Учет расходов на программное обеспечение: справочник бухгалтера
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расходов на программное обеспечение: справочник бухгалтера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приобретенные по лицензионному договору неисключительные права на использование результата интеллектуальной деятельности объектами НМА не признаются, то есть затраты на приобретение неисключительных прав подлежат включению в состав расходов (смотрите также п.п. 7.2 и 8.6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997).
Постановка на учет программного обеспечения
1) Программное обеспечение не имеет исключительных прав.
В этом случае расходы на покупку данного продукта признаются расходами по обычным видам деятельности. При этом согласно ПБУ 10\99если расходы на покупку ПО произведены в одном отчетном периоде, но относятся они к следующему налоговому отчетному периоду, отражаются отдельной статью в балансе как расходы будущих периодов на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются равномерными долями в соответствии со сроком использования продукта.
Учет программного обеспечения: проводки
Покупка ПО на условиях исключительного права фиксируется в бухучете следующими записями:
Операции |
Д/т |
К/т |
Учтены затраты на приобретение ПО |
08/5 |
60 |
ПО введено в эксплуатацию |
04 |
08/5 |
Начисление ежемесячной амортизации в бухучете по НМА с известным СПИ |
20,26,44 |
05 |
Программное обеспечение — налоговый учет: |
||
— если затраты на покупку ПО не превышают 100000 руб. его полная стоимость списывается на расходы |
20,26,44 |
04 |
— если стоимость ПО выше 100000 руб. — начисляется амортизация |
20,26,44 |
05 |
Как определить срок полезного использования программы, если он не указан в договоре
Организация приобрела неисключительные права на программное обеспечение по лицензионному договору. Срок полезного использования программного обеспечения в договоре не указан. Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на приобретение программы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные в вопросе затраты организации (в совокупности на приобретение программы по лицензионному договору и ее установку на ЭВМ по этому же договору) целесообразнее (в том числе и с позиции избежания возникновения временных разниц) равномерно признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на протяжении предполагаемого срока использования компьютерной программы.
В бухгалтерском учете данные расходы сначала отражаются в качестве расходов будущих периодов, а затем в течение установленного организацией срока учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Сама программа одновременно с этим учитывается за балансом.
Обоснование вывода:
Учет расходов на программное обеспечение
Для того чтобы правильно учитывать расходы на программное обеспечение, необходимо создать соответствующую учетную политику. Она должна определить методы амортизации ПО, принципы учета лицензий, а также порядок учета расходов на обновление и модернизацию программных продуктов.
Амортизация ПО может проводиться по различным методам: линейному, ускоренному и др. Каждый метод имеет свои особенности и эффект на финансовые показатели предприятия. Определение метода амортизации должно быть основано на специфике использования и сроке службы программного продукта.
Кроме того, необходимо учитывать также расходы на приобретение лицензий на программное обеспечение. Лицензии могут быть единовременными или подписными, это тоже влияет на способ их учета и амортизации.
Особое внимание следует уделить учету расходов на обновление и модернизацию ПО. Часто программные продукты требуют постоянного обновления, чтобы быть актуальными и безопасными. Расходы на обновление обычно относят к текущим затратам и учитываются как расходы на текущую деятельность, а расходы на модернизацию могут быть отнесены к капитальным вложениям и амортизированы.
Важным моментом при учете расходов на программное обеспечение является также контроль над процессом закупки ПО. Необходимо установить правила и процедуры для закупки и учета программных продуктов, чтобы избежать несанкционированных затрат и потери контроля над лицензионной политикой предприятия.
В итоге, учет расходов на программное обеспечение является неотъемлемой частью работы бухгалтера. Он позволяет предприятию детально анализировать затраты, планировать бюджеты и принимать обоснованные решения по вопросам приобретения и использования ПО.
Справочник бухгалтера
Справочник бухгалтера может включать в себя такую информацию, как:
- Нормативные документы, регламентирующие основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- Технические требования к ведению учета и подготовке отчетности;
- Порядок оформления первичных документов и их классификация;
- Методы и правила оценки активов, пассивов, доходов и расходов;
- Порядок составления и представления финансовой отчетности;
- Специфические требования к учету и отчетности в различных отраслях экономики;
- Формы первичных и отчетных документов, которые должен использовать бухгалтер;
- Образцы заполнения документов и отчетных форм;
- Расчетные схемы и методики бухгалтерского учета;
- Консультативные приказы и рекомендации органов государственного управления и контроля;
- Примеры применения бухгалтерского учета в практике.
Нюансы бухгалтерского учета ПО в бюджетных организациях
В организациях бюджетного типа учет программных продуктов ведется раздельно по видам расходов в соответствии с нормами Приказа Минфина от 1 июля 2013 г. № 65н:
Аргументация принадлежности затрат на покупку ПО к 226 коду приведена в тексте Письма Минфина от 18 марта 2016 г., зарегистрированного под № 02-07-10/15362. В разъяснениях уточнено, что при определении счетов учета необходимо руководствоваться Инструкцией № 157н. Она подразумевает отнесение нематериальных активов в виде программного обеспечения на забалансовый счет 01. Стоимость в учете отражается равной сумме вознаграждения, которое прописано в договоре. Правило касается и программ, полученных на праве неисключительного пользования.
Если объект, признанный НМА, был куплен с получением неисключительных прав на него с условием использования программы в течение нескольких отчетных лет, то:
Если актив будет эксплуатироваться несколько лет подряд, а договором на его передачу предусмотрена поэтапная оплата на условиях ежемесячного перечисления фиксированных сумм, то производимые оплаты считаются расходами текущего периода.
Типовые корреспондирующие записи для бюджетных организаций представлены такими вариантами:
Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н. Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности. Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В Письме Минфина № 02-07-10/15362 уточнено, что срок использования программного продукта при отсутствии информации об этом в лицензионной документации должен определяться комиссионным органом.
Обновление ПО и баз данных должно реализовываться на основании отдельного договора. Периодичность обновлений может быть установлена индивидуально для каждого программного продукта. При начислении на ежемесячной основе абонплаты за услуги по сохранению актуальности информационной составляющей в программе расходы включаются в финансовый результат текущего года. Затраты отражаются в учетных операциях через дебетование 1 401 20 226 и кредитование 1 302 26 730.
Бюджетная классификация
Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:
– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;
– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:
– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.
Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.
Переход на ФСБУ 14/2022 и изменения ФСБУ 26/2020
Затраты на лицензии на осуществление отдельных видов деятельности были признаны расходами в период их возникновения. Лицензии соответствуют признакам НМА, согласно ФСБУ 14/2022. Должны ли быть приняты к учету НМА в виде этих лицензий при переходе на стандарт?
Если организация воспользовалась правом на особый порядок перехода на ФСБУ 14/2022, который предполагает проверку на момент перехода только тех активов, что числятся в учете, то непризнанные ранее активы не предполагается восстанавливать. Здесь важно, что выбор учетной политики при переходе должен обеспечить достоверность бухгалтерской отчетности организации. Поэтому в случае, если информация о НМА в форме лицензии на осуществление отдельных видов деятельности по каким-либо признакам является существенной для бухгалтерской отчетности организации, то переход на стандарт должен осуществляться ретроспективным способом. Тогда у организации возникнет актив как в отчетном периоде, так и в сопоставимых.
Каким образом из существующего НМА выделить материальную часть?
Первоначальная стоимость материального носителя, в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, рассчитывается исходя из фактических затрат на приобретение, создание такого материального носителя. Расчетная стоимость является основным способом оценки. Альтернативные способы (исходя из справедливой стоимости материального носителя, чистой стоимости его продажи, стоимости аналогичных ценностей) могут быть применены, если фактические затраты невозможно определить, и в любом случае – в пределах первоначальной стоимости объекта нематериальных активов.
Гудвилл и деловая репутация, согласно ПБУ 14/2007, которая была отражена в учете при покупке предприятия, это один и тот же актив? Как учитывать деловую репутацию, принятую к учету в соответствии с ПБУ 14/2007?
Несмотря на схожесть природы гудвилла как актива в соответствии с МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, и деловой репутацией в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, это разные виды активов, для которых правила учета значительно отличаются.
Гудвилл, согласно МСФО 3, не является НМА, так как не отвечает признаку идентифицируемости. Это специфичный вид актива, информация о нем раскрывается отдельной строкой бухгалтерского баланса. Гудвилл не амортизируется, но регулярно проверяется на обесценение.
Деловая репутация – это объект НМА, амортизируется линейным способом с нормативным сроком в 20 лет. Для перехода на ФСБУ 14/2022 необходимо проанализировать факт хозяйственной жизни, в результате которого была признана деловая репутация. При наличии признаков наличия гудвилла ФСБУ 14/2022 предусматривает применение для его учета МСФО 3.
Деловая репутация, а также сумма накопленной амортизации, учитываемые до перехода на ФСБУ 14/2022, должны быть списаны. При наличии гудвилла, отвечающего признакам МСФО 3, он должен быть признан и проверен на обесценение. Поскольку деловая репутация и гудвилл – это виды актива, возникшего у организации в результате одного и того же факта хозяйственной жизни, то деловая репутация подлежит переклассификации в гудвилл, а результат изменения оценки гудвилла по сравнению с деловой репутацией списан в общем порядке отражения результатов перехода на новую учетную политику.
Приобретение программного продукта
Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н)).
Передача неисключительного права по лицензионному договору
В бухгалтерском учете доход от предоставления нематериального актива в пользование организация-лицензиар отражает в составе доходов от обычных видов деятельности. Если предоставление нематериальных активов в пользование не является одним из видов деятельности организации (п.п. 5,7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), то в составе прочих доходов.
Поскольку лицензиар остается обладателем исключительного права на нематериальный актив, то с баланса он его не списывает. По этой причине лицензиар продолжает начислять амортизацию по нематериальным активам, предоставленным в пользование (п. 38 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Амортизация отражается в составе расходов по обычным видам деятельности, если предоставление прав использования НМА является одним из видов деятельности организации-лицензиара. Если выручка от передачи НМА учитывается в составе прочих доходов (счет 91.01 «Прочие доходы»), то амортизация относится, соответственно, на счет 91.02 «Прочие расходы» (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Санкционирование расходов
В пункте 320 Инструкции № 157н дополнено, что аналитический учет обязательств ведется:
-
по счету 0 502 01 000 «Принятые обязательства» – в разрезе учетных номеров бюджетного обязательства;
-
по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» – в разрезе учетных номеров денежных обязательств, видов денежных обязательств (денежные обязательства на аванс, денежные обязательства за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги);
-
по счету 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» – в разрезе учетных номеров закупок (идентификационных номеров закупки), органами Федерального казначейства, осуществляющими казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета, – учетных номеров бюджетных обязательств;
-
по счету 0 502 х9 000 «Отложенные обязательства» – в разрезе видов отложенных обязательств, номеров отложенных обязательств (при наличии), контрагентов (при наличии), правовых оснований (при наличии).
Из Единого плана счетов исключены счета:
-
0 502 03 000 «Принятые авансовые обязательства»;
-
0502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению».
Срок использования результатов интеллектуальной деятельности превышает 12 месяцев
Начиная с 1 января 2021 года учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы»[2], ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (методические рекомендации, направленные Письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-07-07/104384, далее – Методические рекомендации):
- 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
- 0 111 6R 000 «Права пользования опытно конструкторскими и технологическими разработками»;
- 0 111 61 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
- 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
Учет программного обеспечения в бюджетных учреждениях
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
Нормами ст. 433 ГКУ
определено, что компьютерные программы
являются объектом авторского права
и охраняются как литературные произведения в соответствии с
Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24.07.71 г.), Законом об авторском праве,
другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии со ст. 1 Закона
об авторском праве
под
компьютерной программой
следует понимать набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом другом виде, выраженных в форме, пригодной для считывания компьютером, которые приводят его в действие для достижения определенной цели или результата (это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходных или объектных кодах).
Исходя из указанного выше, операции, связанные с компьютерными программами (их приобретением, использованием и обслуживанием), следует рассматривать как отношения в сфере авторского права. Соответственно, при решении вопроса признания программного обеспечения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения, прежде всего необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства в отношении имущественных прав интеллектуальной собственности.
Правильность настоящего вывода подтверждает и ГКУ в
письме «Об операциях по приобретению программного обеспечения» от 19.05.2004 г. № 07-04/1005-411
, указывая при этом на необходимость принять во внимание при учете компьютерных программ их принадлежность по правовому признаку к объектам авторского права.
Кроме того, в этом документе указано, что учреждение, которое приобрело авторское право в результате его создания
или
по договору отчуждения
имущественных прав, имеет следующие права, касающиеся авторского права:
— право владения
;
— право пользования
;
— право распоряжения
.
Заметим, что такая хозяйственная операция может рассматриваться как приобретение (создание) нематериального актива.
Таким образом, именно права, переданные автором или другим лицом, имеющим авторское право, определяют порядок бухгалтерского учета компьютерных программ.
Неисключительные права на программное обеспечение проводки 2022 косгу
Аналогичный порядок финансовое ведомство предлагает применять и в отношении затрат организации на адаптацию, модификацию и иные работы по усовершенствованию программного продукта (письма Минфина РФ от 18.03.2022 № 03-03-06/1/11743, от 18.03.2022 № 03-03-06/1/8161, от 13.02.2022 № 03-03-06/2/19). Эти расходы, по мнению Минфина РФ, необходимо признавать также равномерно в течение срока использования усовершенствованной программы.
В бухучете статья 352 используется с КВР по закупкам для НИОКР, в рамках гособоронзаказа, в сфере информационных технологий, в целях капитальных ремонтов и прочих.
Сегодня невозможно найти компанию, не применяющую в работе какое-либо программное обеспечение – от специализированных производственных и учетных программ до средств защиты и сервисов представления отчетности.
Программные продукты могут приобретаться учреждением или создаваться непосредственно для учреждения. Для начала отметим некоторые правовые особенности приобретения и создания программного обеспечения.
Приобретение товара: установочный диск программного обеспечения
Согласно п. 57 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н), материальные объекты (материальные носители), в т. ч. CD и DVD, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, не относятся к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету. Приведенное выше требование распространяется и на материальные носители нематериальных активов, полученных учреждением (лицензиатом) в пользование, например на проведение медосмотров медработников.
При подобном порядке оформления договоров (контрактов) и первичных документов материальные носители в соответствии с положениями Инструкции № 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. В частности, CD и DVD, являющиеся материальными носителями нематериальных активов, могут приниматься к учету в составе материальных запасов и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, их приобретение должно оплачиваться за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Учет расходов на программное обеспечение: справочник бухгалтера
Операции, связанные с учетом неисключительных прав, на практике, чаще всего встречаются при покупке программных продуктов. В большинстве случаев разработчик оставляет исключительные права за собой. Компания получает лишь возможность использовать программу в своей деятельности, то есть приобретает неисключительные права.
Приобретая неисключительное право на использование программного обеспечения, организация может понести расходы в виде оплаты:
- затрат на приобретение неисключительного права;
- прочих издержек, связанных с оплатой услуг по внедрению программного продукта и доработке его стандартной версии с учетом требований компании.