Внешняя трудовая миграция в современной России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешняя трудовая миграция в современной России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Проблемы трудовых мигрантов в России

Главной проблемой иностранных граждан, приехавших трудиться в РФ, считается сложность получения регистрации по месту жительства. Владельцы сдают квартиру мигрантам, но в регистрации отказывают, так как у них нет желания разбираться с миграционным законодательством.

Часто хозяин квартиры не оформляет договор аренды, чтобы не платить налоги. Пребывание иностранного гражданина в России трактуется как нелегальное, и ему грозит депортация. В случаях же если договор заключён, дополнительные расходы ложатся на мигранта.

Другие сложности проживания и работы иностранцев в РФ:

  • Расовая дискриминация;
  • Низкая оплата труда;
  • Небольшое количество и выбор рабочих мест;
  • Проблемы с адаптацией к обществу и культуре;
  • Незнание языка.

Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда

Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.

За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.

В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.

Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.

Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов

Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:

  • экономический спад;
  • снижение качества жизни;
  • демографический упадок;
  • разрушение инфраструктуры.

Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.

Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.

К таким проблемам относятся:

  • Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
  • Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.

Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.

Что такое трудовая миграция

Существует несколько типов международных мигрантов:

  • поселенцы, прибывшие на постоянное жительство;
  • рабочие по контракту, прибывшие на ограниченный период;
  • квалифицированные специалисты (сотрудники международных компаний, преподаватели, студенты);
  • нелегальные иммигранты;
  • беженцы;
  • лица, ищущие убежища.

Цель некоторых из них состоит в том, чтобы найти работу, следовательно, международная трудовая миграция — это пересечение границы страны своего гражданства для вступления в трудовые отношения с работодателями за рубежом.

Существуют следующие виды трудовой миграции:

  1. Безвозвратная: мигрант покидает свою страну навсегда и выезжает на ПМЖ в принимающее государство.
  2. Длительная: пребывание за границей длится 1-6 лет.
  3. Сезонная: кратковременное (не более одного года) пребывание в стране, обусловленное работой в отраслях хозяйства, имеющих сезонный характер: туристические услуги, рыбная ловля, сельское хозяйство.
  4. Маятниковая: ежедневное пересечение границы для работы в соседней стране.
  5. Нелегальная: несанкционированный въезд в другую страну на работу или законное пребывание с нелегальным трудоустройством.
  6. Перемещение высококвалифицированных кадров: ученых, специалистов редких профессий, представителей мира искусства, спортсменов.

Те, кто выезжает в служебную командировку за границу, и так называемые “челноки” не считаются трудовыми мигрантами.

Основные определения и источники данных

Международных мигрантов в зависимости от продолжительности пребывания в стране приема, которая отражается в целях миграции и получаемых мигрантами правовых статусах, разделяют на две категории. К первой категории «Постоянные или долгосрочные мигранты» относятся мигранты, которые прибыли в страну с целью постоянного (длительного) проживания. Во вторую категорию «Временные мигранты» попадают те, которые прибыли в страну приема на время: для работы, обучения, лечения и пр.

За последние 25 лет критерии определения постоянных мигрантов в России неоднократно менялись. В настоящее время к ним относят российских граждан, прибывших на постоянное место жительства из-за рубежа, иностранцев, получивших вид на жительство или разрешение на временное проживание, а также лиц, прибывших из-за рубежа и зарегистрированных по месту пребывания на срок от 9 месяцев. Именно долгосрочные, а не временные, мигранты пополняют численность постоянного населения страны. Благодаря постоянной миграции за период с 1992 по 2015 г. население России увеличилось на 8,9 млн человек. Без столь значительного миграционного прироста численность трудоспособного населения страны, по нашим оценкам, в начале 2015 г. была бы на 6 млн человек меньше. В целом российский рынок труда быстро и безболезненно поглотил иммигрантов (Lazareva, 2015). Этому способствовали их культурная близость населению России (99% переселились из бывших союзных республик), сравнительно высокий уровень образования, а также высокий спрос на рабочую силу в период экономического подъема.

Читайте также:  Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Однако в центре нашего внимания находится не постоянная, а временная трудовая миграция. Трудовым мигрантом по определению, принятому Генеральной Ассамблеей ООН, считается «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является»1. В отличие от постоянной, трудовая миграция обусловлена исключительно экономическими факторами. По количеству трудовых мигрантов Россия находится среди мировых лидеров. Этим, в частности, объясняется почти десятилетнее присутствие России в первой тройке стран по объемам отправленных денежных переводов. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2014 г. мигранты из России перевели более 32,6 млрд долл., и по этому показателю она занимала третье место в мире после США и Саудовской Аравии (Ratha et al., 2016).

Трудовые мигранты, за исключением тех, кого регистрируют по месту пребывания на 9 месяцев и более, не включаются в число постоянных жителей страны. До недавнего времени максимальный период трудовой деятельности большинства иностранных работников ограничивался одним годом. Исключение составляли те, кому трудовой контракт продлевался еще на полгода, и немногочисленная категория высококвалифицированных специалистов, которым разрешение на работу выдается на срок до трех лет. С 2015 г. у иностранцев — обладателей патентов на осуществление трудовой деятельности появилась возможность продлевать срок работы до двух лет.

Российская государственная статистика внешней трудовой миграции основана на учете разрешительных документов на работу, включая разрешения на работу и патенты; на уведомлениях работодателей о найме иностранных работников; на сведениях о регистрации по месту пребывания с целью «работа». Статистика, как и само миграционное законодательство, находится в состоянии непрерывного реформирования. По этой причине следует аккуратно интерпретировать динамику трудовой миграции и помнить о нескольких миллионах незаконных трудовых мигрантов, не попадающих в статистическую отчетность.

В России национальные выборочные обследования не служат значимым источником информации о трудовой миграции. Так, в обследованиях населения по проблемам занятости (ОНПЗ), в отличие от зарубежных аналогов (Labour Force Survey), задача изучить положение международных мигрантов не ставится. В таких условиях недостающую информацию о социально-экономических характеристиках мигрантов, об условиях, в которых они живут и работают в России и на родине после возвращения, можно получить из национальных выборочных обследований, которые проводятся в странах — основных миграционных партнерах России. В данной работе для проведения сравнительного анализа заработков мигрантов и российских граждан использованы результаты обследований, которые проводились в Таджикистане. Речь идет об обследовании уровня жизни2 при участии Всемирного банка и ЮНИСЕФ в октябре-ноябре 20073 и 20094 гг. и об обследовании домохозяйств Таджикистана5 в 2011 г.6 Эти репрезентативные опросы сопоставимы по программе и результатам. Они содержат блоки вопросов об условиях жизни, о здоровье, образовании, участии в рынке труда и других сторонах жизни членов домохозяйства, в том числе о внешней миграции7. Причем в обследованиях опрашивались как вернувшиеся мигранты, так и члены домохозяйств мигрантов, находящихся за границей.

Трудовая миграция в России

Введение

международный трудовой миграция экономический

В настоящее время в мире сложился международный рынок рабочей силы. Это качественно новое явление, которое характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Основой формирования международного рынка рабочей силы послужили процессы международной трудовой миграции.

Миграция рабочей силы — это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Международная трудовая миграция — это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина «трудящийся-мигрант» содержится в конвенциях Международной организации труда №97 и №143 и гласит, что «трудящийся-мигрант» это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры).

Актуальность данной темы состоит в том, что наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.

Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.

Цель работы является рассмотрение международного рынка рабочей силы и его регулирование.

Данная цель определила следующие задачи:

изучить международную миграцию рабочей силы, ее регулирование;

рассмотреть особенности современной миграции в России.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Международная миграция рабочей силы

.1 Понятие международной миграции населения

В настоящее время в мире сложился международный рынок рабочей силы. Это качественно новое явление, которое характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основу международного рынка рабочей силы составляют международные миграции трудящихся.

Несмотря на принимаемые с начала ХХ в. меры по унификации показателей международной миграции, до сих пор существуют разночтения в том, что же понимать под миграцией и мигрантом. В Германии иммигрантами считаются «лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране», в Японии — «национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы», в США — «иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране», в России — «лица, приезжающие работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяцев) и лица, их сопровождающие». Существуют разночтения и в определениях «мигрантов-переселенцев», «трудящихся-мигрантов» (лиц, мигрирующих с намерением получить работу, «беженцев» и т.д.

По терминологии ООН мигрантами считают лиц, находящихся в стране въезда чтобы найти работу на срок, превышающий 1 год.

Основой формирования международного рынка рабочей силы послужили процессы международной трудовой миграции (laborforcemigration).

Миграция рабочей силы — это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты). Разность иммиграции и эмиграции дает нам миграционное сальдо (netmigration), которое по миру оценивается в 1 млн. чел. ежегодно. Существует также реэмиграция (re-emigration) — т.е. возвращение на родину ранее уехавшего населения.

Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:

. международная переселенческая миграция;

. международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда. Обратная миграция была незначительной.

Международные миграции рабочей силы были вызваны промышленной революцией XVIII — начала XIX вв. Ее следствием был рост органического строения капитала, что привело к относительному перенаселению и вызвало массовое переселение в Америку, Австралию, Новую Зеландию.

На первом этапе, в XIX в. основным направлением миграции являлась Америка. За период 1815-1900 гг. из Великобритании выехало 13 млн. чел., в основном в США, Канаду, Бразилию, частично — в Австралию. Мигранты из Германии (ок. 5 млн. чел.) переселялись в США, Аргентину, Бразилию. Один из взрывов миграции в 40-х гг. из Ирландии в США был вызван т.н. «картофельным голодом». Итальянцы (ок. 4 млн. чел.) предпочитали США, Аргентину. Очередной миграционный взрыв из стран Европы в 80-е гг. был связан с падением цен на европейскую пшеницу. Большие массы людей переселились также из Китая по странам Юго-Восточной Азии, а также в США, из Индии по странам бассейна Индийского океана. Основной состав мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила.

Читайте также:  Инструкция по установке новых и удалению старых сертификатов

На следующем этапе, в первой половине ХХ в. характер миграционного процесса сильно отличался от миграций XIX в. За 1900-1939 гг. Европу покинуло ок. 30 млн. чел. Высокий уровень концентрации производства и капитала в США обусловил дополнительный спрос на рабочую силу, который удовлетворялся из менее развитых стран (отсталые страны Европа, Китай, Индия). Как и прежде, большая часть переселенцев была из Великобритании, но теперь они в основном направлялись в британские колонии, в частности, в Южную Африку. Резко выросло число реэмигрантов, англичан и ирландцев, возвращавшихся на историческую родину. Вырос поток переселенцев из Германии в страны Латинской Америки. Мигранты-итальянцы сделали основной выбор в пользу США. Как и прежде, часть переселенцев была из других стран Европы. «Великая депрессия» привела к росту безработицы и нанесла существенный ущерб миграционным процессам, даже вызвала реэмиграцию из США.

. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во многих странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двухсторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Россия имеет подобные соглашения с Германией и Финляндией, которые определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны. Подписанное соглашение реализуется следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

— требования к качественной характеристике импортируемой рабочей силы (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);

— возрастной ценз (в среднем 20-45 лет);

— состояние здоровья (запрет на въезд больных СПИДом и психическими заболеваниями, наркоманов);

— социальные и политические ограничения (не допускаются в страну лица, ранее осужденные за уголовные преступления, а также ограничивается въезд членов партий тоталитарного типа).

Регулирование въезда иммигрантов проводится не только путем реализации ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

— первоочередной прием тех мигрантов, которые осуществили инвестиции в экономику страны-реципиента;

— уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство (в Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов);

— налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

— ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране (В Норвегии разрешение на работу выдается только на один год, хотя и допускается возобновление).

В странах-реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. В стране может действовать закон, содержащий подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. Профессионально отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяют приоритетные профессии для въезда. В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных профессий», составленный Министерством иммиграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех странах-реципиентах всегда действовали национально- географические приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Многие страны отдают предпочтение мигрантам из стран Европы, ограничивая при этом въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

В настоящее время развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. Используется, как правило, три вида таких программ. Во-первых, программы материальной компенсации – предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только «отступное пособие», но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билета.

Во-вторых. программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину – организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.

В-третьих, программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).

Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов применяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности. Санкции практикуются и в отношении нелегальных посредников, занятых незаконным импортом рабочей силы. Введены санкции и в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов (применяются крупные штрафы и расходы по депортации возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант).

Международное перемещение рабочей силы является мощным фактором экономического развития. С одной стороны миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран, ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня десятков миллионов людей.

С другой стороны, миграция населения приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов в странах-реципиентах, демографическому старению и феминизации населения в странах-донорах; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х годах 20 века, несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.

Последствия международной миграции кадров

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.

Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:

  • Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
  • Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
  • Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
  • Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.
Читайте также:  Минимальная пенсия с 1 января 2023 года по регионам России

Можно определить причины трудовой миграции:

  • высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
  • несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
  • дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
  • осложнение политической ситуации;
  • техногенные катастрофы;
  • экономическая нестабильность.

Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.

На сегодняшний день рабочая сила является одним из основных экономических ресурсов. Это обусловлено ростом зависимости информационного общества, результатов производства в условиях НТР от человеческого фактора.
Международный рынок труда — сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу.

Мировой рынок труда характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Современный мировой рынок труда включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Таким образом, мировой рынок труда существует в форме трудовой миграции.

Современная международная трудовая миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Баланс позитивных и негативных последствий для стран — участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

Если говорить о трудовой миграции, то следует сказать, что теоретического обоснования данного процесса много. Разные ученые по- разному трактуют данное понятие.

Кто определяет миграцию как совокупность механических и физических действий, приводящих к территориальному перемещению населения и изменения распределения трудового потенциала в международной экономике.

Кто определяет данное понятие как процесс, возникающий по ряду социальных и экономических причин и приводящих к движению населения как внутри страны, так и за ее пределами.

Если говорить в общем, то трудовая миграция (далее ТМ) – это перемещение людей с целью поиска новых источников получения дохода и нахождения более лучших условий труда.

Если говорить о данном понятии, то ему свойственны определенные признаки и особенности, о которых и пойдет речь далее.

Характерные признаки и особенности:

  • Этот процесс постепенный, он не мгновенный, может иметь временные рамки и сезонный характер;
  • Процесс обеспечивается в большей степени за счет сельского населения, которое постоянно находиться в поиске работы, чем за счет местного;
  • Происходит в большей степени на короткие расстояния, если же происходит перемещение на очень большие расстояния, то как правило, оно происходит за счет поиска работы в крупных промышленных и торговых мегаполисах и городах;
  • Международная. в большей степени осуществляется мужчинами, внутренняя же обеспечивается за счет перемещения женщин;
  • Перемещение происходит в основном за счет одиноких граждан, а вот семьи переезжают в поисках работы очень редко;
  • В поисках работы, как правило, находятся люди трудоспособного возраста – от 20 до 45 лет, люди младшего и старшего возраста не подвержены такому поиску работы;
  • Масштабы процесса возрастают прямо пропорционально экономическому развитию стран, росту его промышленного и производственного потенциала;
  • Экономические процессы являются определяющими факторами в ТМ.

По своему правовому статусу миграция может быть легальной или нелегальной. Первая предполагает, что мигранты переезжают в другие страны на основании въездных документов, получают там иммиграционный статус и в конечном итоге законно находятся на территории этих государств. Эта категория мигрантов подаётся статистическому учёту иммиграционных органов, а сам процесс во многом регулируется государством. Примером государственного регулирования миграционных процессов может стать введение квот во многих странах Европейского Союза квот в отношении приёма мигрантов, а также создание специальных иммиграционных программ, рассчитанных на привлечение в страну определённых категорий зарубежных граждан.

Нелегальная миграция является огромной проблемой для развитых в экономическом отношении стран. По мнению экспертов, только в Соединённых Штатах Америки в 2020 находятся более 10 млн нелегальных мигрантов. В отношении нелегалов постоянно ужесточается законодательство, с ними борется полиция, но количество нелегалов в мире продолжает расти.

В частности, нелегальными мигрантами считаются иностранцы, которые прибывают в определённое государство:

  • с фальшивыми документами;
  • методом нелегального пересечения государственной границы;
  • остаётся на территории страны после того, как истёк срок разрешительных документов, ограничивающих период его пребывания в данном государстве.

Все нелегальные мигранты являются в той или иной степени угрозой для общества и экономики принимающей страны. Это приводит к нарастанию социальной напряжённости в её обществе, повышению уровня безработицы среди местного трудоспособного населения, созданию хаоса на внутреннем рынке труда, а также оттоку средств за границу.

Почему происходит миграция в России

В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.

Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.

Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.

Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.

Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

  • неблагоприятная политическая обстановка в стране;
  • упадок экономики;
  • плохая экология;
  • межнациональные разногласия;
  • религиозные расхождения;
  • психологические;
  • межрасовые распри;
  • гуманитарная помощь;
  • правовые причины.

Внутренняя трудовая миграция

Трудовая миграция в России связана с поисками лучших условий работы и оплаты собственного труда. Выезд большого количества «белых воротничков» вызвал острый дефицит квалифицированных кадров, поэтому у многих граждан появился реальный шанс получить более достойную работу, чем это возможно в родном городе. Да и ее оплата порой в три-пять раз больше.

И все же у многих граждан России миграция населения вызывает недовольство. Фонд «Общественное мнение» опубликовал данные опроса, согласно которому более 60% россиян считает число мигрантов слишком высоким. Наши соотечественники по ряду причин боятся иностранцев и считают, что необходимо ужесточить ряд миграционных законов. На самом ли деле количество трудовых мигрантов в России так высоко и нужно ли его сокращать?

Действительно, мигрантов в России не так мало. Например, по сведениям уже бывшей ФМС, к началу 2015 года в России насчитывалось более 10 млн иностранцев, к концу 2018-го их было уже чуть более 4 млн. Таким образом, по количеству приезжих Россия оказалась на втором месте после США, однако около 40% из них находится в стране по причинам, не связанным с работой.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *