Определение вины в дтп — как и кто определяет виновника и степень виновности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение вины в дтп — как и кто определяет виновника и степень виновности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?

Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.

Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).

Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль). Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.

Варианты происшествий

В дорожно-транспортном происшествии могут участвовать:

  • собственные машины компании;
  • одно свое авто, другое – стороннее;
  • два сторонних автомобиля.

В первом и втором случае расследованием дела занимается только специальная комиссия компании. Но тут есть нюансы:

  1. Если обе машины принадлежат компании, то комиссия вправе по своему усмотрению наказать виновника ДТП – объявить ему выговор, лишить премии, уволить по статье, отправить в неоплачиваемый отпуск.
  2. Если своя машина въехала в чужую, то наказать виновника вправе комиссия предприятия – его могут оштрафовать или снять с должности, но только в рамках закона и по приказу за подписью директора учреждения.
  3. Если в аварии виновата чужая машина, то наказать постороннего водителя комиссия не может. Члены органа проводят расследование, а материалы дела передают в суд. Служители Фемиды определяют степень вины водителя-виновника автоаварии и назначают ему соизмеримое наказание.
  4. То же самое происходит в том случае, если участниками аварии стали посторонние машины. В этом случае комиссия вправе отказаться от проведения расследования и передать дело в руки сотрудников Госавтоинспекции.

Если случилось так, что водитель случайно оторвал заправочный пистолет, выезжая с АЗС, нельзя паниковать и пытаться скрыться. Это только усугубит ситуацию. Настоятельно рекомендуется вернуться, как только было замечено неладное, обратиться к руководству автозаправочной станции и вызвать к АЗС наряд ГИБДД. Сотрудники автоинспекции обязаны будут оформить ситуацию как ДТП. Они оставят документы и передадут необходимые бумаги водителю. Возмещать причинённый ущерб или нет, каждый автомобилист решает в индивидуальном порядке. Если он действительно виноват, и есть прямые доказательства его вины, пытаться оспаривать это не стоит. Но также нельзя соглашаться на завышенную сумму ущерба и признавать вину, когда ответственность лежит на заправщике. Чтобы отстоять свою позицию, требуется обратиться в суд.

Вс пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по дтп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.

В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова.

Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП.

В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.

Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта.

Читайте также:  Работа с персоналом у потребителей электроэнергии по ПТЭЭП

При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела.

В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст.

86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.

Правила самостоятельного оформления документов при ДТП

В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

  • участников ДТП двое;
  • пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
  • у обоих участников есть полисы ОСАГО;
  • стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.

Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.

Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:

  • Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
  • Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
  • Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
  • Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
  • Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
  • Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.

После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

Читайте также:  Оформление права собственности на дом

С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП

Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.

Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.

Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.

Судебная практика

Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016).

Судебная практика: вырвал пистолет и уехал с АЗС

Конечно, можно поспорить с тем, что оторванный пистолет на заправке не является ДТП, ведь событие происходит не на дороге, а на участке заправочной станции, но, как показывает практика — это бесполезно. Суды придерживаются иного мнения.

В качестве примера рассмотрим реальный случай из Челябинской области. Хасанов Р. подал жалобу в районный суд на постановление мирового судьи о лишении его в/у сроком на 1 год за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.27 КоАП РФ.

Известно, что Хасанов начал движение, не вынув устройство из бака и вырвал шланг на заправке. Мужчина не остановился, он уехал в неизвестном направлении, а сотрудники АЗС вызвали полицию.

В результате Хасанова признали виновным в оставлении ДТП, с чем мужчина категорически не согласен. Он считает, что данный случай нельзя расценивать, как аварию, а проблему нужно решать в ином правовом поле. При этом, он согласен возместить ущерб после того, как эксперт определит сколько стоит пистолет.

Районный суд не согласился с доводами гражданина и отказал в удовлетворении его требований, оставив прежний судебный акт без изменений. (Решение по делу № 12-34/2017).

Комиссия должна оформить аварию в границах владений фирмы особенным образом. В частности, составляется карточка происшествия.

В нее включают такие сведения:

  • дата, время, точное место ЧП;
  • состояние дороги;
  • информация о машинах и водителях;
  • данные о пострадавших (указывается количество раненых и погибших, характер телесных повреждений);
  • цель поездок машин;
  • время работы водителей ТС;
  • соблюдение графиков и маршрутов;
  • состояние водителей (находились ли они под действием алкоголя, наркотических, психотропных веществ); • вред.

По результатам расследования комиссия составляет акт служебного расследования.

В него включают следующие данные:

  • данные о самой комиссии, ее членах;
  • информацию об участниках ДТП;
  • обстоятельства произошедшего;
  • выводы;
  • поврежденное имущество.
  • результаты разбирательства.

В обязательном порядке должна быть произведена видео и фотосъемка события. Важно использовать качественное оборудование, чтобы фото и запись получились качественными, не расплывчатыми.

Важно запечатлеть:

  • общий план;
  • каждую машину;
  • детали, которые отделились от машин в результате ДТП и оказались на дороге, за ее пределами;
  • повреждения транспортных средств;
  • состояние дорожного полотна;
  • по возможности – пострадавших.

Сведения о ЧП вносят в журнал служебных расследований.

Там указывают:

  • данные водителей-участников аварии;
  • данные транспортных средств, участвовавших в ДТП;
  • место, время, дата случившегося (где и когда все произошло);
  • обстоятельства и результаты расследования автоаварии;
  • материальный ущерб.

По желанию и приказу руководителя в журнале могут быть отражены и другие дополнительные сведения, например, состав комиссии, сроки разбирательства и прочее.

Подробную информацию можно найти в пункте 2 «Общие обязанности водителей» Правил Дорожного движения РФ (подпункты 2.5 и 2.6).

Что делать в первую очередь

После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.

Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.

Расследование необходимо с целью предупреждения очередных ДТП, оценки осведомленности водителей в правилах дорожного движения.

Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают ПДД, спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.

Читайте также:  Альтернативная гражданская служба в 2023 году: права, условия и требования

В процессе служебного расследования потребуется выяснить:

  • обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
  • причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
  • последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
  • лиц, причастных к автоаварии;
  • недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.

Служебное расследование необходимо для проверяющих органов. Но также руководитель предприятия может увидеть неквалифицированного сотрудника, нарушающего правила дорожного движения и Устав организации.

Комиссия должна оформить аварию в границах владений фирмы особенным образом. В частности, составляется карточка происшествия.

В нее включают такие сведения:

  • дата, время, точное место ЧП;
  • состояние дороги;
  • информация о машинах и водителях;
  • данные о пострадавших (указывается количество раненых и погибших, характер телесных повреждений);
  • цель поездок машин;
  • время работы водителей ТС;
  • соблюдение графиков и маршрутов;
  • состояние водителей (находились ли они под действием алкоголя, наркотических, психотропных веществ); • вред.

По результатам расследования комиссия составляет акт служебного расследования.

В него включают следующие данные:

  • данные о самой комиссии, ее членах;
  • информацию об участниках ДТП;
  • обстоятельства произошедшего;
  • выводы;
  • поврежденное имущество.
  • результаты разбирательства.

В обязательном порядке должна быть произведена видео и фотосъемка события. Важно использовать качественное оборудование, чтобы фото и запись получились качественными, не расплывчатыми.

Важно запечатлеть:

  • общий план;
  • каждую машину;
  • детали, которые отделились от машин в результате ДТП и оказались на дороге, за ее пределами;
  • повреждения транспортных средств;
  • состояние дорожного полотна;
  • по возможности – пострадавших.

Сведения о ЧП вносят в журнал служебных расследований.

Там указывают:

  • данные водителей-участников аварии;
  • данные транспортных средств, участвовавших в ДТП;
  • место, время, дата случившегося (где и когда все произошло);
  • обстоятельства и результаты расследования автоаварии;
  • материальный ущерб.

По желанию и приказу руководителя в журнале могут быть отражены и другие дополнительные сведения, например, состав комиссии, сроки разбирательства и прочее.

Подробную информацию можно найти в пункте 2 «Общие обязанности водителей» Правил Дорожного движения РФ (подпункты 2.5 и 2.6).

Как проводится сбор доказательств

Все действия комиссии согласуются с положением о служебном расследовании ДТП на предприятии. Начальным этапом проведения проверки является накопление и анализ информации. Один из специалистов отправляется на место события. Основной его задачей выделяют определение всех обстоятельства происшествия, выявление всех участников и пострадавших в ДТП, спровоцировавшие факторы, психическое состояние водителей на момент столкновения. Для сбора максимума данных используют следующие методики:

  • Фотографирование.
  • Видеосъемка на любое устройство.
  • Показания свидетелей происшествия.
  • Проведения экспертизы.
  • Составление схемы ДТП при помощи компьютерной техники.
  • Письменные объяснения очевидцев и сторон.

Оторвал пистолет на заправке – что делать? Действия по урегулированию ситуации на месте не принесли успеха? Тогда нужно вызывать сотрудников ГИБДД и ждать, пока они приедут и задокументируют ДТП.

Отрицательным моментом такого решения будет длительное ожидание – они не спешат приезжать по столь незначительному поводу. После того как сотрудники ГИБДД все зафиксируют, необходимо получить у них документы и отнести их в страховую компанию. Это тоже потребует дополнительного времени, но после все финансовые вопросы с АЗС будут решать страховщики.

Кроме того, водителю могут выписать штраф за то, что он начал движение, не убедившись в безопасности данного действия.

Что будет, если не предпринимать никаких действий и просто уехать?

Оторвал пистолет на заправке – что делать? Большинству водителей сразу в голову приходит мысль о том, чтобы по-тихому уехать, пока никто ничего не заметил. И многим удается скрыться.

Но проблема в том, что АЗС оборудованы камерами слежения – по ним легко вычислить машину, пробить номера по базе и найти виновника. Искать нарушителя будут сотрудники ГИБДД – как лицо, оставившее место ДТП, согласно 12. 27 КоАП РФ. И здесь действует более суровое наказание – уже не штраф, а лишение водительских прав. И не суть важно, что водитель не человека, допустим, сбил, не скорость превысил и не на красный свет проехал, а просто оторвал пистолет на заправке. И что делать?

Порядок действий следующий: договариваться на месте или же вызывать сотрудников ГИБДД. До другого развития событий ситуацию лучше не доводить.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *