Налог на машину в Казахстане в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на машину в Казахстане в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Помимо официального сайта KGD.GOV есть и другие приложения, с помощью которых легко узнать сумму задолженности. Скачайте мобильное приложение E-Salyq Azamat. Перейдите в раздел «Налоговый кошелек» из личного кабинета. Подходит в том случае, если вы знаете сумму оплаты. Чтобы войти в приложение номер телефона должен быть зарегистрирован в базе по ИНН. Эта мера необходима для безопасности данных.

Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)

Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.

  1. Согласно пункту 1 статьи 492 действующего Налогового кодекса РК, ваше авто относится к группе «свыше 2 000 см³ до 2 500 см³ включительно». Ставка налога для этой группы — 6 МРП.
6 × 3 063 = 18 378 тг
  1. Эта сумма ещё не окончательная. Теперь следует учесть «лишние кубики», а именно: доплатить по 7 тенге за каждую единицу превышения объёма 2000 см³. Таких «кубиков» в вашем случае — 300
300 × 7 = 2 100 тг
  1. Осталось сложить обе полученные суммы.
18 378 + 2 100 = 20 478 тг

Таблицу налогов для казахстанских компаний возглавляет налог на прибыль (его также называют корпоративным подоходным налогом). Базовая ставка равна 20%.

КПН – это налог, который платят компании (ТОО, ТДО, АО и т. д.) с полученного дохода. КПН уплачивают компании-резиденты и юридические лица-нерезиденты, работающие в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.

Однако налоговая система в стране предусматривает различные специальные режимы для представителей малого и среднего бизнеса, которые позволяют платить меньше.

Так, при упрощенном режиме предприниматели платят всего 3% от дохода (за полгода). Однако такая система актуальна не для любого бизнеса. На упрощенке могут работать компании, которые отвечают трем условиям:

  1. Их прибыль не превышает 24 038 МРП.
  2. Количество работников – до 30 человек.
  3. Компании, услуги которых не затрагивают деятельность по агентским договорам и не имеют структурных подразделений. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в статье 683 НК РК (пункт 2, подпункт 3).

Также можно воспользоваться режимом фиксированного вычета. Он позволяет получить вычет до 30%, но предусматривает, что все расходы будут подтверждены документально. Например, прибыль вашей организации за год составила 10 млн тенге. Документально вы подтвердили расходы в размере 5 млн тенге. В этом случае можно воспользоваться вычетом 30% от дохода – он составит 3 млн тенге. Таким образом, общая сумма (расходы + вычет) составит 8 млн тенге. Однако предприниматель может вычесть расходы только тогда, когда они не превышают 70% от дохода. 8 млн – это превышение. Значит, вычесть можно лишь 7 млн (равно 70%). Таким образом, налоговая база составит всего 3 млн тенге (10 млн минус 7 млн).

Но, конечно, и здесь есть свои ограничения. Во-первых, фиксированный вычет актуален только для бизнеса, доход которого не превышает 144 184 МРП. Во-вторых, в компании могут работать до 50 человек. Третье ограничение связано с видом деятельности – оно такое же, как и для упрощенки.

Обратите внимание, что постоянные учреждения иностранных юрлиц платят не только налог на прибыль, но также налог на чистый доход филиалов. Он составляет 15% от той суммы дохода, которая осталась после вычета корпоративного подоходного налога.

Налоговые ставки на легковые авто в Казахстане

Объем двигателя, куб.см

Налоговая ставка в МРП

До 1 100 включительно

1

От 1 100 до 1 500 включительно

2

От 1 500 до 2 000 включительно

3

От 2 000 до 2 500 включительно

6

От 2 500 до 3 000 включительно

9

От 3 000 до 4 000 включительно

15

От 4 000

117

Налоговые ставки на легковые авто с объемом двигателя более 3000 куб.см, произведенных или ввезенных в Казахстан после 31 декабря 2013 года

Объем двигателя, куб.см

Налоговая ставка в МРП

От 3 000 до 3 200 включительно

35

От 3 200 до 3 500 включительно

46

От 3 500 до 4 000 включительно

66

От 4 000 до 5 000 включительно

130

От 5 500

200

Что такое «центр жизненных интересов» физического лица в Казахстане?

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РК центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в РК при одновременном выполнении следующих условий:

  • физическое лицо имеет гражданство РК или разрешение на постоянное проживание в РК, то есть ВНЖ;

  • в РК проживает супруг (а) или близкие родственники физического лица;

  • наличие в РК недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

Читайте также:  ДНР и пенсии в ноябре в 2024 году

Хочется отметить, что критерий «центра жизненных интересов», в первую очередь интересен работникам без гражданства РК, заинтересованным в сотрудничестве с компаниями Казахстана, чтобы быстрее доказать связь с РК и получить документ подтверждающий статус налогового резидента РК, после чего уже можно применять налоговые вычеты существенно снижающие налоговую нагрузку.

Диспозицией п. 3 ст. 217 НК РК четко установлено, что признание физического лица по критерию «центра жизненных интересов» возможно исключительно при одновременном выполнении указанных в п. 3 ст. 217 НК РК условий, которые содержат широкие формулировки требующие пояснения, например «недвижимое имущество принадлежащее на иных основаниях», «доступное в любое время для проживания».

Под «иными основаниями владения» можно буквально понимать, не только право собственности на недвижимое имущество, но и право временного владения и пользования недвижимостью, например по договору аренды (найма), когда физическое лицо самостоятельно доказывает связь с республикой, то есть заключило договор аренды (найма), является временным владельцем и пользователем недвижимости в РК, которая «доступна в любое время для проживания» в течение срока действия договора аренды (найма).

Как открыть ИП / ТОО в Казахстане в 2023 г.

Казахстан допускает регистрацию иностранцами товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) на одинаковых условиях с гражданами РК, после получения ИИН и ЭЦП, через личный визит или онлайн, при этом ТОО не привязывается к РПП (ВНЖ) учредителя иностранца или статусу директора, при соблюдении некоторых особенностей, вести деятельность от имени ТОО, можно даже онлайн.

Иностранцы граждане ЕАЭС (Армения, Киргизия, РБ, РФ), а также граждане Таджикистана, вправе зарегистрировать в Казахстане ИП и вести предпринимательскую деятельность, исключительно при наличии у иностранца РПП (ВНЖ), то есть любимая тема фрилансеров, физическое лицо уехало, а ИП осталось тут почти не работает.

В данной статье, я не буду описывать как открыть ИП в Казахстане, так как процесс очень легкий и все делается онлайн, основной сложностью является получение и поддержание ВНЖ в активном состоянии, то есть необходимо пребывать в РК как минимум 183 дня в течение 12 месяцев, в ином случае появляется риск аннулирования ВНЖ и прекращение статуса ИП соответственно.

Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?

С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.

С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.

В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.

Что надо знать владельцам ИП и компаний?

С этого года ни ипэшники, ни юридические лица больше не должны хранить пять лет кассовые и товарные чеки, сменные отчёты или книги учёта наличных денег. Нет необходимости и прикладывать подтверждающие документы из учётных регистров, если не согласны с нарушениями по результатам камерального контроля, если средняя степень риска.

Также из Налогового кодекса исключили требование о нотариальном засвидетельствовании копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.

C 2024 года местные представительные органы смогут снизить ставку розничного налога. Сделать это нужно до 31 марта. Это позволит предпринимателям с начала года уменьшить ставку до 50 %.

Кроме того, в этом году представители компаний будут выплачивать обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) в ЕНПФ. В 2024 году юрлица будут отчислять 1,5 %, но к 2028 году процент вырастет до пяти. Деньги будут перечислять за работников, родившихся после 1 января 1975 года. А получать выплаты за счёт ОПВР будут те, кто выйдет на пенсию аж в 2038 году. Эти деньги условно накопительные и не являются собственностью работника, их не смогут наследовать и не смогут отдать в доверительное управление.

Наряду с электронным способом получения решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур теперь налогоплательщики могут в особых случаях рассчитывать на почтовое отправление заказным письмом с уведомлением или под роспись.

Читайте также:  Дарение квартиры полученной по наследству между родственниками

Растаможка в России при покупке автомобиля в Казахстане – все расходы

Между Россией и Казахстаном действует соглашение о свободном перемещении товаров, поэтому формально пересечение госграницы двух стран автомобилем, т. е. ввоз машины в России, не будет требовать уплаты растаможки.

Однако это послабление действует только в том случае, если транспортное средство произведено на территории Казахстана или было растаможено (с ПОЛНОЙ оплатой всех пошлин) при его ввозе из-за границы. Также покупателю-россиянину придется принять во внимание внутренние законодательные акты, которые касаются вывоза за пределы Казахстана автомобилей, приобретенных по «льготным» ценам.

Чтобы окончательно поставить точку в вопросе, понадобится ли растаможка при вывозе машины из Казахстана в Россию, рекомендуется еще перед заключением сделки проверить, прошел ли автомобиль все таможенные очистки, и может ли он свободно эксплуатироваться (в том числе продаваться) на территории ТС/ЕАЭС.

Универсальное же решение данного вопроса при приобретении «льготного» авто в настоящий момент сводится к покупке транспортного средства у физлица, являющегося гражданином Казахстана.

В этом случае обязательными расходами при пересечении машиной границы станут:

  • Утилизационный сбор – 3400 рублей за автомобиль возрастом до 3 лет и 5200 рублей за машину возрастом старше 3 лет.
  • Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) – около 25000 рублей.
  • Акциз по ставке в зависимости от количества лошадиных сил двигателя – от 55 рублей за 1 л. с. (при мощности мотора 90-150 л. с.) и выше.

Плюсы и минусы «пригона» авто из Казахстана

На самом деле, в 2024 году покупка машины в Казахстане для гражданина России продолжает готовить массу не всегда приятных сюрпризов. С ними преимущественно сталкиваются те, кто решает лично отправиться за машиной:

  • Конвертация российских рублей в тенге. Пытаясь сделать это через коммерческие банки, можно столкнуться с курсами, вдвое ниже официальных. И это сразу же делает покупку машины мероприятием крайне невыгодным. Как вариант – снятие тенге в банкоматах, принимающих карты платежной системы МИР, но такой обмен удается совершить не во всех казахских банках, да и курсы конвертации от учреждения к учреждению тоже могут значительно отличаться.
  • Новой проблемой в 2024 году может стать продолжающаяся санкционная политика в отношении России. Многие автосалоны Казахстана начинают перестраховываться и отказываются даже от опосредованного сотрудничества с российскими покупателями. От этого приходится несладко, прежде всего, «серым» дилерам, сталкивающимся с дополнительными издержками. Эти расходы, в свою очередь, отражаются на цене «пригона» машины в РФ, т. е. ложатся на плечи конечного покупателя.
  • Среди минусов покупки авто в Казахстане можно назвать и отсутствие гарантийного обслуживания. Это касается новых автомобилей, для которых бесплатные сервисные работы на территории РФ оказываются просто недоступными. Причина – согласно пункту договора-купли продажи, при смене юрисдикции производитель никакой ответственности за состояние автомобиля не несет.

В противовес этим минусам фактически ставится лишь одно преимущество – доступ к широкой номенклатуре марок и моделей легковых автомобилей – европейских, китайских, корейских, американских, японских и др. Здесь же и собственная промышленность в виде сборочных площадок, выпускающих автомобили Kia, Hyundai, Chevrolet и JAC.

Несмотря на местами очень большие наценки, в Казахстане россияне достаточно легко могут найти любую нужную иномарку – новую или с пробегом, в том числе привезенную из-за океана; а если повезет, то и серьезно сэкономить на такой покупке.

Кроме того, решение части проблем, связанных с банковскими курсами обмена валюты или казахскими автосалонами, всегда можно переложить на «перегонщиков», явно разбирающихся в этих вопросах лучше любого рядового покупателя.

Кто платит налог, а кто – не платит?

Согласно Налоговому кодексу страны, плательщиками налога являются физлица и юрлица, которые имеют в собственности, либо на правах управления транспортные средства.

При этом законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан. В частности, освобождены от уплаты налога компании-производители сельхозпродукции, а также руководители хозяйств. Им не нужно платить налог с техники, которая используется для производства продукции.

Также не платят налоги на транспорт структуры государства и учебные заведения, предназначенные для получения среднего образования. Общественные организации инвалидов освобождены от уплаты в отношении 1 автобуса и 1 легковушки с объемом до 3 000 куб. см.

Льготы по оплате налога имеют участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и соцтруда, матери со званием «Мать-героиня», лица, получившие национальные ордены, звания. Для них действует освобождение от уплаты налога в отношении одного транспортного средства. Если у граждан обнаружится нескольких автомобилей, то льготу можно получить по машине, которая предусматривает наибольший размер налога.

Налоги платить нужно с любых транспортных средств, кроме автосамосвалов с возможностью подъема на борт более 40 тонн, автомобилей медиков, судов, автомобилей, которые уже облагаются налогом на имущество.

В некоторых случаях закон позволяет приостановить начисление налога. Это случится, если, например, автомобиль гражданина был похищен. По бумагам гражданин все еще является собственником, однако по факту транспортное средство находится в руках похитителей.

Чтобы налоговые органы перестали начислять налог на период розыска транспортного средства, необходимо наличие сведений, которые подтверждают факт начала уголовного дела по делу о похищении. Такие сведения обычно передают налоговикам структуры, отвечающие за регистрацию автомобилей.

Читайте также:  Обращение в минздрав с жалобой как писать жалобу

Точкой отсчета для остановки начисления налога станет дата начала дела о похищении. Как только дело будет закрыто и соответствующие органы передадут сведения налоговикам, те вновь начнут начислять налог.

Изменения в системе налогообложения

С 2024 года в Казахстане произойдут ряд значительных изменений в системе налогообложения транспорта. В рамках этих изменений будет внедрено новое налогообложение, которое предусматривает перераспределение налоговых бремен, а также использование инновационных стандартов и технологий.

Одно из ключевых изменений касается упрощения процесса уплаты налогов на транспорт. Сейчас водительские удостоверения и автобусные билеты используются как основные документы для оплаты налогов. Однако, с 2024 года планируется внедрение электронных систем оплаты налогов, которые будут связаны с банковскими счетами владельцев транспортных средств. Это существенно упростит процесс уплаты налогов и снизит риски возникновения ошибок или задержек в оплате.

Другое изменение связано с введением новых методов расчета налогов. Вместо текущей системы, основанной на категории транспортного средства и стоимости, в 2024 году будет использоваться система, основанная на объеме выбросов и использования топлива. Таким образом, владельцы экологически чистых транспортных средств будут стимулироваться к снижению выбросов, что способствует охране окружающей среды и экономии топлива.

Также в 2024 году планируется расширение льгот и снижение налоговых ставок для владельцев электромобилей и гибридных автомобилей. Это направлено на поощрение использования экологически чистых автомобилей, что в свою очередь снизит выбросы вредных веществ и будет способствовать более экологическому транспортному парку в стране.

В целом, изменения в системе налогообложения транспорта в 2024 году направлены на упрощение процесса уплаты налогов, стимулирование использования экологически чистого транспорта и внедрение современных технологий для обеспечения более эффективной работы налоговой системы. Это важный шаг к развитию устойчивой и экологически чистой транспортной системы в Казахстане.

Последствия и перспективы

Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.

Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.

Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.

Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.

В 2024 году в Казахстане вступают в силу новые изменения относительно налога на автомобиль. Они в основном затрагивают стоимость налога, а также категории автомобилей, на которые он распространяется.

Одним из основных изменений является пересмотр стоимости налога на автомобиль. Теперь стоимость налога будет рассчитываться исходя из мощности двигателя и возраста автомобиля. Это означает, что владельцам автомобилей с более мощными двигателями придется платить больше налога.

Кроме того, введены новые категории автомобилей, на которые будет распространяться налог. Одной из таких категорий станут арендованные автомобили. Ранее налог на арендуемые автомобили не взимался, однако теперь владельцы таких автомобилей также будут обязаны уплачивать налог.

В 2024 году в Казахстане ожидаются существенные изменения в ставках на налог на машину. В рамках стратегии по увеличению доходов государства, правительство решило пересмотреть существующие ставки с целью повышения налоговых поступлений.

Наиболее значительные изменения коснутся собственников автомобилей с большой мощностью двигателя. Согласно новым правилам, ставка налога для таких транспортных средств будет значительно выше, чем для автомобилей с меньшей мощностью. Это связано с риском увеличения выбросов вредных веществ и воздействием таких машин на экологическую ситуацию в стране.

Кроме того, ожидается изменение ставок для автомобилей более старых годов выпуска. Согласно новым правилам, такие машины будут подвергаться более высокой ставке налога, чем автомобили нового поколения. Это связано с тем, что автомобили, выпущенные много лет назад, часто имеют более высокий уровень выбросов и менее эффективные технологии для защиты окружающей среды.

Стоит отметить, что изменения в ставках налога на машину позволят правительству Казахстана собрать больше средств для финансирования различных программ и проектов, направленных на улучшение инфраструктуры, экологии, безопасности дорожного движения и других сфер. Однако, для собственников автомобилей такие изменения могут повлечь за собой дополнительные затраты и необходимость более внимательно относиться к выбору автомобиля и его эксплуатации.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *