Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Новая декларация о плате за НВОС

Сдавать декларацию обязаны компании, вносящие плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). К числу таких компаний относятся организации и ИП, осуществляющие (ст.ст. 16 и 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • любую деятельность, в результате которой образуются отходы;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Декларация о составе и свойствах сточных вод
Предоставляемые сведения

Декларация о составе и свойствах сточных вод

Куда предоставляется

Организация водопроводно-канализационного хозяйства

НПА
  • Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728;
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644
Срок сдачи

до 1 ноября

Кто предоставляет

Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта

Как предоставляется

На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Что является основанием для расчета и уплаты пеней за НВОС?

Как показывает практика, выявить неполную оплату достаточно просто и этим занимается Росприроднадзор. Как правило, между датой оплаты очередного авансового платежа, в котором и произошло занижение размера оплаты за НВОС, и обнаружении факта данного деяния проходит время. Например, за первый квартал текущего года Вы внесли авансовый платеж до 20 апреля, а до 10 марта Вы должны сдать Декларацию о плате за НВОС. В этом случае пени Вам будут насчитаны за период с даты оплаты заниженного авансового платежа по сегодняшний день, пока Вы не оплатите задолженность и пени. Если дело дойдет до разбирательств в суде, то датой окончания начисления пеней будет дата подачи заявления в суд. Собственно факт выявления Росприроднадзором, при проведении контроля за исчислением платы, заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы является основанием для расчета и уплаты пеней.

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.

Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду

Согласно статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платить за негативное воздействие на окружающую среду обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляется хотя бы один из видов негативного воздействия на окружающую среду:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе передача отходов на захоронение.

Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:

Являются субъектами МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.

Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Кто должен вносить плату?

Как известно, существует всего четыре категории объектов негативного воздействия на ОС.

I категория — значительное влияние. Это крупные предприятия электроэнергетической, металлургической и химической промышленности.

II категория — умеренное. Организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых, производством нефти, бумаги и т.д.

III категория — незначительное воздействие. Это, в основном, объекты, имеющие стационарные источники загрязнений: трубы выбросов и сбросов. Например, некоторые предприятия общественного питания, АЗС, котельные.

Последняя, IV категория, не платит НВОС, так как наносит минимальный ущерб природе. Это офисы, образовательные и медицинские учреждения.

Важно отметить, что все организации, независимо от сферы деятельности, должны проходить постановку на учет как объекты НВОС.

Напомним, что плату за НВОС не следует путать с экологическим сбором. За НВОС платят все объекты I-III категории, а экологический сбор уплачивают производители и импортеры товаров (и упаковок от них), которые подлежат утилизации.

Коэффициенты платы за НВОС в 2022

В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы.

Читайте также:  Вместо доллара: какую валюту покупать в 2023 году

В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.

Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.

Какие формы отчетов нужно готовить плательщикам экологического сбора

Плательщики экологического сбора обязаны готовить и предоставлять в Росприроднадзор следующие виды отчетных документов:

  1. До 1 апреля:
    • декларацию о товарах (выпущенных на территории России или импортированных), которые подлежат утилизации — в соответствии с Положением о декларировании по постановлению Правительства России от 24.12.2015 № 1417;
    • отчет об исполнении нормативов утилизации — в соответствии с Правилами, введенными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
  2. До 15 апреля года, следующего за отчетным, — форму расчета сбора по приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, к которой прилагаются:
    • квитанции о перечислении сбора в бюджет;
    • если форма расчета предоставляется представителем — доверенность на него.

Изучим, для каких хозяйствующих субъектов установлена обязанность отчитываться по указанным формам.

Предоставление декларации о воздействии на окружающую среду

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
— наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
— вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
— информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
— декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
— информация о программе производственного экологического контроля.

пункт 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

пункт 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

пункт 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

пункт 8 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Офисные здания и помещения, несомненно, будут отнесены к объектам IV категории. Такие объекты не имеют источников вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.

Читайте также:  Штраф ГИБДД за езду без прав в 2023 году

Заметим: с 1 января 2016 г. будет действовать прямая норма (новая ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ), которая освободит ЮЛ и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (так называемые офисные компании), от обязанности вносить плату за воздействие на природу.

В 2015 г. при решении вопроса о начислении платы за воздействие на природу (в частности, за размещение «офисных» отходов (бытовых отходов)) нужно исходить из того, кто является собственником данных отходов.

Если в договоре на вывоз отходов со специализированной компанией содержится условие о передаче права собственности на отходы, то плату за размещение отходов природопользователь не должен вносить. Если такого условия нет, а предметом договора является оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, то природопользователь должен вносить плату. Данного мнения придерживаются контролирующие органы (см. Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 N 14-07/6011).

Вопросы администрирования

Платежи за воздействие на природу подлежат уплате вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяют природопользователи (п. 3 ст. 346.1, п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Налоговые органы не вправе осуществлять контроль за правильностью начисления платежей за воздействие на природу (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009). На указанные платежи не распространяются положения ст. 46 НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке.

Повторим: контрольные функции в сфере платежей за воздействие на природу возложены на Росприроднадзор.

Еще одна важная деталь, о которой следует упомянуть. В настоящее время законодательством не предусмотрено взимание пени за нарушение сроков перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. В 2016 г. ситуация изменится: за несвоевременное перечисление данного платежа будут взиматься пени за каждый день просрочки (п. 4 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).

Контроль за правильностью исчисления платы, проверку деклараций о ней осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», плату необходимо исчислять и перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение – организации, ведущие деятельность только на объектах, оказывающих негативное воздействие IV категории.

Категорию объекта, оказывающего негативное воздействие, подтверждает свидетельство о его постановке на государственный учет.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются:

  • юрлица и ИП, от хозяйственной и/или иной деятельности которых образовались отходы (кроме твердых коммунальных отходов);
  • региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *