Амортизация в 2024 году бюджетные учреждения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Амортизация в 2024 году бюджетные учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.
Иллюстративный материал
Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт
Порядок перехода |
Первоначальная стоимость |
Накопленная амортизация |
Накопленное обесценение |
Накопленный за балансом износ |
Ретроспективный (п.48 ФСБУ 6) |
Корректируется ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Списывается |
Ограниченно ретроспективный (п.49 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Признается исходя из новых элементов амортизации |
Не признается |
Списывается |
Перспективный (п.51 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Переклассифицируется из учтенного за балансом износа |
Не признается |
Переклассифицируется в накопленную амортизацию |
Как КОСГУ применяют в закупках
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Какие ошибки допускают в применении КВР
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
Ошибка | Штраф, наказание | Как избежать |
---|---|---|
Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством | Ст. 15.14 КоАП РФ:
|
Если в учреждении планируется операция, которой нет в Приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения. Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется |
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара | Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров) | |
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок | Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды | |
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения | Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа № 82н |
Правила проведения амортизации движимого имущества в бюджетных учреждениях
В 2024 году в бюджетных учреждениях начинается амортизация движимого имущества суммой в 20 000 рублей. Это означает, что любой объект, которым получено движимое имущество в этом году и стоимость которого превышает 20 000 рублей, будет подлежать амортизации.
Правила проведения амортизации движимого имущества в бюджетных учреждениях могут варьироваться в зависимости от конкретных требований и инструкций, установленных государственными органами. Обычно амортизация рассчитывается на основе жизненного цикла объекта и его оценочной стоимости.
Итак, амортизация движимого имущества в бюджетных учреждениях в 2024 году начинается с суммы в 20 000 рублей. Важно соблюдать установленные правила и инструкции для правильного проведения амортизации и обеспечения точности учета имущества.
Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ
- Транснефть Финанс
- Северсталь ЦЕС
- РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Компания Braun
- Мостотрест
- Альфа-Банк
- Мособлгаз
- Газпромбанк
- МКУ Управление Делами Администрации
- ФКР Москвы
- Аппарат Мэра и Правительства Москвы
- ВТБ Лизинг
- Гипромез
- АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
- Русское море
- Издательство Просвещение
- ИЦЛС Биотехнология
- ГУП Моссвет
Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:
- фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
- налоговые консультанты и аудиторские организации;
- некоммерческие организации, в том числе бюджетные.
В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.
Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.
Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:
- здания — с 3% до 5%;
- сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины
и т. д. ) — с 5% до 10%; - передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
- Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
- Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.
Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.
Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.
Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.
Ускоренная амортизация: условия применения
Нормы налогового и бухучета позволяют отнести стоимость ОС на результаты деятельности в ускоренном порядке. Для этого применяются специальные коэффициенты. Максимальное значение — 3. Причем условия применения необходимо закрепить в учетной политике учреждения.
Размер специального коэффициента амортизации закрепите в учетной политике. В противном случае применять ускоренный метод начисления амортизации нельзя. Налоговики накажут учреждение в таком случае.
Чиновники определили ряд условий, при которых применение ускоренной амортизации допустимо:
- Коэффициент амортизации не более 2 применяют к объекту, приобретенному до 01.01.2014, либо к имуществу, эксплуатируемому в агрессивной среде, например в условиях многосменности. Если организация начисляет нелинейным методом, тогда ускоренные коэффициенты нельзя применять к первой-третьей амортизационным группам основных средств.
- Коэффициент амортизации не более 3 применяют к основным средствам, используемым в осуществлении научно-исследовательской деятельности и к ОС, полученным по договору лизинга. Но в отношении первой-третьей групп имущества нельзя применять ускоренную амортизацию.
Следует учитывать, что руководство организации вправе предусмотреть не только повышающий коэффициент, ускоряющий амортизацию. Также действующими нормами по ведению бухгалтерского и налогового учетов допустимо применение понижающего коэффициента амортизации, который предусмотрен для замедления денежного износа имущества.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
С 1 января 2020 года правило амортизации при консервации ОС изменилось. Период нахождения основного средства на консервации не имеет для его срока полезного использования никакого значения (Федеральный закон № 325-ФЗ). После расконсервации сроки полезного использования основных средств не продлевают. Стоимость имущества списывают по прежним нормам амортизации в течение оставшегося срока использования. В итоге часть стоимости ОС не учитывается в расходах, ведь период его сокращается.
Имущество, которое компания временно не использует, она может в 2021 году перевести на консервацию. Если этот период дольше трех месяцев, то амортизацию по такому объекту не начисляют. После расконсервации процесс начисления амортизации возобновляют.
До 1 января 2020 года действовало такое правило. По основным средствам, которые законсервированы по решению компании на период больше 3 месяцев, амортизацию не начисляли. Законсервированное ОС исключалось из состава амортизируемого имущества . А срок его полезного использования увеличивался на период консервации.
После расконсервации объекта амортизацию начисляли в прежнем порядке.
В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:
-
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;
-
избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.
Это касается услуг по:
-
предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;
-
передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;
-
мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».
Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.
Бюджетный учет основных средств в 2020-2021 годах (нюансы)
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.
Какие основные понятия содержит стандарт? Каков порядок учета основных средства в учреждениях в соответствии с этим стандартом? Как определятся первоначальная стоимость ОС? Какие новые положения по начислению амортизации включены в стандарт? Как должно учитываться выбытие ОС и каков порядок раскрытия информации о них в отчетности?
Федеральный стандарт «Основные средства» (далее – Стандарт) устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации о них, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт применяется при ведении бухгалтерского учета основных средств, в том числе полученных в рамках арендных отношений, но на основании положений федерального стандарта «Аренда».
Балансовая стоимость — первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений (п. 7 Федерального стандарта N 257н, п. 27 Инструкции N 157н).
После признания в бухгалтерском (бюджетном) учете актива в качестве основного средства его учет осуществляют по балансовой стоимости (п. 25 Федерального стандарта N 257н). Поэтому балансовая стоимость — это стоимость, по которой актив отражен в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В III разделе Стандарта принятие к учету основных средств в учреждениях обозначено понятием «признание». Это не меняет сущности представленных в нем положений, которые отчасти схожи с некоторыми положениями Инструкции № 157н. Рассмотрим основные моменты данного раздела.
Единицей учета основных средств в учреждениях(ОС) является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений Стандарта и Инструкции № 157н. Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в учреждении. После выбытия объекта закрепленный за ним инвентарный номер никому не присваивается.
Объектом ОС признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Объекты ОС, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), согласно Инструкции № 157н могут быть объединены в один инвентарный объект – комплекс объектов ОС.
Единицей учета ОС может также признаваться часть объекта имущества. Это возможно, если часть объекта имеет отличный от остальных частей срок полезного использования и ее стоимость составляет значительную величину.
Объект недвижимости (или его часть), полученный в аренду и предназначенный для сдачи в субаренду, может признаваться инвестиционной недвижимостью.
Актив культурного наследия учитывается в составе ОС, если с его помощью возможно получить экономические выгоды или полезный потенциал либо если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью.
В иных случаях актив культурного наследия отражается на забалансовых счетах в условной оценке – один рубль.
Объекты ОС могут перемещаться из одной группы в другую (реклассифицироваться). Выбытие объекта из одной группы и включение его в другую группу должно отражаться в бухгалтерском учете одновременно. Реклассификация не приводит к изменению стоимости объектов ОС.
Что относится к основным средствам
Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.
К основным средствам принято относить:
- здания и сооружения;
- машины и оборудование;
- приборы, устройства и инструменты;
- вычислительную технику;
- транспортные средства;
- инвентарь и хозяйственные принадлежности;
- племенной и рабочий скот;
- многолетние насаждения;
- дороги.
Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.
Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:
- Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
- Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
- Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
- В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.
К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.
1. Учет поступления основных фондов.
Учет поступления основных средств и введение инвентарных объектов в эксплуатацию производится по первоначальной цене (стоимости покупки) объекта. К бухучету ИО принимается на дату, когда первоначальная стоимость полностью образована, а к налоговому — в момент введения фонда в эксплуатацию:
- Дт 08 Кт 60/10/70/69) — принятие к учету расходов на приобретение или создание основных средств;
- Дт 19 Кт 60 — проведение входящего НДС;
- Дт 01 Кт 08 — образование первоначальной стоимости инвентарного объекта.
Для бюджетного учета проводки будут следующими:
- Дт 110631310 Кт 130231730 — поступило оборудование;
- Дт 110434310 Кт 110631410 — ввод оборудования в эксплуатацию;
- Дт 130404310 Кт 110404410 — начисление амортизации.
2. Учет выбытия основных фондов.
Рассмотрим варианты с продажей и ликвидацией объекта имущества. Учет выбытия основных средств отражает стоимость продажи и остаточную стоимость ИО:
- Дт 62 Кт 91 — доход от реализации;
- Дт 91 Кт 68 — НДС;
- Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
- Дт 91 Кт 01 — списание остаточной стоимости.
Записи для бюджетного бухучета:
- Дт 110434 410 Кт 110134410 — списание амортизации;
- Дт 140110172 Кт 110134410 — списание остаточной стоимости.
Учет ликвидации:
- Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
- Дт 91 Кт 01 — списана остаточная стоимость.
Дт 0 401 10 000 (аналитика — 401 10 172) Кт 0 101 00 000 (необходимый аналитический счет) — проводка при частичной ликвидации основного средства в бюджетном учреждении.
Иллюстративный материал
Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт
Порядок перехода |
Первоначальная стоимость |
Накопленная амортизация |
Накопленное обесценение |
Накопленный за балансом износ |
Ретроспективный (п.48 ФСБУ 6) |
Корректируется ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Списывается |
Ограниченно ретроспективный (п.49 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Признается исходя из новых элементов амортизации |
Не признается |
Списывается |
Перспективный (п.51 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Переклассифицируется из учтенного за балансом износа |
Не признается |
Переклассифицируется в накопленную амортизацию |
Амортизация основных средств в балансе
Форма баланса не предусматривает отдельную строку для суммы начисленной на отчетную дату амортизации. Но эта сумма участвует в формировании показателя строки 1150 как регулирующая величина. А именно — для отражения того, как по указанной строке формируется показатель в нетто-оценке: первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму накопленной амортизации. Балансовая стоимость актива равна разнице между остатком счета 01 и остатком счета 02.
При этом информация об амортизации, в том числе начисленной, выбывшей, накопленной на отчетную дату, расшифровывается по группам объектов и предоставляется пользователям отчетности в пояснениях к балансу.
Такие требования по раскрытию информации в отчетности установлены:
- п. 35 ПБУ 4/99 (приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н),
- п. 49 положения по ведению бухучета (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н),
- п. 32 ПБУ 6/01 (приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н).
Актуальные тенденции в 2024 году
Благодаря внедрению новых программ, компании получают возможность автоматизировать расчет амортизации и управлять активами более эффективно. Такие инструменты помогают сократить время, затраченное на ручной расчет, и устранить возможные ошибки.
Еще одной актуальной тенденцией является переход к гибкой системе начисления амортизации. Компании осознают, что использование универсального метода может быть неэффективно для различных видов активов. Поэтому все чаще применяется индивидуальный подход к определению ставок амортизации в зависимости от специфики активов и их срока службы.
Также стоит отметить, что в 2024 году все большее внимание уделяется оценке и учету имущества внутри предприятия. Более детальный учет и классификация активов позволяют более точно определить их стоимость и срок службы, что в итоге способствует более точному начислению амортизации.
Наконец, в 2024 году актуальной становится экологическая составляющая в начислении амортизации. В свете растущего осознания необходимости охраны окружающей среды многие компании пересматривают свои методы и ставки начисления амортизации с учетом влияния активов на окружающую среду. Это помогает не только сократить негативное воздействие на окружающую среду, но и повысить имидж компании в глазах клиентов и инвесторов.
Основные средства 2024: ставки амортизации
Ставки амортизации для основных средств зависят от их класса и категории в соответствии с Государственной Классификацией Основных Фондов (ГКОФ). В Российской Федерации существует шесть основных классификаций для определения ставок амортизации: здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, нематериальные активы, природные ресурсы и прочие оборудования.
Класс основных средств | Категория основных средств | Ставка амортизации |
---|---|---|
Здания и сооружения | Промышленные здания | 2% |
Машины и оборудование | Производственные станки, оборудование и инструменты | 10% |
Транспортные средства | Автомобили грузовые | 14% |
Нематериальные активы | Патенты и лицензии | 20% |
Природные ресурсы | Месторождения полезных ископаемых | 5% |
Прочие оборудования | Офисная техника | 15% |
Ставки амортизации могут быть изменены организацией в зависимости от ее политики учета, но при этом не должны быть ниже установленных законодательством минимальных значений. В случае, если основные средства имеют смешанный состав, то для каждой части с уникальными ставками амортизации применяются соответствующие правила.
Учет амортизации основных средств позволяет регулярно учитывать износ активов и обеспечивать правильную оценку финансового состояния организации. Важно отметить, что ставки амортизации должны быть применены корректно для предотвращения нарушений законодательства и ошибочной оценки финансовой отчетности.