Особенности налогообложения для иностранных организаций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения для иностранных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.01.2015 года изменился порядок аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц (Федеральный закон от 05.05.2014 № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Государственная регистрационная палата прекратила свою деятельность. С 01 января 2015 года аккредитацией филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также ведением государственного реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц занимается Федеральная налоговая служба (Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2014 года № 1372 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации») в лице МИФНС № 47 по г. Москве (приказ ФНС России от 22.12.2014 ММВ-7-14/668@).
Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией
Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.
Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
- услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.
Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:
- при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
- оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.
Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.
Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.
Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.
Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:
- услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
- услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
- услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
- услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
- услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).
Основные этапы создания иностранного представительства в РФ
Порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями в России представляется довольно долгим и сложным и состоит из следующих этапов:
- подготовка необходимой документации;
- обращение в орган, имеющий полномочия на аккредитацию компаний с выбранным направлением деятельности, подача документов (процедура включает и заверение численности иностранного персонала Торгово-промышленной палатой);
- ожидание выдачи разрешения на учреждение представительства и свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных представительств;
- изготовление печати;
- обращение в налоговые органы для постановки на учет (например, чтобы открыть представительство в Москве, нужно обратиться в МИФНС № 47 г. Москвы);
- получение документа о постановке на учет в статистическом регистре Росстата;
- постановка на учет во внебюджетных фондах;
- открытие банковского счета и оповещение об этом налоговой службы.
Деятельность обособленных подразделений иностранных компаний в России
В целом и деятельность иностранной компании на территории РФ, и работа отечественных организаций регулируется одними и теми же нормативно-правовыми актами, т. е. они вправе:
- осуществлять хозяйственную деятельность;
- заключать сделки;
- регистрировать товарные знаки;
- открывать и при необходимости закрывать банковские счета (как в иностранных, так и в российских банковских учреждениях).
На вопрос, может ли представительство иностранной компании заключать договоры с предприятиями в России, ответ также будет положительным.
В отношении деятельности зарубежных фирм и их подразделений на территории РФ действуют также некоторые ограничения:
- не разрешается приобретать на правах владения земли приграничных территорий;
- нельзя покупать сельскохозяйственные угодья;
- им недоступна охранная деятельность;
- доля участия в организациях авиаиндустрии и страхования не может превышать 49 %.
Зарубежная организация может заниматься в России бизнесом как через постоянное представительство/филиал, так и без него. Во втором варианте идет речь о российском контрагенте или ИП-резиденте, с которым целесообразно будет заключить договор на эксклюзивное представительство с иностранной компанией.
Самостоятельно принимать решения по осуществлению хозяйственной деятельности фирмы он не сможет, но зачастую о создании на территории РФ представительства иностранная организация начинает думать лишь для того, чтобы расширить клиентскую базу или провести рекламную акцию, а для данных целей заключения контракта с дистрибьютором будет достаточно.
Налогообложение филиалов и представительств.
В соответствии с недавно принятым Налоговым кодексом филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, в отличие от них, филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Фактически филиалам и иным обособленным подразделениям организаций придан статус налогового представительства. Статья 27 НК дает определение законного представителя налогоплательщика-организации Ими признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Таким образом, статусом законного представителя налогоплательщика-организации обладают также руководители филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций в отношениях с налоговым органом.
ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. не раскрывает понятие представительство иностранной организации. Определение понятия представительство раскрывается в ГК РФ. Данное определение применимо и к представительствам иностранной организации на основании ч.1 ст. 2 ГК РФ. В данной статье сказано, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием… иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Иное ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. не предусмотрено. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.2 ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г.).
Соответственно, учитывая положения ГК РФ, мы можем сказать, что представительством иностранной организации является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ч.1 ст. 2; ч.1 ст. 55 ГК РФ). Следовательно, деятельность филиала, как указано выше, шире, чем деятельность представительства. Представительство выполняет только функции представления и защиты интересов головной организации.
Что касается процедуры аккредитации представительства, то она соответствует процедуре аккредитации филиала – по перечню документов, предоставляемых для государственной аккредитации, размеру государственной пошлины, перечню документов, выдаваемых по завершении процедуры аккредитации.
Далее приводится сравнение всех форм работы иностранных компаний на территории Российской Федерации
Видно, что наиболее выгодной формой работой будет образование дочерней компании, т.к. это позволяет проводить налоговое планирование, и нет ограничений на ведение деятельности, как работа без представительства. Наименее привлекательно выглядит образование постоянного представительства.
Форма работы | Налог на прибыль | НДС | Отчисления в страховые фонды | Налог на имущество |
---|---|---|---|---|
Представительство или филиал | 20% | Уплачивается в общем порядке | Уплачиваются в общем порядке | Уплачивается в общем порядке |
Без представительства | 20% | Входящий налог на общих основаниях, исходящие денежные операции не облагаются налогом | Не уплачиваются, т.к. не состоит на налоговом учете | Не уплачиваются, т.к. организация не является плательщиком |
Дочерняя компания | Уплачивается в общем порядке в зависимости от выбранного налогового режима (УСН, ЕНВД или общий) |
Процедура изменения наименования филиала / представительства иностранной компании:
- В соответствии с п.1 ст.54 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму;
- В соответствии с п.5 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица указываются в его учредительных документах;
- Основанием изменения наименования представительства/филиала является изменение наименования иностранного юридического лица, т.к. представительство / филиал является обособленным подразделением иностранного юридического лица (ст. 55 ГК РФ).
- Законодательством предусмотрен следующий порядок изменения наименования представительства / филиала;
- Для изменения наименования необходимо обратиться в Уполномоченный налоговый орган. При изменении наименования, ранее выданные представительству свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лицподлежит переоформлению. Также необходимо оформить новое Положение о представительстве/ филиале с новым наименованием. Госпошлина при изменении наименования не оплачивается. Следует отметить, что внесение изменений возможно только для тех представительств / филиалов, которые были переаккредитованы до 1 апреля 2015 года и внесены в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц либо для представительств / филиалов, аккредитованных после 1 апреля 2015 года и внесенных в указанный реестр;
- После получения в Уполномоченном налоговом органе (МИФНС № 47 по г. Москве) документов об изменении наименования представительства или филиала иностранного юридического лица необходимо обратиться во внебюджетные государственные фонды, органы Госкомстата с заявлением об изменении наименования представительства / филиала;
- После завершения процедуры изменения наименования представительства / филиала наша компания готова предложить комплексное юридическое и бухгалтерское обслуживание.
Перечень документов для внесения изменений в сведения о наименовании представительства/филиала
- Выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной документ, подтверждающий изменение наименования иностранного юридического лица; *
- Решение иностранного юридического лица об утверждении новой редакции положения о представительстве / филиале в связи с изменением наименования иностранного юридического лица; *
- Oригинал свидетельства о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц ;Оригинал Свидетельства о постановке на налоговый учет представительства/филиала;
- Оригинал генеральной доверенности о наделении главы представительства / филиала иностранного юридического лица с новым наименованием в Российской Федерации с указанием необходимых полномочий; *
- Доверенность на представителей.
На процедуру аккредитации уходит 25 – 30 дней. В этот срок входит время в 5 рабочих дней, в течение которых ФНС должно выдать свидетельство об аккредитации, а также информационный лист о том, что структурное подразделения иностранного юрлица внесено в государственный реестр филиалов и представительств.
На налоговый орган закон возлагает обязанность подать необходимые сведения о филиале или представительстве иностранного юрлица во внебюджетные фонды, которые произведут постановку структурного подразделения на учет.
Срок действия аккредитации законом не ограничен и заканчивается только в том случае, если деятельность структурного подразделения иностранной компании прекращена. Такое решение может быть принято как по инициативе зарубежной организации, так и в принудительном порядке по решению аккредитующего органа.
Запомните! Для принудительного прекращения аккредитации подразделения зарубежного юрлица достаточно:
- в течение 12 месяцев не сдавать отчетность в налоговую службу;
- не пользоваться банковским счетом;
- отсутствовать по зарегистрированному адресу.
Кроме того, налоговая служба может инициировать вопрос о лишении зарубежного подразделения аккредитации, если будет установлен факт:
- противоречия деятельности Конституции и международным договорам России;
- угрозы суверенитету, национальным интересам, территориальной целостности и политической независимости нашей страны.
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц могут действовать на территории РФ со дня их аккредитации и прекращают свою деятельность в случае лишения их аккредитации.
Аккредитация представительства предоставляется на 1, 2 или 3 года и, при необходимости, может быть продлена. Аккредитация филиала предоставляется на 1, 2, 3 года или 5 лет и, при необходимости, может быть продлена. Аккредитация представительства, филиала, как правило, оформляется в течение 18 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов. Услуги государственной регистрационной палаты по выдаче свидетельства об аккредитации платные. Их стоимость зависит от срока аккредитации:
представительство филиал
на срок 1 год 30 000 руб. 15 000 руб.
на срок 2 года 60 000 руб. 30 000 руб.
на срок 3 года 75 000 руб. 45 000 руб.
на срок 5 лет 60 000 руб.
Кроме того, за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина — 120 000 рублей за каждый филиал.
При необходимости, срок оформления разрешения может быть сокращен до 5 рабочих дней. В этом случае ГРП уплачивается дополнительный сбор 15 000 руб.
После аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний изготавливается печать; осуществляется постановка на учет в налоговых органах, государственном комитете по статистике и внебюджетных фондах.
Создание (аккредитация) представительств и филиалов иностранных организаций
Иностранные компании открывают в России свои представительства (филиалы) для осуществления деятельности коммерческого характера и несения имущественной ответственности по обязательствам, возложенным на себя в связи с ведением деятельности в России. Такую деятельность через представительства (филиалы) иностранные компании могут осуществлять исключительно со дня аккредитации представительств (филиалов) до момента окончания срока аккредитации.
Создание представительства иностранной компании в России дает возможность представительству представлять интересы компании на территории РФ (к примеру, при заключении сделок в РФ, участии в торгах, проведении рекламных акций и многое другое) и официально осуществлять защиту ее прав. Филиал иностранной компании отличается от представительства тем, что создается не только для совершения представительских функций, но и для ведения хозяйственной деятельности. И представительство, и филиал не являются по российскому законодательству юридическими лицами и работают на основании положений, утвержденных иностранными компаниями их создавших.
Законодатель определил новый орган, которому переданы функции по аккредитации представительств (филиалов). С 01.01.2015 данными функциями наделена Федеральная налоговая служба (МИФНС России №47 по г. Москве). Исключением являются представительства иностранных компаний, работающих в области гражданской авиации, их аккредитацией занимается Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) и представительства иностранных кредитных компаний. Данной аккредитацией занимается Банк России, однако выдает свидетельство о внесении записи в госреестр аккредитованных представительств (филиалов) как для иностранных кредитных компаний так и для иностранных компаний, ведущих деятельность в области гражданской авиации, ФНС России.
Банк России, в том числе аккредитует иностранных граждан (персональная аккредитация), которые намерены трудится в представительстве иностранной кредитной компании на территории РФ. Аналогичная ситуация и с иностранными гражданами желающими работать в иностранных компаний, ведущих деятельность в области гражданской авиации. Их персональной аккредитацией соответственно занимается Росавиация. Иностранных граждан, желающих трудится в других категориях представительств (филиалов) иностранных компаний, аккредитует Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).
Хранение положения о филиале
Обратите внимание! Согласно пп. 1 и 2 ст. 50 закона № 14-ФЗ общество обязано хранить свои локальные нормативные акты вместе с другой документацией, а хранение положения должно осуществляться по месту нахождения руководителя ООО или в ином доступном для участников общества месте.
Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 утвержден перечень управленческих документов, которые обязаны применять все организации независимо от формы собственности. Данным нормативным документом предусмотрены и сроки хранения положения о филиале ООО.
Положения о структурных подразделениях организации, ее филиалах и представительствах должны храниться (п. 33 приказа № 236):
- постоянно — по месту их разработки и утверждения;
- до минования надобности — в структурных подразделениях и филиалах организации.
В заключение отметим, что положение о филиале ООО является основополагающим документом деятельности филиала. В силу того, что законодательством не предусматривается каких-либо требований к положению о филиале ООО, обществу надлежит самостоятельно осуществить заполнение данного документа с учетом рекомендаций, предусмотренных в нашей статье.
Положение о филиале иностранной компании
8.1. Филиал учитывает результаты своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Баланс Филиала входит в баланс Общества.
8.2. Главный бухгалтер Филиала несет ответственность и пользуется правами, установленными для главных бухгалтеров предприятий и организаций. Главный бухгалтер Филиала подчиняется непосредственно Директору Филиала и подотчетен главному бухгалтеру Общества.
1.1. Представительство «[вписать нужное]» (далее по тексту «Представительство») [наименование иностранного юридического лица] (далее по тексту «Компания») создано на основании решения [наименование органа юридического лица, принявшего решение] N [вписать нужное] от [число, месяц, год] и в соответствии с [название нормативных правовых актов], Уставом Компании.
1.2. Полное наименование Представительства на [вписать нужное] языке: [вписать нужное].
Полное наименование Представительства на русском языке: [вписать нужное].
1.3. Место нахождения Представительства: [вписать нужное].
1.4. Представительство является обособленным подразделением [наименование иностранного юридического лица] и открыто для представления его интересов и осуществления их защиты.
1.5. Представительство создано сроком на [вписать нужное].
1.6. Представительство не является юридическом лицом и действует на основании настоящего Положения.
1.7. Представительство осуществляет деятельность от имени Компании.
1.8. Всю ответственность за деятельность Представительства несет создавшая его Компания.
1.9. Представительство вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории [вписать нужное].
1.10. Представительство имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на [вписать нужное] языке и указание на место его нахождения. Представительство имеет штампы и бланки со своим наименованием.
Регистрация филиалов иностранных юридических лиц
4.1. Директор Представительства избирается на должность [наименование органа] и действует на основании доверенности, выданной Генеральным директором Компании.
4.2. Директор Представительства:
4.2.1. Осуществляет руководство текущей деятельностью Представительства.
4.2.2. Представляет интересы Компании во всех государственных и общественных органах, учреждениях, организациях, в отношениях с юридическими и физическими лицами при решении вопросов, вытекающих из деятельности Представительства.
4.2.3. Распоряжается средствами Представительства.
4.2.4. Совершает сделки, осуществляя функции представителя.
4.2.5. Издает приказы о назначении на должности работников Представительства, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.
4.2.6. В пределах имеющихся полномочий, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Представительства.
4.2.7. Совершает иные действия, необходимые для нормальной работы Представительства в пределах полномочий, предоставленных Представительству настоящим Положением.
6.1. Представительство выполняет обязанности Компании по уплате налогов и сборов на территории, где оно функционирует.
7.1. Деятельность Представительства прекращается:
7.1.1. По решению [наименование органа управления] в случаях, если его функционирование станет неэффективным.
7.1.2. В случае ликвидации самой Компании.
7.2. Ликвидация Представительства осуществляется ликвидационной комиссией.
7.3. Работники Представительства в случае его ликвидации могут быть уволены по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, или переведены на другую работу, в том числе в другой филиал или представительство Компании или в головную организацию.
7.4. Ликвидация Представительства отражается в учредительных документах Компании.
[ наименование органа юридического лица,
Протокол N [ вписать нужное ] от [ число, месяц, год ]
Положение
о представительстве иностранного юридического лица
1. Общие положения
1.1. Представительство «[ вписать нужное ]» (далее по тексту «Представительство») [ наименование иностранного юридического лица ] (далее по тексту «Компания») создано на основании решения [ наименование органа юридического лица, принявшего решение ] N [ вписать нужное ] от [ число, месяц, год ] и в соответствии с [ название нормативных правовых актов ], Уставом Компании.
1.2. Полное наименование Представительства на [ вписать нужное ] языке: [ вписать нужное ].
Полное наименование Представительства на русском языке: [ вписать нужное ].
1.3. Место нахождения Представительства: [ вписать нужное ].
1.4. Представительство является обособленным подразделением [ наименование иностранного юридического лица ] и открыто для представления его интересов и осуществления их защиты.
1.5. Представительство создано сроком на [ вписать нужное ].
1.6. Представительство не является юридическом лицом и действует на основании настоящего Положения.
1.7. Представительство осуществляет деятельность от имени Компании.
1.8. Всю ответственность за деятельность Представительства несет создавшая его Компания.
1.9. Представительство вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории [ вписать нужное ].
1.10. Представительство имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на [ вписать нужное ] языке и указание на место его нахождения. Представительство имеет штампы и бланки со своим наименованием.
1.1. Филиал «[вписать нужное]» (далее по тексту — «Филиал») Общества с ограниченной ответственностью «[вписать нужное]» (далее по тексту — «Общество») создан на основании решения Общего собрания участников Общества, N [вписать нужное] от [число, месяц, год] и в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом N 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», Уставом Общества.
1.2. Полное наименование филиала на русском языке: Филиал Общества с ограниченной ответственностью «[наименование Общества]» «[наименование Филиала]».
1.3. Место нахождения Филиала: [вписать нужное].
1.4. Филиал является обособленным подразделением Общества с ограниченной ответственностью «[вписать нужное]».
1.5. Филиал осуществляет все функции Общества, в том числе функции представительства.
1.6. Филиал не является юридическом лицом и действует на основании настоящего Положения.
1.7. Филиал осуществляет деятельность от имени Общества.
1.8. Всю ответственность за деятельность Филиала несет создавшее его Общество.
1.9. Филиал вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
1.10. Филиал имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Филиал имеет штампы и бланки со своим наименованием.
Филиал — особая разновидность обособленного подразделения юридического лица, специфика которого выражается в организации данного подразделения вне расположения головной организации и его наделении собственным имуществом (п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014 по делу № А27-15408/2013).
В силу структурной обособленности филиал нуждается в определенных корректировках организационных процедур и распорядка работы по сравнению с головной организацией.
Для третьих лиц источником информации о правовом статусе филиала и руководителя филиала ООО являются документы, содержащие сведения о создании, деятельности филиала и полномочиях руководителя. Остановимся на них подробнее.
- Решение общего собрания участников (далее — ОСУ) ООО о создании филиала. Законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ) определено, что филиал создается решением ОСУ ООО, которое может быть принято большинством в 2/3 от общего числа учредителей (п. 1 ст. 5 закона № 14-ФЗ).
- Сведения о филиале в ЕГРЮЛ. До 01.01.2016 сведения о филиале должны были в обязательном порядке отражаться в уставе ООО (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 5 ст. 5 закона № 14-ФЗ). Затем, в силу внесения изменений в указанные нормативные акты, подобная необходимость отпала, теперь достаточно подать сведения в ЕГРЮЛ по форме Р14001.
- Положение о филиале. Данный документ, являющийся внутренним документом общества, составляет основу деятельности филиала как для самого общества, так и для третьих лиц.
- Доверенность на директора филиала. Назначаемый на должность обществом руководитель филиала действует на основании доверенности (п. 4 ст. 5 закона № 14-ФЗ) и приказа директора ООО (ст. 68 ТК РФ).
Таким образом, правовая польза положения о филиале раскрывается в полной мере лишь в процессе регулирования внутренних отношений в обществе. При этом для третьих лиц его использование должно осуществляться в совокупности с другими документами.
При разработке положения о филиале необходимо учитывать приведенные ниже позиции правоприменительной практики:
- Филиал не может быть создан на основании внутренних документов ООО, не прошедших госрегистрацию (решение ВС РФ от 09.02.2007 № ГКПИ06-1614).
- Общество не может наделять свой филиал правом на осуществление деятельности, отличной от деятельности самого юрлица (постановление президиума ВАС РФ от 01.08.1995 № 38-4156-94).
- Полномочия директора филиала должны быть подтверждены доверенностью и не могут основываться только на внутренних документах общества, таких как устав и положение о филиале (постановление пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).
- Если директор филиала наделен надлежащими полномочиями, то сделки, совершенные им, считаются совершенными от имени общества (постановление № 25).
- Если положением о филиале или доверенностью, выданной обществом, предусмотрены соответствующие полномочия, то руководитель филиала вправе участвовать в составлении протокола об административном нарушении (постановление президиума ВАС РФ от 04.07.2006 № 1782/06).
На сегодняшний день документом, содержащим рекомендации по разработке локальных актов, является ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Как указано в данном ГОСТе, документ оформляется на бланках формата А4 или А5. При разработке положения оформляются следующие реквизиты:
- наименование ООО;
- вид документа (положение);
- регистрационный номер;
- дата документа (идентична дате заседания);
- гриф утверждения положения;
- текст положения, разбитый на отдельные разделы.
Образец положения о филиале можно скачать тут: Образец положения о филиале ООО.