Сроки проверки страховочной привязи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки проверки страховочной привязи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Системы канатного доступа позволяют достигать места выполнения работ путем подъема или спуска по канату — гибкой вертикальной или наклонной анкерной линии. Такие системы являются крайним решением, когда применение других методов доступа, например, строительных лесов, люлек или подъемных вышек не целесообразно.

VI. Требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте


116. Системы обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренные приложением №10 к Правилам, делятся на следующие виды: удерживающие системы, системы позиционирования, страховочные системы, системы спасения и эвакуации.

117. Системы обеспечения безопасности работ на высоте должны:

  • Соответствовать существующим условиям на рабочих местах, характеру и виду выполняемой работы
  • Учитывать эргономические требования и состояние здоровья работника
  • С помощью систем регулирования и фиксирования, а также подбором размерного ряда соответствовать, росту и размерам работника

118. Системы обеспечения безопасности работ на высоте предназначены:

  • Для удерживания работника таким образом, что падение с высоты предотвращается (системы удерживания или позиционирования)
  • Для безопасной остановки падения (страховочная система) и уменьшения тяжести последствий остановки падения
  • Для спасения и эвакуации

119. Работодатель на основании результатов оценки рисков и специальной оценки условий труда и процедуры обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты СУОТ обеспечивает работника системой обеспечения безопасности работ на высоте, объединяя в качестве элементов, компонентов или подсистем, совместимые СИЗ от падения с высоты.

120. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны использоваться по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях изготовителя, нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке. Использование средств защиты, на которые не имеется технической документации (инструкции), не допускается.

121. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации (инструкции) изготовителя СИЗ.

122. Работодатель обязан организовать контроль за выдачей работникам СИЗ в индивидуальное пользование в установленные сроки, учет их выдачи, а также учет их сдачи.

Порядок выдачи работникам и сдача ими СИЗ должен быть определен работодателем в локальных документах СУ ОТ.

СИЗ, которые являются дежурными и закрепляются за определенными рабочими местами, передаются от одной смены другой. Ответственными за обеспечение работников дежурными СИЗ являются руководители структурных подразделений, уполномоченные работодателем на проведение данных работ на высоте.

При выдаче дежурных СИЗ от падения с высоты работникам на время производства работ, СИЗ выдаются с индикаторами срабатывания, а порядок выдачи и сдачи определяет работодатель в локальных документах СУОТ.

123. Работодатель обязан организовать регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации (инструкции), а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с утраченными защитными свойствами.

Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся.

124. Работники, допускаемые к работам на высоте, должны проводить осмотр выданных им СИЗ до и после каждого использования.

125. Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в эксплуатационной документации (инструкции) на изделие.

126. Системы обеспечения безопасности работ на высоте состоят из:

  • Анкерного устройства
  • Привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работ в положении сидя, спасательной)
  • Соединительной подсистемы (строп, канат, карабин, амортизатор или устройство функционально его заменяющее, средство защиты втягивающего типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии, устройство для позиционирования на канатах)

127. Тип и место анкерного устройства систем обеспечения безопасности работ на высоте указываются в технологических картах, ППР на высоте или в наряде-допуске.

128. Структурный анкер, не являющийся частью анкерного устройства, должен выдерживать нагрузку, указанную изготовителем присоединяемой к нему системы обеспечения безопасности работы на высоте.

129. Анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.

Допускается использование в качестве анкерного устройства соединения между собой нескольких анкерных точек, в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением №11 к Правилам.

130. При использовании удерживающих систем, согласно графической схемы 1 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением №10 к Правилам, ограничением длины стропа или максимальной длины вытяжного каната должны быть исключены в рабочей зоне зоны возможного падения с высоты, а также участки с поверхностью из хрупкого материала, открываемые люки или отверстия.

В качестве привязи в удерживающих системах возможно использование всех подходящих привязей под данный вид работ.

В качестве стропов соединительной подсистемы удерживающей системы могут использоваться любые подходящие стропы, в том числе для позиционирования постоянной или регулируемой длины, эластичные стропы, стропы с амортизатором и средства защиты втягивающего типа.

131. Системы позиционирования, согласно графической схемы 2 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением №10 к Правилам, используются в случаях, когда необходима фиксация рабочего положения на высоте для обеспечения комфортной работы в подпоре, при этом сводится к минимуму риск падения ниже точки опоры путем принятия рабочим определенной рабочей позы.

Использование системы позиционирования требует обязательного наличия страховочной системы.

В качестве соединительной подсистемы системы позиционирования должны использоваться стропы для позиционирования постоянной или регулируемой длины, но могут использоваться средства защиты ползункового типа на гибких или жестких анкерных линиях.

132. Страховочные системы, согласно графической схемы 3 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением №10 к Правилам, используются в случае выявления по результатам осмотра рабочего места риска падения ниже точки опоры работника, потерявшего контакт с опорной поверхностью, при этом их использование сводит к минимуму последствия от падения с высоты путем остановки падения.

В качестве привязи в страховочных системах используется страховочная привязь. Использование безлямочных предохранительных поясов запрещено ввиду риска травмирования или смерти вследствие ударного воздействия на позвоночник работника при остановке падения, выпадения работника из предохранительного пояса или невозможности длительного статичного пребывания работника в предохранительном поясе в состоянии зависания.

В состав соединительно-амортизирующей подсистемы страховочной системы входит амортизатор или устройство функционально его заменяющее. Соединительно-амортизирующая подсистема может быть выполнена из стропов, средства защиты втягивающего типа или средств защиты ползункового типа на гибких или жестких анкерных линиях.

133. Предписанное в технологических картах, ППР на высоте или наряде-допуске расположение типа и места установки анкерного устройства страховочной системы должно:

  • Обеспечить минимальный фактор падения для уменьшения риска травмирования работника непосредственно во время падения (например, из-за ударов об элементы объекта) и (или) в момент остановки падения (например, из-за воздействия, остановившего падение)
  • Исключить или максимально уменьшить маятниковую траекторию падения
  • Обеспечить свободное пространство под работником после остановки падения: при использовании в качестве соединительно-амортизирующей подсистемы стропа с амортизатором – с учетом роста работника, длины стропа, длины сработавшего амортизатора и всех соединительных элементов, при использовании средства защиты втягивающего типа – с учетом страховочного участка

134. Обеспечение требований охраны труда при работах на высоте возможно при применении, установки и эксплуатации анкерных линий, канатов или стационарных направляющих конкретных конструкций возможно только в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.

Читайте также:  Как списать долг по квартплате за 3 года

135. Планом мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ должно быть предусмотрено проведение мероприятий и применение эвакуационных и спасательных средств, позволяющих осуществлять эвакуацию людей в случае аварии или несчастного случая при производстве работ на высоте.

136. Для уменьшения риска травмирования работника, оставшегося в страховочной системе после остановки падения в состоянии зависания, план эвакуации должен предусматривать мероприятия и средства (например, системы самоспасения), позволяющие в максимально короткий срок, но не более 10 минут, освободить работника от зависания.

137. В состав систем спасения и эвакуации, согласно графическим схемам 4 и 5 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренным приложением №10 к Правилам, должны входить:

  • Дополнительные или уже используемые, но рассчитанные на дополнительную нагрузку, анкерные устройства, в том числе использующие анкерные линии
  • Резервные удерживающие системы, системы позиционирования, системы доступа и (или) страховочные системы
  • Необходимые средства подъема и (или) спуска, в зависимости от плана спасения и (или) эвакуации (например, лебедки, блоки, спасательные подъемные устройства, устройства с ручным или автоматическим спуском, подъемники)
  • Носилки, шины, средства иммобилизации
  • Аптечка для оказания первой помощи

138. В зависимости от конкретных условий работ на высоте работники должны быть обеспечены следующими СИЗ — совместимыми с системами безопасности от падения с высоты:

  • Специальной одеждой – в зависимости от воздействующих вредных производственных факторов
  • Касками – для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции, для защиты верхней части головы от поражения переменным электрическим током напряжением до 440 В
  • Очками защитными, защитными щитками и экранами – для защиты от механического воздействия летящих частиц, аэрозолей, брызг химических веществ, искр и брызг расплавленного металла, оптического, инфракрасного и ультрафиолетового излучения
  • Защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами – для защиты рук
  • Специальной обувью соответствующего типа – при работах с опасностью получения травм ног, а также имеющей противоскользящие свойства
  • Средствами защиты органов дыхания – от пыли, дыма, паров и газов
  • Индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами – при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности
  • Средствами защиты слуха
  • Средствами защиты, используемыми в электроустановках
  • Спасательными жилетами и поясами – при опасности падения в воду
  • Сигнальными жилетами – при выполнении работ в местах движения транспортных средств

Проверка СИЗ от падения с высоты

При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

  1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
    • порезы;
    • износ;
    • оплавления;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
    • надрывы;
  2. Нити силовой прошивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
  3. Индикаторы срыва;
  4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
    • деформация;
    • отметины;
    • износ;
    • коррозия;
  5. Элементы обеспечения комфорта:
    • ограничители хода;
    • прошивка защитных компонентов;
    • защитное покрытие;
    • мягкие накладки;
    • разгрузочные петли и др.

Во время функциональных проб проверяют:

  • установку ленты в пряжках;
  • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
  • работу регулировочных пряжек.

При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

  1. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Канатное основание стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое загрязнение;
    • грыжи;
  4. Тросовое основание стального стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • химическое воздействие;
    • следы коррозии;
    • сгибы;
    • скрутки;
  5. Заделка петель;
  6. Защитные коуши:
    • наличие;
    • деформация;
  7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  8. Защитные чехлы:
    • наличие;
    • износ.

При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

  1. Оплётка:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • отметины;
    • химическое воздействие;
    • открытие сердцевины;
    • грыжи;
  2. Нити швов в прошитых концах:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Узлы:
    • форма;
    • износ.

Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

  • жёсткие места;
  • мягкие места;
  • загибы и перекручивания;
  • грыжи;
  • отсутствие оплётки.

При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

Временной интервал между обязательными проверками средств защиты, используемых во время работ на высоте, определяет производитель и указывает в инструкции по эксплуатации на конкретный вид изделия. Как правило, страховочные привязи проходят проверку не реже чем одни раз в 12 месяцев. Однако лицо, ответственное за эксплуатацию подобных изделий, может сократить этот срок в зависимости от условий, в которых эксплуатируется привязь. Например, чаще одного раза в год проверяют страховку, которая подвергается риску воздействий высоких температур, агрессивных химических элементов, повышенной влажности. Причем пункт 96 ПОТ обязывает работника, который использует привязь, проверять ее перед началом работ и по их окончанию. Делается это путем визуального и тактильного осмотра СИЗ, включая:

  • внешний осмотр;
  • проверка на наличие коррозии;
  • выявление следов деформации;
  • проверка срока годности и наличия маркировки.

В большинстве случаев разрешается использовать средства индивидуальной защиты не более 5 лет.

В настоящее время в правилах по охране труда (Приказ 155н) исключен пункт, обязывающий работодателя проводить испытания СИЗ нагрузками (динамическими и статическими). Таким образом, рассматривая вопрос периодичности проверки страховочной привязи, стоит обратить внимание лиц, закрепленных за средствами страховки именно на этот пункт. Однако если отраслевые нормы содержат требование испытывать страховку таким образом, это необходимо делать.

Как испытывать страховочную привязь перед эксплуатацией?

В соответствии с п. 124 Правил работник, который будет пользоваться системой обеспечения безопасности работ на высоте, должен провести осмотр её элементов, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей и сразу после работы. Проверяя перед использованием страховочную привязь и другие элементы системы, необходимо убедиться:

  • в совместимости материалов, деталей конструкции и узлов системы безопасности;

  • в отсутствии разрывов, порезов, разлохмачивания, слабых участков, следов химического воздействия и воздействия высоких температур на деталях из текстиля;

  • в отсутствии механических повреждений и следов коррозии на деталях из металла;

  • в надёжности и работоспособности креплений;

  • в соответствии регулируемых параметров привязи размерам работника.

Как испытывать страховочную привязь

Чтобы подтвердить сохранность снаряжения, устанавливаются сроки проверки страховочной привязи. Определенных дат здесь нет. Просто перед каждым случаем использования ответственное лицо проводит визуальный осмотр и, при необходимости, динамическую проверку конструкции. Такой человек может быть представителем комиссии по охране труда или работодатель официально назначает его ответственным за соблюдение техники безопасности на предприятии.

Как правило это определенные лица:

  • обученные на 3 группу по безопасности работ на высоте с указанием, что они прошли подготовку по периодическому осмотру СИЗ;
  • прошедшие обучения у производителя или его представителя по осмотру определенной марки СИЗ.

Производитель снаряжения обычно оговаривает в инструкции плановую периодичность испытания страховочной привязи – она составляет каждые 12 месяцев. Таким образом, вне зависимости от того, насколько интенсивно используется оборудование и проверяют ли его перед каждой эксплуатацией, привязь должна проверяться еще и согласно указаниям производителя.

Читайте также:  Виды пенсий по инвалидности в 2024 году

Перед применением проверка страховочной привязи проходит по следующей схеме:

  • внешний и тактильный осмотр;
  • проверка всех элементов конструкции на предмет обнаружения деформаций, коррозии и так далее;
  • проверка бирки привязи;
  • сверка с заявленным сроком годности.

Внимательному осмотру (как визуально, так и на ощупь) подвергаются стропы, крепления, швейные нити, механизмы спуска и все прочие элементы. После того как проверка завершена, заполняется идентификационная карта страховочной привязи или специальный журнал осмотра.

По результатам проверок, на основании заключения компетентного лица, СИЗ (страховочная привязь), либо допускается к дальнейшей эксплуатации, либо исключается из эксплуатации, отбраковывается и списывается.

Этапы проверки СИЗ от падения с высоты

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности.

Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

Компетентное лицо по проверке СИЗ

Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности, группа подтверждается удостоверением, которое можно получить после прохождения очного или удалённого обучения безопасным методам работы на высоте. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

  • текущие требования к периодическим проверкам СИЗ;
  • рекомендации и инструкции производителей страховочных средств.

Он должен уметь:

  • определять и оценивать значимость дефектов;
  • устанавливать степень износа СИЗ;
  • инициировать мероприятия по уходу и ремонту;
  • составлять акт о списании непригодных страховочных средств и их элементов.

Для соответствия этим требованиям назначенному лицу может потребоваться обучение, как вводное (перед началом работы), так и повышающее квалификацию (при вводе в эксплуатацию новых моделей СИЗ и пр.).

Этапы проверки СИЗ от падения с высоты

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности.

Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

Периодичность испытания страховочного пояса

Все средства защиты должны изготавливаться в строгом соответствии с государственными стандартами и техническими условиями. Правила эксплуатации и периодичность испытания страховочного пояса определяет производитель изделия. Например, стандарт указывает, что пояс должен выдерживать разрывную нагрузку более 700 кгс. Рассчитан он и на сопротивление динамической нагрузке, величина которой равна падению груза массой 100 кг с высоты 2-х строп.

Важной частью страховочного пояса является карабин. Это металлическая деталь состоит из таких элементов:

  • крюк;
  • замковое соединение;
  • замыкатель;
  • затвор;
  • шарнирное соединение;
  • рабочий участок.

Особенность конструкции карабина заключается в том, что для его закрытия или открытия можно пользоваться одной рукой.

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

  1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
    • порезы;
    • износ;
    • оплавления;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
    • надрывы;
  2. Нити силовой прошивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
  3. Индикаторы срыва;
  4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
    • деформация;
    • отметины;
    • износ;
    • коррозия;
  5. Элементы обеспечения комфорта:
    • ограничители хода;
    • прошивка защитных компонентов;
    • защитное покрытие;
    • мягкие накладки;
    • разгрузочные петли и др.

Во время функциональных проб проверяют:

  • установку ленты в пряжках;
  • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
  • работу регулировочных пряжек.

При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

  1. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Канатное основание стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое загрязнение;
    • грыжи;
  4. Тросовое основание стального стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • химическое воздействие;
    • следы коррозии;
    • сгибы;
    • скрутки;
  5. Заделка петель;
  6. Защитные коуши:
    • наличие;
    • деформация;
  7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  8. Защитные чехлы:
    • наличие;
    • износ.

При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

  1. Оплётка:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • отметины;
    • химическое воздействие;
    • открытие сердцевины;
    • грыжи;
  2. Нити швов в прошитых концах:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Узлы:
    • форма;
    • износ.

Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

  • жёсткие места;
  • мягкие места;
  • загибы и перекручивания;
  • грыжи;
  • отсутствие оплётки.

Виды монтажных поясов

Конструктивное исполнение фала определяет различное предназначение страховочных поясов – некоторые модели используются только для работ определённого рода, например:

  • пояс с ленточным фалом из капрона предназначен для исключающих воздействие огня работ на воздушных ЛЭП, атомных и электростанциях;
  • монтажный пояс со стропом из металлического троса рекомендован для высотных электросварочных и газорезательных монтажно-ремонтных работ;
  • пояс с полиамидным канатом в качестве стропа предназначается для исключающих наличие огня работ на воздушных ЛЭП, нефтяных вышках и прочих высотных промышленных и гражданских сооружениях;
  • монтажный пояс с цепным металлическим стропом обычно используется при проведении электросварочных и газорезательных работ.
Читайте также:  Адресная социальная помощь в Ростовской области размер в 2024 году

Какой бы тип пояса не был выбран, важно, чтобы он сохранял свои эксплуатационные характеристики при критических низких и высоких температурах – средний рабочий температурный диапазон таких приспособлений определён как -40°…+40°.

Испытания предохранительных поясов 2021

  • визуальную и тактильную проверку состояния и функциональности СИЗ;
  • внешний осмотр анкерных устройств на предмет отсутствия механических повреждений, следов коррозии и деформации;
  • проверку наличия маркировок и срока годности изделия.

Ответ на этот простой вопрос лежит на поверхности – без монтажного пояса или любого другого средства индивидуальной безопасности человека выполнение высотных работ запрещено, применение страховочных и опорных устройств в обязательном порядке регламентировано правилами техники безопасности. При этом следует учесть, что даже надёжная конструкция пояса, используемые материалы и фурнитура высокого качества и прочности, тщательно продуманный с точки зрения комфорта и до мельчайших деталей дизайн не являются полноценным средством безопасности. Ввиду резко возрастающего давления на спинные позвоночные отделы при срыве и, как следствие, серьёзного риска паралича нижних конечностей, вероятности выпадения из пояса в момент рывка предохранительный пояс можно рассматривать лишь как средство удержания тела человека в рабочей позиции – для обеспечения безопасности высотных работ необходимо использовать привязи (позиционные, опорные, удерживающие, страховочные).

  1. Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
      наличие;
  2. коррозия;
  3. деформация;
  4. отметины;
  5. трещины;
  6. износ;
  7. Лента амортизатора:
      порез;
  8. износ;
  9. обожженные места;
  10. отметины;
  11. химическое загрязнение;
  12. слабые участки;
  13. Нити силовой зашивки:
      обрезанные;
  14. истёртые;
  15. оборванные;
  16. вытянутые;
  17. со следами химического воздействия;
  18. Гибкая анкерная линия:
      порезы;
  19. износ;
  20. жёсткость;
  21. разлохмачивание;
  22. вздутие;
  23. следы воздействия высоких температур;
  24. химическое воздействие;
  25. грыжи;
  26. Защитные коуши и чехлы:
      наличие;
  27. деформация.

5 и 6. Испытательную нагрузку создают с помощью полиспастов, талей или лебедок через динамометр.Благодаря вступившему в мае 2021 года в силу Приказу Минтруда №155Н появились не только головные боли по поводу запрета на монтажные пояса, но и пропала необходимость ежегодно (а у некоторых производителей не реже 2 раз в год) отвозить все СИЗ от падения- страховочные привязи, страховочные стропы на специальный чудо-стенд где происходило издевательство над продукцией будоражущее воображение действие.

Испытание страховочных привязей

СП перед каждым использованием должны тщательно осматриваться, а работа крепежей, застежек и пряжек — проверяться. В случае обнаружения потертостей, надрезов, оборванных нитей или непрочной фиксации, такая СП не допускается к эксплуатации.

Вообще же время плановые испытания и проверка страховочных привязей для работы на высоте регламентируются назваными ранее ГОСТами. В них приводится инструкция, которая прописывает порядок утилизации негодных страховочных привязей для работы на высоте. Все они должны обязательно уничтожаться. Так как в противном случае не исключено их случайное применение.

К каждой СП прилагается инструкция. В ней содержатся рекомендованные условия хранения и эксплуатации СП. В общих чертах, не зависимо от конкретной модели, все эти правила можно свести к следующим пунктам:

  • Хранение в сухих помещениях.
  • Защита СП от огня или едких химикатов.
  • Мытье от загрязнений теплой водой и естественная сушка.
  • Использование только в течении положенного срока. По истечении его — обязательная утилизация независимо от состояния СП.

В какие сроки осматривается страховочная привязь

Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи. Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 [1], могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.

Все крепежные пряжки (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было застегнуть только одним правильным способом или чтобы все возможные способы их застегивания соответствовали требованиям прочности и работоспособности.

1 — наплечная лямка; 2 — вспомогательная лямка; 3 — ремень, используемый в положении сидя; 4 — набедренный ремень; 5 — спинная опора для рабочего позиционирования; 6 — регулировочный элемент; 7 — элемент крепления для останова падения; 8 — пряжка; 9 — элемент крепления для рабочего позиционирования;

Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения. [ЕН 363:2002]

Проверка СИЗ от падения с высоты

При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

  1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
    • порезы;
    • износ;
    • оплавления;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
    • надрывы;
  2. Нити силовой прошивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
  3. Индикаторы срыва;
  4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
    • деформация;
    • отметины;
    • износ;
    • коррозия;
  5. Элементы обеспечения комфорта:
    • ограничители хода;
    • прошивка защитных компонентов;
    • защитное покрытие;
    • мягкие накладки;
    • разгрузочные петли и др.

Во время функциональных проб проверяют:

  • установку ленты в пряжках;
  • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
  • работу регулировочных пряжек.

При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

  1. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Канатное основание стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое загрязнение;
    • грыжи;
  4. Тросовое основание стального стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • химическое воздействие;
    • следы коррозии;
    • сгибы;
    • скрутки;
  5. Заделка петель;
  6. Защитные коуши:
    • наличие;
    • деформация;
  7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  8. Защитные чехлы:
    • наличие;
    • износ.

При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

  1. Оплётка:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • отметины;
    • химическое воздействие;
    • открытие сердцевины;
    • грыжи;
  2. Нити швов в прошитых концах:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Узлы:
    • форма;
    • износ.

Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

  • жёсткие места;
  • мягкие места;
  • загибы и перекручивания;
  • грыжи;
  • отсутствие оплётки.

При визуальном осмотре зажима внимание проверяющего сосредотачивается на состоянии следующих элементов:

  1. Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  2. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  3. Нити силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  4. Гибкая анкерная линия:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое воздействие;
    • грыжи;
  5. Защитные коуши и чехлы:
    • наличие;
    • деформация.

На функциональных пробах проверяют:

  • работу запирающего механизма;
  • эффективность работы возвратной пружины;
  • передвижение вдоль анкерной линии;
  • остановку при воздействии нагрузки.

Испытание страховочных привязей

Ниже приводится выдержка из ГОСТА. Покупая стенд для испытания страховочных привязей вы получаете оборудование полностью соответствующее всем техническим условиям и нормативным документам. Испытание привязей производится самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. Испытание проводится на специальном стенде, ВАШИМ, аттестованным сотрудником. Для данного вида испытаний используется манекен, специально изготовленный для этой цели.

В дополнение к инструкции по эксплуатации следует указывать, какой именно элемент крепления страховочной привязи следует применять в страховочной системе по ЕН 363 или удерживающей системе по ГОСТ Р 12.4.205. Инструкции по эксплуатации должны содержать всю необходимую информацию для правильного надевания страховочной привязи.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *