Утилизационный сбор на спецтехнику — что такое и сколько стоит в 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор на спецтехнику — что такое и сколько стоит в 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Количество позиций в списке

Перечень включает следующие виды товаров:

  1. Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
  2. Каучук, резина и изделия из них;
  3. Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
  4. Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
  5. Прочие химические продукты;
  6. Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
  7. Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
  8. Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
  9. Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
  10. Первичные элементы и первичные батареи;
  11. Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
  12. Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
  13. Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
  14. Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
  15. Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
  16. Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
  17. Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
  18. Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).

Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Перенос сроков уплаты утилизационного сбора

Как уже отмечали, с 1 марта 2023 г. скорректирован порядок уплаты утилизационного сбора.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27.02.2023 № 313 в 2023 г. для всех автопроизводителей, которые заключили специальные инвестиционные контракты, были перенесены общие сроки уплаты утилизационного сбора. Это касается утилизационного сбора, который следует уплатить за IV квартал 2022 г. и за I—III кварталы 2023 г. Производители, заключившие с Минпромторгом специальный инвестиционный контракт в сфере производства транспортных средств, могут заплатить утилизационный сбор за IV квартал 2022 г. и за I—III кварталы 2023 г. до 15 декабря 2023 г.

С 1 марта 2023 г. изменился также порядок уплаты утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к ним, в том числе ввозимые из Республики Беларусь. В данном случае уплата сбора осуществляется с использованием авансовых платежей, перечисляемых на КБК 153 1 10 09000 01 1000 110.

Кто не должен уплачивать утильсбор на спецтехнику?

Утилизационный сбор на спецтехнику не уплачивается в следующих случаях:

  • спецтехника не попала в список колёсных, самоходных ТС и прицепов, облагаемых утилизационным сбором;
  • техника импортирована более тридцати лет назад и не будет применяться в коммерческих целях, при этом оснащена оригинальным кузовом, рамой и двигателем;
  • технику на территорию страны ввезли лица, признанные вынужденными переселенцами, или беженцами, а также участники Госпрограммы по содействию переселению в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • техника принадлежит дипломатическим, или консульским работникам;
  • международным организациям, которые наделены иммунитетом в соответствии с международным правом;
  • транспортное средство привезено по таможенной процедуре временного воза.
Читайте также:  Смена фамилии в паспорте по собственному желанию

Крупнейшие производители

Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.

Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).

После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.

Утильсбор поможет локализации

Утилизационный сбор, в сущности, представляет собой плату за то, что после завершения срока эксплуатации автомобиля придётся тратить средства на его утилизацию. Он был введён в 2012 году после вступления России в ВТО – одним из условий членства в организации стало снижение пошлин на ввоз импортных автомобилей. Введя плату за утилизацию Правительство РФ таким образом постаралось компенсировать часть потерь и защитить российский рынок от избытка привезённых из-за рубежа машин.

Сегодня утильсбор платят все игроки, включая тех, у кого здесь размещено производство. Участникам рынка с наибольшей локализацией государство эти средства возвращает. В прошлом году половина выплат была привязана к показателям локализации, а другая половина просто компенсировалась государством. В планах Правительства к 2022 году изменить эту пропорцию в расчётах таким образом, чтобы все 100 процентов выплат зависели от показателей локализации.

Увеличение утилизационного сбора для грузовиков

II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий7
13. Транспортные средства технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 6,68 13,57
15. Автосамосвалы технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 6,3 13,57

Суммы утилизационного сбора в 2023 году на примере нашей спецтехники

Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей.

Наша техника Цена без сбора Цена со сбором Утилизационный сбор (без НДС)
Трактор Т10М (5-ти катковый) 3 935 000 ₽ 4 366 250 ₽ 431 250 ₽
Трактор Т10М (6-ти катковый) 4 035 000 ₽ 4 466 250 ₽ 431 250 ₽
Бульдозер Б10М (5-ти катковый) 4 175 000 ₽ 5 382 500 ₽ 1 207 500 ₽
Бульдозер Б10М (6-ти катковый) 4 275 000 ₽ 5 482 500 ₽ 1 207 500 ₽
Трактор Т10МБ 4 500 000 ₽ 4 931 250 ₽ 431 250 ₽
Бульдозер Б10МБ 4 840 000 ₽ 6 047 500 ₽ 1 207 500 ₽
Автогрейдер ДЗ-98 5 500 000 ₽ 6 880 000 ₽ 1 380 000 ₽
Автогрейдер ДЗ-122 5 200 000 ₽ 6 235 000 ₽ 1 035 000 ₽

Количество позиций в списке

Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Перечень включает следующие виды товаров:

  1. Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
  2. Каучук, резина и изделия из них;
  3. Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
  4. Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
  5. Прочие химические продукты;
  6. Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
  7. Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
  8. Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
  9. Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
  10. Первичные элементы и первичные батареи;
  11. Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
  12. Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
  13. Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
  14. Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
  15. Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
  16. Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
  17. Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
  18. Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).
Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан

Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:

  1. Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
  2. Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.

В отношении каких транспортных средств подлежит оплате?

Перечень категорий транспортных средств, за которые необходимо уплачивать сбор, утвержден постановлением Правительства РФ №1291 от 26 декабря 2013 года » Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним». В перечень входят:

  • транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории,
  • транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категорий N1,N2,N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанной категории,
  • специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G,
  • транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G,
  • шасси колесных транспортных средств категорий N1,N2,N3,M2,M3,
  • прицепы категории O4.

Несколько лет назад, в 2021 году утилизационный сбор также стали взимать и на самоходные транспортные средства, но при этом ввозные пошлины на них сократили.

Согласно Постановлению Правительства РФ №81 от 06.02.2016 (ред. от 11.05.2016) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» уплачивать утильсбор с 2016 года необходимо и на квадроциклы и на снегоходы. Осуществлять оплату обязаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Россию, отечественные заводы-изготовители, собственники транспорта, на который не был уплачен утильсбор первыми двумя категориями плательщиков.

Введение обязательства по уплате утильсбора вызвало широкий резонанс как среди частных лиц, желающих приобрести данный вид транспорта в личное пользование, так и среди дилеров и производителей, которым пришлось повысить, причем значительно, цены на товар. Так, стоимость снегоходов повысилась в 1,5-2 раза и технику, которую раньше можно было приобрести в пределах 350 000 рублей, теперь продают за 570 000 рублей.

Игорь Моржаретто: утилизационный сбор ввели и на спецтехнику

Вы знаете, что такое спецтехника? Уверены? Я вот тоже считал, что знаю; оказалось – ошибаюсь. Старшие товарищи, как говорится, поправили. Для этого, собственно, хватило лишь посмотреть официальный документ – Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним»…Речь в этом документе, который, кстати, заметили далеко не все, идет всего лишь о распространении утилизационного сбора с автомобилей (в этом случае он действует уже почти три года и повысился с этого января) на все виды самоходной техники, в первую очередь – спецтехнику. Понятно каждому, что речь тут идет о разных бульдозерах, автогрейдерах, тракторах, асфальтоукладчиках, экскаваторах… Для забывчивых напомню, что утилизационный сбор (далее – УС) был введен сразу после вступления РФ в ВТО, дабы оградить внутренний рынок от иностранных автомобилей, в первую очередь – подержанных. Но платят его за любую машину, ввезенную в страну или произведенную в России. Уже потом российские производители автомобилей получают компенсацию на сумму сбора; такая хитрая процедура прописана постановлениями правительства.

Кстати, УС к утилизации непосредственного отношения не имеет, это просто игра слов. Собранные деньги идут напрямую в бюджет. Откуда потом частично, наверное, возвращаются в виде средств для поддержки автопрома. Вот такой круговорот денег в бюджете… А утилизация тут вовсе не при чем!

Но это я в сторону ушел, а ведь начал я с того, что признался в незнании типов и видов спецтехники.

Согласно постановлению № 81, в этот список попали также мотовездеходы, квадроциклы, снегоходы и даже… автомобильные прицепы! Теперь в цену каждого такого транспортного средства будет включен и утилизационный сбор, и он – немаленький.

Можно даже сказать – чудовищно большой! Ведь базовая ставка утилизационного сбора для спецтехники во много раз выше, чем для легковых автомобилей – 150 тыс. рублей! Далее есть специальные коэффициенты для каждого вида машин, а также возраста техники.

Читайте также:  Должностная инструкция юрисконсульта

В результате, при покупке нового квадроцикла придется отдать в казну в виде УС 60 тыс. руб.; подержанного (старше 3 лет) – уже 105 тыс. руб. То есть, думаю, до трети стоимости такой техники! И то, если речь идет о слабосильных машинах с объемом двигателя до 300 куб. см… Если же свыше 300 куб.

см, то отдать придется от 105 тыс. руб. за новый, до 195 тыс. – за «бэушный» «квадрик». Точно такие же ставки для снегоходов.

То есть, понятное дело, можно ставить жирный крест на идее привезти в страну какую-нибудь подержанную Yamaha – она станет «золотой», да и по поводу новой надо хорошо подумать…

Но самая странная картина маслом писана госчиновниками на тему прицепов. Кому они помешали – просто ума не приложу… Нет, по поводу обычных легких автоприцепов можно не волноваться – их пока оставили в покое (надолго ли?..) А вот если грузоподъемность прицепа превышает 750 кг, то придется раскошелится. Да еще как!

Итак, набрали воздуха?.. Получите! УС на новый прицеп грузоподъемностью от 750 кг до 3 т составит 330 тыс. руб., а на подержанный – 1,5 млн. руб.! То есть на всех планах развития «караванинга» в России надо ставить жирный-прежирный крест.

Какой сумасшедший теперь купит подержанный прицеп-дачу на колесах где-нибудь в Европе, чтобы путешествовать по России, если на границе только в качестве УС придется отдать 1,5 млн. руб.

?! Про таможенные платежи я вообще молчу… То же самое касается и прицепа для перевозки, скажем, большой лодки.

Нет, я допускаю, что в некоем отдаленном будущем в России будут производить широкий спектр квадроциклов и снегоходов, а также прицепов в виде «домиков на колесах».

И эти предприятия даже получат возможность с помощью государства компенсировать свои расходы на уплату утилизационного сбора.

Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт был повышен. Индексация ставок была связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысился на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысилась. Для электромобилей сбор увеличился на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2021 года выпуска. Для них до конца 2021 года продолжали действовать старые коэффициенты.

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности.

В Кодексе по российским налогам (часть 2, глава 28, статья 358) прямо не говорится о том, что квадроцикл как транспортное средство облагается налогом. Однако в перечне исключений (статья 358, пункт 2) квадротехника тоже не упоминается. Следовательно, она подлежит налогообложению. В 52 статье Налогового Кодекса РФ оговариваются основные моменты:

  1. По крайней мере за месяц до срока оплаты сбора налоговая служба обязана прислать плательщику письмо с расчётом.
  2. Налог нужно оплатить по месту регистрации транспортного средства до 1 декабря.

Налог на квадроциклы ввели в 2015 году. Многие по привычке не платят налог и даже не ставят мотовездеходы на учёт. Однако по новому закону сразу после покупки техники владелец должен выполнить следующие действия:

  • Поставить квадроцикл на учёт в ближайшем отделении МРЭО.
  • Получить права на вождение мотовездехода. В зависимости от типа рулевого управления, открывается категория АI или АII.
  • Пройти техосмотр.
  • Получить расчёт из налоговой инспекции, по которому будет уплачиваться транспортный налог. По регламенту, квитанция должна приходить 1 июля, но на практике извещение может прийти даже в октябре.
  • Оплатить ТН в течение 12 календарных месяцев. Большинство владельцев оплачивают налог в конце года, но не позднее 1 декабря.

Что будет с транспортным налогом на квадроциклы в будущем

В начале 2019 года губернатор одного из регионов России инициировал пересмотр налоговых ставок на владение мотовездеходами. Основной аргумент для этого состоял в том, что жители городов пользуются этим видом транспорта крайне редко. Эта инициатива не нашла поддержки на федеральном уровне, поэтому ставка осталась прежней. Не исключено, что в будущем закон будет пересматриваться.

Поскольку законодательство часто меняется, информация по налогам быстро устаревает. Каждый случай особенный и требует индивидуального подхода. Информация, изложенная выше, представлена для ознакомления. Для решения сложных ситуаций лучше обратиться к специалисту — например, позвонить на горячую линию налоговой службы.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *