Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Посмотрим, что будет, если переплата, возникшая, например, в 2021 году, будет выявлена уже в 2023-м. На дату перехода на ЕНС этих сведений у налоговиков не было – в состав ЕНС засчитывать их формально как бы не положено. Нормы о возврате/зачете «нормальной» (не ЕНС-ной) переплаты больше не действуют.
Нужны ли промежуточные «уточненки»
Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?
Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).
Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.
Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».
Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.
Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
-
уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
-
до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Когда корректировку можно не сдавать
Налоговики разрешают не представлять уточнённый расчёт 6-НДФЛ в следующих ситуациях.
Налоговый статус физлица изменился с нерезидента на резидента или наоборот в IV квартале. Перерасчёт НДФЛ в этом случае будет отражён в расчёте по форме 6-НДФЛ за год. Представлять уточнённые расчёты за I квартал, полугодие, 9 месяцев не нужно.
Работник поздно подал документы по вычету. Если работник утратил право на стандартный вычет или получил право на имущественный вычет с начала года, а документы представил только в середине года, то перерасчёт НДФЛ следует отразить в расчёте за тот период, в котором работник принёс подтверждающие документы. Подавать уточнёнку за предыдущие отчётные периоды не нужно (письмо ФНС РФ от 12.04.2017 № БС-4-11/6925, письмо УФНС РФ по г. Москве от 03.07.2017 № 13-11/099595).
НДФЛ с зарплаты за декабрь отражён в расчёте за 1 квартал следующего года. Например, если удержанный налог с заработной платы за декабрь 2020 года, выданной 31.12.2020, отражён в разделе 1 расчёта за 1 квартал 2021 года, так как срок перечисления пришёлся на январь 2021. Поскольку в этой ситуации не возникло ни завышения, ни занижения НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, представлять уточнённый расчёт ни за 1 квартал 2021 ни за 2020 год не требуется (письмо ФНС РФ от 12.04. 2021 № БС-4-11/4935@).
Как заполнить 6-НДФЛ при перерасчёте НДФЛ с материальной выгоды
Согласно п. 90 статьи 217 НК РФ, доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021–2023 годах, освобождены от НДФЛ. Излишне удержанные в 2021 году из таких доходов суммы налога подлежат возврату по письменному заявлению налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ.
Если в расчётах 6-НДФЛ за 2021 год были отражены суммы доходов, полученных сотрудниками в виде материальной выгоды, и НДФЛ с этих сумм, то нужно подать корректировку 6-НДФЛ за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2021 года и за 2021 год.
Корректировке подлежат строки 110 и 140 раздела 2 по ставке 35%. А в годовой уточнённый расчёт нужно включить корректирующие или аннулирующие (если других доходов не было) справки о доходах и суммах налога физических лиц (приложение № 1) в отношении только тех работников, данные которых уточняются. В справках корректировке подлежат доходы в виде материальной выгоды по кодам доходов 2610, 2630, 2640 и 2641.
Как отражается подача уточненной декларации на выездной налоговой проверке?
Начну с главного: подача уточненной декларации во время выездной проверки за тот же период, в отношении которого проверка проводится, не является основанием для прекращения контрольных мероприятий. Но, если корректировка сведений произошла до оформления справки о проведенной проверке, инспекторы обязаны учесть уточненку в результатах проверки.
Тем не менее, уточнение отчетных данных во время выездной проверки привлекает особое внимание. В большинстве случаев выставляются требования о представлении пояснений, дополнительных документов. На их исполнение законом предусмотрено 10 дней. Пренебрегать требованиями не стоит. Что касается запрашиваемых документов, это могут быть выписки из учетных регистров, бухгалтерские справки и т.п. Также можно в произвольной форме представить письменные пояснения о причинах внесения изменений в декларацию.
В каких случаях нужна корректировка
Отчетность по доходам физических лиц представляется налоговым агентом в ИФНС ежегодно в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Сведения сдаются в бумажном виде при численности персонала менее 10 человек и в электронном виде, если численность составляет 10 человек и более. Получение положительного протокола о принятии отчета не означает, что данные проверены полностью. Иногда возникают ошибки в 2-НДФЛ после сдачи отчетности, такие неточности выявляются налоговым органом или налогоплательщиком самостоятельно.
В подобных случаях возникает необходимость подачи уточненного расчета. Нередко бухгалтер задается вопросом, как подать корректировку 2-НДФЛ по 1 сотруднику, если по остальным физическим лицам все данные в отчете указаны правильно.
Уточненный расчет сдается при выявлении ошибок в части:
- сумм и кодов выплат;
- сумм, кодов и правомерности применения налоговых вычетов;
- персональных данных физического лица (в частности, Ф. И. О. и ИНН);
- сумм исчисленного и удержанного налога.
Создание и разноска проводок ГК по земельному налогу
После расчета и утверждения налоговых регистров и создания декларации по земельному налогу можно создать проводки для начисления земельного налога. Выполните следующие действия.
-
Откройте Основные средства (Россия) > Журналы > Журнал налоговых регистров.
-
Выберите журнал, затем выберите Журнал ГК > Земельный налог.
-
Выберите Создать.
-
В поле Наименование выберите наименование журнала земельного налога.
-
Выберите Строки для просмотра строк журнала, которые содержат проводки начисления земельного налога, которые были созданы на основании данных налогового регистра и настроек параметров для основных средств.
-
Проверьте и разнесите журнал.
Как выбрать многофункциональное ПО для алкогольной декларации?
Три главных критерии для такого ПО — это функции, которые оно выполняет: В этой сфере услуги помощника предлагают разработчики, на разных условиях, какой вариант будет оптимальным для индивидуального предпринимателя решать ему исходя из требований к программному обеспечению и финансовым возможностям.
Лидирующие позиции на отечественном рынке занимают такие представители:
- «ЦентрИнформ» и разработчики РАР на бесплатной основе позволяют установить Декларант-Алко для того, чтобы продавцы горячительных напитков заполняли алкодекларацию, добавляли результаты о товаре, который реализуют и хранили данные о поставщиках спиртного;
- Компания «Контур» и её сервис «Контур.Алкодекларация» сотрудничают бесплатно на ознакомительном этапе клиента с предлагаемым продуктом, но в дальнейшем необходимо будет покупать доступ. Тарифные ставки зависят от перечня предлагаемых услуг и местоположения торговой точки — от 4 500 до 10 500 рублей;
- «Сервер-Центр» предлагает для работы с декларацией программу «Кависта», которую можно скачать бесплатно или заказать платную версию с дополнительными опциями стоимостью 1200 рублей за год пользования или бессрочную за 1890 рублей.
Денис Волков, директор «Левада-центра»*
Тут надо начать с настроений самого года, [посмотреть] как они развивались. Начало спецоперации вызвало волну оптимизма, консолидацию вокруг власти. И в принципе пик настроений приходился на лето, когда уже произошла первая адаптация к санкциям, которые тоже некоторый шок вызвали.
Но мобилизация очень пошатнула на какое-то время все настроения, прежде всего, оценки своего личного настроения. К концу года, в общем-то, этот шок прошел, и общество более-менее успокоилось.
Если мы говорим про оценки года, как люди сами для себя его оценивают, они его оценивают похуже, чем прошлый, но не сильно. То есть общественные настроения более-менее успокоились, но самый сильный шок вызвало не начало военных действий, а именно мобилизация. Произошло это потому, что были очень размытые критерии [призыва], и на какой-то миг людям показалось, что попасть под нее может просто любой. Затем как-то она закончилась, критерии немножечко более точные сделали, кто-то бронь получил, кого-то вернули даже. Некоторые указывают, что документа нет о завершении [мобилизации], но для большинства событие это закончилось. Да, может быть что-то будет впереди, но это впереди, не сейчас, а сейчас вроде бы как-то все закончилось. Вот этот провал в настроениях, который был в сентябре-октябре, мы практически полностью отыграли к концу года.
Если посмотрим на оценки года с точки зрения обычного человека, то он, как ни странно, оказался таким средним, больше половины сказали, что для них лично он был удачным, но трудным для страны. Для страны, как вот люди говорят, он [год] труднее, но если сравнивать в динамике, то не труднее, чем ковидный год. Почему так происходит? Во-первых, консолидация начала года и ощущение, что все эти события, которые происходят на Украине, они непосредственно человека скорее не затрагивают. Такая отстраненность от того, что происходит. Единственный момент был, когда объявили мобилизацию, тогда многие посчитали, что вот теперь их это касается напрямую. Но это тоже ушло к концу года.
Если рассматривать базовый сценарий [событий будущего года], то мне кажется, что [нынешнее настроение общества] останется [тем же]. Останутся и высокие оценки власти, потому что здесь мы можем сравнивать с 2014 годом, там на протяжении трех-четырех лет сохранялись довольно высокие оценки власти, «крымский эффект» действовал. Можно ожидать, что будет также. Если бы вы меня спросили еще три месяца назад, у меня было бы больше сомнений, потому что была объявлена мобилизация, которая оценки личного настроения очень сильно уронила. Не так сильно рейтинги власти, но прежде всего личное ощущение. Но они к концу года отрасли обратно.
Что может повлиять? Вторая волна мобилизация. Но я думаю, что ее влияние будет меньше, чем первой, потому что значительное число брони получили, кто-то уехал. Это будет новое испытание, но, мне кажется, оно будет менее травматическое для массового человека. Не для тех, кто будет мобилизован, а именно для массового россиянина.
Второе, что может повлиять, — резкое ухудшение [качества] жизни. Но здесь тоже, скорее всего, базовый сценарий — стабильность, к санкциям более-менее привыкли, к повышению цен, которое было в начале года, адаптировались. То есть, по мере такой адаптации экономики и людей, в общем-то, если не будет резких скачков и новых шоков, то ситуация выглядит довольно устойчивой.
Отношение к военной операции? «Поскольку это меня не касается и пока это меня не касается, делайте что хотите» — это базовое отношение. Другое дело, что по мере развития событий [оно] может меняться (и меняется), хотя последние наши замеры показывают рост фрустрации. Ни за, ни против. По нескольким вопросам растет (не сильно, но заметно) число тех, кто вообще не может определиться в своем отношении. Тут важно, что сильное изменение отношения вызвала мобилизация. Не в плане поддержки, там все довольно устойчиво, потому что она носит символический характер — это мы, это они (они — это, прежде всего, Запад, США, НАТО, а Украина где-то на последнем месте). Но после мобилизации ощутимо выросло количество тех, кто хотел мирных переговоров. Но оно выросло и дальше не растет. Казалось, что начнет нарастать количество тех, кто хочет мирных переговоров, но это сейчас не так. На протяжении последних двух замеров это число стабилизировалось, чуть выросло количество тех, кто считает, что нужно продолжать. И мы слышим такие объяснения — уже начали и теперь только до победы. А те, кто за переговоры, у них тоже примерно одно объяснение доминирует — люди гибнут.
Я думаю, что если количество погибших с российской стороны будет ощутимо нарастать, тогда будет увеличиваться число тех, кто хочет переговоры. Но это все будет зависеть от масштабов. Сейчас [они] почти сравнялись, но преобладает группа за переговоры, но не сильно. Фактически общество расколото пополам по этому вопросу. И в целом, я думаю, что усталость от военных действий будет нарастать. Но пока это довольно медленно происходит.
Мы можем по аналогии посмотреть со второй Чеченской войной. Там пару лет где-то преобладало количество тех, кто говорил, что нужно продолжать. А затем большинство говорило — хватит, переговоры, надо заканчивать. То есть [число людей за переговоры] может нарастать, но это не быстрый процесс, именно за счет вот этого отстранения.
А что касается длительности, то опросы показывают, что большинство на это и настроено, что это будет длительное [событие]. Сначала были разные мнения, многие говорили, что сейчас быстро закончится, хотя большинство так не считало. А с течением времени у нас начало преобладать количество тех, кто говорит — от полугода и дальше. В общем, психологически общество готово к этому.
[Для снижения рейтингов власти] либо должно что-то произойти, либо пройти большее количество времени. Здесь просто сужу по аналогии с 2014 годом. Там тоже, кстати, в конце года был экономический кризис, который не сильно повлиял. Рейтинги начали падать уже в 2015, но это такой очень медленный процесс.
Поэтому я думаю в таком базовом сценарии — медленное падение рейтингов. Но понимаете, падение — это некоторая нормализация, потому что сейчас они чрезвычайно высокие именно в условиях консолидации, международного конфликта, который воспринимается так, что это Запад руками украинцев воюет с Россией. Базовый сценарий — это сохранение высоких оценок.
Общий и альтернативный порядок исправления ошибок
Согласно общему правилу, озвученному в абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Иными словами, исправляя ошибку, допущенную в прошлом периоде, налогоплательщик составляет и представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за данный период. Это касается всех налогов: налогов на прибыль, имущество, НДС и т.д. Если обнаруженная ошибка привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уточненную декларацию. Это установлено п. 1 ст. 81 НК РФ, как и то, что при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, представление уточненной декларации остается на усмотрение налогоплательщика. То есть если в результате допущенной ошибки налогоплательщик переплатил налог в бюджет, то он может ее и не исправлять.
Если же намерения «прощать» переплату налога у налогоплательщика нет, он должен быть готов к тому, что представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (или увеличена сумма полученного убытка), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), спровоцирует проведение:
- камеральной и выездной проверок, даже если за период, охваченный уточненной декларацией, проведен налоговый мониторинг (пп. 3 п. 1.1 ст. 88, пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
- повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Названные последствия являются серьезным стоп-фактором для заявлений о существующей переплате по налогам, поэтому налогоплательщики чаще всего прибегают к альтернативному способу корректировки своих налоговых обязательств. Это позволяет абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ (действует с 01.01.2010), который гласит: «в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Ключевой момент. Абзац 3 п. 1 ст. 54 НК РФ является гарантией защиты права налогоплательщика на справедливое налогообложение результатов его экономической деятельности, поскольку приводит к обложению налогом действительных результатов деятельности и устраняет искажения налоговой базы, имевшие место в завершенных налоговых периодах (Постановления АС ЗСО от 15.06.2015 N Ф04-19602/2015, ФАС МО от 20.06.2014 N Ф05-6024/2014).
На сегодняшний день уже стало общепризнанным, что данная норма устанавливает два самостоятельных случая для перерасчета налога в текущем периоде, а именно когда:
- определить период совершения ошибки (искажения) невозможно;
- допущенная ранее ошибка привела к излишней уплате налога.
Из-за синтаксического строения абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ это не было очевидным до официального разъяснения Минфина России (Письмо от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24).
Как в 2023 году обстоит дело с обнулёнными налоговыми декларациями?
За прошедшие годы проблема стала гораздо менее опасной. На это есть 2 причины.
Первая: подачи «нулевых» уточнёнок за прошедшие годы стало в разы меньше.
Второе: наработалась практика борьбы с этим явлением. В чём эта борьба заключается?
Как подаётся уточнённая нулевая декларация в 8-9 случаях из 10? Когда бизнес работал с контрагентом, директором этого контрагента был Иванов. Потом в компании меняется директор и учредитель. Новым директором и учредителем становится Петров.
Вот этот Петров и подаёт нулевую уточнёнку. Инспекция начинает задавать нам вопросы, заявляет «смотрите, ваш контрагент убрал из декларации сделку с вами».
Мы в ответ заявляем следующее.
Петров не был директором контрагента в тот налоговый период, когда мы вели работу. Петров не связан с нами договорными отношениями, к исполнению сделки между нами и контрагентом Петров не причастен. Петров вообще ничего не знает о том, как исполнялась та сделка. Позиция Петрова по сделке с нами не может быть объективной.
Если инспекция хочет разобраться в ситуации, то пусть она найдёт Иванова и допросит его. Нет протокола допроса Иванова? Зато есть поданная и подписанная им налоговая декларация, где сделка с нами отражена.
Когда Иванов подал декларацию, она прошла камеральную проверку, и по ней был уплачен НДС в бюджет. Иванов отразил сделку с нами, и в том платеже, который от нас получил контрагент, был НДС, и этот налог был уплачен. Если инспекция считает, что сделки не было, значит, не было и налогооблагаемой операции. Значит, налог должен быть возвращён из бюджета контрагенту.
На фоне наших аргументов заявления налоговой о том, что у нас теперь разрыв, звучат слабо и бледно. В конце концов, никакого ущерба бюджету причинено не было.
А если вы хотите узнать, как действовать компании, если кто-то подал нулевую декларацию не от имени её контрагента, а от её собственного имени, читайте дальше.
Выводы и рекомендации, что делать, если контрагент подал нулевую уточнёнку
Если ваш контрагент обнулил декларацию, и инспекция на этом основании требует доплатить налоги, мы рекомендуем возражать и не спешить доплачивать. Аргументы для возражений могут быть разные. Но в любом случае «первичная» налоговая декларация вашего контрагента, где сделки с вами отражены, прошла камеральную проверку, когда была подана. И у инспекции возражений на ту декларацию не было, инспекция не усомнилась в реальности тех сделок. Почему же инспекция теперь готова верить «новой» «нулевой» декларации?
Есть и другие варианты действий: написать письмо контрагенту с просьбой пояснить, почему он подал «нулевую» уточнёнку. Но это работает в том случае, если контрагент готов вам дать письменный ответ, что «нулевая» декларация была подана без его ведома, он эту «нулевую» отчетность не подтверждает и планирует в ближайшее время подать уточненку.
Иногда имеет смысл написать заявление в полицию: ведь подав «нулёвки» контрагент уменьшил свои обязательства перед бюджетом. А кроме того, «нулевая» декларация искажает ваш налоговый и бухгалтерский учёт.
Можно схитрить: обратиться с иском в арбитражный суд с требованием признать спорную сделку мнимой. Но при этом предоставить первичные документы, подтверждающие, что сделка вовсе не мнимая, а самая реальная. Суд откажет в признании сделки мнимой, и у вас на руках будет решение суда, подтверждающее, что сделка реальна. Это решение можно будет использоваться в споре с налоговой.
«Уточненка» при выездной проверке
Условия освобождения от штрафа, приведенные в подпункте 1 пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса на случае, когда уточняющая декларация подана в ходе выездной проверки, не распространяются. Значит ли это, что никакого смысла представлять «уточненку» при выездной проверке нет?
Ситуация 1. Вы самостоятельно выявили ошибку, занижающую сумму налога, в проверяемом налоговиками периоде и акт выездной проверки еще не составлен. В этом случае есть три варианта действий:
- подать «уточненку», уплатив налог и пени и настаивать на снижении штрафа (подпункт 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ; постановление ФАС СЗО от 11.01.2013 № А26-2569/2012);
- на свой страх и риск, рассказать об ошибке проверяющим, предложив описать его в акте. Возможно, этого будет достаточно, чтобы проверка считалась результативной, и иные нарушения налоговики искать уже не будут;
- просто дождаться окончания проверки в расчете, что сами налоговики эту ошибку не найдут. За ошибки, не выявленные в ходе проверки, штрафовать вас налоговики уже не имеют права, но и в уточненке особого смысла нет (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).
«Уточненка» с суммой налога к уменьшению
Если вы воспользовались своим правом представить уточняющую декларацию, то такая «уточненка» либо не изменяет сумму налога по первоначальной декларации, либо уменьшает ее.
Второй вариант означает, что после проверки и утверждения показателей «уточненки» у вас возникнет переплата, которую вы можете вернуть из бюджета. Вполне понятно, что просто так налоговики ее не отдадут и декларацию будут поверять с особым пристрастием (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).
Что касается представления такой «уточненки» при камералке, то здесь порядок действий у налоговиков тот же, что и при представлении декларации с суммой налога к увеличению, с той лишь разницей, что никакого штрафа в любом случае быть не может. Если сдать такую «уточненку» во время выездной проверки, налоговики проведут ее камералку с учетом материалов выездной проверки. То есть выявленные выездной проверкой нарушения в части данного налога будут зафиксированы камеральным актом.
Дело в том, что по истечении 3 месяцев после представления «уточненки» вы уже можете подать заявление о возврате налога, а выездная проверка на этот момент еще может быть не завершена (пункт 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Если же к моменту подачи «уточненки» вам уже вручена справка о поведенной выездной проверке, скорее всего, учитывать ее данные при составлении акта и вынесении решения налоговики не будут.
Однако стоит напомнить о ней в своих возражениях на акт выездной проверки. Данные «уточненки», которая представлена после составления акта выездной проверки, налоговики учтут, только если они проверены ИФНС и подтверждены документами. И то они вправе вовсе их не учитывать. При этом они могут (п. 10 ст. 89 НК РФ; п. 4 письма ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@; постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09):
- провести дополнительные мероприятия налогового контроля;
- назначить в дальнейшем повторную выездную проверку. Но если ИФНС этого не сделала и не учла данные «уточненки» при вынесении решения, такое решение можно оспорить как не учитывающее реальных налоговых обязательств налогоплательщика (постановления АС УО от 17.11.2014 № Ф09-7433/14; ФАС МО от 13.05.2014 № Ф05-3977/14).