О порядке движения тракторов и комбайнов по дорогам общего пользования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О порядке движения тракторов и комбайнов по дорогам общего пользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для учеников все довольно просто, а для преподавателей или инспекторов ГИББД? Как подготовить и проверить курсантов должным образом? Что использовать среди большого количества классов ПДД? Какой продукт удовлетворяет все необходимые требования?
Требования и возможности экзаменационных классов
Здесь стоит вернуться к постановлению № 1097, где четко указаны требования к классам ПДД. Одним из самых удачных и широко используемых по причине полного соответствия критериям правительственного документа является АПК «Спектр ПДД». Он относится к четвертому (комплексному) виду классов ПДД. С 2008 года он внедрялся в подразделениях ГИБДД Волгоградской и Саратовской областей и зарекомендовал себя надежным и мощным инструментом. Позже его стали использовать не только органы Госавтоинспекции, но и автошколы, Гостехнадзор, многие транспортные компании России.
Экзамен в Гостехнадзоре
Для сдачи экзамена Гостехнадзора на право управления самоходными машинами необходимо отучиться в лицензированном учебном центре. В процессе обучения, обучающийся должен изучить основы управления самоходными машинами, правила дорожного движения для самоходных машин, а также пройти производственную практику. То есть обучение подразделяется на практическое и теоретическое.Обращаю Ваше внимание что, для разных категорий разное требование по возрасту, то есть к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие возраста:16 лет — для самоходных машин категории «АI»;17 лет — для самоходных машин категорий В, С, Е, F;18 лет — для самоходных машин категории D;19 лет — для самоходных машин категорий АII, АIII;22 лет — для самоходных машин категории АIV.Прием экзаменов на право управления самоходными машинами осуществляется по месту жительства (регистрации), либо по месту нахождения учебного центра после окончания обучения.До проведения экзамен Гостехнадзора необходимо оплатить госпошлину и предоставить инспектору следующие документы: чек оплаты, заявление, документ, удостоверяющий личность (паспорт), медицинскую справку, документ об образовании или квалификации, водительское удостоверение (для категорий АII, АIII, АIV – обязательно, для остальных при наличии). После рассмотрения документов, назначается время и место проведения экзамена. Так же сдается экзамен ПДД Гостехнадзора.
Какая нужна категория водительских прав
Получить водительское удостоверение на самоходную технику потребуется только в случае, если объем двигателя самодвижущейся машины в соответствии с паспортом составляет более 50 кубов (для двигателя внутреннего сгорания) или более 4 кВт (если машина оборудована электродвигателем).
Правомочие на управление техникой с вышеуказанными характеристиками подтверждается одним из 2-х документов (п. 3 Регламента):
- либо удостоверением тракториста-машиниста;
- либо временным удостоверением.
В соответствии с п. 4 Регламента, существует 6 основных категорий:
Категория, указанная в удостоверении тракториста-машиниста | Подкатегория | Какой самодвижущейся техникой можно управлять с данной категорией после прохождения обучения и сдачи экзаменов |
A | A1 | Мотовнедорожники |
A2 | Автовнедорожники с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг | |
A3 | Автовнедорожники, имеющие массу свыше 3500 кг | |
A4 | Автовнедорожники, имеющие свыше 8 сидячих мест и специально предназначенные для транспортировки пассажиров | |
B | Самодвижущаяся техника на колесном или гусеничном ходу с мощностью не более 25,7 кВт | |
C | Самодвижущаяся колесная техника с двигателем от 25,7 до 110,3 кВт | |
D | Колесная от 110,3 кВт и более | |
E | Гусеничная от 25,7 кВт и более | |
F | Самодвижущаяся, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных работ |
Замена «старых» удостоверений тракториста-машиниста
51. При замене удостоверений тракториста — машиниста III класса, выданных до 1 января 1975 г., в удостоверении тракториста — машиниста (тракториста) проставляются разрешающие отметки в графах «В», «С», «Е» и «F».
52. При замене удостоверений тракториста — машиниста III класса, выданных с 1 января 1975 г., а также удостоверений тракториста — машиниста II и I классов в удостоверении тракториста — машиниста (тракториста) проставляются разрешающие отметки в графах «В», «С», «D», «Е» и «F».
17. При замене удостоверений тракториста-машиниста I, II и III классов, в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) проставляются разрешающие отметки в графах «B», «C», «D», «E» и «F».
В данном пункте изменение затронуло замену удостоверений тракториста-машиниста III класса, выданных до 1 января 1975 года. До 29 января 2023 года при замене такого удостоверения выдавалось новое удостоверение с категориями B, C, E, F. С 29 января 2023 года выдается удостоверение с категориями B, C, D, E и F. То есть добавилась дополнительная категория D, позволяющая управлять колесными машинами с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт.
Получается, что если ранее тракторист не обменял свое удостоверение, то теперь он может заменить его на более выгодных условиях.
Однако возникает вопрос, пригодится ли такое новвоведение хотя бы кому-то на практике. Дело в том, что речь идет об удостоверениях, выданных до 1975 года, то есть с момента их выдачи прошло 48 лет. И за это время большая часть трактористов уже заменила свои удостоверения. Что касается тех, кто удостоверения не заменил, то им на данный момент должно быть не меньше 66 лет (48 + 18).
То есть речь идет о людях пенсионного возраста, которым в предшествующие годы удостоверение тракториста-машиниста не было нужно, а теперь для чего-то потребовалось. В общем, если люди с удостоверениями, выданными до 1975 года, и найдутся, то будет их очень мало. Если Вы попадаете в эту группу, напишите свою историю в комментариях к данной статье.
Основной порядок сдачи экзамена
Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:
- Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
- Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
- Сдача теории по ПДД.
- Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.
Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.
При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:
- начало движения на подъеме с места;
- разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
- заведение машины в бокс задним ходом;
- постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
- агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
- остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.
При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.
Какая нужна категория водительских прав
Получить водительское удостоверение на самоходную технику потребуется только в случае, если объем двигателя самодвижущейся машины в соответствии с паспортом составляет более 50 кубов (для двигателя внутреннего сгорания) или более 4 кВт (если машина оборудована электродвигателем).
Правомочие на управление техникой с вышеуказанными характеристиками подтверждается одним из 2-х документов (п. 3 Регламента):
- либо удостоверением тракториста-машиниста;
- либо временным удостоверением.
В соответствии с п. 4 Регламента, существует 6 основных категорий:
Категория, указанная в удостоверении тракториста-машиниста | Подкатегория | Какой самодвижущейся техникой можно управлять с данной категорией после прохождения обучения и сдачи экзаменов |
A | A1 | Мотовнедорожники |
A2 | Автовнедорожники с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг | |
A3 | Автовнедорожники, имеющие массу свыше 3500 кг | |
A4 | Автовнедорожники, имеющие свыше 8 сидячих мест и специально предназначенные для транспортировки пассажиров | |
B | Самодвижущаяся техника на колесном или гусеничном ходу с мощностью не более 25,7 кВт | |
C | Самодвижущаяся колесная техника с двигателем от 25,7 до 110,3 кВт | |
D | Колесная от 110,3 кВт и более | |
E | Гусеничная от 25,7 кВт и более | |
F | Самодвижущаяся, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных работ |
Лишение водительских прав
Права на управление любой техникой лишают при совершении правонарушений административного характера. Это касается не только самоходных установок. Для возврата прав потребуется повторно пройти теоретическую часть экзамена.
Для этого снова обращаются в Гостехнадзор. Приносят с собой все бумаги.
На заметку! При подготовке пакета документа, нужно внимательно проследить сроки действия бумаг, иначе потом придётся потратить больше времени на повторное оформление.
При этом процедура проводится также как и в первый раз. Если всё в порядке – то от практической части гражданина освобождают. Потом он может управлять транспортом как обычно, возврат к работе не составит труда.
Литература для сдачи экзамена
Сейчас удастся найти множество учебных пособий, где представлены билеты на разные категории тракторных прав. Некоторые из них имеют комментарии к вопросам и ответы на все экзаменационные билеты тракториста-машиниста, что поможет лучше подготовиться к аттестации в Гостехнадзоре. Что можно изучить перед экзаменом:
- экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин (есть книги для разных категорий), утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- сборник Нормативно-методических материалов для органов Гостехнадзора;
- брошюра «Механизатору о правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста»;
- книга «Требования, предъявляемые к тракторам сельскохозяйственным и лесопромышленным при обязательной сертификации».
Особенности самоходных машин
В теоретической части нередко изучаются особенности техники, которая обычно снабжается паспортом. Документ называется ПТС и является основным для регистрации в технадзоре.
Паспорт имеется у всех тракторов, кроме мотоблоков с объемов двигателя более 50 куб. см. В органах государственного надзора должны быть зарегистрированы также прицепы и полуприцепы. Эта организация призвана следить за техническим состоянием всей самоходной техники.
Важным элементом технического состояния тракторного самохода является правильная эксплуатация. Процесс должен соответствовать правилам. В документе также прописано, какими навыками должен обладать владелец прав:
- двигаться с места;
- разворачиваться при одноразовом использовании передачи;
- заводить ТС в бокс задним ходом;
- использовать прицепное устройство с подъездом к нему задним ходом;
- использовать навесную технику;
- тормозить при условии разной скорости, включая экстренные ситуации.
В ПДД касательно управления и поведения на дороге самоходные машины рассматриваются на одинаковых условиях с грузовиками. То есть, ТС подчиняются тем же требованиям светофоров и регулировщиков, знаков, разметки.
Привилегиями пользуются лишь ТС, которые выполняют дорожные работы. Например, для снегоуборочной машины не действуют требования символов линий разметки, но при условии соблюдения безопасности для других автомобилей. Водителям также разрешается не выполнять некоторые пункты правил, но при соблюдении многочисленных условий, например:
- при движении по загородной трассе не обязательно занимать только правый край;
- не обязательно следовать правой полосе при скорости ТС не более 40 км/ч;
- возможно движение по трамвайным путям, но без препятствия рельсовым повозкам;
- на автомагистралях можно перемещаться по любой полосе, разворачиваться задним ходом.
Чтобы получить указанные выше преимущества, у ТС должен быть зажжен желтый или оранжевый проблесковый маячок.
5.1. Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме;
- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
- Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
5.2. Пассажирам запрещается:
- отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
- при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
- открывать двери транспортного средства во время его движения.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч., а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
- мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;
- междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах — не более 90 км/ч;
- другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
- грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове — не более 60 км/ч;
- транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч;
Примечание. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком , и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
10.5. Водителю запрещается:
- превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;
- превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;
- создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Как повернуть налево, если посередке скользят трамваи? Читаем ПДД: «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15 или разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения.» Стало быть, я обязан заехать на трамвайные пути! Однако читаем дальше: «При этом не должно создаваться помех трамваю». Это как??? На рельсы заехать можно, а помеху создавать нельзя? Допустим, мне нужно повернуть налево на перекрестке. Прежде чем это сделать, я обязан пропустить встречный транспорт. А что если встречный поток нескончаем и очень плотный. Пока жду возможности совершить маневр, сзади подъезжает трамвай, которого и в помине не было. Выходит, я теперь нарушитель?
О правилах дорожного движения на тракторе
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 1 ПО 5
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 6 ПО 10
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 11 ПО 15
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 16 ПО 20
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 21 ПО 25
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 26 ПО 30
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 31 ПО 35
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 36 ПО 40
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «С», билеты C 41 ПО 45
Санкт-Петербург, Лесной проспект, д.