Соут провели в 2024 г. подпадаем ли под штрафные санкции?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соут провели в 2024 г. подпадаем ли под штрафные санкции?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
Особенности работы во вредных условиях труда
Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:
- внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
- ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
- переместили рабочее место в другое помещение и др.
В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.
Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:
- сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
- повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
- как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и др.
За что возможно наложение штрафа или санкций по отношению к Работодателю?
-
Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой
-
Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)
-
Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
-
Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
-
Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)
-
Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
-
Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)
-
Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
-
Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки
И т.д.
Порядок выполнения СОУТ определен положениями федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. Методика организации СОУТ дополнительно прописана в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Эти правовые акты устанавливают требования к организации работ, сроки выполнения конкретных этапов и другие параметры этой процедуры. В соответствии с действующим законодательством работодатель не вправе самостоятельно проводить СОУТ: это условие введено, чтобы избежать злоупотреблений со стороны руководителей организации – например, попыток выдать опасные или вредные условия работы за допустимые или оптимальные с целью избежать необходимости предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для этой категории работников. Чтобы организовать проведение СОУТ, работодатель обязан обратиться в уполномоченную организацию, внесенную в особый реестр Минтруда.
За непроведение СОУТ действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции. Они прописаны в статье 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение порядка проведения этой процедуры также представляет собой проступок, за который нарушителю полагаются штрафы. При этом невыполнение СОУТ – это только один из видов нарушений в области безопасности работников, предусмотренных законом. В Кодексе об административных правонарушениях, кроме разделов, затрагивающих вопросы, связанные с проведением оценки условий труда, содержится целый ряд оснований для наложения штрафов и других санкций, которые применяются в случаях несоблюдения работодателями требований ОТ. В особенно серьезных случаях к виновникам могут также применяться меры уголовной ответственности.
За что наказывают и как
По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.
Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.
Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).
В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.
Кто контролирует и наказывает
Важность СОУТ чрезвычайно высока и влияет на права сотрудников, поэтому контролирующие органы наделили широкими полномочиями:
- без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
- запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
- изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
- направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
- оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.
Можно ли избежать наказания
С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.
Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:
- Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
- направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
- в предостережении определяется срок для устранения нарушений.
Если предприятие не исполняет обозначенные в предостережении положения, вводятся санкции административного характера по нормам ст. 5.27.1 КоАП РФ. Работодатели, которые не провели СОУТ, получат шанс исправить ситуацию, не подвергаясь финансовому наказанию.
Санкции и ответственность
Введение возможности применения штрафных санкций по СОУТ в 2024 году приводит к ужесточению ответственности организаций за нарушение трудового законодательства. В случае выявления нарушений, работодатель может быть подвергнут штрафам и иным мерам воздействия со стороны контролирующих органов.
Санкции включают в себя штрафные санкции, административные наказания, приостановление деятельности и ликвидацию организации в случае повторных и серьезных нарушений.
Организации, имеющие серьезные нарушения в области охраны труда, могут быть оштрафованы на сумму от 20 000 до 300 000 рублей за каждое нарушение. Также может быть применено административное наказание в виде возмещения ущерба, лишения лицензии и права осуществления определенных видов деятельности.
Приостановление деятельности и ликвидация организации возможны в случае повторных и серьезных нарушений, в том числе при неисполнении приказов контролирующих органов по устранению выявленных нарушений и создании угрозы для жизни и здоровья работников.
Штрафные санкции и другие меры ответственности имеют своей целью создать стимул для организаций соблюдать требования СОУТ и обеспечивать безопасные условия труда для своих сотрудников.
Штрафные санкции за нарушение сроков проведения СОУТ
За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:
- для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
- для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
- при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
- в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.
Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.
Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.
Мы предоставим вам:
- бесплатное юридическое сопровождение;
- консультации;
- оперативное решение проблемы.
Штраф за отсутствие СОУТ
При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2022 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2022 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.
16-го января 2022 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.
За непроведение СОУТ штрафы будут назначаться автоматически
Об этом сообщил начальник Управления по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда. Как сообщил Егор Иванов, данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2022 года, и автоматически штрафовать работодателей начнут с 2022 года. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2022 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА, которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.
С 2022 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с предприятиями, которые есть во ФГИС.
Можно ли избежать наказания
С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.
Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:
- Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
- направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
- в предостережении определяется срок для устранения нарушений.
Ответственность специальной организации сопровождающей СОУТ
Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.
Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.
После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).
Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.
Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка, – ред.)», заменяющий аттестацию рабочих мест (АРМ, – ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов. Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, – ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В 2022 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 – 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права. Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.
Отсутствие спецоценки в 2022 году: как избежать ответственности
- законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
- необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2022 № 15-1/ООГ-1041);
- организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
- работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
- работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).
В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.
Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.
Что касается размеров санкций, то за отсутствие или нарушение порядка проведения спецоценки инспектор ГИТ вправе вынести предупреждение или выписать штраф.
Должностные лица | Индивидуальные предприниматели | Юридические лица |
Первое нарушение | Предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей. | |
Повторное нарушение | Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
1. Должностные лица и ИП — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
2. Юрлица — от 60 до 80 тысяч рублей.
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда (СОУТ) является обязанностью работодателя, который должен организовать ее проведение для всех работников, пользующихся условиями труда, менее благоприятными или безопасными для здоровья и жизни (3-4 класс опасности). Это необходимая процедура, которая позволяет оценить существующие условия труда и выявить возможные риски и вредные факторы.
Специализированные организации (ИП) осуществляют проведение СОУТ по заказу работодателя. Результаты оценки оформляются специальным документом – «Основанием (документом) о специальной оценке условий труда (Форма № 1-ОС/А)», который является официальным и законодательно установленным документом.
Результаты СОУТ позволяют работодателям разрабатывать и внедрять меры по улучшению условий труда, снижению рисков и предотвращению возможных вредных последствий для здоровья работников. Организации, заказывающие СОУТ, могут также обратиться к оценщикам для получения подробных консультаций по вопросам охраны труда и осуществления контроля над выполнением мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс), полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами. При выявлении нарушений в сфере СОУТ, как работодатель, так и специализированная организация, производившая оценку, подвергаются административным санкциям в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27.1).
Определение того, кто ведет специальную оценку условий труда, является важным вопросом для организации. Работодатели могут обратиться как к специализированным организациям, так и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по проведению СОУТ. При выборе оценщика необходимо обращать внимание на его опыт и квалификацию, а также проверять наличие соответствующих лицензий и разрешений.
Случаи, когда СОУТ не требуется
Специальная оценка условий труда (СОУТ) является обязательным документом для работодателей, на которых лежит ответственность за обеспечение безопасных и здоровых условий труда своих работников. Однако есть случаи, когда СОУТ не требуется.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при определенных характеристиках рабочей деятельности и виде документов, работодатель может быть освобожден от обязательного проведения СОУТ.
Одним из случаев, когда СОУТ не требуется, является наличие специализированного реестра ведомств, которые имеют право самостоятельно проводить оценку условий труда. В таком случае работодатель может использовать результаты оценки, проведенной этими ведомствами.
Также, временные или кратковременные работы, а также работы с хроническим характером вредного воздействия на работника могут освобождать работодателя от необходимости проводить спецоценку.
Если работник будет выполнять работы, для которых гарантии и компенсации предусмотрены специальным законодательством (например, работники ядерных объектов), работодатель может воспользоваться результатами оценки условий труда, проведенной такими организациями.
В ряде случаев достаточно отвечать требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих те или иные вопросы обеспечения безопасности и охраны труда, а проведение специальной оценки условий труда не требуется.