Кто ведёт реестр недобросовестных поставщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто ведёт реестр недобросовестных поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных закупок) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

Основания для внесения в РНП

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в базу недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта или не разместил в ЕИС протокол разногласий;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта, если заказчик установил обеспечение;
  • не выполнил антидемпинговые требования, если их надо выполнить по итогам закупки;
  • отказался от снижения цены, если при закупке лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП участник завысил нормативно установленную предельную цену.

Основания для включения в РНП уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом);
  • поставщик в одностороннем порядке отказался от исполнения госконтракта.

Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?

Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.

Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:

  • Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
  • Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
  • Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
  • Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта

Что делать если попал в списки недобросовестных поставщиков?

Реагировать на возможное включение в РНП нужно максимально быстро. Предотвратить внесение в списки проще, чем выходить из них. Что сделать, если компания все же попала в РНП, а в ближайшем времени пройдут выгодные тендеры, в которых обязательно нужно участвовать?

Законодательство России отводит 3 месяца недобросовестному поставщику, попавшему в реестр, на обжалование этого действия в органах, ведущих процесс. Основа линии защиты находится в доказательстве отсутствия умысла правонарушения либо невозможности избежать его. Например, заказчик предоставил техническую документацию с ошибками, которые не позволили корректно составить проект. Либо вышли законодательные изменения, которые повлияли на порядок выполнения будущих работ по контракту. Есть много прецедентов, когда ФАС вникала в суть возникших проблем исполнителя и вставала на его сторону, давая возможность для исправления ситуации.

Читайте также:  Мировое соглашение при разводе и разделе ипотечной квартиры

Причин для выхода из сложившегося положения много. Это не только возможность участия в следующих аукционах. Иногда необходимо вернуть участнику торгов денежное обеспечение сделки, сумма которого может быть весьма внушительной.

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).

Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.

Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].

Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.

Решение о включении победителя или участника в РНП.

При получении копии документов от автономного учреждения ФАС проверяет их и в случае отсутствия каких-либо сведений из названных выше приостанавливает рассмотрение обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр. Одновременно с этим в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения ФАС направляет заказчику уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений. На подачу недостающих сведений у заказчика есть три рабочих дня со дня получения уведомления от ФАС.

Согласно Приказу ФАС РФ от 18.03.2013 № 164/13 [3] проверка сведений, представленных учреждением, проводится комиссией в течение десять дней с даты их поступления. По результатам проверки составляется соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в РНП, которое оформляется приказом.

Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в РНП не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения руководителем ФАС.

Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По каким причинам заносят в РНП

В реестре недобросовестных поставщиковсодержатся записи об участниках, которые уклонялись от подписания госконтрактов или не исполнили свои обязательства. Предоставление информации в реестр недобросовестных поставщиков на «закупки гов» — это не право заказчиков, а их обязанность. В противном случае закупщикам грозят административные меры. Правила достаточно строги. На этапе заключения соглашения в РНП заносят:

  • победителей процедур, когда они уклоняются от заключения госконтракта, и договор подписывают с контрагентом, предложение или заявка которого заняли второе место;
  • уклоняющегося единственного участника, с которым должны были заключить сделку в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.
Читайте также:  На что приклеить объявления на улице

Победителей закупочных процедур включают в список недобросовестных поставщиков, если они:

  • к установленным срокам не подписали проект госконтракта;
  • не предоставили заказчику все экземпляры договора;
  • не предоставили обеспечение исполнения госконтракта.

На этапе исполнения договора в РНП включаются поставщики, с которыми:

  • заказчики расторгли контракты в судебном порядке по причине существенных нарушений условий;
  • заказчики в одностороннем порядке отказались от исполнения госконтракта в связи с существенными нарушениями исполнителями условий (например, сроков поставки продукции по договору).

Реестр единственных поставщиков вооружения и военной техники

В этом реестре находятся предприятия, производящие военную продукцию, не имеющую аналогов в России. С ними заключаются контракты в форме гособоронзаказа (ГОЗ) (см. подробнее: “Гособоронзаказ: необходимая информация для участника“). Правила последнего регламентируются ч. 7, ст. 9 44-ФЗ.

Правила формирования реестра изложены в постановлении Правительства РФ от 19.09.2013 N 826. Реестр составляется в электронном виде. Ответственным за его ведение назначается Федеральная Антимонопольная Служба.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются государственной тайной. ФАС предоставляет данные только по запросам уполномоченных органов, например, администрации Президента, Совета Федерации, госдумы, суда и МВД по возбуждённым делам, связанным с ГОЗ.

Реестровая запись содержит:

  • свой номер
  • название и код товара
  • название и реквизиты производителя вооружения
  • информацию о его лицензии
  • срок нахождения поставщика в реестре

Как проверять поставщиков

Откройте портал ЕИС на главной странице. На панели, расположенной сверху, выберите пункт «Контроль и аудит». Откроется список, в нем остановитесь на «Реестре недобросовестных поставщиков».

На сайте ЕИС размещаются РНП как по ФЗ 44, так и по 223. Два варианта отмечены по умолчанию. Но есть возможность искать только по какому-то одному, убрав лишнюю галочку.

Чтобы проверить по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков ФАС конкретного исполнителя, нужно ввести в поисковой строке информацию о нем и нажать на значок лупы. ИНН — это необходимый параметр на портале ЕИС, без него юрлицо или ИП не зарегистрируются. Для быстрого поиска достаточно ввести наименование контрагента.

Когда известны дополнительные данные, то можно использовать опцию «Расширенный поиск».

Определитесь, по какому ФЗ собираетесь искать контрагента, введите сведения о нем и нажмите «Найти».

Как долго сведения о проштрафившемся поставщике присутствует в РНП и какие последствия влечет включение в реестр?

Сведения о проштрафившемся участнике госзакупок должны находиться в РНС на протяжении двух лет с момента внесения. По истечении двухлетнего периода информация должна быть исключена из реестра, благодаря чему субъект предпринимательства может снова восстановить свою репутацию.

Присутствие физического или юридического лица в реестрах по 44-ФЗ и 223-ФЗ не исключает его участия в госзакупках. Возможность участвовать в конкурсе и выиграть госконтракт у внесенных в «черный» список компаний и индивидуальных предпринимателей теоретически имеется. Однако, подавляющее большинство госзаказчиков отказываются сотрудничать с неблагонадежными поставщиками и включают условие об отсутствии записи в реестре в конкурсную документацию. Поэтому для представителей бизнеса присутствие в РНП — это «черная» метка, превращающая их в изгоев. Кроме того, сотрудничества с такими контрагентами избегают и устраивающие конкурсы коммерческие компании, которые часто включают в закупочную документацию требование об отсутствии исполнителей в реестрах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Учитывая, что реестр недобросовестных поставщиков возник гораздо раньше введения в действие закона 223-ФЗ, опыт его внедрения и использования практически дословно был использован и для корпоративных закупок. Основания, порядок направления информации, порядок ведения реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, положения которого повторяют положения о реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ. Несмотря на идентичность, это все такие разные реестры, но заказчик по 223-ФЗ имеет право установить требование об отсутствии сведений об участнике и в РНП 44-ФЗ.

Постановление Правительства РФ № 1397 от 09.08.2022 года внесло изменения в ПП РФ № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков…». Появилось новое основание для расторжения договора с поставщиком. Так, в РНП в качестве основания для расторжения договора по 223-ФЗ будет указываться односторонний отказ заказчика от исполнения им обязательств, в отношении которого недружественные страны ввели санкции.

В РНП также будут включаться сведения о том, что сведения о поставщике внесены в него в связи с отказом от исполнения договора из-за введения в отношении заказчика санкций.

Читайте также:  Сумма выплат по военной ипотеке в 2024 году

Даются разъяснения, что сведения о поставщике не включаются в реестр, если в процессе проверки установлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с введением санкций. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения договора по причине введения санкций в отношении заказчика.

Сведения для занесения в РНП

Направление можно делать разными способами при условии соблюдения правил. В противном случае поставщик не попадет в РНП. Если поставщик является юрлицом, то необходимо полное название компании/организации и сокращенное, если такое имеется. Если поставщик – физлицо или ИП, достаточно будет указать Ф.И.О. Еще необходимо ИНН членов коллегиального органа или же лица, исполняющего такие функции.

Наименования, Ф.И.О., ИНН поставщиков для занесения их в реестр недобросовестных поставщиков необходимо прописывать, если они являются членами (участниками) корпоративного юридического лица, которые могут оказывать влияние на решения юрлица, т. е. являются ответственным поставщиком/исполнителем/подрядчиком. К учредителям унитарного юридического лица это также относится.

Для занесения в реестр недобросовестных поставщиков еще необходимо указать номер реестровой записи в едином реестре участников закупок. Сведения есть в распоряжении организатора электронных торгов, закрытых электронных процедур. Еще важно правильно указать идентификационный номер закупки.

Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения учета по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ достаточно схожи. Однако эти записи отличаются друг от друга порядком, в котором они хранятся.

Общий вывод состоит в том, что своевременное направление в РНП сведений об участниках договора, уклонившихся от исполнения договора, а также о поставщиках, с которыми они заключены договором, по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ), были расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, ответственность за них несут заказчики (как государственные, так и корпоративные). Информация направляется в письменной или электронной форме в головной офис ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика.

По Закону № 223-ФЗ клиенты вправе устанавливать требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в регистрации Закона № 223-ФЗ, так и в регистрации Закона № 44-ФЗ. В этом случае можно использовать оба регистра и любой из них.

Включение сведений о человеке в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, предполагающей необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать предоставленные клиентом сведения о провайдере в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в его целостность и взаимосвязь. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться формальным заявлением о принятии судом решения о расторжении договора7.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *