УТС автомобиля по ОСАГО в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УТС автомобиля по ОСАГО в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим из представленного материала, в 2024 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Метод руководящего документа
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2024 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2024 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:
УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)
Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:
- А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
- Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.
Кто из водителей может рассчитывать на выплату УТС
Для получения компенсации по УТС важно знать обо всех условиях. В первую очередь, стоит отметить, что рассчитывать на подобное возмещение по ОСАГО может только пострадавший. Все из-за того, что “автогражданка” защищает финансовые интересы виновника происшествия. Благодаря полису ответственность за выплату переходит к страховой организации. Совсем другое дело, если у виновного водителя имеет полис каско. Благодаря такой страховке он также может рассчитывать на подобное покрытие. Но не каждое каско содержит соответствующий риск в договоре, поэтому внимательно ознакомьтесь с условиями страхования перед оформлением документа.
Но и к пострадавшему применяются некоторые требования:
- Срок эксплуатации автотранспорта должен соответствовать установленным нормам:
- авто, произведенное в России – до 3 лет;
- авто, произведенное за рубежом – до 5 лет;
- грузовой транспорт – до 2 лет.
- Износ автотранспорта должен составлять:
- авто, произведенное в России – менее 35%;
- авто, произведенное за рубежом – менее 40%.
- Автомобиль потерпевшего не должен был прежде получать повреждения в аварии.
- Максимально возможная компенсация по УТС аналогична лимиту на возмещение ущерба имуществу по ОСАГО – 400 тыс. р.
Особенно внимательным стоит быть к ранее полученным повреждениям. Дело в том, что в некоторых случаях страховщик может отказать в выплате, ссылаясь на небольшие дефекты, полученные в ходе эксплуатации ТС. К примеру, организация может обратить внимание на небольшие царапины или вмятину от небольшого камня. Подобные повреждения могут быть получены даже при обычном использовании автомобиля (к примеру, при езде по проселочным дорогам). Что уже говорить про более серьезные недостатки. Кроме того, компания может отказать, если окажется, что автомобиль прежде перекрашивали или заменяли в ней какие-либо детали.
Также обратите внимание, что выплата по УТС производится в рамках действующего лимита (400 тыс. р.) Если, к примеру, страховщик выплатит 350 тыс. р. только за повреждение автомобиля, а за утрату его стоимости сверху насчитают 80 тыс. р., то компания по итогу перечислит лишь 400 тыс. р.
Что делать, если страховая отказала в компенсации за утрату товарной ценности автотранспорта
Если страховщик не произведет возмещение в отведенный период, за положенную страховую выплату придется побороться. Сразу направиться в суд для урегулирования конфликта не выйдет. Первоначально потребуется направить в саму организацию досудебную претензию. Это требование прописано в законе. К претензии необходимо приложить документ с подтверждением права на получение компенсации. Им как раз является заключение оценщика. Страховщик обязан рассмотреть претензию в течение 10 дней. Иногда СК отказывают в подобном возмещении, ссылаясь на то, что это незаконное обогащение. Однако это неправомерно, ведь утеря стоимости ТС признается полноценным материальным ущербом.
Не получили ответ от страховщика? Переходим к следующему этапу – обращение к финомбудсмену. Финансовый уполномоченный занимается решением споров, возникающих между страховщиками и их клиентами. Обратиться в организацию можно как онлайн, так и направив обращение по почте. К нему обязательно приложите следующие документы:
- Копия претензии, которую вы посылали страховой организации.
- Ответ страховщика, если он поступал.
- Результат независимой экспертизы.
Обращение к финомбудсмену доступно в течение 3 лет. Отсчёт ведётся с момента, когда были нарушены права потерпевшего. Финуполномоченный рассматривает обращение 15 рабочих дней. Рассмотрение также может быть продлено не более чем на 10 суток, если дополнительно потребуется провести экспертизу с привлечением независимого эксперта.
Но если и тут у вас не получится добиться справедливого покрытия, то можно отправляться в суд. При отсутствии положительной реакции от СК и финансового уполномоченного следует обратиться с иском в арбитражный суд. На это у пострадавшего автомобилиста есть 30 суток с того дня, как предыдущая инстанция даст ответ на запрос. Для большей надёжности разрешается дополнительно обратиться к регулятору – ЦБ. Банк России занимается регулированием всей страховой сферы, а также принимает жалобы от страхователей на некачественное оказание услуг. Имейте в виду, что вы имеете полное право одновременно обратиться и в суд, и в Центробанк. Вероятнее всего, такой вариант будет наиболее надежным.
Порядок получения компенсации
Алгоритм действий при получении данного вида платежа следующий
Выполните расчет UTS, показывающий последствия специального действия. Это можно сделать, представив независимому эксперту, выполняющему такую работу, смету расходов и заверенную копию Акта об управлении транспортным средством (если проверку проводил сотрудник страховой компании).
Акт независимого эксперта прилагается к письменному запросу и направляется в страховую компанию.
Дождитесь ответа страховой компании и переноса срока платежа.
Страховые компании редко покрывают такие убытки добровольно. В большинстве случаев восстановление возможно только путем дополнительных действий — направления предварительного постановления или подачи еще одного заявления. В некоторых случаях для взыскания задолженности необходимо инициировать судебное разбирательство.
Примечание: Иски подаются против страховой компании нарушителя. Если компания неплатежеспособна или сумма превышает максимально разрешенную, водитель сам становится ответчиком.
Как составить заявление
Заявления на компенсацию составляются в свободной форме; заявление LTA должно содержать следующее
Информация о заявителе; и
описание инцидента и ущерба; и
сведения о действующем полисе ОСАГО; и
требование о компенсации; и
результаты экспертизы третьей стороны (взысканная сумма); и
нормативное законодательство, на котором основано требование; и
полис ОСАГО или договор со страховой компанией; и
Документы из ГАИ: решение или отказ в открытии протокола о ДТП, административное дело и протокол, протокол
уведомление о дорожно-транспортных происшествиях; и
Свидетельство о наступлении страхового случая; и
независимые экспертные заключения о размере компенсации убытков.
Пакет документов стоит подготовить в четырех экземплярах в следующих случаях
Если страховщик отказывается относить УТС к реальному ущербу и соответственно выплачивать компенсацию автовладельцу при наличии у него законных оснований для этого, он имеет полное право защищать свои права в суде.
Для этого нужно:
- Написать заявление на оплату УТС в компанию-страховщика. Подготовлено оно должно быть в 2-х экземплярах, один из них после регистрации ответственным лицом, страховщик оставляет себе.
- Ожидать от страховщика письменный мотивированный отказ.
- Обратиться к независимому оценщику, которому для осмотра предоставляется авто, если оно еще не подвергалось ремонту. В противном случае эксперту предоставляется полный пакет документов по проведенным ремонтным работам: сметы, счета и т.д., которые помогут рассчитать размер УТС.
- Составить претензию и подать заявление в судебную инстанцию, приложив все подтверждающие документы.
Законодательные нормы
УТС была включена в список покрываемых типов ущерба Постановлением Пленума Верховного суда РФ №2 от 29 января 2015 года. Оно обязало страховые компании возмещать ее, как и другие виды ущерба. Однако в большинстве случаев страховщики уходят от выплат по утрате стоимости автомобиля, побывавшего в ДТП. Эти случаи приходится рассматривать в суде по заявлению пострадавших.
При вынесении решения по УТС суд опирается на заключения, полученные после экспертизы. Независимые эксперты определяют размер ущерба и сумму, которую страховая компания обязана выплатить за восстановленный автомобиль.
Получить возмещение по УТС можно при выполнении определенных условий:
- Возраст автомобиля — до пяти лет для иномарки или до трех лет для отечественного
- Водитель не должен быть признан виновником ДТП
- Размер компенсации не должен превышать 400 000 рублей
- Уровень износа автомобиля не должен превышать 35%-40%
Простыми словами, под утратой товарной стоимости автотранспорта подразумевается разница между стоимостью транспортного средства, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия, и аналогичного авто, которое не участвовало ни в каком ДТП.
Вопросы, связанные с получением выплаты по данному основанию, если у владельца оформлен только полис ОСАГО, вызывают много споров.
Потеря товарного вида транспортного средства в рамках обязательного страхования – это ущерб, который наносится авто в результате дорожно-транспортного происшествия. В результате стоимость машины существенно уменьшается, из-за ухудшения внешнего вида авто, долговечности отдельных деталей.
Постановление ВС РФ от 2015 года содержит требование, согласно которому все страховщики должны возмещать утраченную стоимость транспортного средства. Следовательно, чем выше стоимость транспорта, тем выгоднее автовладельцу обращаться за получением выплаты по утрате товарной стоимости.
Метод руководящего документа
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.
Особенности расчета УТС после ДТП
В проекте методики предусмотрены и специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:
- устранение перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
- замена несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
- ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного средства, бамперов;
- полная или частичная разборка салона автомобиля.
Общие положения новой методики по расчету утраты товарной стоимости
Под товарной стоимостью автомобиля понимается цена, за которую машину можно реально продать на рынке. Конечно, это очень условный показатель, так как он зависит от региона регистрации ТС, состояния рынка спроса и предложения, массовости или уникальности машины. Даже незначительное повреждение авто при ДТП влияет на товарную стоимость автомобиля, так как ремонт никогда не приведет к восстановлению исходных характеристик.
При расчете выплат по ОСАГО утрата товарной стоимости автомобиля является одной из ключевых проблем:
- в Законе № 40-ФЗ и Правилах ОСАГО содержаться очень расплывчатые формулировки для расчета УТС;
- большинство страховых компаний всегда отказывают в возвещении утраты товарной стоимости, даже если в экспертном заключении сделан объективный расчет;
- при рассмотрении спора в суде также возникают проблемы, так как единая методика ЦБ РФ не содержит правил расчета УТС.
Если для «древней» подержанной машины утрата товарной стоимости не столько критична, то для новых авто разница в цене может составлять десятки и сотни тысяч рублей.
Как определяются характеристик повреждений при утрате товарной стоимости
На показатели УТС будет влиять каждое повреждение, от мелкого скола на бампере, до разрушения подвески. В проекте методики определены правила для оценки повреждений по каждому основному узлу и агрегату.
Для оценки повреждений деталей кузова применяются показатели, которые напрямую влияют на методы и трудоемкость ремонта:
- площадь повреждения либо соотношение площади повреждения к общей площади части, детали;
- глубина (объем) повреждения;
- в отдельных случаях – длина повреждения;
- вид (характеристика) деформации детали транспортного средства в зоне повреждения;
- конструктивные характеристики детали транспортного средства в зоне повреждения;
- локализация (место расположения) повреждений для определения доступности ремонта.
При описании эксперт обязан пользоваться терминами и определениями, указанными в методике.
Для оценки повреждений лакокрасочного покрытия используются следующие показатели:
- тип лакокрасочного покрытия;
- размерные характеристики повреждения (в единицах измерения или по отношению к размерам части, детали);
- характеристика послойных повреждений покрытия (повреждение лака, наружный слой, до грунта, до материала);
- материал окрашенной части, узла, агрегата или детали транспортного средства (пластик, сталь, алюминий и т.п.).
Эксперт обязан учесть места размещения рекламы на наружных поверхностях, наличие цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, изображений, в том числе пленок, автомобильной аэрографии.
По каждому выявленному повреждению отражается следующая информация:
- вид повреждения в соответствии с типовыми определениями;
- место расположения;
- характер и объем.
Особенности расчета УТС после ДТП
В проекте методики предусмотрены и специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:
- устранение перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
- замена несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
- ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного средства, бамперов;
- полная или частичная разборка салона автомобиля.
Не будет рассчитываться показатель УТС:
- эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями (незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски площадью не более 0,25 дм2);
- повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид автомобиля (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.).
Величина утраты товарной стоимости зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению. Величина утраты товарной стоимости при повреждении транспортного средства определяется в отношении каждого поврежденного элемента и рассчитывается по формуле, указанной в методике.
Значение коэффициента утраты товарной стоимости при подетальной окраске наружных поверхностей кузова рассчитывается по формуле:
КУТСокр = КУТСокр(1) + КУТСокр (N-1)ˑ(N — 1), %, где:
- КУТСокр – коэффициент утраты товарной стоимости при поэлементной окраске наружных элементов;
- КУТСокр(1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске первой кузовной составной части или бампера;
- КУТСокр(??−1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера;
- N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата товарной стоимости.
При учете утраты товарной стоимости для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять утрату товарной стоимости для их частей.