Нужно ли в 2024 неисключительное право использование по отражать на 01 счете бюджетный учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли в 2024 неисключительное право использование по отражать на 01 счете бюджетный учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату

Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).

Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.

Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Неисключительное право пользования НМА принимается к учёту по первоначальной стоимости (п. 10 СГС «Нематериальные активы»).

Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.

Срок полезного использования НМА

Что влияет на определение срока полезного использования НМА, созданных собственными силами организации?

Когда объект НМА создан организацией и срок его возможного использования не ограничивается поставщиками прав или официальными разрешениями, необходимо проанализировать факторы, основанные на планах руководства по использованию НМА с учетом рыночной среды, в которой организация ведет свою деятельность. ФСБУ 14/2022 среди прочих факторов обращает внимание составителей бухгалтерской отчетности на такие факторы, как ожидаемый период использования объекта нематериальных активов с учетом нормативных, договорных и других ограничений использования или ожидаемое моральное устаревание, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию, работы, услуги, производимые с использованием нематериального актива.

Срок полезного использования НМА может быть ограничен сроком полезного использования иного актива, с которым объект НМА непосредственно связан (например, сроком полезного использования материального носителя (вещи), в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации).

Перечень факторов, которые содержит ФСБУ 14/2022, является открытым, то есть у организации есть определенная свобода для выбора того ограничивающего фактора, который будет определять СПИ объекта. Например, при производстве видеоконтента срок полезного использования различных фильмов может зависеть от характера фильма и от условий проката таких фильмов на рынке. Для новостных сюжетов срок полезного использования может быть настолько коротким, что признак НМА, выраженный в способности приносить организации экономические выгоды в течение более чем 12 месяцев, будет отсутствовать. А для исторических, исследовательских, инновационных передач, востребованность которых на рынке на основании запросов дилеров со временем возрастает, срок полезного использования может ограничиваться только волей обладателя исключительных прав на его воспроизведение.

Как устанавливать срок для бессрочных лицензий?

Переход на ФСБУ 14/2022 и изменения ФСБУ 26/2020

Затраты на лицензии на осуществление отдельных видов деятельности были признаны расходами в период их возникновения. Лицензии соответствуют признакам НМА, согласно ФСБУ 14/2022. Должны ли быть приняты к учету НМА в виде этих лицензий при переходе на стандарт?

Если организация воспользовалась правом на особый порядок перехода на ФСБУ 14/2022, который предполагает проверку на момент перехода только тех активов, что числятся в учете, то непризнанные ранее активы не предполагается восстанавливать. Здесь важно, что выбор учетной политики при переходе должен обеспечить достоверность бухгалтерской отчетности организации. Поэтому в случае, если информация о НМА в форме лицензии на осуществление отдельных видов деятельности по каким-либо признакам является существенной для бухгалтерской отчетности организации, то переход на стандарт должен осуществляться ретроспективным способом. Тогда у организации возникнет актив как в отчетном периоде, так и в сопоставимых.

Читайте также:  Какие субсидии положены малоимущим многодетным семьям в 2024 в Воронежской обл

Каким образом из существующего НМА выделить материальную часть?

Первоначальная стоимость материального носителя, в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, рассчитывается исходя из фактических затрат на приобретение, создание такого материального носителя. Расчетная стоимость является основным способом оценки. Альтернативные способы (исходя из справедливой стоимости материального носителя, чистой стоимости его продажи, стоимости аналогичных ценностей) могут быть применены, если фактические затраты невозможно определить, и в любом случае – в пределах первоначальной стоимости объекта нематериальных активов.

Текущие требования и проблемы

Включение неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете имеет как свои требования, так и проблемы, которые необходимо учесть при рассмотрении этого вопроса.

Среди требований можно выделить следующие:

  1. Необходимость учета всех видов использования неисключительных прав.
  2. Точность и достоверность информации о правах, на основании которых производится учет.
  3. Соблюдение заявленных сроков и правил учета.
  4. Обеспечение возможности анализа данных и формирования отчетов на основе учетной информации.

Однако, в процессе включения неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете возникают следующие проблемы:

  • Отсутствие единых стандартов и регламентов по учету неисключительных прав, что приводит к различиям в интерпретации требований.
  • Сложность определения цены использования неисключительных прав, особенно в случаях, когда право имеет определенный период действия.
  • Необходимость постоянного обновления и ведения учетных документов, чтобы отражать все изменения и операции.
  • Отсутствие единой информационной системы, которая позволяла бы автоматизировать учетную деятельность и обмен данными.

Все перечисленные требования и проблемы должны быть учтены при рассмотрении вопроса о включении неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете в 2024 году. Необходимо разработать соответствующие регламенты и стандарты, обеспечить доступность и надежность учетной информации, а также обеспечить ее удобство использования для анализа и отчетности.

Краткий обзор существующих подходов и регулирования

Один из подходов заключается в полном исключении неисключительного права использования из бюджетного учета на 01 счете. В этом случае, право использования считается нематериальным активом и не отражается в бухгалтерии организации. Такой подход позволяет упростить учет и избежать возможных ошибок или споров.

Другой подход заключается в частичном включении неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете. В этом случае, право использования отражается в учете только в случаях, когда оно имеет значительную стоимость или влияние на финансовые показатели организации. Такой подход позволяет сохранить более детальную информацию о правах использования.

Также существуют различные модели регулирования неисключительного права использования, которые варьируются в зависимости от сферы деятельности организации и законодательства. Некоторые модели, например, предлагают учет прав использования на специальных счетах или формирование резервов на возможные расходы.

Можно ли установить лимит стоимости НМА?

Вместо этого, организации могут применять различные методы контроля стоимости НМА с помощью дополнительных мер, таких как:

  • Оценка рыночной стоимости — для определения объективной стоимости НМА;
  • Организация внутреннего контроля — для избежания необоснованных расходов на приобретение и использование НМА;
  • Планирование бюджета — для определения лимитов расходов на НМА и предотвращения их превышения;
  • Документирование и учет — для прозрачности и контроля всех операций с НМА;
  • Обучение персонала — для повышения осведомленности сотрудников об эффективном использовании НМА.

Важно отметить, что ограничение стоимости НМА может ограничить возможности организации в реализации своих бизнес-целей и получении преимуществ перед конкурентами. Поэтому рекомендуется балансировать необходимость контроля расходов с потребностями организации в развитии и инвестировании в НМА.

Таким образом, организации могут установить собственные меры контроля стоимости НМА, но непосредственное ограничение стоимости не является возможным. Рациональное планирование бюджета, оценка рыночной стоимости, контроль и учет операций с НМА являются основными инструментами для обеспечения эффективного управления данными активами.

По какому КОСГУ отразить приобретение справочно-правовой системы КонсультантПлюс

  • Установленной в договоре – если программу покупаете по отдельному договору. Периодические платежи или единовременный платеж за право пользоваться программой спишите на финансовый результат;
  • В условной оценке один руб. за один объект – программу покупаете вместе с оборудованием.

Важно! С 01.01.2023 такие расходы нужно будет отражать по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

  • срок действия лицензионного договора;
  • срок, определенный комиссией по поступлению и выбытию активов, если лицензионным договором установлено право использовать программное обеспечение без ограничения срока. В этом случае рекомендуем исходить из срока в пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
  • или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
  • или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
  • или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).
Читайте также:  Целевое направление от авиакомпании аврора

Расходы в виде разового платежа за приобретение неисключительных прав на ПО, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределите равномерно в течение срока действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывайте на последний день отчетного (налогового) периода (Письмо Минфина от 14.05.2023 N 03-03-06/1/34302). Если из условий договора или требований гражданского законодательства определить срок использования программы для ЭВМ невозможно, то вы вправе (при методе начисления) самостоятельно определить период, в течение которого будете учитывать эти расходы, придерживаясь принципа равномерности признания доходов и расходов (Письмо Минфина от 30.12.2010 N 03-03-06/2/225). Этот же порядок применяется к расходам на последующую модификацию программы для ЭВМ (Письмо Минфина от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743).

Следовательно, программы, которые установлены на компьютере, например, windows, Office и др. аналогичные программы без которых компьютер не сможет работать полноценно учтите в стоимости компьютера. Т.е. расходы на приобретение указанных программ, без которых вычислительная техника не может осуществлять свои функции, следует рассматривать как расходы на приведение объекта основных средств в состояние, пригодное к использованию. Поэтому необходимые для работы компьютера программы включаются в его первоначальную стоимость. А по забалансовому счету сделайте дополнительную проводку по стоимости 1 программа – 1 рубль. Такие программы как антивирус и другие аналогичные программы, которые получены учреждением в пользование, следует учитывать на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости указанной в договоре. Порядок передачи компьютерных программ подведомственным структурам установите локальным актом по учреждению.

Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила

В этом случае оформляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 0 401 20 226 (0 109 Х02 226) Кредит 0 302 26 73Х3 — отражены расходы на приобретение ПО;

Увеличение забалансового счета 01 — отражено поступление ПО;

Дебет 0 302 26 83Х4 Кредит 0 201 11 610 (у казенного учреждения — 1 304 05 226), одновременно увеличение забалансового счета 18 к счету 201 11 — погашена кредиторская задолженность перед поставщиком;

Уменьшение забалансового счета 01 — по истечении срока действия лицензии отражено списание нематериального актива, полученного в пользование.

На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:

Счет аналитического учета Наименование
0 111 41 000 Права пользования жилыми помещениями
0 111 42 000 Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)
0 111 44 000 Права пользования машинами и оборудованием
0 111 45 000 Права пользования транспортными средствами
0 111 46 000 Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным
0 111 47 000 Права пользования биологическими ресурсами
0 111 48 000 Права пользования прочими основными средствами
0 111 49 000 Права пользования непроизведенными активами

Учет Неисключительной Лицензиив Бюджетном Учете 2021 Года

По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

Шаг — 1
Чтобы понять, как отразить покупкукомпьютера, сначала необходимо ознакомиться с накладными и счет-фактурами. Если в официальных документах товар прописан одной строкой, например, «Компьютер, стоимость 30000 рублей», тогда учитывать его в балансе нужно одним целым. Если же вся комплектация указана по наименованию, то и оприходовать необходимо, согласно перечню. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации .

Например: федеральное казенное учреждение приобрело по лицензионному договору неисключительные права на программный продукт стоимостью 360 000 руб., срок действия договора – 36 месяцев. Согласно учетной политике федерального казенного учреждения расходы будущих периодов признаются расходами текущего финансового года ежемесячно в течение периода, к которому они относятся.

Читайте также:  Повышение выплат ветеранам труда в 2024 году в Краснодарском крае

На баланс ПО ставится по первоначальной стоимости, в которую включаются понесенные расходы по приобретению лицензионного продукта. Если стоимость программы не превышает 100 тысяч рублей, то по правилам налогового учета актив может быть признан неамортизируемым. В бухгалтерском учете порог отнесения объектов к амортизируемым находится на отметке 40 тысяч рублей.

  1. Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением.
  2. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код.
  3. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и(или) целями предоставления

Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания. Определим, какие нарушения встречаются чаще всего, и как их избежать.

Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

1) аналитические коды группы синтетического счета:

  • 20 – особо ценное движимое имущество;

  • 30 – иное движимое имущество;

  • 90 – имущество в концессии;

2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • I «Программное обеспечение и базы данных»;

  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.

Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату

Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).

Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.

Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учет Права Пользования Программным Обеспечением В Бюджетном Учреждении В 2021

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н.

Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности.

Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Еще в 2023 (после регистрации Приказа № 133н) бюджетникам придется учитывать на подстатье 273 КОСГУ «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» выбытие денег при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проведите операцию в бухучете днем признания требования о возмещении ущерба или днем поступления денег в счет погашения долга.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *