Как проходят проверки Роспотребнадзора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходят проверки Роспотребнадзора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Исходя из многолетней практики расскажем, как обычно работают проверяющие Роспотребнадзора, да и любых других контролирующих ведомств. А то многие представляют их какими-то монстрами, которым чуждо сострадание и все человеческое. Приходят и наказывают за все подряд, не взирая на то, что предприниматель старается вести бизнес по закону.

Что могут проверить представители Роспотребнадзора

Среди контролирующих органов объемы проверок Роспотребнадзора самые больше. Строго говоря, они могут посмотреть все, что прямо или косвенно относится к обслуживанию покупателей или клиентов. И даже больше: в ряде случаев их права могут пересекаться с работой полиции, налоговой, МЧС и других ведомств. Список пунктов исчисляется сотнями, перечислить все в рамках одной статьи невозможно.

Что проверяют чаще всего:

  • помещения: как они оснащены, используются ли по назначению (например, крепкий алкоголь нельзя продавать в помещениях площадью менее 55 квадратных метров);
  • товары, особенно если речь идет о продуктах питания, лекарствах, алкоголе и так далее: аптеки, продуктовые магазины и алкомаркеты проверяют чаще других;
  • порядок трудоустройства сотрудников;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
  • соблюдение закона о защите прав потребителей;
  • квалификацию сотрудников — медицинские книжки, прохождение осмотров и так далее;
  • торговое оборудование: холодильники витрины, полки, стеллажи, оснащение склада;
  • наличие и соблюдение программы производственного контроля;
  • оформление уголка посетителей;
  • документы на товар, оборудование;
  • нормы обслуживания покупателей и многое другое.

Как оформляются результаты проверки

Зависит от результатов. Если нарушений не выявлено, вручат акт проверки под роспись, сделают ручкой и удалятся. До встречи через 3 года или ближайшей жалобы.

В случае, когда при проверке установили нарушения законодательства, появится еще один документ — протокол об административном правонарушении, или попросту штраф. Но могут ограничиться и предупреждением, если нарушение несерьезное. Кроме того, дадут предписание устранить недочеты и сроки для его выполнения. Когда срок истечет — придут повторно, убедиться что нарушения устранены. Как мы отмечали ранее, в этом случае заранее могут и не предупреждать.

Результаты проверки отдадут на руки. Их можно обжаловать в течение 3 месяцев после назначения штрафа или выдачи предписания. Если не собираетесь ничего обжаловать и готовы оплатить штраф, нужно сделать это не позднее 2 месяцев после того, как выписан протокол об административном правонарушении. Не сделаете этого — материалы передадут на исполнение судебным приставам, а это уже другая история и лучше не доводить.

Оспорить решение органа, проводившего проверку, можно двумя путями:

  • досудебно, обратившись в вышестоящий орган Роспотребнадзора. Для этого нужно написать жалобу в свободной форме и изложить обстоятельства проверки, привести свои аргументы и возражения по действиям инспекторов;
  • в суде. Здесь лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов. Они составят исковое заявление или кассационную жалобу, соберут доказательства и будут представлять вас в суде.

Распространенные ошибки при проверке медицинских учреждений

  1. Гарантийный срок на оказание платных услуг указан некорректный или вовсе отсутствует.
  2. Информационный стенд должен быть максимально заполненным. Квалификационный уровень сотрудников должен быть указан.
  3. Оборудование и инструменты подлежат специальной обработке и стерилизации, не всегда это соответствует установленным нормам.
  4. Неправильное использование средств дезинфекции. Нарушена концентрация или нет дополнительного оборудования.
  5. Каждый санузел должен быть оснащён индивидуальной вытяжкой.
  6. У персонала учреждений отсутствует отдельное помещение для личной гигиены.
  7. Комплектация аптечки (СПИД) не является полной.
  8. Нарушение при утилизации шприцов, скальпелей (одноразовые инструменты). Перед этой процедурой, они обязательно должны быть обеззаражены.
  9. Все ёмкости с дезрастворами имеют соответствующую маркировку, её отсутствие является нарушением.
  10. Размер медицинского учреждения не соответствует установленным критериям.
  11. Цена на товар указана некорректно, нет ценника.
  12. Работник должен ознакомиться с инструкцией, как работать с рентгеном, обеззараживающими лампами. Если он этого не знает, это нарушение.
  13. Отсутствует журнал, где указываются данные дозиметрической проверки медработников.

Что находится вне компетенции СЭС?

Полномочия СЭС не безграничны. Так, например, инспекторы не вправе:

  • осуществлять плановую проверку без присутствия должностных лиц или лиц, являющихся представителями того юридического лица, в отношении которого она проводится (исключение составляют случаи, когда присутствует угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах);
  • изымать оригиналы документации или требовать документы, информацию или образцы продукции, не являющейся объектами проверки;
  • превышать сроки проведения проверки, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • отбирать пробы (образцы) продукции для дальнейших исследований или проведения экспертизы сверх установленных стандартами норм и без оформления соответствующих документов (актов об отборе);
  • выдавать организациям и ИП предписаний относительно проведения за их счет контрольных мероприятий.
Читайте также:  «Ответ напрашивается сам»: пойдет ли детям на пользу сокращение летних каникул

Внеплановые проверки СЭС

Обратите внимание, что с 2015 года СЭС вправе проводить проверку внепланово. Это касается организаций общепита, производителей и продавцов продовольственных товаров. Оснований для подобного рода проверок несколько:

  • жалоба потребителя, органов власти и сотрудников местного самоуправления
  • плохое качество услуг или продукции

В ходе такой проверки, как правило, доказываются или опровергаются поступившие сведения. Но и при внеплановых проверках руководителю предприятию сообщается не менее чем за сутки, если нет экстренного случая отравлений или серьезных инфекций.

Внеплановые проверки могут быть проведены:

  • по истечении сроков, установленных для исполнения ранее выданных предписаний;
  • при поступлении в территориальные органы СЭС обращений, сообщающих о фактах, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан и окружающей среде;
  • в случаях нарушения прав потребителей.

Что не могут делать инспекторы, которые проверяют объект?

Инспекторы не вправе:

  • осуществлять проверку, если нет представителей проверяемого юрлица (исключением выступают случаи угрозы здоровью людей, животных или госбезопасности);

  • выполнять проверку, не предупреждая о мероприятии собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы должны сообщать за сутки до проверки);

  • нарушать сроки проверки;

  • изымать оригиналы документов проверяемой компании;

  • требовать информацию, документацию или продукты, которые не относятся к предмету проверки;

  • сообщать результаты проверки другим;

  • предписывать осуществление каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать денежные средства за выполненную проверку.

Функции Роспотребнадзора распространяются на проверки различных отраслей оказания услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 30.06.2004 Роспотребнадзор отвечает за:

  • Контроль за соблюдением санитарных норм в продуктовом магазине, на стройке, на предприятии общепита, в медицинских центрах, экспертиза качества продуктов питания;
  • Соблюдение требований закона о правах клиента;
  • Оформление заключения после проведения контрольных проверок;
  • Мониторинг соблюдения санитарно-эпидемиологических правил;
  • Переаттестация сотрудников, работающих на производстве, перевозке, продаже продуктов питания;
  • Статистическую отчетность.

Что проверяют при выездной проверке

При выездной проверке оценивают соблюдение обязательных требований и выполнение решений Роспотребнадзора. Проверку проводят при взаимодействии с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами.

При выездной проверке Роспотребнадзор проверяет, например:

  • наличие у работников предприятий общепита медицинских книжек с отметками о медосмотрах;
  • санитарный паспорт на транспортное средство, если оно используется для перевозки пищевых продуктов;
  • какие материалы используются для упаковки продуктов питания и наносится ли на неё маркировка, если вы занимаетесь расфасовкой (упаковкой) продуктов питания;
  • размещены ли в месте продажи на доступном месте средства измерения для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретённого товара (если его цену продавец рассчитывает на основании определённой за единицу измерения (вес, длина и др.)). Находятся ли эти средства в исправном состоянии и соответствуют ли требованиям законодательства.

Проверки предприятий Роспотребнадзором: как правильно подготовиться

Роспотребнадзор — официальная государственная организация, выполняющей надзор за соблюдением потребительских прав различными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами.

Родоначальник этой службы появился на свет еще в 20-х годах прошлого века в Советском Союзе, и поэтому Роспотребнадзор считается одной из самых старейших организаций страны.

В наше время эта служба сохранила свои функции в плане слежения за эпидемиологической защитой всех проживающих в стране людей. Также эта госструктура отвечает за то, чтобы получатели услуг и покупатели не беспокоились за свои официальные гражданские права.

Что проверяет территориальный отдел управления Роспотребнадзора?

Зачастую проверки Роспотребнадзора проводятся по заявлениям населения относительно нарушений в работе предприятий торговли и общепита, по жалобам граждан относительно нарушений складирования мусора и отходов на прилегающих к предприятиям территориях, превышения ими допустимого уровня шума и т. д.

По всем обращениям территориальный контролирующий орган вправе организовать проверку:

  • правильности оформления трудовых книжек и договоров сотрудников;
  • наличия документации, подтверждающей квалификацию работников (копий документов об образовании);
  • наличия у сотрудников медкнижек;
  • наличия и ведения журналов, в которых ведется учет контрольных мероприятий в соответствии с российским законодательством (ст. 16 закона «О защите прав юрлиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
  • наличия сертификатов на товар, акцизов на нем;
  • проверку ККМ (контрольно-кассовых машин);
  • помещений и др.
Читайте также:  Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят

Документальное оформление проверки

По итогам положительной проверки Роспотребнадзор выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Оно необходимо для подтверждения соответствия продукции санитарным нормам. Большинство заказчиков отдают предпочтение поставщикам, которые имеют СЭЗ. Экспертиза может осуществляться по заявлению производителя или поставщика товара.

Вторым документам будет акт проверки. Алгоритм работы комиссии СЭС подразумевает заполнение акта, в котором отражены итоги проверки. Его делают в двух экземплярах – один для проверяющих, второй – для проверяемого. Передача акта организации фиксируется распиской и записью в журнале контроля.

В акте должна быть информация:

  1. Время и место составления.
  2. Наименование проверяющего органа, личные данные экспертов.
  3. Реквизиты проверки.
  4. Информация об организации и данные присутствующего руководителя.
  5. Начало и конец проверки.
  6. Выявленные нарушения.
  7. Подтверждение представителя компании об ознакомлении с актом или отказ от заключения.
  8. Отметка о записи в журнале учета или причины ее отсутствия.
  9. Подписи членов комиссии.

Все нарушения и несоответствия заносят в протокол, который обязан заверить работник Роспотребнадзора и представитель компании.

в журнале контроля инспектор должен поставить отметку:

  • Наименование контролирующего органа.
  • Данные экспертов.
  • Дата и длительность проверки.
  • Основания, цели и задачи для проверки.
  • Обнаруженные нарушения.
  • Реквизиты заключения.

Правила проведения ревизии

Любая инспекция должна начинаться с предъявления проверяющего удостоверения и копии приказа о ревизии. Предприниматель имеет право знать, чем вызвана инспекция, кто и когда будет ее проводить.

В начале ревизии Роспотребнадзор проверяет документацию. На предоставление документов инспектор обязан предоставить письменный запрос с копией приказа о проведении проверки.

Сведения, которые должны быть известны инспектирующему органу, например, ИНН, субъект имеет право не предоставлять. Такие изменения действуют с 2016 года. Ответ на запрос документации, а именно заверенные копии запрошенных документов, должны быть предоставлены в течение десяти суток после получения запроса.

Если предприниматель отказывается предоставлять необходимую документацию, это грозит ему привлечением к административной ответственности и наложением штрафа.

Итог ревизии – оформление заключения или акта с указанием выявленных нарушений, предписаний об их исправлении. Копия акта выдается предпринимателю. Также о проведенной ревизии инспектор делает отметку в Журнале проверок.

На обжалование заключения проверяющего предпринимателю предоставляется три месяца. Направить заявление можно на адрес вышестоящего руководства или суда.

По результатам инспекции представитель Роспотребнадзора вправе:

  • Оформить предписание об устранении выявленных недостатков;
  • Оштрафовать организацию;
  • Вынести предписание о временном приостановлении функционирования заведения до устранения нарушений;
  • Направить материалы в суд, если действия предпринимателя квалифицируются, как преступление.

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.
Читайте также:  О нормах законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

В ст. 20 Закона № 294-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволяют признать результаты проверки недействительными. Среди них:

  • нарушены сроки уведомления. Например, когда компанию уведомляют не за три, а за один рабочий день до проверки (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.11.2016 № Ф01-4865/2016 по делу № А43-29951/2015, ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2010 по делу № А29-1421/2010) или непосредственно перед проверкой (решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2014 по делу № А40-7511/14);
  • компания не уведомлена о проведении проверки (определение ВС РФ от 26.10.2017 № 305-КГ16-21421 по делу № А40-30/2016, постановления ВС РФ от 26.02.2018 № 41-АД18-6 и от 01.02.2017 № 72-АД16-4, Арбитражного суда Московского округа от 30.11.2017 № Ф05-16661/2017 по делу № А41-15548/2017 и от 30.08.2017 № Ф05-11791/2017 по делу № А41-7145/2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.10.2014 по делу № А43-25666/2013).
    Вручение уведомления неуполномоченному лицу также будет грубым нарушением (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.05.2014 № Ф03-1776/2014 по делу № А51-25364/2013);
  • к проверке привлечены неаккредитованные (неаттестованные) экспертные организации (эксперты). Например, когда организация аккредитована на исследование одних показателей продукции, а фактически исследуются другие (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 № 10АП-13749/2017 по делу № А41-26243/17);
  • проверка не согласована (когда это необходимо) с прокуратурой (определение ВС РФ от 17.07.2017 № 309-КГ17-8104 по делу № А60-28725/2016, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2017 № Ф07-5323/2017 по делу № А42-1131/2016, Саратовского областного суда от 06.06.2017 № 4А-427/2017);
  • проверка проведена по анонимному обращению гражданина (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2016 № Ф02-7516/2015 по делу № А33-10506/2015);
  • проверка проведена без соответствующего приказа (распоряжения). Некоторые специалисты Роспотребнадзора считают, что для проверочных мероприятий достаточно обращения гражданина. Однако суды указывают, что решение (распоряжение) о проведении проверки должно составляться обязательно (постановления ВС РФ от 09.04.2015 по делу № 301-АД15-1997, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2015 № Ф01-2342/2015 по делу № А31-7289/2014, Арбитражного суда Центрального округа от 02.10.2014 по делу № А08-5222/2013).
    Также результаты проверки будут признаны недействительными, если распоряжение (приказ) подписало неуполномоченное лицо, например и.о. руководителя (постановление ВС РФ от 02.10.2017 № 35-АД17-2). По правилам подписывать такие документы может руководитель (или замруководителя) территориального органа Роспотребнадзора (ч. 12 ст. 8 Закона № 294-ФЗ);
  • проверка в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, вообще не проводилась, но компании выдано предписание об устранении нарушений (определение ВС РФ от 07.08.2015 № 279-ПЭК15 по делу № А60-48527/13, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7063/16 по делу № А60-53112/2015). Обычно подобные «проверки» проводят в «упрощенном» порядке на основании общих норм КоАП РФ. Вот только выдача предписания предусмотрена не КоАП РФ, а Законом № 294-ФЗ. А раз так, то все мероприятия должны проводиться в рамках этого закона;
  • компании не вручен (не направлен) акт проверки (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2016 № Ф01-1335/2016 по делу № А31-7367/2015);
  • эксперт (экспертная организация) состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с проверяемой компанией или аффилирован с ней (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2013 по делу № А38-1549/2012). Например, если экспертная организация оказывает проверяемой компании услуги по уничтожению грызунов в магазине (решение Арбитражного суда Курганской области от 27.05.2016 по делу № А34-1556/2016);
  • превышены сроки проведения проверки. Например, когда проверка длится 23 рабочих дня вместо 20 (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.11.2010 № Ф03-7740/2010 по делу № А59-291/2010), притом что официально срок проверки не продлевался или продление не обоснованно (постановление ФАС Московского округа от 24.09.2013 по делу № А40-120263/12-17-1139).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *