Какое имущество является основным средством в 2024 году в бюджетном учреждении
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое имущество является основным средством в 2024 году в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.
Учет малоценных основных средств
Ранее малоценка сначала учитывалась на счете 10, а по мере отпуска активов в производство списывалась на расходы. Учет малоценных основных средств в 2023 году ведется иначе. Теперь такие объекты относят в состав расходов сразу же, в том периоде, в котором траты по их приобретению были произведены. Счет 10 больше не используется.
При этом в п.5. ПБУ 6/2020 ясно указано, что организация обязана обеспечить контроль за учетом малоценных активов после их списания. Это может быть реализовано следующим образом:
- учет малоценки на отдельных забалансовых счетах;
- учет таких активов в особых бухгалтерских регистрах, разработанных самостоятельно (соответственно, состав и формы таких документов должны быть закреплены учетной политикой).
Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.
Шестой вид основного имущества
В 2024 году бюджетные учреждения также могут рассматривать шестой вид основного имущества, который включает в себя такие объекты, как:
- Информационно-коммуникационное оборудование — компьютеры, серверы, принтеры, маршрутизаторы, коммутаторы и другие устройства, необходимые для обеспечения работы современных информационных систем.
- Программное обеспечение — лицензионное программное обеспечение, используемое для автоматизации рабочих процессов и обслуживания информационных систем.
- Коммуникационное оборудование — телефонные станции, системы видеоконференцсвязи, оборудование для проведения сетевых коммуникаций.
- Аппаратура видеонаблюдения — видеокамеры, цифровые видеорегистраторы, системы контроля доступа.
Эти виды основного имущества играют важную роль в работе бюджетных учреждений, обеспечивая надежное функционирование информационных систем, связь между сотрудниками и безопасность помещений.
Повышение эффективности использования основных средств
Одним из ключевых моментов в повышении эффективности использования основных средств в бюджетном учреждении является их правильное обслуживание и техническое обслуживание. Регулярное проведение плановых проверок, ремонтов и замен неисправных деталей помогает сохранить работоспособность и долговечность основных средств. При этом следует учитывать, что использование современных технологий в обслуживании основных средств позволяет сократить затраты на ремонт и обслуживание.
Другим важным аспектом повышения эффективности использования основных средств является их оптимальное использование. Бюджетное учреждение должно стремиться к тому, чтобы все основные средства использовались на 100% своей мощности. Например, использование компьютерного оборудования в полную меру, без простоев и перерывов, позволяет повысить производительность сотрудников и сократить время на выполнение задач. Кроме того, необходимо обеспечить правильную организацию пространства и рациональное размещение основных средств, чтобы оптимизировать их использование.
Актуализация нормативных документов по учету и оценке основных средств
В 2024 году в бюджетных учреждениях ожидается актуализация нормативных документов, касающихся учета и оценки основных средств. Это связано с необходимостью обеспечения более точной и полной информации о состоянии и стоимости основных средств каждого учреждения. Обновленные документы помогут стандартизировать процессы учета и оценки, а также облегчат понимание и исполнение требований в этой области.
Одним из основных изменений, которые могут быть внесены в нормативные документы, является уточнение правил и принципов оценки стоимости основных средств. В частности, рассматривается вопрос о возможности использования современных методов оценки, включая методы, основанные на технологиях цифрового моделирования и анализа данных. Это позволит более точно определить стоимость основных средств и учесть их текущее состояние, а также способствовать принятию обоснованных решений по их дальнейшему использованию и обновлению.
Другим возможным изменением в нормативных документах может стать уточнение критериев, по которым осуществляется учет основных средств. Например, может быть предложено включить дополнительные параметры, такие как экологические аспекты использования и обновления основных средств. Это позволит учесть влияние учреждений на окружающую среду, а также принять во внимание экологические требования при выборе и эксплуатации основных средств.
Как определить остаточную стоимость основных средств
Как определить остаточную стоимость основного средства в бухгалтерском учете
Остаточная стоимость — это стоимость, по которой актив отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности после вычета накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения (п. 7 Федерального стандарта N 257н).
Пример расчета остаточной стоимости объекта основных средств
В феврале 2016 г. принято к учету основное средство первоначальной стоимостью 240 000 руб. Ежемесячная амортизация — 4 000 руб. Накопленных убытков от обесценения актива нет.
На начало января 2018 г. остаточная стоимость основного средства составила 152 000 руб. (240 000 руб. — 4 000 руб/мес. x 22 мес.).
Как определить остаточную стоимость основного средства в налоговом учете
Остаточную стоимость основного средства определите:
- при линейном методе начисления амортизации — как разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ);
- при нелинейным методе начисления амортизации — исходя из числа полных месяцев, прошедших со дня включения объекта в амортизационную группу до момента исключения из нее (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если в налоговом учете по основному средству вы применили амортизационную премию, то при расчете остаточной стоимости вычтите эту премию (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Для чего производится списание ОС?
Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.
В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.
Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Порядок действий бюджетной организации
- Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
- Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2023 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОС В ОТЧЕТНОСТИ.
По каждой группе ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:
а) используемые методы начисления амортизации;
б) применяемые методы определения сроков полезного использования;
в) сумма балансовой стоимости, а также сумма накопленной амортизации в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения ОС на начало и на конец периода по группам ОС;
г) сверка остаточной стоимости на начало и на конец периода.
Дополнительно для каждой группы ОС в отчетности раскрывается следующая информация:
- наличие и размер ограничений прав собственности или иных предоставленных прав, включая стоимость объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые не могут быть использованы субъектом учета в качестве обеспечения по обязательствам, а также остаточная стоимость ОС, переданных в качестве обеспечения, на начало и конец отчетного периода;
- сумма затрат, включенных в стоимость ОС в ходе строительства, на начало и на конец отчетного периода;
- суммы договорных обязательств по приобретению (строительству) ОС на конец отчетного периода;
- суммы компенсаций, причитающихся к получению от третьих сторон в связи с обесценением, утратой или передачей ОС, включенных в доходы текущего периода.
В отношении инвестиционной недвижимости раскрывается следующая информация:
- описание объектов инвестиционной недвижимости;
- критерии для проведения различия между инвестиционной недвижимостью и недвижимостью, занимаемой учреждением, а также недвижимостью, предназначенной для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
- суммы, признаваемые в качестве дохода от предоставления в аренду инвестиционной недвижимости;
- суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, доходы от предоставления в аренду которой отражены в финансовом результате отчетного периода;
- суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, которая не предоставлялась в аренду;
- наличие ограничений в отношении возможности продажи объектов инвестиционной недвижимости или поступлений экономических выгод (доходов) от выбытия, а также суммы указанных ограничений.
В пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнительно отражаются сведения:
- о балансовой и остаточной стоимости временно простаивающих объектов ОС;
- о балансовой стоимости ОС, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость;
- о балансовой и остаточной стоимости ОС, изъятых из эксплуатации и удерживаемых до их выбытия.
Особо ценное движимое имущество (Сильвестрова Т
— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н , 174н , Постановления N 538 и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.
Движимое и недвижимое
Что касается распоряжения недвижимым имуществом, то его предоставляют учредителю предприятия. На практике это работает следующим образом: непосредственные руководители предприятия в официальном запросе формулируют, каким образом планируется использовать недвижимость, что это дает и какие перспективы несет в себе. Если учредитель согласовывает документ – все отлично, можно приступать к реализации задуманного.
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
По каким признакам имущество можно отнести к основному средству
Для того чтобы имущество организации можно было отнести к основным средствам должны соблюдаться следующие условия:
- срок полезного использования имущества должен быть больше 12 месяцев;
- стоимость основного средства должно быть дороже 40 000 рублей бля бухгалтерского учета и 100 000 рублей для налогового учета;
- основные средства должны принадлежать организации на основании следующих видов договоров:
- купли-продажи;
- договоров оперативного управления;
- договоров аренды;
- договоров лизинга;
- других договоров
- основные средства должны применяться в следующих случаях:
- управленческие нужды;
- государственные полномочия;
- деятельность по выполнению работ, оказанию услуг
- при этом имущество, которое претендует на звание основных средств, может находиться в следующих состояниях, а именно:
- эксплуатироваться;
- находиться на консервации;
- находиться в пользование у организации на основании договора аренды, лизинга и т.д.;
- находиться в запасе
К основным средствам нельзя отнести, например:
- имущество, которое предназначено для перепродажи;
- объекты незавершенного строительства;
- имущество казны;
- прочие
Все основные средства можно отнести к нескольким большим группам, а именно:
- недвижимость;
- машины и оборудование;
- транспорт;
- инвентарь;
- многолетние насаждения;
- прочее имущество
Налоговый учет основных средств
Бухгалтерский и налоговый учет благодаря законодательству различаются. Основные различия заключаются в следующих моментах:
- стоимость основного средства;
- затраты, которые включается в первоначальную стоимость основного средства;
- способ начисления амортизации.
Способ отражения основных средств разной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете.
Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
стоимость основного средства дешевле 40 000 рублей | варианты учета в бухгалтерском учете следующие:
· учесть в составе МПЗ; · учесть как основное средство |
стоимость основного средства дешевле 100 000 рублей | необходимо учесть как МПЗ |
стоимость основного средства дороже 40 000 рублей | в учете имущество необходимо принять как основное средств, согласно ПБУ 6/01 | стоимость основного средства дороже
100 00 рублей |
необходимо включить в состав амортизируемых основных средств, согласно статье 257 Налогового Кодекса РФ |