Освобождение от НДС в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от НДС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос о том, зачем ООО или ИП может потребоваться льгота освобождения от НДС по критерию малой выручки, стоит проработать детально. Ограничение в 2 миллиона рублей дохода за три календарных месяца — это малые обороты. При таких показателях бизнес может применять более выгодные спецрежимы: УСН, патент, новый режим АУСН, и все это — без риска получить штраф за превышение лимитов. В таком случае применять общую систему, пусть даже со льготами, нецелесообразно.
С 1 января 2022 года освобождены от НДС все услуги общепита, оказываемые через рестораны, кафе, бары, столовые и другие объекты. Также под льготу попали услуги выездного обслуживания. А вот реализация в отделах кулинарии и заготовочная деятельность от НДС не освобождаются.
Существуют четыре требования, соблюдение которых является обязательным для освобождения от НДС:
- Основная деятельность — ОКВЭД класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков».
- Лимит выручки — до 2 миллиарда рублей в год.
- Численность работников — не более 1500 человек.
- Доля доходов от реализации услуг общепита — не менее 70% за предыдущий год.
Подтверждение права на освобождение от НДС
Право не платить НДС нужно подтверждать. Когда годичный срок подойдет к концу, в течение 20-ти дней нужно направить в налоговую пакет документов: выписки из бухгалтерской отчётности или книги доходов и расходов, подтверждающие, что в периоде, когда применялось освобождение, не были превышены лимиты по выручке.
Если не предоставить такие документы, с начала периода предприниматель или организация утратят право на льготу и будут считаться плательщиками НДС. Это повлечёт за собой доначисление НДС за весь период, в течение которого фирма или ИП не платили этот налог, а также пени и штрафы.
При желании ИП или организация на ОСНО могут продлить освобождение еще на 12 месяцев. Для этого вместе с документами нужно предоставить уведомление на следующий налоговый период.
Если пользоваться этой привилегией предприниматель или организация на ОСНО больше не хотят, нужно отправить уведомление об отказе.
Права и обязанности налогоплательщика
Освобождение от НДС носит характер уведомления. Поэтому согласие на льготу от налогового органа не требуется. Предприниматель, который освобожден от рассматриваемого сбора, не должен:
- рассчитывать и уплачивать НДС: исключения составляют случаи, когда он формирует счет-фактуру;
- сдавать в налоговую декларацию с НДС.
Плательщик, который не платит НДС, не может быть освобожден:
- от выставления счетов-фактур покупателям: в документах он не выделяет налог, а просто использует надпись – без НДС;
- от ведения книги продаж;
- если НДС включается в стоимость товаров при предъявлении их поставщикам.
Порядок продления, преимущества и недостатки
Если условия и критерии, которые содействовали предпринимателю по получении льготы, остались прежними, он имеет право пролонгировать льготу во времени и уведомить об этом налоговый орган соответственно.
Если выручка превысила 2 млн. за период действия льготы или предприниматель стал реализовывать подакцизные товары, освобождение заканчивается. Предприниматель обязан начислять и выплачивать налог с 1 числа месяца, в котором случилось превышение указанных лимитов или был продан подакцизный товар.
Преимущества:
- сокращение налогового бремени на организацию;
Недостатки:
- экономическая выгода предпринимателя, связанная с освобождением от уплаты НДС, обусловлена конкретными условиями осуществления им своей деятельности.
Условия применения освобождения
Если вы все еще с нами, значит, вас заинтересовала возможность работы на Общей системе без НДС. Давайте разберемся, кто может претендовать на такую работу.
НК, статья 149, пункт 3:
«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
38. оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание)».
В переводе с бюрократического тут сказано, что освобождение от НДС получают услуги общественного питания, которые оказываются в подходящих для этого местах (рестораны, кафе, бары и так далее). И кроме того сюда же попадает выездное обслуживание (например, сторонние столовые на крупных предприятиях). Разобрались, читаем дальше.
НК, статья 149, пункт 3, пп. 38:
«Услугами общественного питания в целях настоящего подпункта не признается реализация:
- продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли;
- продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, предусмотренные настоящим подпунктом, либо занимающимся розничной торговлей».
Тут сказано, что если у вас магазин, в котором есть уголок с кулинарией, где вы продаете собственные блюда, то это не относится к общепиту. Но в то же время, если подобный уголок организовать в ресторане, то это будет считаться общепитом (см. предыдущую цитату). Ну и, разумеется, под общепит не попадает продажа заготовок блюд сторонним организациям.
Это мы обсудили, какой деятельностью надо заниматься, чтобы получить право на освобождение от НДС. Теперь поговорим об условиях, которые необходимо соблюсти. С вашего позволения, тут мы не будем цитировать налоговый кодекс, дальше идут довольно объемные формулировки. Любопытный читатель всегда может открыть первоисточник (НК) и свериться с нашей трактовкой.
Прямо сейчас условий всего два:
- Доход за прошлый год должен быть не больше двух миллиардов рублей.
- Не менее 70% этого прошлогоднего дохода должно быть получено от услуг общепита.
С 1 января 2024 добавляется ещё одно условие:
- Среднемесячная зарплата за прошлый год должна быть не ниже средней зарплаты в общепите за соответствующий год в вашем регионе.
Сроки предоставления документов на освобождение
Следует все-таки учитывать, что есть общая норма: о применении освобождения от НДС нужно проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). Если нарушен этот срок, инспекция будет стараться отказать вам в применении освобождения.
Но последствия нарушения этого срока закон не определят. Поэтому просрочка не может служить причиной для отказа в освобождении от НДС и доначисления налога. Ничего не поделаешь: такова позиция, изложенная в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.
Более того, поскольку освобождение от НДС носит не разрешительный, а уведомительный характер, то и никакого решения от инспекции на этот счет не требуется (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2008 № А65-1347/08).
Итак, чтобы на законных основаниях не платить НДС, нужно соблюсти определенные условия и совершить необходимые действия. Тем не менее, прежде чем переходить на освобождение, определите, будет ли оно выгодно именно вам.
Работа без НДС кажется на первый взгляд более выгодной для фирмы, чем с НДС. Ведь НДС платить не надо, вести налоговые регистры и составлять отчетность – тоже. НДС также требует повышенной ответственности к документам, увеличивает нагрузку на бухгалтера, которому нужно вести дополнительные налоговые и бухгалтерские регистры по учету НДС.
Освобождение от НДС при упрощенной системе
УСН является распространенным налоговым режимом, который, преимущественно, используют небольшие по масштабам деятельности организации и ИП. И они же, как правило, подпадают под критерии, необходимые для освобождения от НДС.
Однако рассматриваемая налоговая льгота не распространяется на организации, использующие упрощенную систему налогообложения. Чтобы рассчитывать на льготу, они должны перейти на ОСНО.
При этом периоды, необходимые для получения возможности освобождения от НДС, учитываются и во время нахождения на УСН. Это означает, что организация сразу после перехода на ОСНО вправе подать соответствующее уведомление, приложив к нему выписку из КУДИР или иных отчетных документов.
НДС является обязательным платежом, который должны уплачивать в бюджет организации при реализации товаров и услуг. Несмотря на то, что этот платеж является косвенным налогом и основная финансовая нагрузка ложится на конечных потребителей, на хозяйствующих субъектах лежит дополнительная ответственность, связанная с его начислением и налоговой отчетностью. Именно поэтому для организаций, имеющих небольшие показатели по выручке, законодательно предусмотрена возможность освобождения от него.
Отказ от освобождения: НДС выгоднее начислить в следующих случаях
Казалось бы, зачем отказываться от предоставляемой льготы? Но в некоторых случаях может быть выгоднее начислять НДС на общих основаниях.
Дело в том, что при освобождении от НДС не исчисляется не только налог, начисленный с реализации, но и входной. Если он регулярно превышает начисленный, то выгоднее не пользоваться освобождением.
Или если, например, необлагаемые в соответствии со ст. 149 НК РФ операции занимают небольшую долю в обороте компании, то затраты на организацию раздельного учета могут превысить выгоду от экономии на НДС. В этом случае также лучше исчислить НДС по всей реализации без применения льгот.
Отказываясь от права на освобождение от НДС, следует учитывать особенности, связанные с каждым из вариантов предоставления льготы.
Что делать, если право на освобождение оказалось утраченным?
Право на освобождение от НДС признается утраченным, если выручка от реализации товаров, работ и услуг за какие-либо три последующих месяца из периода освобождения составила более 2 млн руб. (п. 5 ст. 145 НК РФ). Также теряет право на освобождение организация, реализующая подакцизные товары. В указанных случаях право на освобождение от НДС считается утраченным с 1-го числа месяца, в котором превышен лимит по выручке или были реализованы подакцизные товары. При этом компания должна будет восстановить НДС и уплатить налог в бюджет со стоимости всех продаж, осуществленных с начала месяца нарушения, а также со всех полученных за этот период авансов. Кроме того, придется исправить все счета-фактуры, выданные с пометкой «без НДС».
Теперь о том, как начислить и уплатить налог. Так как первоначально покупателям и заказчикам выдавались документы без НДС, сумма налога будет определяться сверх цены договора (письмо Минфина России от 06.05.2010 № 03-07-14/32). Она вычисляется следующим образом. Стоимость отгруженных товаров, работ и услуг необходимо умножить на ставку налога (10 или 18%). Если организация не заключит дополнительные соглашения с покупателями и заказчиками на изменение цены договора на сумму НДС, налог придется уплачивать за счет собственных средств.
Что касается налоговых вычетов, то компания, утратившая право на освобождение, вправе их применить в отношении товаров, работ или услуг, приобретенных до утраты права, но которые будут использованы уже после его утраты (п. 8 ст. 145 НК РФ). Обязательным условием для вычета, как и в общем случае, является наличие счетов-фактур от контрагентов (ст. 171 и 172 НК РФ).
Правда, в отношении основных средств, приобретенных в период применения освобождения от НДС, данное правило не работает. В пункте 8 ст. 145 НК РФ не предусмотрен порядок принятия к вычету НДС, относящегося к остаточной стоимости основных средств при утрате права на освобождение. Поэтому, по мнению Минфина России (письмо от 06.09.2011 № 03-07-11/240), принять к вычету НДС со стоимости объектов, приобретенных в период освобождения от НДС, не получится. Конечно, с позицией финансового ведомства можно и поспорить. Ведь для объектов, которые будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС, выполняются условия для применения вычетов. Однако есть риск того, что налоговики окажутся против подобного вычета и свое мнение компании придется отстаивать в суде.
Комментарий к ст. 145 НК РФ
Статья 145 НК РФ дает право плательщикам НДС получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные данной статьей.
Важно!
Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указывается, что при толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.
Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.
Прежде всего следует отметить, что при проведении расчетов для применения освобождения по статье 145 НК РФ выручка исчисляется не за квартал, а за любые три последовательных календарных месяца. Подобная позиция подтверждается как налоговыми органами, так и судебной практикой (см. письмо МНС России от 29.10.2003 N ШС-6-14/1129; Постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.2011 N А65-17070/2010).
Кроме того, при применении освобождения по статье 145 НК РФ учитывается только выручка от реализации товаров (работ, услуг).
Актуальная проблема.
На сегодняшний день является спорным вопрос, должен ли налогоплательщик в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в расчет выручки суммы, полученные от операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Официальные органы не пришли к единогласному решению по данному вопросу.
Согласно одной позиции такие суммы не включаются в расчет выручки в целях налогообложения НДС.
Так, в письме ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ указывается, что нормами указанной статьи НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений статьи 145 Кодекса следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Согласно иной позиции, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.
Исходя из официальной позиции, учитывать при расчете выручки суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС либо не образующих объекта по данному налогу, нужно. Так, например, исходя из письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-07-11/1592 нормой пункта 1 статьи 145 НК РФ не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей налога на добавленную стоимость территория Российской Федерации не признается в соответствии со статьей 148 НК РФ. Таким образом, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.
Судебная практика.
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
Часть арбитражных судов поддерживает занятую налоговыми органами позицию. Так, по обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 N А06-1875/2011, в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял операции, как облагаемые НДС, так и операции, освобождаемые от налогообложения. В отношений операций, облагаемых НДС, налогоплательщик применял освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ. В отношений операций, освобождаемых от налогообложения НДС, налогоплательщик применял льготу, предусмотренную подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ
В указанной ситуации суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на освобождение его от обязанностей плательщика НДС в спорный период, в связи с чем обоснованно не учитывал в выручке от реализации товаров (работ, услуг) операции, освобожденные от налогообложения НДС, предусмотренные подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Данный вывод суд апелляционной инстанции признал несостоятельным ввиду того, что из правовых норм, содержащихся в статьях 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ, следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС.
То есть при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, учреждение обязано было учитывать все свои доходы, в том числе и освобожденные от обложения НДС.
По мнению ФАС Поволжского округа, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что статья 149 НК РФ не регулирует вопросы, связанные с объектом налогообложения и освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщиков. В данной статье идет речь об освобождении от налогообложения отдельных операций и приводится их исчерпывающий перечень.
Однако существует и другая позиция по рассматриваемой проблеме.
Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты
Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:
- вести книгу продаж и покупок;
- вести журнал счетов-фактур;
- выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
- выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
- выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
- исполнять обязанности налогового агента по НДС;
- заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.
Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.
Порядок продления, преимущества и недостатки
Если условия и критерии, которые содействовали предпринимателю по получении льготы, остались прежними, он имеет право пролонгировать льготу во времени и уведомить об этом налоговый орган соответственно.
Если выручка превысила 2 млн. за период действия льготы или предприниматель стал реализовывать подакцизные товары, освобождение заканчивается. Предприниматель обязан начислять и выплачивать налог с 1 числа месяца, в котором случилось превышение указанных лимитов или был продан подакцизный товар.
Преимущества:
- сокращение налогового бремени на организацию;
Недостатки:
- экономическая выгода предпринимателя, связанная с освобождением от уплаты НДС, обусловлена конкретными условиями осуществления им своей деятельности.
Акцизы: новые товары и рост ставок
Оба эксперта обращают внимание на изменения в в списке подакцизных товаров. Итак, С 2023 года подакцизными товарами являются:
1) Нефть (п. 73 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.17 ст. 150 НК-2023);
2) Электронные системы курения и системы для потребления табака. В законе об изменениях приводятся соответствующие определения этих товаров (п. 73 и 197 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.15 ст. 150 НК-2023, п. 12 и 13 приложения 1 к НК-2023);
3) Табак нюхательный, который введен в группу табачные изделия. По нему также устанавливается ставка акциза (п. 197 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.8 ст. 150 НК-2023, подп. 9.1 приложения 1 к НК-2023).
— Введение новых подакцизных товаров обусловлено необходимостью соблюдения положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, заключенного в Москве 3 ноября 2022 года, — уточняет Татьяна Дайлид. — И обратите внимание, что в ситуации, когда электронные системы курения ввезены на территорию Беларуси в 2022 году, при их дальнейшей реализации в 2023-м акцизы исчислять не нужно (подп. 1.3 ст. 147, ч. 2 п. 4 ст. 160 НК-2023, разъяснение МНС).
Также есть изменения в ставках акцизов. Часть остались прежними, а некоторые увеличены.
Ставки не изменились:
- на автомобильный бензин и дизельное топливо;
- газ углеводородный сжиженный, используемый в качестве автомобильного топлива.
Решено уменьшить ставки на газ природный топливный компримированный, используемый в качестве автомобильного топлива.
Ставки увеличены:
- на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт синтетический, спирт этиловый денатурированный, спирт этиловый ректификованный технический;
- крепкие алкогольные напитки;
- вина плодовые крепленые марочные;
- вина фруктово-ягодные натуральные, сидры фруктово-ягодные;
- вина натуральные, в том числе игристые, шампанские, газированные и шипучие;
- слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов и сидры (за исключением фруктово-ягодных);
- пиво, пивной коктейль и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки);
- спиртосодержащую продукцию;
- все табачные изделия (причем по табачным изделиям, предназначенным для потребления путем нагревания, и сигаретам ставка акцизов будет увеличиваться ежеквартально);
- жидкости для электронных систем курения;
- нетабачные никотиносодержащие изделия;
- судовое топливо;
- масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания.
Налог на прибыль — 20%
С 2023 года основная ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 20% (п. 1 ст. 184 НК-2023). Одновременно отменяется право местных Советов депутатов увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) стандартную ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль (п. 10 ст. 184 НК-2023).
Для тех организаций и видов деятельности, для которых в 2022 ставка была 30%, срок действия такой ставки продлевается на 2023−2024 годы. Это касается прибыли:
— коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученной от микрофинансовой деятельности (подп. 11.2 ст. 5 Закона об изменениях);
— операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь (Подп. 11.1 ст. 5 Закона об изменениях).
Льготы по налогу на прибыль
Отменено освобождение от налогообложения прибыли, полученной от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства в течение трех лет (п. 6 ст. 181 НК-2023).
В приложении 34 к Нологовому кодексу конкретизированы виды деятельности организаций культуры, прибыль от которых будет льготироваться по п. 9 ст. 181 НК-2023. Кроме того, в целях применения освобождения от налогообложения Министерство культуры по мере обращения будет выдавать организациям заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры.