ПАМЯТКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ О ВОЖДЕНИИ МОПЕДОВ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПАМЯТКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ О ВОЖДЕНИИ МОПЕДОВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Человек, управляющее мопедом или скутером, становится полноценным участником дорожного движения, и должен отвечать за свои действия и безопасность. Поэтому для управления легким двухколесным транспортом с ограничением скорости в 50 км/ч, он должен пройти обучение в автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение категории М.
Таблица возраста для получения прав
Категория | Обучение в автошколе | Сдача экзамена | Получение удостоверения |
М — мопеды А1 — мотоциклы до 125 см3 |
16 | 16 | 16 |
А — мотоциклы | 18 | 18 | 18 |
B — легковые автомобили C — грузовые автомобили |
16 | 17 | 18 |
D — автобусы | 20 (18 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
Tm — трамваи Tb — троллейбусы |
20 | 21 | 21 |
BE, CE, DE — составы транспортных средств | после 1 года стажа | после 1 года стажа | после 1 года стажа |
Каким должен быть возраст
Начиная с 2014 года, в законодательстве появились определенные нововведения, идентифицирующие мопед как транспортное средство с объемом мотора до 50 кубических сантиметров. Следовательно, возможность их эксплуатации появляется только после сдачи экзаменов на водительское удостоверение категории М. Если присутствует документ с категорией выше, например, А1, по новой сдавать экзамены для получения категории М не потребуется.
Зачастую молодые люди, которые уже хотят эксплуатировать транспортное средство самостоятельно, спрашивают, с какого момента появляется законная возможность использования мопеда или скутера. Если учитывать законы Российской Федерации, такая возможность появляется исключительно по достижению 16-летнего возраста.
К слову, мопед и скутер относятся к одной категории транспортных средств, то есть объем мотора их не более 50 кубических сантиметров, а максимально возможная скорость – 50 километров в час. Следовательно, также, как и в случае с мопедом, необходимо наличие прав категории М.
Если молодой человек нарушил правила дорожного движения, он несет ровно такую же ответственность (как административную, так и уголовную), как и другие участники дорожного движения. Но следует учитывать то, что подросток отвечает за свои действия лишь частично, и, например, если он каким-либо образом нарушил ПДД, штрафные санкции будут накладываться на его родителей либо законных опекунов.
На каких ТС можно ездить без прав
В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).
Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.
Как получить права на мопед?
Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.
Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.
Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.
Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:
- возраст старше 16 лет;
- наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
- отсуствие медицинских противопоказаний;
- успешная сдача итогового экзамена.
Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:
- болезни эндокринной системы;
- эпилепсия;
- моторные дисфункции;
- психические расстройства;
- серьезные нарушения слуха и зрения;
- алкоголизм и наркомания.
На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:
- Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
- Удостоверение личности (паспорт).
- Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
- Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
- Две фотографии размером 3×4.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Сам экзамен сдается в ГИБДД. Первая часть – это проверка теоретического материала (ПДД, оказание помощи, конструкционные особенности ТС, конфликты на дороге). Проверка проводится в форме тестирования.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.
Езда без прав на мотоцикле
По российским законам езда без документов на мотоцикле или скутере карается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей. На усмотрение инспектора водителя могут отстранить от управления транспортом, а саму технику — отправить на штрафплощадку. Если же водитель получил права на мотоцикл, но их нет при нём, штраф будет меньше — около 500 рублей. Но учтите, если документы просрочены, это приравнивается к отсутствию водительского удостоверения. Когда будущий водитель выяснил, какие права нужны на его легкомоторный транспорт и получил соответствующую категорию, он становится равноправным участником дорожного движения. Поэтому помимо основных ПДД важно соблюдать ещё и те, которые предъявляются непосредственно к мотоциклистам. Например, езда без защитного шлема или перевозка пассажиров без каски наказывается штрафом в 1 000 рублей. Передвижение с грязными номерами, когда невозможно нормально считать с них информацию, будет стоить 500 рублей. Если за рулём оказывается несовершеннолетний, ответственность несёт владелец ТС, передавший его подростку, или родители нарушителя. В таких случаях придётся заплатить штраф в 30 тысяч рублей. Если же человек, лишённый прав на мотоцикл по решению судебных органов, продолжает управлять транспортом, возможны три варианта санкций:
- пеня в 30 тысяч рублей;
- административный арест на 15 суток;
- общественные работы (200 часов).
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Необходимый возраст для вождения
Прежде чем приступить к установлению введенных возрастных ограничений необходимо определить, какое транспортное средство является мотоциклом и к какой категории относятся мотоциклы различных видов.
В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства №1090, определяющего Правила дорожного движения, мотоциклом является двухколесное транспортное средство, имеющее или не имеющее бокового прицепа (коляски) с объемом двигателя более 50 см³ (в случае наличия двигателя внутреннего сгорания) или способным развивать скорость более 50 км/ч (не зависимо от вида двигателя).
К мотоциклам так же относятся скутеры с аналогичными рабочими параметрами, трициклы и квадроциклы с мотоциклетной посадкой и рулем соответствующего типа, если:
- масса транспортного средства без учета веса аккумуляторов составляет 400 кг (550 кг для транспорта, предназначенного для транспортировки грузов)
- эффективная мощность до 15 кВт
Мопедом называется механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, конструктивная скорость которого не может быть более 50 км/ч, а двигатель в зависимости от вида имеет мощность:
- до 50 см³ (двигатель внутреннего сгорания)
- 0,25 кВт – 4 кВт (электродвигатель)
К мопедам так же относятся:
- квадроциклы, соответствующие заявленным характеристикам
- скутера с аналогичными рабочими параметрами
В соответствии со статьей 25 Федерального закона №196:
- Мотоциклы относятся к категории А, причем выделяется дополнительная подкатегория транспортных средств данного вида – А1 – определяющая легкие мотоциклы, с двигателем внутреннего сгорания до 125 см³ и мощностью до 11 кВт.
- Мопеды и скутеры относятся к категории М.
Каковы правила перевозки пассажиров на мото
В существующих ПДД в пункте 22.2 подробно описано, кто имеет право перевозить пассажиров на мототранспорте. К ним относятся водители с водительским удостоверением категории «А» и имеющие подкатегорию «А1» более чем 2 года.
В правилах, определяющих условия, в которых перевозятся пассажиры мототранспортными средствами, говорится:
- Водители и их пассажиры в обязательном порядке надевают мотошлемы, которые застёгиваются перед посадкой. Это основное правило распространяется на поездку по сельской или городской местности, в любую погоду, хоть днём хоть ночью, не зависимо от скорости транспорта и продолжительности маршрута. Шлем защищает голову в экстренных случаях!
- На транспорте без коляски разрешается провозить одного пассажира, если есть заднее сидение, подножки и прочно прикреплённая ручка.
- На мотоцикле с коляской можно везти двух пассажиров, один из которых находится позади водителя, другой — в боковом прицепе.
- Нельзя пользоваться для перевозки людей кузовом грузового или спортивного мототранспорта;
- Посадка и высадка пассажиров осуществляется после окончательной остановки мотоцикла и только со стороны пешеходной дорожки или обочины.
- При возникновении неисправности транспорта, его нужно остановить на дороге и предложить пассажирам сойти и покинуть дорожное полотно.
Важно! Сидящего в коляске защищает не только шлем, но и тент, который закрывается до начала поездки. По правилам сидящему в прицепе человеку запрещается во время пути размахивать руками, вставать с сидения и отцеплять тент.
Правилами особое внимание уделяется пассажиру – ребёнку.
В них говорится об условиях перевозки детей:
- Скорости, которая не должна быть более 50 км/час.
- Недопустимости безостановочной перевозки в течение целого дня, ребёнку нужен отдых.
- Запрет на крутые маневры мотоциклистом.
- Обязательного наличия защитных шлемов, которые запрещено надевать во время движения. Детский шлем должен соответствовать размеру головы ребёнка, он дополнен смягчающими подушечками, небьющимся стеклом и крепкими ремешками.
- Допускается везти двух пассажиров на сидении позади водителя, если один из них ребёнок, при достаточной длине сидения.
- Чтобы ребёнок не мог препятствовать движению, необходимо применение специальных транспортных приспособлений для его фиксации: кенгуру или слинги.
- Если малышу нет 12 лет и он едет в мотоколяске, то он должен быть посажен в дополнительное автокресло; в противном случае он садится в коляску только с взрослым.
- В пункте 22.9 говорится о детях до 12 лет, которые должны сидеть перед мотоциклистом и ни в коем случае позади него.
Расположение скутера на проезжей части
Еще раз процитирую ПДД для скутеров:
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Движение скутеров по проезжей части разрешено только в один ряд по правому краю проезжей части. Обратите внимание, что скутер не обязательно должен ехать в пределах крайней правой полосы. Например, пдд для скутера разрешают объехать остановившийся на остановке троллейбус или автобус.
Правила управления скутером разрешают также и движение по выделенной полосе для велосипедистов, обозначенной дорожным знаком:
Также движение скутеров возможно и по обочине. При этом не допускается создание помех пешеходам.
Как оформить машину на человека без прав
Разобраться с тем, можно ли оформить машину на человека без прав в ГИБДД, большого труда не составит. Алгоритм постановки на учет установлен на государственном уровне. Специальным приказом МВД.
Предварительное ознакомление с нормами законодательства позволит избежать множества различных проблем. А также задержек. Отдельно нужно будет отметить как раз процесс сбора документов и составления заявления.
К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно в первую очередь, относится:
- когда допускается;
- какие имеет условия;
- требуемые документы;
- алгоритм действий;
- сколько будет стоить;
- регистрация на несовершеннолетнего ребенка;
- важные аспекты;
- законодательная база.
Чтобы получить права заветной категории, нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГАИ. Предварительно вы должны пройти обучение а автошколе. Они предлагают различные варианты посещения занятий – утренние, вечерние, дневные группы, группы выходного дня. Продолжительность занятий может варьироваться, от этого будет варьироваться и продолжительность всего срока обучения. В среднем, на категорию В чистой учёбы выходит около 3 месяцев. Курсанты изучают теоретическую информацию (ПДД, задачи, устройство автомобиля, оказание мед.помощи), а также посещают практические уроки вождения на площадке и в городе. Если вы проживаете в небольшом населенном пункте, где автошкола отсутствует, допустимо самостоятельное изучение теории и практики. Но сдача экзаменов в ГАИ обязательна!
Документы в автошколу предоставляются до начала обучения. Необходим документ удостоверяющий личность, две цветные матовые фотографии 3,5х4,5 см и водительская медицинская справка (ОБЯЗАТЕЛЬНО).
Мопеды пользовались большой популярностью в Советском Союзе. Их невысокая цена, чуть ли не бесплатный бензин, привели к массовому использованию этого транспортного средства. Множество подростков при такой езде игнорируют обязательные требования. Многие до сих пор не знают точно, нужны ли права на современный мопед, без которых раньше можно было обойтись.
Действующий уже несколько лет Регламент дорожного движения предполагает наличие водительского удостоверения у владельцев мопедов. Оно оговаривается получением категории M, разрешающей управлять данным средством, не опасаясь встречи с представителем автоинспекции. Разумеется, что это требование касается только тех, кто не имеет какой-либо другой открытой категории. Остановленный же инспектором седок подвергнется административному штрафу от 5 тысяч рублей до 15 за эксплуатацию без соответствующего удостоверения.
Рассматривая скутер и мопед, можно сказать, что они имеют различную мощность двигателя. Это выражается в необходимости получения различной категории прав. Например, электрический скутер подразумевает также категорию водителя M. Поэтому сюда причисляются все двигатели с мощностью от 0,25 до 4 киловатт. Не играет никакой роли — приобретено средство в магазине, или умелец его сконструировал сам, установив на него электромотор.
Кто может получить права категории M
Приобретение мопеда — это ещё половина дела. Но вправе ли его эксплуатировать человек, который имеет право вождения тяжёлого грузовика, автобуса или троллейбуса? Ответ — имеет, когда у него присутствует в удостоверении отметка об открытии категории M. Если же таковая запись отсутствует, то раскатывать на снабжённых мотором двух колёсах, не получится.
Получить водительское удостоверение с упоминаемой открытой формой, вправе любой гражданин России, не имеющий противопоказаний для управления мопедом. Последнее подтверждается наличием медицинской справки. Следует напомнить, что разрешение выдаётся гражданам только при их достижении 14, а по вступлению в силу новаций законодательства — с 16 лет. Это правило распространяется на управление всеми категориями лёгких мотоциклов.
Более тяжёлые двухколёсные средства, с объёмом двигателя свыше 125 см 3 потребуют достижения владельцем совершеннолетия — 18 лет. С этого возраста можно получить разрешение управлять автомобилями. Повышение класса техники требует повышение категории и возраста одновременно.
Можно ли управлять скутером с категорией «B»?
Да, это разрешено. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» прямо дозволяет водителям с любой открытой категорией в правах управлять скутером с двигателем до 50 куб. см. Даже если вы давно не меняли своё водительское удостоверение старого образца, отдельная категория «М» вам не нужна.
Мопед 110 кубов — это какая категория?
Всё до 50 кубов — это категория «М». От 50 до 125 кубов — подкатегория «А1». Мототехника свыше 125 кубов относится к категории «А».
Что нужно, чтобы ездить на мопеде?
Водительские права категории «М», мотошлем. Страховка ОСАГО не требуется, регистрация своего транспорта в ГИБДД — тоже.
Со скольки кубов можно ездить по автомагистралям?
На автомагистрали, отмеченные соответствующим знаком, разрешён выезд мототехнике с двигателем от 125 кубов и выше.