Бакалавриат, магистратура, аспирантура — что это такое

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бакалавриат, магистратура, аспирантура — что это такое». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.

Магистратура и аспирантура – какая разница и что выбрать

Получить высшее образование можно несколькими путями. Но что лучше аспирантура или магистратура, в чем отличия разберем ниже.

Магистратура – это третий уровень образования, до нее идет специалитет и бакалавриат. О том стоит ли поступать на магистра и стоит ли это того спор идет уже очень давно. Сначала разберемся в сроках. Обучение длится всего лишь два года и за это время магистрант сможет сильно углубить свои знания в выбранной сфере.

В магистратуру поступают для работы в научных сферах, а также, если студент решил посвятить себя академической карьере. Сейчас появилось множество различных программ образования и будущим магистрам предоставляется огромный выбор.

Если специалист хочет продолжить свою дальнейшую деятельность в сферу преподавания, то ему просто жизненно необходимо поступить в аспирантуру и получить научную степень кандидата. Обучение длится три года: включает в себя множество различных лекций, семинаров и дает дополнительные встречи с научными руководителями. Этого времени аспирантам достаточно для подготовки диссертационной работы и сдачи ГИА.

Разница между аспирантурой и магистратурой заключается в следующем:

  • Срок обучения в аспирантуре от трех до пяти лет, магистратура потребует всего лишь два года.
  • После аспирантуры можно стать не только кандидатом наук, но и преподавать в высших учебных заведениях.
  • После магистратуры поступление в докторантуру невозможно.

Что такое специалитет

До 2011 года специалитет был первой и единственной ступенью в структуре высшего образования. Специалитет отличается от бакалавриата длительностью и глубиной подготовки. То есть учиться дольше, а предметов и информации, которую нужно выучить, больше.

Нельзя однозначно сказать, что специалитет лучше или хуже двухуровневой системы образования. По сути специалитет — это ускоренный вариант обучение на бакалавриате и магистратуре.

Учиться нужно 5 лет при этом сразу по конкретной специальности.

Поступить на специалитет также можно после 11-го класса или СПО по результатам школьных ЕГЭ или экзаменов в вузе.

Пока у абитуриентов, которые поступают на специалитет, не такой большой выбор направлений подготовки. Возможно, с отменой Болонской системы это изменится, и роль специалитета расширят.

Выпускники специалитета получают диплом. Как и бакалавры они могут начать строить карьеру или продолжить обучения и поступить в аспирантуру.

При желании дипломированные специалисты могут поступить и в магистратуру, но только на платное.

Что такое аспирантура

В аспирантуре готовят научно-педагогические кадры, то есть: будущих учёных и преподавателей вузов. В России аспирантура находится выше других уровней образования.

В аспирантуру могут поступать выпускники специалитета или магистры. С дипломом бакалавра нельзя стать аспирантом, сначала нужно пройти магистратуру.

Чтобы поступить в аспирантуру, нужно сдать три экзамена: философию, иностранный язык и профильный предмет.

Аспиранты учатся 3-4 года очно, на заочном — дольше. За это время они углублённо изучают несколько предметов, занимаются научно-исследовательской работой и пишут кандидатскую диссертацию.

После окончания обучения аспиранты получают учёную степень кандидата наук.

Это завершающая ступень высшего образования для тех, кто окончил бакалавриат. Она обязательна для бакалавров, которые планируют стать преподавателями вузов, учёными или госслужащими.

Поступить в магистратуру можно, сдав вступительные экзамены по профильным дисциплинам.

Учёба длится 2—2,5 года и позволяет углубить знания в конкретной области, получить навыки научно-исследовательской или педагогической деятельности. По окончании обучения выпускнику выдают диплом магистра, в котором указано направление подготовки: «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование» и т. п.

Чаще всего программы составлены так, чтобы студенты изучали материалы и занимались научной работой самостоятельно. Преподаватели здесь – не няньки, как это часто бывает на бакалавриате и специалитете, а проводники к экспертной информации и профессиональному миру. Также это первые соратники в научном труде, которые могут подсказать методологию, дать обратную связь, показать «вход» в научное сообщество.

Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.

Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.

Читайте также:  Субсидия госслужащим на покупку жилья в 2023 году

Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.

Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Это один из самых важных вопросов, которым задаются будущие студенты. «Будет ли мой диплом ценным? Стану ли я востребованным специалистом? Не проведу ли я впустую несколько лет в университете?» — все это очень волнует абитуриентов, так как они, на самом деле, делают первый взрослый и серьезный выбор в своей жизни.

На самом деле, ценность любого диплома относительна. Конечно, если вы выпускаетесь из американской Лиги Плюща или даже нашего МГИМО – это уже много говорит о ваших возможностях, так как просто поступить в эти университеты очень сложно, не говоря уже о том, чтобы учиться там.

Однако если мы говорим об обычных вузах, то здесь все полностью зависит от человека. Сам по себе диплом никакой ценности не имеет, куда важнее – что выпускник вынес из университета, насколько хорошо он учился и насколько сильно увлечен своей специальностью.

Если вы получили диплом бакалавра просто для «галочки» (родители настояли, думал, что надо как у всех, сделал как одноклассники) – то он не будет ценным на рынке труда. Ведь на самом деле вы не были мотивированы к учебе, и кто знает, насколько хорошо вы усвоили программу? Для работодателей куда важнее будет ваше трудолюбие и желание себя проявить. Поэтому диплом без реальных знаний и стремлений – просто корочка, которая, возможно, волнует вашу маму. Но никого на реальном рынке.

В школе учителя сильно переживают о том, чтобы их ученики ходили на уроки, сдавали экзамены хорошо и в целом успевали. Исключают из школ очень редко – для того, чтобы это произошло, нужно очень «постараться». В университетах же все совсем по-другому.

Профессорам, деканам и даже кураторам особо без разницы на успехи студентов. Ведь высшее образование нужно не сотрудникам университета, а тем, кто пришел туда учиться. Немотивированных студентов никто не будет задерживать и уговаривать. За несданную сессию или неоплаченный семестр отчисляют, и далеко не всем потом удается восстановиться.

Для того, чтобы продолжать обучение, студентам обязательно нужно сдавать различные работы – рефераты, эссе, коллоквиумы, курсовые, и, конечно, диплом (без него все 4 года обучения просто не засчитаются). И далеко не у всех есть время на то, чтобы их писать.

Многие студенты скачивают полные работы или их части в Интернете. Сделать это достаточно просто, однако сейчас все университеты пользуются специальной проверкой Антиплагиат ВУЗ. Она позволяет узнать, была ли работа написана самим студентом, или же он ее скачал.

Для того, чтобы обойти эту программу, можно обратиться на соответствующей услугой к специальным людям (они пишут студенческие работы на заказ), а можно сделать проще и дешевле – воспользоваться сервисом Антиплагиат Киллер. Он повысит уникальность текста и поможет обойти все необходимые проверки.

Что такое аспирантура?

Аспирантура представляет собой форму подготовки преподавательских и научных кадров. Аспирантура может быть учреждена как в высшем учебном заведении, так и при научно-исследовательском институте.

Зачисление в аспирантуру происходит на конкурсной основе: претендентам на обучение необходимо успешно сдать вступительные экзамены. По окончании обучения аспирант получает диплом с присвоением квалификации, а после защиты диссертации ему присуждается ученая степень «кандидат наук».

В аспирантуру поступают после магистратуры, а защитившийся аспирант получает возможность:

  • заниматься преподавательской работой;
  • посвятить себя исследовательской деятельности;
  • претендовать на дальнейшее обучение в докторантуре и получение высшей ученой степени доктора наук.

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру? Отличия между ними

Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:

  • магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
  • магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
  • магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
  • в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
  • по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.

Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.

Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности.

Читайте также:  Звание ветеран труда в Оренбургской области в 2022 году

Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.

Бакалавр, специалист и магистр: отличия и что выбрать

В 2003 году Россия официально перешла на двухуровневую систему высшего образования. Сегодня выпускники школ могут выбирать, какой диплом получать: бакалавра, специалиста или магистра.

Двухуровневая система высшего образования была предусмотрена «болонской декларацией», опубликованной в 1999 году. Этот документ предусматривает создание европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area).

Сегодня в «болонском процессе» участвуют 48 стран, в том числе Россия.

В актуальной версии федерального закона «Об образовании» и бакалавриат, и специалитет, и магистратура определяются как программы высшего образования. Для получения диплома бакалавра или специалиста необходимо среднее общее образование. Для поступления в магистратуру нужно высшее образование любого уровня. Чтобы поступить в аспирантуру, необходим диплом специалиста или магистра.

Бакалавриат

Бакалавриат — это первая ступень высшего образования. Стоит подчеркнуть, что это полноценная программа университетского обучения, по завершении которой можно искать работу с дипломом об окончании «вышки».

Поступить в бакалавриат можно по окончании 11 класса школы либо колледжа, техникума, училища. Срок обучения составляет в большинстве случаев четыре года. Суть бакалавриата в том, чтобы дать студентам общие знания по конкретной специальности.

Магистратура

Магистратура — это, как правило, ещё два года обучения. Предполагается, что в магистратуре бакалаврам будут давать узко специализированные знания, а сами студенты будут больше времени уделять самостоятельной научной работе.

Примечательно, что бакалавриат можно окончить по одной специальности, а в магистратуру пойти на другую. К примеру, окончить математический факультет в одном вузе, а затем изучать экономику в другом. Диплом магистра также является свидетельством получения высшего образования, однако при трудоустройстве является более веским аргументом в пользу кандидата, чем диплом бакалавра.

И в бакалавриате, и в магистратуре есть бюджетные места.

Благодаря «болонской системе», дипломы бакалавра и магистра признаются на международном уровне. К примеру, российский магистр — это европейская научная квалификация PhD.

Специалитет

Специалитет — это дань российским образовательным традициям и одновременно — объективная необходимость. Не всегда базовые программы высшего образования «укладываются» в четырёхлетний срок.

К примеру, будущие врачи, инженеры изучают свой предмет в течение, как минимум, пяти лет.

Несмотря на «переходный» статус специалитета, выпускников-специалистов берут на работу не менее активно, чем магистров.

Компании, заинтересованные в трудоустройстве специалистов и магистров, как правило, не видят особой разницы между пяти— и шестилетним сроками обучения. Для них главное — чтобы широкие познания базировались на крепком фундаменте.

Диплом бакалавра сейчас несколько недооценён. Есть стереотип, что это нечто среднее между магистратурой и средним образованием. Однако со временем, можно предположить, ситуация выровняется, и родители будут поддерживать студентов, которые отказываются от магистратуры в пользу работы.

Что такое бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, в чём их разница

  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.
  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.

Магистратура: что это и зачем оно вам

Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.
Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

Аспирантура и магистратура

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п.
Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Читайте также:  Кто может перейти на пенсию умершего супруга и как это сделать?

Специалитет и магистратура — отличия

Бакалавриат, специалитет и магистратура – все это является степенями обучения, где магистратура может быть только второй ступенью. То есть поступить туда сразу после школы невозможно (просто никто не возьмет).

В случае с бакалавром магистратура является вторым бесплатным этапом обучения, занимающим 2 года. Туда идут, чтобы углубить свои знания в конкретной специализации.

С одной стороны, это удобно. После защиты дипломного проекта бакалавр может какое-то время поблуждать, попробовать себя в разных направлениях профессии, определиться, чем конкретно ему интересно заниматься, и продолжить учиться.

С другой стороны, это лишний год обучения. Ведь все это можно получить, отучившись 5 лет на специалитете вместо 6 (бакалавриат и магистратура). Но тут есть риск разочарования в выбранной специализации и потом все равно придется переучиваться.

Магистратура – это вторая ступень образования, перейти на которую можно, имея степень бакалавра. Система обучения построена на основе программы бакалавриата, но с более углубленным подходом к профильным предметам. На теорию и научно-исследовательскую практику отводится 2 года. То есть, вместе с первой ступенью учеба занимает 6 (иногда 7) лет.

По окончании учащимся требуется пройти итоговую аттестацию и представить магистерскую работу. При условии успешной защиты студент получает степень магистра по изученному направлению. Такие соискатели признаются как работодателями в РФ, так и в Европе и США. Выпускники могут претендовать на место в аспирантуре или руководящую должность. Часто целью получения магистерской степени является преодоление карьерного «потолка» и дает возможность занять высокий пост.

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

  • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
  • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
  • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
  • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:

  • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
  • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
  • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *