Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Сроки выездной налоговой проверки
Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).
Продление срока выездной проверки возможно, если:
- выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;
- во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;
- на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;
- проверяемая компания имеет обособленные подразделения;
- налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;
- иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:
- плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
- внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.
В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:
- тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
- комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.
Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.
- Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
- Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
- Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.
Результаты процедуры, итоговые акты
По завершении сбора информации и доказательной базы, выявлению и анализу все сопутствующие документации эпилогам становится специальный акт. Его форма – КНД 1165010. Фактически он является своего рода подтверждением, что процедура была успешно завершена. Она передается руководителю или владельцу компании. И в ней также указывается предмет изысканий. А это очень важно. По закону предъявить претензия по любой отрасли или сделки невозможно, если ВПН по ней уже проходила. Этого своеобразный щит, если, конечно, не будут выявлены нарушения.
После передачи документа вся полученная информация будет тщательно анализироваться. И итогом будет уже другой акт – КНД 1160098. Он сообщит, были ли допущены ошибки, есть ли отклонения от норм, будут ли применяться санкции. Его составление занимает время, но не более 2 месяцев.
Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
Решение в принципе принимается только в том случае, если при проведении проверки были обнаружены какие-то нарушения. При этом руководитель соответствующей инспекции рассматривает сам акт, все приложения, а также поданное ему возражение. Иногда ФНС РФ дополнительно проводит разные мероприятия по налоговому контролю.
И в их рамках она получает всевозможные материалы. Те тоже в таком случае надо будет учитывать. Вообще руководитель должен изучить всё, что у него есть на налогоплательщика.
Итак, после истечения месяца на подачу возражений ФНС РФ принимает решение. На что уже отводится 10 дней. Время можно увеличить до месяца при необходимости. Конкретные обоснования для продления срока законодательством не расписаны, то есть здесь руководитель инспекции будет действовать на собственное усмотрение.
Но принятие решения с запозданием, хотя и является нарушением, не приводит к его отмене. А вот досрочное, если налогоплательщику не дали составить возражение, способно привести к успешному опротестованию через суд.
Вводная часть акта выездной налоговой проверки (пп 1-1.6)
Здесь всё достаточно просто. В описательной части указываются:
- Номер акта;
- Дата составления акта;
- Полное и сокращённое наименование организации, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка;
- Основание для проверки (решение руководителя или его зама о проведении выездной проверки. При этом должно быть указано, какую налоговую инспекцию возглавляет лицо, вынесшее решение о проверки и реквизиты этого решения)
Сроки составления акта выездной налоговой проверки
Налогоплательщик получает акт или его копию не сразу после окончания проверки.
По окончании выездной проверки составляется не акт, а справка. Это одностраничный документ, который фиксирует окончание мероприятий налогового контроля. Справкой налоговая инспекция говорит «мы закончили с проверкой, мы уходим писать акт».
После составления справки налоговая инспекция уходит на 2 месяца для анализа собранной информации и выводов из неё. Результатом этой работы и является акт.
Таким образом, налогоплательщик получает акт не сразу после окончания выездной проверки, а через 2 месяца.
Порядок выездной налоговой проверки
Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:
- Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
- Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
- Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.
Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.
Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.
Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.
Особенности выездной налоговой проверки, ее виды и методы
Выездные налоговые проверки делятся на следующие типы:
- Комплексные и тематические.
- Плановые и внеплановые.
Тематическая выездная проверка охватывает только один вид налога. При комплексном инспектировании могут контролироваться сразу несколько налогов.
И тематические, и комплексные проверки могут проводиться двумя способами: сплошным или выборочным.
Способ налоговой проверки – это совокупность методов и приемов, которые позволяют налоговому органу выяснить, следовал ли налогоплательщик нормам законов о налогах и сборах в рамках исследуемого периода. Такие полномочия можно обнаружить в ходе анализа прав и обязанностей налоговых органов.
Чаще всего инспекторы используют метод сплошной проверки, так как решения, принятые по итогам выборочного мониторинга, легче признать недействительными.
При сплошном способе налоговые органы проверяют, устанавливают, истребуют и исследуют все имеющиеся у налогоплательщика документы. Речь идет о первичной документации, журналах и ордерах, кассовых книгах, книгах покупок и продаж, регистрационных сведениях о счетах-фактурах, учете прибыли и убытков, квитанциях, налоговых декларациях, хозяйственных контрактах и пр. Анализу подлежат документы за все налоговые периоды, которые должны быть охвачены проверкой.
Должностные лица налогового органа выполняют следующие действия:
- Проверяют:
- Факт ведения учета налогоплательщиком.
- Наличие документов, необходимых в соответствии с законодательством.
- Факт предоставления отчетных документов в налоговые органы.
- Устанавливают:
- Правильность выбора режима налогообложения, зависящего от вида деятельности.
- Факты, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ приводят к возникновению обязанности по уплате налогов.
- Соблюдение норм законов о налогах и сборах.
- Истребуют:
- Необходимые документы и пояснения к ним у налогоплательщика.
- Документы о налогоплательщике у сторонних лиц: организаций, партнеров, контрагентов.
- Исследуют:
- Правильность ведения документов, указание в них необходимых реквизитов.
- Правильность и полноту документооборота и учета.
- Правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы и др.
- Полноту и верность начисления налогов, а также своевременность, полноту и верность их уплаты.
- Своевременность и достоверность отчетов в налоговый орган.
Документы, предоставленные субъектом проверки, анализируются и сопоставляются с бумагами, полученными от сторонних лиц: организаций, партнеров и контрагентов налогоплательщика.
Записи в первичных документах и бухгалтерском и налоговом учете тщательно сверяются. На основании этих данных делается вывод о наличии или отсутствии налогового нарушения.
Если был выявлен факт налогового нарушения, то его событие и состав тщательно фиксируются, составляется доказательная база, доначисляются несобранные налоги и пени.
Каковы особенности выездной налоговой проверки по НДФЛ
Все налоговые агенты должны исчислять, удерживать и перечислять суммы налога на доходы физических лиц (п.1 ст.226 НК РФ). Чаще всего во время выездных налоговых проверок контролируются и эти вопросы.
Однако необходимо помнить, что некоторые организации не являются налоговыми агентами по всем типам выплат и налоговых правоотношений, следовательно, они не обязаны платить НДФЛ и отчитываться по некоторым видам налога. Например:
- По материальной выгоде от кредитных средств (п.2 ст.212 НК РФ).
- По выплатам для физических лиц, покупающих имущество у организации (пп.2 п.1 ст.228 НК РФ).
- По выплатам физическим лицам выигрышей (пп.5 п.1 ст.228 НК РФ).
Особенностями выездных налоговых проверок в таких организациях будет не только контроль над начислением, взиманием и уплатой налога на доходы физических лиц, но и сбор информации о доходах, подлежащих декларированию в части НДФЛ (о доходах физлиц от продажи имущества, о материальной выгоде при экономии на процентах по кредитам). Впоследствии эту информацию отправляют по месту жительства физлиц, что помогает контролировать и принимать меры к подаче деклараций и уплате данного налога.
Документы, запрашиваемые при встречной проверке
Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).
Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:
- компания использовала льготу по налогу;
- на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
- организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
- обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).
Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.
К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).
Причины назначения ревизии
При отборе кандидатов для проверки, ИФНС анализирует информацию об организации из внутренних и внешних источников.
Ежегодно ИФНС составляет план проведения контрольных мероприятий. В него попадают фирмы, имеющие следующие критерии отбора:
- Низкая налоговая нагрузка, т. е. соотношение перечисленных налогов и суммы выручки фирмы.
- Отчетность отражает убыточность фирмы в течение двух и более лет.
- Средний заработок на фирме в месяц ниже аналогичного показателя по данному субъекту РФ. Цифры приводит сайт Росстата.
- Регулярное приближение к границам значений показателей, дающих право на использование спец режимов по налогам.
- Рост расходов от реализации опережающими темпами по сравнению сдоходами.
- Вычет достигает 89% в год от величины начисленного НДС.
- Непредставление разъяснений на запрос ИФНС о несоответствии цифр в отчетности.
- Неоднократная смена обслуживающейналоговой.
- Отклонение показателя рентабельности более чем на 10% от среднестатистического по данной отрасли.
- Осуществление деятельности с высоким налоговым риском. Сотрудничество с недобросовестными партнерами.
- Часто представляют уточненку.
- После корректировки НДС не сдают уточнения по налогу на прибыль.
Как снизить риски и вероятность налоговой проверки?
Налоговая ревизия может привести к неблагоприятным последствиям для ООО. Минимизировать риск ее назначения можно, придерживаясь следующих рекомендаций:
- Представлять отчетность без ошибок, в установленные сроки и в полном объеме.
- Своевременно перечислять налоги.
- Не избегать общения с налоговиками. Оперативно давать разъяснения по возникшим вопросам.
- Хранить надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие факты расходов.
- Оценивать деятельность ООО на критерии риска.
- Тщательно подбирать контрагентов.
- При необходимости обращаться за помощью к специалистам бухгалтерского и юридического профиля.