Санитарные правила для школ с 1 января в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарные правила для школ с 1 января в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вся мебель в школе имеет цветовую маркировку — она наносится в зависимости от роста детей, которые будут пользоваться стульями, столами и партами. Педагоги должны отслеживать перемещение мебели в классах, где они проводят занятия.
Нововведения в СанПин для школ в 2024 году
С нововведениями для школ по СанПин в 2024 году можно ознакомиться в таблице:
Тема |
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Стало в СП 2.4.3648-20 |
---|---|---|
1. Использование подвальной и цокольной площади | Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). | Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы). |
2.Полифункциональность | Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). | Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2). |
3. Питание | Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац). |
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац). |
4. Оборудование | Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). | При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4). |
5. Водоснабжение | Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6). |
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6). |
6. Отопление | Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). | Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац). |
7. Инновации | Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) | Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5) |
Такие разные проекторы
Разработчики санитарных правил снова продемонстрировали позицию «внедряем, не вникая в суть вопроса». Создается ощущение, что им неизвестно, какое оборудование поставлялось в школы последние годы. Или же действовали они, руководствуясь высокой целью: чтобы школы и детские сады как можно скорее избавились от того, что закупили, и обновили образовательные пространства.
Вот из чего следуют такие печальные выводы:
Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.
Пункт 2.4.4 Санитарных правил
Разъясним: слепящий эффект возникает при использовании наиболее распространенного в силу экономичности оборудования с проекционным отношением, при котором проектор устанавливается на расстоянии 3–4 м от экрана (интерактивной доски). При использовании таких проекторов слепящего эффекта для пользователя невозможно избежать. Приведенное выше требование обязывает работать на более дорогостоящих моделях – короткофокусных и ультракороткофокусных. Но что делать с уже закупленными? Правильно, выбросить и приобрести новые. В противном случае школу ждет штраф.
Это же требование исключает возможность использования мобильных решений «проектор плюс интерактивная приставка», которые не так давно массово закупались образовательными организациями в рамках проекта «Комплекс мер по модернизации региональных систем образования» (МРСО), и в 2011–2013 годах на это было потрачено 120 миллиардов рублей. Мобильные решениях, которые благодаря МРСО теперь есть в очень многих отечественных школах, включают именно длиннофокусные модели. Что делать? Ответ смотрите выше.
Роботы только для взрослых
И снова «на те же грабли».
Используемое игровое оборудование должно соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, и предусматривать возможность его мытья с применением моющих и дезинфицирующих средств. Мытье игрушек и игрового оборудования проводится в конце рабочего дня и по мере необходимости.
Пункт 3.3.2 Санитарных правил
И вроде бы все хорошо – да, игрушки нужно мыть и желательно с мылом. Если бы только не одно но. Данное требование фактически исключает возможность использования в образовательных организациях электрифицированных, программируемых игрушек (например, мини-роботов Bee-Bot, Blue-Bot, Lego WeDo и т. п.), мытье которых не предусмотрено (запрещено) инструкцией по эксплуатации.
Электронные игрушки и роботы с микросхемами в детском саду? В силу нововведений санитарных правил теперь они под запретом. Или только для взрослых.
Необходимые гигиенические процедуры
С целью обеспечения безопасности и здоровья всех участников образовательного процесса в школе с 1 января 2024 года вводятся новые гигиенические процедуры. Каждый учащийся и работник учреждения обязан соблюдать следующие требования и производить соответствующие действия:
— Регулярно мойте руки с мылом и тщательно промывайте их под проточной водой в течение не менее 20 секунд. Заменяйте мыло после каждого использования;
— Используйте антисептическое средство на основе спирта, если нет возможности вымыть руки. Нанесите достаточное количество средства на ладони и распределите его по всей поверхности рук;
— При чихании или кашле прикрывайте нос и рот одноразовыми салфетками или сгибом локтя, чтобы предотвратить распространение микроорганизмов. После использования сразу же утилизируйте салфетку или вымойте руки;
— Избегайте прикосновения руками к лицу, особенно к глазам, носу и рту;
— Соблюдайте социальную дистанцию с окружающими людьми – оставайтесь на расстоянии не менее 1,5 метра от других людей;
— Групповые занятия проводите на открытом воздухе или в хорошо проветриваемых помещениях;
— Регулярно проводите уборку и дезинфекцию общественных поверхностей и оборудования;
— Следите за своим здоровьем и в случае появления признаков простуды или других заболеваний обратитесь к медицинским работникам для получения консультации и рекомендаций.
Меры предупреждения распространения инфекций
С целью обеспечения безопасности детей и персонала школы, с 1 января 2024 года были введены новые санитарные правила, нацеленные на предотвращение распространения инфекций. Все школы должны строго соблюдать следующие меры предосторожности:
1. Регулярная дезинфекция и уборка помещений. Школы должны проводить ежедневную дезинфекцию всех поверхностей, включая столы, стулья, дверные ручки и санитарные узлы. Также необходимо регулярно проводить уборку помещений с использованием специальных моющих средств и дезинфицирующих растворов.
2. Обеспечение доступа к ресурсам для мытья рук. Вся школа должна быть оснащена специальными моющими средствами и средствами для дезинфекции рук. Обучающиеся и персонал должны иметь доступ к ним на протяжении всего рабочего дня. Также необходимо обеспечить регулярное мытье рук с использованием теплой воды и мыла.
3. Организация безопасного питания. Школьные столовые должны строго соблюдать правила гигиены и безопасности при приготовлении и распределении пищи. Это включает в себя регулярное мытье и дезинфекцию посуды и столовых приборов, использование специальных средств для очистки и дезинфекции овощей и фруктов, а также контроль за соблюдением правил гигиены персоналом.
4. Регулирование места пребывания и движения людей в школе. Школы должны организовать регуляцию движения по помещениям с помощью указателей и отметок на полу, чтобы обеспечить безопасную дистанцию между людьми. Также необходимо ограничить количество людей в каждом помещении и избегать скопления большого количества людей в одном месте.
5. Проведение мероприятий с соблюдением правил гигиены. Школы должны строго соблюдать правила гигиены при проведении массовых мероприятий, включая спортивные соревнования, концерты и праздники. Это включает в себя обязательное ношение масок, проветривание помещений, использование средств для дезинфекции и поддержание безопасной дистанции между участниками.
Соблюдение этих мер предосторожности позволит школам минимизировать риски распространения инфекций и создать безопасную среду обучения для всех участников образовательного процесса.
Требование к территории садика
Санпин 2024 строго определяет правила, по которым выбираются участки для строительства объектов дошкольного образования. В основном они следующие.
- Расположение в пределах жилого комплекса или в жилом районе; и
- Отсутствие в районе промышленных предприятий; и
- Уровень шума не должен превышать установленные правила.
- Замеры загрязнения воздуха; и
- Физическое освещение открытых игровых площадок.
В дальних северных регионах площадки также должны быть оборудованы защитой от ветра и снега.
Согласно СанПин 2024, одним из важнейших условий при проектировании дворов детских садов является достаточное количество зеленых насаждений. Например, минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории составляет одну пятую часть от общей площади участка, не используемой под строительство.
Как правило, такие насаждения используются для разделения игровых зон или размещаются вокруг дворов вдоль заборов, что также является обязательным. Посадка плодоносящих или ядовитых растений в этих зонах строго запрещена.
Кроме того, в СанПин 2024 существуют отдельные требования к проектированию детских площадок в детских садах. В основном они сводятся к следующему
- Обязательное наличие физкультурной секции для занятий спортом, с
- наличием минимальной площади, рассчитанной из расчета не менее 7 квадратных метров на группу детей.
- Поверхность этих площадей должна быть газонной, а также
- необходимы навесы для защиты детей от дождя и солнца, а также
- важно предусмотреть дополнительные места для хранения тележек, санок, лыж и других транспортных средств, защищенные от дождя и снега.
Требования к уровню образования сотрудников в детских садах по новым правилам СанПиН
С 2023 года в детских садах введены нововведения по санитарно-гигиеническим требованиям. Одно из таких требований — уровень образования сотрудников.
Теперь для работы в детском саду в качестве воспитателя должно быть получено высшее образование в педагогике или психологии. Это требование очень важно, так как кадры имеют огромное значение для развития детей.
Кроме того, все работники детских садов должны проходить обучение по технологическим процессам, связанным с питанием и моющими средствами, а также по использованию дезинфицирующих средств.
В распорядке дня должно быть установлено время для обучения и профессионального развития сотрудников детского сада, чтобы они могли постоянно повышать свою квалификацию.
- Важно понимать, что уход за детьми должен осуществляться только квалифицированными людьми с высшим образованием.
- Также необходимо строго следить за нормами питания и гигиены для детей в детских садах.
- Список дезинфицирующих средств, моющих средств и блюд для детей должен быть установлен и известен всем сотрудникам.
- На территории детских садов должны быть установлены карты санитарных зон и групп, чтобы всегда знать, где какие правила действуют.
Список моющих и дезинфицирующих средств
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2023 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
Улучшенные условия обучения
С новыми требованиями СанПиНа, школы будут обязаны создать улучшенные условия для обучения учеников. Это включает в себя улучшение физической среды, обеспечение комфортных и безопасных классных помещений.
Одним из важных аспектов улучшения условий обучения является обновление учебных материалов и оборудования. Школы должны предоставить доступ к современной технологии, компьютерам, интерактивным доскам и другим средствам обучения.
Также, школы должны обеспечить наличие качественной библиотеки и медиатеки, где ученики смогут найти необходимую литературу и другие образовательные ресурсы.
Для повышения эффективности обучения, школы должны создать условия для проведения дополнительных занятий и кружков. Это может включать в себя организацию специальных классов, лабораторий и студий для изучения различных предметов и развития творческих способностей учеников.
Важным аспектом улучшения условий обучения является также организация здорового питания в школе. Школы должны обеспечить ученикам полноценное и разнообразное питание, учитывая их пищевые предпочтения и потребности.
В целом, улучшение условий обучения в школах является важным шагом к повышению качества образования и созданию комфортной среды для учеников.
Правила по весу учебников
Согласно новым нормам СанПиН 2024 года, обязательно соблюдение определенных норм веса учебников для школьников. Главная цель таких норм – защита здоровья детей и предотвращение возможных проблем со спиной и осанкой.
Согласно установленным нормам, вес одного учебника не должен превышать 1.5 килограмма. Кроме того, кому рекомендуется использовать школьные сумки на колесиках, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Важно помнить, что превышение норм по весу учебников может привести к различным заболеваниям и нарушениям осанки, поэтому соблюдение указанных норм является обязательным.
Для обеспечения безопасных условий обучения, рекомендуется школьникам использовать рюкзаки с удобными регулируемыми ремнями, чтобы равномерно распределить нагрузку на плечи и предотвратить возможные травмы. Отдельное внимание следует уделить материалам, из которых изготовлены учебники, чтобы обеспечить их оптимальное соотношение веса и прочности.
Санитарные нормы в школьных туалетах
В 2024 году соблюдение санитарных норм в школьных туалетах является одним из важных моментов в обновленных стандартах СанПиН. Кому бы ни принадлежело помещение — ученикам, учителям или администрации школы, важно, чтобы туалеты соответствовали требованиям санитарных правил.
СанПиН в 2024 году устанавливает нормы по количеству и расположению туалетов в школьных зданиях. Также внимание уделяется оснащению санитарных помещений современной сантехникой и средствами гигиены.
В обновленных стандартах СанПиН большое внимание уделяется поддержанию чистоты и состояния школьных туалетов. Это означает, что школы должны предпринимать меры по регулярной уборке и дезинфекции туалетов, а также следить за наличием и состоянием средств гигиены, таких как мыло и бумажные полотенца.
Все эти нормы необходимы для обеспечения здоровых и безопасных условий для учащихся и персонала школы. Соблюдение санитарных норм в школьных туалетах является важным аспектом поддержания здоровья и благополучия школьной обстановки.
Обновленные правила гигиены
Согласно новым требованиям СанПиНа 2024 года для школ, вводятся обновленные правила гигиены, которые направлены на обеспечение безопасности и здоровья всех участников образовательного процесса. Эти правила предусматривают:
- Проведение регулярной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств.
- Обязательное использование средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и т.д.) при необходимости.
- Проведение регулярного проветривания помещений, особенно после каждого урока.
- Соблюдение социальной дистанции между учениками и преподавателями.
- Организацию специальных мест для мойки рук в школьных коридорах и классах.
- Ограничение посещаемости школы для лиц, имеющих симптомы простуды или других инфекционных заболеваний.
Также усиливаются меры контроля за состоянием здоровья учеников и преподавателей. В школе вводится режим неработающих дней для проведения дополнительных санитарных процедур. Все эти меры направлены на обеспечение максимальной безопасности и здоровья школьного сообщества.