В помощь начинающему водителю. Проезд нерегулируемых перекрестков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В помощь начинающему водителю. Проезд нерегулируемых перекрестков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПДД, проезд нерегулируемых перекрестков без светофора, но с регулировщиком должен осуществляться только по его командам – они имеют наивысший приоритет. При этом человек с жезлом имеет право отменять действие знаков и разметки. Вторыми по приоритетности являются знаки, третьей – дорожная разметка. Въезжать на перекресток с «пробкой» нельзя до того момента, как путь освободится. А пешеходам наравне с велосипедистами уступать нужно во всех случаях.
Проезд перекрестка с круговым движением
Круговые перекрестки обозначаются знаком «Пересечение с круговым движением». Ехать по такой дороге можно исключительно против часовой стрелки.
Водитель, въезжающий на круговой перекресток, должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые выезжают с круга. Это правило должно снизить количество заторов на дорогах с круговым движением.
Перед въездом необходимо включать правый поворотник. Уже на кольце поворотник надо выключить. Въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой полосы. Но если вы въезжаете с правой полосы, то должны попасть также в правую. Если с левой, соответственно, в левую. Если перед перекрестком одна полоса, а на круге — две, то въезжать надо в правую, а затем перестраиваться при необходимости. При перестроении нужно включить левый поворотник.
Выезжать с кольца можно только с правой стороны. Здесь уже обязательно включить правый указатель поворота.
Определяем, на какой дороге находимся
При проезде перекрестков водителю крайне важно знать, на главном или второстепенном пути он находится. Однако бывает так, что никаких знаков по этому вопросу вроде бы нет. В таком случае нужно сбавить скорость и осмотреться: иногда знаки приоритета дублируются слева или подвешиваются над проезжей частью, и заметить их сразу невозможно. Если они найдены с какой-либо стороны, то в дальнейшем нужно учитывать их предписания или запреты.
Что делать, если знаки все-таки не удалось обнаружить? Разумеется, в первую очередь предельно снизить скорость и подъехать почти «впритык» к пересечению проезжей части. И снова поискать дорожные знаки. При их обнаружении следует действовать быстро, иначе можно создать помеху. Когда никаких предупреждений нет – а это бывает очень редко – нужно считать, что перекресток равнозначный. А на нем, как известно, действует правило «помеха справа».
Проезд нерегулируемых перекрёстков по ПДД
В соответствии с ПДД все перекрёстки разделяют на регулируемые и нерегулируемые. Первый обозначает, что на данном участке езда на дороге контролируется посредством светофора или регулировщика. Подобные перекрёстки не имеют ни главной, ни второстепенной дороги, и указатели приоритета здесь не действуют.
Если светофор отсутствует, либо функционирует в режиме жёлтого мигающего света, а также нет регулирующего инспектора, перекрёсток считается нерегулируемым. Проезд по такому участку должен базироваться на приоритетных знаках, установленных на линии трассы либо на анализе дорог, для которых организован перекрёсток (асфальтные или из грунта).
Важно! Независимо от типа перекрёстка не разрешается выезжать на него, если на проезжей части сформировалась пробка. Такие действия приведут к блокировке движения ТС, которые едут с правой и левой стороны.
Смещенные перекрестки
Главный признак смещенных перекрестков – центр, сдвинутый в сторону. Также могут быть изломы дорог, что тоже усложняет проезд данных участков. Вообще, проезжать такие зоны довольно неприятно: водители из-за сложной конфигурации участка не всегда способны вовремя сориентироваться в правильной траектории своего движения. Соответственно, проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных или неравнозначных дорог связан с риском как для транспорта на главной, так и второстепенной дороге. Например, можно неожиданно выехать на встречную полосу либо столкнуться с машиной, «потерявшейся» в крутом изломе проезжей части…
Исходя из таких сложностей, обычно такие участки оснащаются светофорами, что снижает вероятность нарушения ПДД. Однако когда такого «регулятора» нет, водителями приходится ориентироваться только на дорожные знаки и двигаться с предельной осторожностью.
Всегда ли уступать трамваю?
По каким-то причинам большое число водителей уверено, что наличие трамвая на перекрестке дает ему автоматическое право приоритетности проезда. На самом деле это не совсем так. Для начала на регулируемых пересечениях дорог машинист обязан остановить вагон, когда на светофоре загорелась зеленая стрелка в дополнительной секции и пропустить другой транспорт. Вдобавок проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог с поворотом налево осуществляется с пропуском транспорта, движущегося прямо.
Когда еще трамвай не имеет преимущества? Например, при выезде из депо он является видом транспорта со стандартным приоритетом любого участника дорожного движения. И нельзя не вспомнить, что если рельсовый транспорт движется по второстепенной дороге, то в момент подъезда к перекрестку он тоже не имеет преимущества. Это не отменяет того, что если дорога неравнозначна, то трамваю следует уступать всегда. Наконец, при проезде перекрестка равнозначных дорог двумя и более трамваями относительно них самих действует правило «помехи справа».
Перекрёстки и повороты
Примерно половина дорожно-транспортных происшествий происходят на перекрёстках. Очень важно, чтобы вы приближались к перекрёстку со скоростью, которая позволяет вам уступить дорогу любым транспортным средствам.
- Основное правило дороги – держаться левой стороны.
- Как правило, если вы поворачиваете по пути другого транспортного средства, вы должны уступить дорогу.
- При повороте на перекрёстке равнозначных дорог вы должны уступить дорогу встречным машинам, которые едут прямо, поворачивают налево и любому транспортному средству справа от вас.
- Если вы и встречный автомобиль поворачиваете направо, оба автомобиля должны проехать друг перед другом.
- Если другие водители не уступают вам, не создавайте для них или себя опасную ситуацию.
- Вы также должны уступить дорогу любым пешеходам.
- На Т-образных перекрёстках равнозначных дорог транспортное средство, движущееся по заканчивающейся дороге, должно уступить дорогу всем пешеходам, пересекающим дорогу, или транспортным средствам, которые едут по продолжающейся дороге, если не указано иное.
При проезде нерегулируемых перекрестков многое зависит от правильного и вовремя принятого решения. А для этого водитель должен постоянно следить за знаками и разметкой. И, конечно же, помнить правило трех «Д» – «Дай дорогу дураку». Ведь лихачей и хронических нарушителей ПДД у нас всегда хватает… И чтобы не заниматься потом ремонтом, тратить нервы или восстанавливать здоровье, лучше следовать простым рекомендациям:
максимально прижимайтесь в сторону поворота;
заранее обеспечьте хороший обзор;
не менее чем за 50 м включайте соответствующий сигнал;
всегда соблюдайте при разъезде правила приоритета: преимущество имеет транспорт на главном пути.
Нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог
Как выше было сказано, приближаясь к участку, следует точно определить, по какому пути совершается движение – второстепенному либо главному. Разберем ситуацию, когда все знаки на месте. При этом движение осуществляется по главной, которая идет прямо без изменений направления, а трамвайные пути отсутствуют. Вспомним правила нерегулируемых перекрестков:
- Движение осуществляется по главной. Значит, те ТС, которые едут по второстепенной, должны пропускать. При этом направление движения по главной значения не имеет.
- Трамвайного пути нет, поэтому приоритет этого транспорта не действует.
- Правило о «помехе справа» нужно в том случае, если проезд нерегулируемых перекрестков осуществляется с поворотом налево или с разворотом. Однако перед этим следует пропустить автомобили, движущиеся по «главной» навстречу прямо и направо.
Нерегулируемый перекресток: что это?
В ПДД четко указано, что имеет нерегулируемый перекресток правила проезда и определение. Вообще, любой перекресток — это пересечение дорог в одной плоскости, а слово «нерегулируемый» означает, что на нем нет ни светофора, ни регулировщика.
Многим начинающим водителям кажется, что проехать нерегулируемый перекресток проще некуда, но вот статистика говорит совершенно об обратном. Именно во время подобных маневров зафиксирован самый большой процент столкновений. А ведь все очень просто: один не захотел пропустить другого или переоценил свои силы, а второй пошел на принцип или просто не заметил помеху.
Интересно еще и то, что перекресток — это необязательно четырёхстороннее пересечение дорог. Перекрестки бывают и Т-образными, в виде треугольника, круга или звезды.
Что такое равнозначные дороги
В основном такие дороги находятся в сельской местности либо в пригороде. Как правило, дорожное покрытие не обладает высоким качеством, а также, как уже было сказано, возле таких дорог вы вряд ли сможете найти регулирующее устройство, например, таких, как, знак, светофор или лежачий полицейский.
Нередко возникает вопрос: как правильно двигаться на таких дорогах? Эти дороги принято считать равнозначными. Согласно установленным правилам, равнозначные дороги – это часть транспортного пути, на котором отсутствуют светофоры, а также любые другие регулирующие устройства. Покрытие на такой дороге может представлять собой асфальт или грунт, опознавательные знаки на них отсутствуют.
Опытный водитель не растеряется, встретив на своем пути равнозначную дорогу, поскольку правила передвижения на них предельно простые. Для «новоиспеченного» водителя такая дорога может стать проблемой, потому что у него еще нет чёткого понимания, как поступить, если на такой дороге движется встречная машина. В первую очередь необходимо быть внимательным и чётко соблюдать ПДД, тогда проблем не возникнет.
Все существующие перекрестки разделяются на:
- Регулируемый перекресток – оснащен светофорами (в том числе и с дополнительными секциями). Также к такому типу относятся перекрестки, где движением транспорта управляет регулировщик.
- Перекресток равнозначных дорог без регулирования – соответственно, здесь движение ТС не управляется с помощью светофора и регулировщика.
- Перекресток неравнозначных дорог без регулирования – аналогично тому, что выше, но дороги делятся на главную и второстепенную, они обе обозначены соответствующими знаками приоритета.
По своей «конструкции» они могут делиться на следующие виды:
- Т-образный перекресток – одна дорога примыкает слева или справа к другой. К таким перекресткам не относятся выезд с прилегающей территории жилого дома, промышленного предприятия или иного объекта. Правила проезда Т-образного перекрестка зависят от типа перекрестка: регулируемый или неругулируемый.
- Крестообразный перекресток – самый распространенный тип, когда одна дорога пересекается другой, причем на одном уровне.
- Круговой перекресток, где несколько дорог соединяются с общим «кольцом». Въезжая на него, автомобиль снижает скорость и движется против часовой стрелки и делает съезд на нужной ему дороге.
- Многосторонние перекрестки – перекрестки, не относящиеся к предыдущим типам. Обычно соединяют большое количество дорог между собой и являются местами с интенсивным движением, где следует проявлять большую осторожность.
Общие правила проезда
Проезд перекрестков требует не только знания правил дорожного движения, но также внимательности и осторожности. Прежде всего, приближаясь к ним, необходимо определить, какая дорога является главной, а какая второстепенной, как регулируется перемещение по ним. Далее необходимо предоставить проезд тем, кто имеет преимущество. Не стоит также забывать про пешеходные переходы. Внимательно проезжайте эти участки дороги. Не рекомендуется торопиться или ускоряться, чтобы не совершить ошибку.
Нельзя выезжать вперед на середину перекрестка если возник затор, даже в тех ситуациях, когда горит зеленый свет. Это может затруднить перемещение и помешать в дальнейшем тем участникам, которые будут ехать перпендикулярно. На некоторых пересечениях имеется специальное обозначение — разметка «вафельница». Она представляет собой пересекающиеся диагональные линии и призвана еще раз напомнить о запрете на выезд при возникновении затора.
Общие правила таковы:
- Двигаясь направо, дайте дорогу пешеходам;
- Двигаясь налево, пропустите встречный поток машин и людей;
- Если разрешен поворот налево, можете смело разворачиваться в этом месте;
- Если «стрелка» горит одновременно с основным запрещающим сигналом, сначала пропустите тех, кому движение разрешено основной секцией светофора (зеленый свет), и только потом начинайте двигаться сами;
- Даже если загорелся зеленый, выезжайте только в тех ситуациях, если транспорт и пешеходы завершили свои маневры;
- Трамваи – главные на проезжей части. Пропускайте их во всех случаях, когда ваши траектории движения пересекаются и вы с ним находитесь на равных (общие знаки приоритета, одинаковые сигналы светофора и регулировщика). Неважно, едете ли вы прямо, направо, налево или совершаете разворот;
- Главная дорога меняет направление? Автомобилям стоит разъезжаться также, как и на нерегулируемых перекрестках. Преимущество имеют те, кто двигается по главной дороге.
Также важно помнить: если вы уже выехали вперед, завершите маневр, несмотря на загоревшийся красный свет. Остальные участники дорожного движения обязаны позволить вам это сделать. Также в ПДД есть отдельный пункт, касающийся экстренного торможения. Так, если водитель при включении желтого сигнала (или при соответствующем жесте инспектора ДПС) не успевает остановиться, не прибегнув к экстренному торможению, ему разрешается проехать (пункт 6.14). Однако, чтобы не доходило до подобного, важно соблюдать скоростной режим и быть внимательным на дороге.
Понятие равнозначности
Такие пересечения требуют от автолюбителей не только знаний в области того, кто имеет преимущественное право передвижения, но и того, как правильно предоставить преимущество другому автотранспорту, чтобы не допустить дорожно-транспортного происшествия и травматизма.
На первый взгляд, дать точное определение данному понятию не составит большого труда даже для автолюбителя, находящегося за рулём всего несколько дней. Однако просто вызубрить определение не будет достаточным, потому что от водителя требуется ещё и понимание того, как осуществляется передвижение на пересечении равнозначных дорог.
Участки, которые относятся к понятию перекрёсток равнозначных дорог, можно классифицировать следующим образом:
Когда автолюбитель подъезжает к первому варианту пересечения дорог преодолеть его будет гораздо проще, потому что его действия будут регулироваться или светофором, или
Есть несколько простых, но очень важных обстоятельств, которые необходимо знать и использовать при проезде регулируемого перекрёстка равнозначных дорог.
Данный список включает в себя такие пункты:
Что такое равнозначные и неравнозначные дороги
Инспекторы дорожного движения не устают повторять всем водителям, даже у которых опыт вождения уже очень большой, о том, чтобы безопасно проезжать подобный тип перекрестка, нужно проявлять бдительность, а также уважение ко всем участникам движения, пропускать пешеходов и те машины, которые имеют приоритет.
Абсолютно все водители должны соблюдать правила движения и осторожность, особенно когда говорится о пешеходах. Если речь идет об обычных пешеходных переходах, все проще. Тормозить надо заранее, необходимо проявлять бдительность, особенно если на переход вступил ребенок.
Можно встретить два вида пересечения. Самый распространенный способ – это распутье, когда две дороги размещены перпендикулярно одна к другой.
Его суть в следующем: куда бы водитель ни ехал, он должен пропустить транспортные средства, находящиеся справа от него, т. е. помеху справа.
Разбираться, кто пропускает, а кто уступает, нужно моментально. Убережет от необдуманных действий снижение скорости. Перед перекрестком равнозначных дорог устанавливается знак 1.6, он и является главным сигналом к притормаживанию.