часа с момента, когда закончился срок подачи заявок, и длится не более пяти часов (п.5 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ).
Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.
Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта.
Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 49 Закона №44-ФЗ в соответствии с пунктом 2, которой не допускается подача участником закупки ценового предложения:
- равного ранее поданному своему предложению о цене контракта или большего, чем оно, а также предложения, равного нулю;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
Сроки и порядок отмены аукциона
Закон №44-ФЗ даёт заказчику право отменить любую конкурентную закупку. В соответствии со статьёй 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:
- уменьшения лимитов бюджетных средств;
- обнаружения ошибок в документации о закупке;
- получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
- необходимости исполнения решения суда.
Расчет НМЦК при закупке канцтоваров
Расчет НМЦК при закупке канцтоваров по 44-ФЗ должен быть основан на методе сопоставимых рыночных цен, который в качестве приоритетного предлагается в ч. 6 ст. 22 закона № 44-ФЗ.
Таким образом вычисляется средняя цена из имеющихся на рынке предложений. Информацию о стоимости различных товаров можно получить из нескольких источников:
- Запросить сведения непосредственно у поставщиков, как минимум у пяти.
- Запросить информацию через функционал ЕИС.
- Воспользоваться данными о стоимости товаров по реализованным контрактам, сведения о которых содержатся в реестре ЕИС.
- Использовать данные из общедоступных источников – реклама, каталоги продавцов и производителей, сайты.
Вышеуказанные источники информации обозначены в разделе III Методических рекомендаций, которые даны Минэкономразвития (приказ № 567 от 02.10.2013).
Для определения НМЦК нужно брать значения, не сильно отличающиеся друг от друга. Для оценки степени разброса величин применяется коэффициент вариативности. Однородными считаются те цены, для которых коэффициент вариативности не более 33 %. Значения за пределами этого диапазона в расчете не используются.
То есть сначала потребуется отобрать однородные цены, а затем на их основе рассчитать НМЦК: вычисляем среднее арифметическое значение и умножаем на число единиц товара.
НМЦК |
= |
количество товара |
* |
среднее арифметическое цен |
Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Какие способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) можно использовать?
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и абсолютно новый способ — запрос предложений.
При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Новое в закупках по 44 ФЗ с 2 квартала 2021 года
Собрали в таблицу изменения, которые вступают в силу 01.07.2021, с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда вступают в силу изменения | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
01.07.2021 |
Когда федеральные заказчики будут планировать ряд госзакупок им придется заполнять больше данных. Так, в плане-графике на 2022 год такие заказчики будут указывать спецкод в графе КБК для закупок, предметом которых выступают:
Нововведения коснутся региональных и муниципальных заказчиков, если расходы на их закупку субсидируются из федбюджета. |
Постановление правительства №1799 от 07.11.2020 |
Изменится порядок внесения информации в РНП. |
Федеральный закон №539-ФЗ от 30.12.2020 |
Собрали изменения в 44-ФЗ с 1 октября 2021 года в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Особенности составления плана-графика закупок на 2021 год
Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении в порядке, установленном статьей 68 Закона №44-ФЗ.
Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Но если вы участвуете в электронном аукционе на закупку подрядных работ и заказчиком в документацию включена проектная документация, то будьте готовы к тому, что аукцион проведут через четыре часа после окончания срока подачи заявок.
Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.
Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 статьи 68 Закона №44-ФЗ, которой установлено, что при проведении электронного аукциона участник не вправе подать предложение о цене контракта:
- равное ранее поданному своему предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение, равное нулю;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
Время приема предложений о цене контракта от участников аукциона составляет десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени никто не подал предложения о более низкой цене контракта, то такой аукцион автоматически завершается.
Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, а оператор в течение двух рабочих дней обязан на такой запрос ответить.
Для того чтобы обезопасить себя от различных ситуаций, связанных со сбоем на электронной площадке и для защиты своих прав и законных интересов ФАС России рекомендует при проведении электронной закупки использовать ГИС «Независимый регистратор» (письмо ФАС России от 25.02.2019 № МЕ/13989/19).
Переход на ЭДО в бухгалтерском учете
С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).
Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.
В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.
С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.
Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.
Внимание
Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Перечни особо ценного движимого имущества
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.
Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.
Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.
Что такое закрытый аукцион по 44-ФЗ
Это такой способ закупки, когда заказчик приглашает участвовать в ней определенный круг поставщиков и выдает документацию по их запросам. В аукционе побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену.
По статистике Минфина за три квартала 2020 года провели 10 330 закупок в форме закрытого аукциона. Это 1 % от всех закупок за этот период и 97 % — от закупок, которые провели закрытым способом. 3 % из них составляют закрытые конкурсы.
Закрытым способом проводят:
- закупки, сведения о которых составляют гостайну;
- торги по страхованию, перевозке и охране драгметаллов и камней, музейных предметов, которые имеют историческую и культурную ценность;
- закупки клининга и услуг водителей для судей и приставов;
- закупки органов власти, которые обеспечивают оборону и безопасность России.