Порядок испытания страховочных привязей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок испытания страховочных привязей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любые средства индивидуальной защиты, к которым относится и привязь страховочная, имеют оговоренные сроки службы. Сами производители в соответствии с требованиями ГОСТ устанавливают срок эксплуатации страховочной привязи в 5 лет, начиная с даты его выпуска. Период службы страховочных канатов гораздо меньше до 2 лет. Если считать не в днях, а в часах, то этот срок составляет 400 часов, особенно если снаряжение активно эксплуатируется. Это понятно – ведь на канат приходится самая большая нагрузка, в том числе и при падении человека с высоты.
Периодичность проверок
Сроки и методики проверок страховочных привязей регламентируются требованиями ГОСТ Р EH 361-2008 и ГОСТ Р EH 358-2008. С периодичностью, указанной в инструкции к изделию и составляющей в среднем 12 месяцев, проверяет состояние системы обеспечения безопасности работ на высоте компетентное лицо, имеющее действующую третью группу по безопасности таких работ.
Справка! Если в инструкции к страховочной привязи указано, что проводить процедуру периодической проверки имеет право только сертифицированный специалист, чтобы получить это право, назначенному вами компетентному лицу придётся пройти обучение у производителя.
Результаты проверки заносятся в журнал учёта страховочных привязей. В тех случаях, когда страховочная привязь интенсивно используется в условиях повышенной влажности, в агрессивных средах, при повышенных температурах, в цехах, где выполняют огневые и сварочные работы, в морских портах, проверку проводят чаще, например раз в полгода.
Как испытывать страховочную привязь перед эксплуатацией?
В соответствии с п. 124 Правил работник, который будет пользоваться системой обеспечения безопасности работ на высоте, должен провести осмотр её элементов, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей и сразу после работы. Проверяя перед использованием страховочную привязь и другие элементы системы, необходимо убедиться:
-
в совместимости материалов, деталей конструкции и узлов системы безопасности;
-
в отсутствии разрывов, порезов, разлохмачивания, слабых участков, следов химического воздействия и воздействия высоких температур на деталях из текстиля;
-
в отсутствии механических повреждений и следов коррозии на деталях из металла;
-
в надёжности и работоспособности креплений;
-
в соответствии регулируемых параметров привязи размерам работника.
Как испытывать страховочную привязь
Чтобы подтвердить сохранность снаряжения, устанавливаются сроки проверки страховочной привязи. Определенных дат здесь нет. Просто перед каждым случаем использования ответственное лицо проводит визуальный осмотр и, при необходимости, динамическую проверку конструкции. Такой человек может быть представителем комиссии по охране труда или работодатель официально назначает его ответственным за соблюдение техники безопасности на предприятии.
Как правило это определенные лица:
- обученные на 3 группу по безопасности работ на высоте с указанием, что они прошли подготовку по периодическому осмотру СИЗ;
- прошедшие обучения у производителя или его представителя по осмотру определенной марки СИЗ.
Производитель снаряжения обычно оговаривает в инструкции плановую периодичность испытания страховочной привязи – она составляет каждые 12 месяцев. Таким образом, вне зависимости от того, насколько интенсивно используется оборудование и проверяют ли его перед каждой эксплуатацией, привязь должна проверяться еще и согласно указаниям производителя.
Перед применением проверка страховочной привязи проходит по следующей схеме:
- внешний и тактильный осмотр;
- проверка всех элементов конструкции на предмет обнаружения деформаций, коррозии и так далее;
- проверка бирки привязи;
- сверка с заявленным сроком годности.
Внимательному осмотру (как визуально, так и на ощупь) подвергаются стропы, крепления, швейные нити, механизмы спуска и все прочие элементы. После того как проверка завершена, заполняется идентификационная карта страховочной привязи или специальный журнал осмотра.
По результатам проверок, на основании заключения компетентного лица, СИЗ (страховочная привязь), либо допускается к дальнейшей эксплуатации, либо исключается из эксплуатации, отбраковывается и списывается.
Испытание страховочных привязей
Ниже приводится выдержка из ГОСТА. Покупая стенд для испытания страховочных привязей вы получаете оборудование полностью соответствующее всем техническим условиям и нормативным документам. Испытание привязей производится самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. Испытание проводится на специальном стенде, ВАШИМ, аттестованным сотрудником. Для данного вида испытаний используется манекен, специально изготовленный для этой цели.
В дополнение к инструкции по эксплуатации следует указывать, какой именно элемент крепления страховочной привязи следует применять в страховочной системе по ЕН 363 или удерживающей системе по ГОСТ Р 12.4.205. Инструкции по эксплуатации должны содержать всю необходимую информацию для правильного надевания страховочной привязи.
Форма журнала осмотра страховочных привязей
Читаем ГОСТ ССБТ Р ЕН 365-2010:
4.4. Инструкции по периодической проверке (см. 4.7) Инструкции по периодической проверке должны включать в себя: a) предупреждение, в котором подчеркивается необходимость регулярных периодических проверок и что безопасность пользователей зависит от постоянной работоспособности и прочности оборудования; b) рекомендации в отношении частоты проведения периодических проверок с принятием во внимание таких факторов, как требования законодательства, тип оборудования, частота использования, условия окружающей среды. Рекомендации должны включать в себя заявление о том, что периодические проверки следует проводить с частотой не реже одного раза в 12 мес;
Да, в Правилах не написано, что фиксировать необходимо в журналах. Но в паспортах почти всех изделий есть таблица которую надо вести в соответствии с требованиями производителя. Но если вы ещё и в э/у работаете с поясами, то фиксировать ещё и в журнале придётся
Испытание предохранительных поясов, ремней и привязей
Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность. Прежде чем на руки заказчику выдаётся акт о соответствии СИЗ нормам безопасности и ГОСТам, пояса и привязи проходят следующие этапы проверки:
Надёжность средств индивидуальной защиты для работы на высоте проверяется при типовых испытаниях, приемо-сдаточных и необходимых по графику согласно ГОСТу и инструкции по охране труда. Проверка страховочных привязей и поясов проводится в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224-99, ГОСТ Р 50849-96 и ТУ, соответствующим определённым конструкциям СИЗ.
XI. Требования по охране труда при применении когтей и лазов монтерских
183. Монтерские когти должны соответствовать установленным требованиям и предназначаются для работы на деревянных и деревянных с железобетонными пасынками опорах линий электропередачи и линий связи, на железобетонных опорах воздушных линий электропередачи (далее – ВЛ), а также на цилиндрических железобетонных опорах диаметром 250 мм ВЛ.
184. Монтерские лазы предназначены для подъема на железобетонные опоры прямоугольного сечения ВЛ, универсальные лазы — для подъема на унифицированные железобетонные цилиндрические и конические опоры ВЛ.
185. Когти и лазы должны выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации.
186. Срок службы когтей, лазов (кроме шипов) устанавливается в документации (инструкции) изготовителя.
187. На подножке когтя, лаза должны быть нанесены:
- Товарный знак изготовителя
- Номер
- Дата изготовления
Кто должен выполнять испытание страховочных поясов
Подробную информацию о методах контроля и испытания монтажных поясов можно найти в документе (формат PDF) — ГОСТ Р 50849-96. Пояса типа А и Б с регулируемыми по длине непропитанными стропами применяют для выполнения работ, не связанных с применением нефтепродуктов (бензина, масла, растворителей и т.п.), и в условиях ограниченного (только при электроприхватках) применения при выполнении огневых работ на высоте. Пояс типа В применяют в условиях использования нефтепродуктов и частично при выполнении огневых работ, соблюдая при этом дополнительные требования безопасности: карабин пояса должен быть закреплен таким образом, чтобы расстояние от стропа до места производства огневых работ было не менее 0,2 м. На зданиях высотой более 10 м, не оборудованных слуховыми окнами и входными люками, установка стоек не проводится. Устанавливать стойки на крышах с уклоном следует вдвоем с применением страховочных канатов, натянутых между поясами монтеров и балкой чердака или укрепленных болтом для оттяжки стойки. Работать на крыше, покрытой льдом или тонким слоем снега, допускается только при устранении аварии бригадой, состоящей не менее чем из двух человек. Провода и кабели связи подвешиваются между стойками разных зданий при помощи опускаемых с них на землю веревок.
Испытание поясов предохранительных по новым правилам
4.2.5 Конструкция карабина должна обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление его от опоры одной рукой при надетой утепленной перчатке и исключать возможность защемления и травмирования пальцев руки при манипуляциях с карабином.
Инструкция по охране труда по безопасной эксплуатации предохранительных поясов и порядке проведения их испытаний № 25 ГЛАВА 1. Общие требования по охране труда
1. Предохранительный пояс — средство индивидуальной защиты человека при падении с высоты. Статически разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее 7000 Н (700 кгс). 2. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа. 3. Карабин — элемент пояса, предназначенный для закрепления к конструкци ям, — должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице. Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически. 4. Эксплуатация конкретного типа пояса должна осуществляться в соответствии с инструкцией, прилагаемой к каждому поясу предприятием-изготовителем. 5. Предохранительные пояса подразделяются на два вида: безлямочные и лямочные (рис. 1) Рис. 2. Предохранительные пояса с амортизаторами а — тип А; б — тип Б; в — тип В; г — тип Г; 1 — рамка пряжки, 2 — шпенек, 3 — шлевка, 4 — кушак, 5 — маркировочная пластина, 6 — ремень, 7 — боковое кольцо, 8 — люверс, 9 — карабин, 10- строп из капронового каната, ] 1 -кольцо регулировки длины стропа, 12- амортизатор, 13 — строп из стальной цепи 8. Амортизатор обеспечивает снижение динамической нагрузки до безопасной (4 кН), действующей на тело человека при защитном действии пояса, и представляет собой капроновую ленту заданной ширины, сложенную в два слоя и прошитую синтетическими нитками в поперечном направлении, где снижение динамического усилия происходит .за счет разрыва прошитых ниток. 9. Пояса типов А, Б и В имеют капроновые стропы (фалы), пояса типа Г снабжены фалом из стальной цепи.
Периодичность проверки страховочной привязи
Одним из элементов анкерных предохранительных линий является страховочная привязь. Устройство подобного типа состоит из системы ремней, строп, пряжек и специального крепежа, которые обеспечивают удерживание тела работника в определенном положении и не дают ему упасть с высоты. Периодичность проверки страховочной привязи определяют Правила по охране труда, утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ (Приказ 155н), а так же отраслевые нормативные акты. При этом к эксплуатации допускаются только привязи, изготовленные в заводских условиях и имеющие сертификат качества.
Все средства индивидуальной защиты, используемые для работы на высоте, требуют к себе особого внимания. За техническим состояниям таких изделий обязаны следить специально назначенные лица, в обязанность которых входит организация приемки новых СИЗ, их проверка и испытание.
Временной интервал между обязательными проверками средств защиты, используемых во время работ на высоте, определяет производитель и указывает в инструкции по эксплуатации на конкретный вид изделия. Как правило, страховочные привязи проходят проверку не реже чем одни раз в 12 месяцев. Однако лицо, ответственное за эксплуатацию подобных изделий, может сократить этот срок в зависимости от условий, в которых эксплуатируется привязь. Например, чаще одного раза в год проверяют страховку, которая подвергается риску воздействий высоких температур, агрессивных химических элементов, повышенной влажности. Причем пункт 96 ПОТ обязывает работника, который использует привязь, проверять ее перед началом работ и по их окончанию. Делается это путем визуального и тактильного осмотра СИЗ, включая:
В настоящее время в правилах по охране труда (Приказ 155н) исключен пункт, обязывающий работодателя проводить испытания СИЗ нагрузками (динамическими и статическими). Таким образом, рассматривая вопрос периодичности проверки страховочной привязи, стоит обратить внимание лиц, закрепленных за средствами страховки именно на этот пункт. Однако если отраслевые нормы содержат требование испытывать страховку таким образом, это необходимо делать.
- анализ документов;
- проверка инструкций по эксплуатации;
- визуальный и тактильный осмотр;
- проверка работоспособности;
- документальное оформление результатов исследований;
- выдача рекомендаций по дальнейшему использованию привязи.
3.1 страховочная привязь: Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения. Страховочная привязь может включать соединительные стропы, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него (ЕН 363).
В дополнение к инструкции по эксплуатации следует указывать, какой именно элемент крепления страховочной привязи следует применять в страховочной системе по ЕН 363 или удерживающей системе по ГОСТ Р 12.4.205 . Инструкции по эксплуатации должны содержать всю необходимую информацию для правильного надевания страховочной привязи.
Во время статического испытания на прочность по 5.1 необходимо путем визуального осмотра убедиться, что лямки, поддерживающие туловище манекена или оказывающие на него давление, действительно являются основными лямками. Элементы крепления могут располагаться на уровне груди, центра тяжести, на обоих плечах и (или) на спине.
Даже в случае, когда страховочная привязь объединена с одеждой, необходимо, чтобы была возможность ее визуального осмотра. Все пряжки безопасности (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было установить только одним правильным способом, или чтобы все возможные способы их установки удовлетворяли требованиям прочности и характеристикам эксплуатации.
Швейные нитки должны быть из того же материала, что и ткань, но иметь другой цвет или контрастный оттенок для облегчения визуального контроля. Страховочная привязь должна включать основные и вспомогательные лямки, которые располагаются в области таза и на плечах, например, как показано на рисунке 1 . Страховочная привязь должна быть подогнана к телу по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования длины лямок.
Предлагаем вниманию читателей журнала один из разделов вышеуказанной методики, предназначенной для осмотра страховочных привязей. Возможно, кто-то сочтет нужным добавить или убрать какие-либо пункты (в зависимости от конкретных условий в организации). Но в целом ее можно использовать в качестве образца.
В паспортах на современные средства защиты от падения с высоты производители рекомендуют осматривать СИЗ от падения с высоты перед применением и использованием. У некоторых производителей есть свои методики осмотра, у некоторых нет. Поэтому в настоящий момент методика визуальной проверки средств индивидуальной защиты от падения с высоты становится необходимым элементом системы управления охраной труда и актуальной задачей в каждой компании, выполняющей данные виды работ.
С какой периодичностью происходит испытание страховочной привязи
Периодичность проверки или испытания страховочных привязей Испытание предохранительных поясов,ремней и привязей. С одной стороны, это выгодно работодателю, так как позволяет избежать серьезных материальных затрат на закупку СИЗ, а с другой, к сожалению, авторам не известен законный способ временно оформить данное снаряжение для работы в сторонней организации. По второму пункту стоит оговориться, что с точки зрения российского законодательства существует спортивное и промышленное снаряжение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями ( группа и сертификат об обучении).
Еще сравнительно недавно можно было встретить специалистов-высотников, оснащенных более простым, чем СП, устройством – удерживающей привязью, или поясом предохранительным (прежде он назывался монтажным поясом). Сразу оговоримся, что в настоящее время такие приспособления уже не считаются надежными, их нельзя рассматривать как адекватную альтернативу.
В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»), а также ГОСТ Р ЕН 365–2023 «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке» вводится новое понятие «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты». «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты» относится к 3 группе по безопасности работ на высоте (п.11, приложение № 1 ).
Частота проведения полных осмотров определяется инструкцией производителя, как правило, промежуток между проверками не превышает 12 месяцев. Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования. Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.
Испытания страховочных поясов 2021
При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.
Система застежки — элементы, обеспечивающие фиксацию несущего ремня на талии человека: пряжка, противоположный к месту установки пряжки конец несущего ремня и шлевки. 2.14 Удлинитель стропа пояса — соединительный элемент (канат, лента, цепь или металлические профили и др.), имеющий определенную длину и прочность и располагаемый между опорой и карабином стропа пояса. 2.15 Страховочный канат — канат, прочно закрепленный на опорах, установленный вертикально, горизонтально или с наклоном к горизонтальной плоскости, выполняющий функцию опоры при закреплении за него карабином стропа пояса в процессе выполнения трудовых операций на высоте. 2.16 Полуавтоматическое верхолазное устройство (ПВУ) — специальное устройство с тормозным барабаном, на который намотан стальной канат, к которому прикрепляют карабин пояса. Nbsp Бирка! Печать бирок является одним из направлений современной полиграфии.
соответствовать требованиям стандартов и технических условий на пояса конкретных конструкций. Застежки должны быстро застегиваться и расстегиваться. Удобной должна быть и регулировка пояса. При подъеме и переноске тяжестей конструкция пояса должна предохранять мышцы спины от травм. Карабин для пояса должен выдерживать установленные расчетные нагрузки. Его оснащают специальным устройством, которое предохраняет зев карабина от случайного открытия. Для предотвращения падения человека с высоты некоторые виды поясов комплектуются амортизаторами. Вес безлямочного пояса не должен превышать 2,1 кг, лямочного — 3 кг. Температурные пределы использования поясов составляют от минус 40 до плюс 50 °С. Предохранительный пояс должен подвергаться периодическим статическим и динамическим испытаниям. (один раз в шесть месяцев и один раз в год – соответственно). Для этого специализированная лаборатория, из общей партии, случайным порядком отбирает образец пояса одной конструкции. Его проверяют на соответствие показателям стандарта и технических условий на пояса конкретных конструкций.
СП представляет собой эффективный индивидуальный инструмент для профессионалов. Ее активно применяют монтажники, пожарные, специалисты МЧС, промышленные альпинисты, многие другие. Также это средство популярно среди участников турпоходов, альпинистов и спелеологов.
Еще сравнительно недавно можно было встретить специалистов-высотников, оснащенных более простым, чем СП, устройством – удерживающей привязью, или поясом предохранительным (прежде он назывался монтажным поясом). Сразу оговоримся, что в настоящее время такие приспособления уже не считаются надежными, их нельзя рассматривать как адекватную альтернативу.
- из-за того, что крепления находятся только на поясе, при сильном рывке во время падения может пострадать позвоночник;
- также велика опасность перевернуться вниз головой, поскольку пояс располагается ниже центра тяжести;
- зависнув после падения, человек будет находиться в очень неудобном положении, испытывая высокую нагрузку на поясницу.
Строительные защитные пояса должны выдерживать и динамическую нагрузку, возникающую во время падения груза массой 100 кг (плюс-минус 1 кг) с высоты, которая равна двум максимальным длинам стропа. Испытания монтажного пояса на соответствие этим требованиям проводят согласно схемам, показанным на рисунках 4 и 5. Высота свободного падения груза-манекена должна соответствовать двум длинам стропа.
Рис. 3
Испытание статической нагрузкой карабина (схема)
1 — крюк карабина; 2 — опора неподвижная; 3 — внутренняя рукоятка карабина; 4 — проволока (диаметр 1-1,5 мм), с помощью которой рукоятка закрепляется в указанном положении; 5 — направление растягивающего усилия 500±1 кгс; величина X — расстояние от наружной поверхности носка крюка карабина до наружной поверхности тыльной стороны этого же крюка; величина L — измеренная по оси приложения нагрузки длина карабина.
Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 N 782Н
12. К работе на высоте допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет.
13. Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.
14. Работники, допускаемые к непосредственному выполнению работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска, делятся на следующие группы по безопасности работ на высоте (далее — группы):
1 группа — работники, допускаемые к работам в составе бригады или под непосредственным контролем работника, назначенного приказом работодателя (далее — работники 1 группы);
2 группа — бригадиры, мастера, руководители стажировки, а также работники, назначаемые по наряду-допуску ответственными исполнителями (производителями) работ на высоте и работники, допускаемые к работам в составе бригады из числа высококвалифицированных рабочих и специалистов (далее — работники 2 группы);
15. К работникам 3 группы по безопасности работ на высоте (далее указанные категории — работники 3 группы) относятся:
а) работники, назначаемые работодателем ответственными за организацию и безопасное проведение работ на высоте, в том числе выполняемых с оформлением наряда-допуска;
б) ответственные за составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ;
в) работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ);
г) работники, выдающие наряды-допуски;
д) ответственные руководители работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска;
е) должностные лица, в полномочия которых входит утверждение плана производства работ на высоте и/или технологических карт на производство работ на высоте;
ж) специалисты, проводящие обучение работам на высоте,
з) члены экзаменационных комиссий работодателей и организаций, проводящих обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Работники, относящиеся к 3 группе по безопасности работ на высоте, также могут быть допущены к непосредственному выполнению работ, при условии подтверждения квалификации и получения удостоверений на соответствующую группу.
16. Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:
а) допускаемых к работам на высоте впервые;
б) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;
в) имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.
17. Работники, выполняющие работы на высоте, должные знать и уметь применять безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте, а также обладать соответствующими практическими навыками.
Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте (в том числе практическим навыкам применения соответствующих СИЗ, их осмотра до и после использования) в заочной форме, а также исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, проведение практических занятий по освоению безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, а также прохождения стажировки в режиме самоподготовки работником не допускается.
18. Работники, впервые допускаемые к работам на высоте, в том числе, выполняющие работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более должны:
а) знать инструкции по охране труда при проведении работ на высоте;
б) знать общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе;
в) знать производственные инструкции;
г) знать условия труда на рабочем месте;
д) знать обстоятельства и характерные причины несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на высоте в организациях (на предприятиях), случаи производственных травм, полученных при работах на высоте; обязанностями и действиями при аварии, пожаре; способы применения имеющихся на участке средств тушения пожара, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения, схемами и маршрутами эвакуации в аварийной ситуации;
е) знать основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для работы на высоте;
ж) знать зоны повышенной опасности, машины, механизмы, приборы, средства, обеспечивающие безопасность работы оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности);
з) знать и уметь применять безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте.
Работники, впервые допускаемые к работам на высоте, должны обладать практическими навыками применения оборудования, приборов, механизмов (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты) и оказания первой помощи пострадавшим, практическими навыками применения соответствующих СИЗ, их осмотром до и после использования.
116. Системы обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренные приложением № 10 к Правилам, делятся на следующие виды: удерживающие системы, системы позиционирования, страховочные системы, системы спасения и эвакуации.
117. Системы обеспечения безопасности работ на высоте должны:
а) соответствовать существующим условиям на рабочих местах, характеру и виду выполняемой работы;
б) учитывать эргономические требования и состояние здоровья работника;
в) с помощью систем регулирования и фиксирования, а также подбором размерного ряда соответствовать, росту и размерам работника.
118. Системы обеспечения безопасности работ на высоте предназначены:
а) для удерживания работника таким образом, что падение с высоты предотвращается (системы удерживания или позиционирования);
б) для безопасной остановки падения (страховочная система) и уменьшения тяжести последствий остановки падения;
в) для спасения и эвакуации.
119. Работодатель на основании результатов оценки рисков и специальной оценки условий труда и процедуры обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты СУОТ обеспечивает работника системой обеспечения безопасности работ на высоте, объединяя в качестве элементов, компонентов или подсистем, совместимые СИЗ от падения с высоты.
120. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны использоваться по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях изготовителя, нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке. Использование средств защиты, на которые не имеется технической документации (инструкции), не допускается.
121. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации (инструкции) изготовителя СИЗ.
122. Работодатель обязан организовать контроль за выдачей работникам СИЗ в индивидуальное пользование в установленные сроки, учет их выдачи, а также учет их сдачи.
Порядок выдачи работникам и сдача ими СИЗ должен быть определен работодателем в локальных документах СУОТ.
СИЗ, которые являются дежурными и закрепляются за определенными рабочими местами, передаются от одной смены другой. Ответственными за обеспечение работников дежурными СИЗ являются руководители структурных подразделений, уполномоченные работодателем на проведение данных работ на высоте.
При выдаче дежурных СИЗ от падения с высоты работникам на время производства работ, СИЗ выдаются с индикаторами срабатывания, а порядок выдачи и сдачи определяет работодатель в локальных документах СУОТ.
123. Работодатель обязан организовать регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации (инструкции), а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с утраченными защитными свойствами.
Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся.
124. Работники, допускаемые к работам на высоте, должны проводить осмотр выданных им СИЗ до и после каждого использования.
125. Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в эксплуатационной документации (инструкции) на изделие.
126. Системы обеспечения безопасности работ на высоте состоят из:
а) анкерного устройства;
б) привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работ в положении сидя, спасательной);
в) соединительной подсистемы (строп, канат, карабин, амортизатор или устройство функционально его заменяющее, средство защиты втягивающего типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии, устройство для позиционирования на канатах).
127. Тип и место анкерного устройства систем обеспечения безопасности работ на высоте указываются в технологических картах, ППР на высоте или в наряде-допуске.
128. Структурный анкер, не являющийся частью анкерного устройства, должен выдерживать нагрузку, указанную изготовителем присоединяемой к нему системы обеспечения безопасности работы на высоте.
129. Анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.
Допускается использование в качестве анкерного устройства соединения между собой нескольких анкерных точек, в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением № 11 к Правилам.
130. При использовании удерживающих систем, согласно графической схемы 1 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением № 10 к Правилам, ограничением длины стропа или максимальной длины вытяжного каната должны быть исключены в рабочей зоне зоны возможного падения с высоты, а также участки с поверхностью из хрупкого материала, открываемые люки или отверстия.
В качестве привязи в удерживающих системах возможно использование всех подходящих привязей под данный вид работ.
В качестве стропов соединительной подсистемы удерживающей системы могут использоваться любые подходящие стропы, в том числе для позиционирования постоянной или регулируемой длины, эластичные стропы, стропы с амортизатором и средства защиты втягивающего типа.
143. Система канатного доступа, согласно графической схеме, предусмотренной приложением № 12 к Правилам, может применяться только в том случае, когда результаты осмотр рабочего места показывают, что при выполнении работы использование других, более безопасных методов и оборудования, нецелесообразно.
Для подъема и спуска работника по вертикальной (более 70° к горизонту) и наклонной (более 30° к горизонту) плоскостям, а также выполнения работ в состоянии подвеса в безопорном пространстве применяется система канатного доступа состоящая из анкерных(ого) устройств(а) и соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, стропы, канаты, карабины, устройство для спуска, устройство для подъема, устройства для позиционирования).
Работы с использованием систем канатного доступа производятся с использованием страховочной системы, состоящей из анкерного устройства, страховочной привязи, соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, амортизатор, стропы, канаты, карабины).
Не допускается использование одного каната одновременно для страховочной системы и для системы канатного доступа.
144. Работы с использованием системы канатного доступа на высоте требуют разработки ППР на высоте и выполняются по наряду-допуску.
145. Места и способы закрепления системы канатного доступа и страховочной системы к анкерным устройствам указываются в ППР на высоте или наряде-допуске.
В процессе работы доступ посторонних лиц к местам крепления данных систем должен быть исключен.
Система канатного доступа и страховочная система должны иметь отдельные анкерные устройства. Структурный анкер, в случае закрепления системы канатного доступа к нему, должен выдерживать максимальную нагрузку, указанную изготовителями компонентов данной системы.
Если планом мероприятий при проведении спасательных работ предполагается крепить системы спасения и эвакуации к используемым при работах точкам крепления, то они должны выдерживать дополнительные нагрузки, указанные в эксплуатационной документации производителями этих систем.
146. В местах, где канат может быть поврежден или защемлен нужно использовать защиту каната.
147. Все закрепленные одним концом канаты (гибкие анкерные линии) должны иметь конечные ограничители, например, узел, во избежание возможности при спуске миновать конец каната. В соответствии с рекомендациями изготовителей СИЗ ограничитель на канате может быть совмещен с утяжелителем.
148. При невозможности исключить одновременное выполнение работ с использованием систем канатного доступа несколькими работниками при расположении одного работника над другим по вертикали, работники должны быть дополнительно проинструктированы, а соответствующие дополнительные меры безопасности должны быть отражены в наряде допуске или ППР.
149. Использование узлов для крепления соединительной подсистемы к анкерному устройству в системах канатного доступа недопустимо. Узлы, используемые для подвешивания инструмента, инвентаря, приспособлений и материалов, а также применяемые на канатах оттяжки, должны быть указаны в технологической карте или ППР на высоте и не должны непреднамеренно распускаться или развязываться.
150. В исключительных случаях (экстренная эвакуация, угроза жизни), принимая во внимание оценку рисков падения с высоты, может быть дано разрешение использовать только один канат для одновременного использования в системе канатного доступа и страховочной системе.
151. При продолжительности работы с использованием системы канатного доступа более 30 минут должно использоваться рабочее сиденье.
152. Рабочее сиденье, конструктивно не входящее в состав страховочной привязи, может предусматривать регулируемую по высоте опору для ног (подножку).
153. В системах канатного доступа преимущественно применяются канаты с сердечником низкого растяжения, изготовленные из синтетических волокон. Допускается использование стальных канатов с использованием соответствующих устройств для позиционирования, для подъема и спуска.
Длина канатов, применяемых как в системе канатного доступа, так и в совместно используемой с ней страховочной системе, а также способы увеличения их длины, необходимой для выполнения работ, определяются в технологической карте или ППР на высоте.
154. При перерыве в работах в течение рабочего дня (смены) (например, для отдыха и питания, по условиям работы) члены бригады должны быть удалены с рабочего места (с высоты), компоненты страховочных систем убраны, а канаты системы канатного доступа либо подняты, либо обеспечена невозможность доступа к ним посторонних лиц. Доступ посторонних лиц к местам крепления данных систем должен быть исключен как в процессе работы, так и при перерывах.
Члены бригады не имеют права возвращаться после перерыва на рабочее место без ответственного исполнителя (производителя) работ. Допуск после такого перерыва выполняет ответственный исполнитель (производитель) работ без оформления в наряде-допуске.
155. Для обеспечения безопасности работника при перемещении (подъеме или спуске) по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему с расположением ее анкерного устройства сверху (фактор падения 0), могут использоваться, согласно графических схем 1 и 2 системы обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением № 13 к Правилам, самостраховка или обеспечение безопасности снизу вторым работником (страхующим) с фактором падения не более 2, согласно графической схемы 3 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренной приложением № 13 к Правилам.
156. При использовании самостраховки работник должен иметь 2 группу и обеспечивать своими действиями непрерывность страховки.
157. Для обеспечения безопасности при перемещении поднимающегося (спускающегося) по конструкциям и высотным объектам работника вторым работником (страхующим) должно быть оборудовано независимое анкерное устройство, к которому крепится тормозная система с канатом, снабженным устройством амортизации рывка. Один конец каната соединяется со страховочной привязью поднимающегося (спускающегося) работника, а второй удерживается страхующим, обеспечивая надежное удержание первого работника без провисания (ослабления) каната. Графические схемы различных тормозных систем, их характеристики, соотношение усилий, возникающих на анкерных устройствах в зависимости от углов перегиба страховочного каната и усилия рывка, предусмотрены приложением № 14 к Правилам.
При подъеме по элементам конструкций в случаях, когда обеспечение безопасности страхующим осуществляется снизу, поднимающийся работник должен через каждые 2 — 3 м устанавливать на элементы конструкции дополнительные анкерные устройства с соединительным элементом и пропускать через них канат.
При обеспечении безопасности поднимающегося (спускающегося) работника работник, выполняющий функции страхующего, должен удерживать страховочный канат двумя руками, используя СИЗ рук.
Работник, выполняющий функции страхующего, должен иметь 2 группу.
158. Безопасность работника, выполняющего перемещение по дереву, должна быть обеспечена вторым работником (страхующим). Поднимающийся на дерево работник должен через каждые 2 — 3 м устанавливать на дерево дополнительные анкерные устройства с соединительными элементами и пропускать через них канат.
При выполнении обрезки деревьев непосредственно с дерева работник должен использовать устройство позиционирования или удерживаться страхующим с помощью каната через анкерное устройство, закрепленное за дерево выше плеч работника, выполняющего обрезку дерева.
Как поднимающиеся на дерево, так и страхующие работники должны иметь 2 группу, пройти специальную подготовку безопасным методам и приемам выполнения работы по обрезке (валке) деревьев.
159. Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое должны применяться страховочные системы, в составе которых используются анкерные устройства, содержащие жесткие или гибкие анкерные линии.
160. Анкерные устройства, содержащие анкерные линии конкретных конструкций, должны отвечать требованиям эксплуатационной документации (инструкции) изготовителя, определяющим специфику их применения, установки и эксплуатации.
Параметры анкерного устройства, содержащего анкерную линию, а именно: максимальное число работников подсоединенных к анкерной линии, нагрузка на концевые, промежуточные и угловые анкеры, нагрузка на пользователей, величина провисания (или прогиба) и требуемый запас высоты при рывке во время остановки падения должны подтверждаться специализированными расчетами.
161. Анкерные линии должны крепиться к конструктивным элементам здания, сооружения с помощью концевых, промежуточных и угловых анкеров (где применимо).
При использовании в конструкции вспомогательных металлоконструкций для установки на них анкерных устройств, их надежность должна подтверждаться расчетом согласно требованиям, предъявляемым к анкерным устройствам.
162. При использовании в конструкции анкерной линии каната, его натяжение при установке должно производиться с помощью устройства натяжения, а подтверждение правильного натяжения — с помощью индикатора, подтверждающего правильное натяжения.
163. Параметры анкерного устройства, содержащего анкерную линию, а именно нагрузка на концевые, промежуточные и угловые анкеры, нагрузка на пользователей, величина провисания (или прогиба) и требуемый запас высоты при рывке во время остановки падения должны подтверждаться специализированными расчетами.
164. Величина провисания или прогиба каната при рывке во время остановки падения работника должна учитываться при расчете запаса высоты.
165. Конструкция деталей анкерной линии должна исключать возможность травмирования рук работника.
166. При невозможности устройства переходных мостиков или при выполнении мелких работ, требующих перемещения работника на высоте в пределах рабочей зоны (рабочего места), и когда исключена возможность скольжения работника по наклонной плоскости, должны применяться анкерные линии, анкерные устройства, включающие гибкую (жесткую) анкерную линию, расположенные горизонтально.
167. Анкерное устройство, включающее гибкую или жесткую анкерную линию, следует устанавливать в положение (в том числе при переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям), при котором расположение направляющей анкерной линии, обеспечивает минимальный фактор падения и учитывает существующий запас высоты.
168. Длина горизонтальной анкерной линии между промежуточными анкерами (величина пролета) должна назначаться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые она устанавливается, а также в соответствии с рекомендациями изготовителя.
В случае если конструкция здания, сооружения не позволяет установить горизонтальную анкерную линию с величиной пролета, рекомендованной изготовителем, должны устанавливаться промежуточные опоры для обеспечения величины пролета, рекомендованной изготовителем; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку в соответствии с рекомендациями изготовителя.
Любые средства индивидуальной защиты, к которым относится и привязь страховочная, имеют оговоренные сроки службы. Сами производители в соответствии с требованиями ГОСТ устанавливают срок эксплуатации страховочной привязи в 5 лет, начиная с даты его выпуска. Период службы страховочных канатов гораздо меньше до 2 лет. Если считать не в днях, а в часах, то этот срок составляет 400 часов, особенно если снаряжение активно эксплуатируется. Это понятно – ведь на канат приходится самая большая нагрузка, в том числе и при падении человека с высоты.
Соответственно, указанный период годности сокращается, если страховка эксплуатируется в условиях широкого температурного диапазона, на пожарах и так далее. Обнаруженные при осмотре дефекты привязи страховочной – веский довод отказаться от использования снаряжения. Оно должно быть незамедлительно списано. За соблюдение этих требований ответственность несет работодатель.
Чтобы подтвердить сохранность снаряжения, устанавливаются сроки проверки страховочной привязи. Определенных дат здесь нет. Просто перед каждым случаем использования ответственное лицо проводит визуальный осмотр и, при необходимости, динамическую проверку конструкции. Такой человек может быть представителем комиссии по охране труда или работодатель официально назначает его ответственным за соблюдение техники безопасности на предприятии.
Как правило это определенные лица:
- обученные на 3 группу по безопасности работ на высоте с указанием, что они прошли подготовку по периодическому осмотру СИЗ;
- прошедшие обучения у производителя или его представителя по осмотру определенной марки СИЗ.
Производитель снаряжения обычно оговаривает в инструкции плановую периодичность испытания страховочной привязи – она составляет каждые 12 месяцев. Таким образом, вне зависимости от того, насколько интенсивно используется оборудование и проверяют ли его перед каждой эксплуатацией, привязь должна проверяться еще и согласно указаниям производителя.
Перед применением проверка страховочной привязи проходит по следующей схеме:
- внешний и тактильный осмотр;
- проверка всех элементов конструкции на предмет обнаружения деформаций, коррозии и так далее;
- проверка бирки привязи;
- сверка с заявленным сроком годности.
Внимательному осмотру (как визуально, так и на ощупь) подвергаются стропы, крепления, швейные нити, механизмы спуска и все прочие элементы. После того как проверка завершена, заполняется идентификационная карта страховочной привязи или специальный журнал осмотра.
По результатам проверок, на основании заключения компетентного лица, СИЗ (страховочная привязь), либо допускается к дальнейшей эксплуатации, либо исключается из эксплуатации, отбраковывается и списывается.
Максимальный срок периодических проверок устанавливает производитель, но периодические проверки должны проводится не реже, чем 1 раз в 12 месяцев (ГОСТ Р ЕН 365-2010 4.4 b). При этом работодатель может установить более частый интервал осмотра, при эксплуатации СИЗ в условиях вредных факторов (химических, термических, механических и т.д.). Так компании, выполняющие работу на нефтяных платформах в море, проводят осмотр после каждой вахты, которая обычно длится около 30 дней.
Большинство производителей придерживается одинаковой методики осмотра СИЗ от падения с высоты. Можно выделить следующие основные этапы проверки:
- наличие и правильное ведение учетной карточки СИЗ. Анализ истории эксплуатации, протоколов прошлых осмотров;
- наличие маркировки, наличие и правильность оформления сертификатов соответствия;
- установление сроков службы изделия;
- визуальный и тактильный осмотр, сравнение с идентичным новым образцом;
- функциональная проверка. Устройство должно правильно функционировать в предполагаемом изготовителем направлении;
- оформление протокола осмотра, внесение данных в учетную карточку СИЗ;
Еще раз отмечаем, что все эти действия (осмотр страховочной привязи) могут производить только специально обученные люди.
Нормы проверки страховочной привязи 2021
169. Конструкция приставных лестниц и стремянок должна исключать возможность сдвига и опрокидывания их при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях (паркет, металл, плитка, бетон) на нижних концах должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользкого материала.
При установке приставной лестницы в условиях, когда возможно смещение ее верхнего конца, последний необходимо надежно закрепить за устойчивые конструкции.
170. Верхние концы лестниц, приставляемых к трубам или проводам, снабжаются специальными крюками-захватами, предотвращающими падение лестницы от напора ветра или случайных толчков.
У подвесных лестниц, применяемых для работы на конструкциях или проводах, должны быть приспособления, обеспечивающие прочное закрепление лестниц за конструкции или провода.
171. Устанавливать и закреплять лестницы и площадки на монтируемые конструкции следует до их подъема.
172. При работе с приставной лестницы на высоте более 1,8 м надлежит применять страховочную систему, прикрепляемую к конструкции сооружения или к лестнице (при условии закрепления лестницы к конструкции сооружения). При этом длина приставной лестницы должна обеспечивать работнику возможность работы в положении стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы.
173. Приставные лестницы без рабочих площадок допускается применять только для перехода работников между отдельными ярусами здания или для выполнения работ, не требующих от работника упора в строительные конструкции здания.
174. При использовании приставной лестницы или стремянок не допускается:
- а) работать с двух верхних ступенек стремянок, не имеющих перил или упоров;
- б) находиться на ступеньках приставной лестницы или стремянки более чем одному человеку;
- в) поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент;
- г) устанавливать приставные лестницы под углом более 75° без дополнительного крепления их в верхней части.
175. При работе на высоте не допускается работать на переносных лестницах и стремянках без соответствующих систем обеспечения безопасности работ на высоте:
- а) над вращающимися (движущимися) механизмами, работающими машинами, транспортерами;
- б) с использованием электрического и пневматического инструмента, строительно-монтажных пистолетов;
- в) при выполнении газосварочных, газопламенных и электросварочных работ;
- г) при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей.
176. Не допускается установка лестниц на ступенях маршей лестничных клеток. Для выполнения работ в этих условиях следует применять другие средства подмащивания.
177. При работе с приставной лестницы в местах с оживленным движением транспортных средств или людей для предупреждения ее падения от случайных толчков (независимо от наличия на концах лестницы наконечников) следует место ее установки ограждать или выставлять дополнительного работника, предупреждающего о проведении работ. В случаях, когда невозможно закрепить лестницу при установке ее на гладком полу, у ее основания должен стоять работник в каске и удерживать лестницу в устойчивом положении.
178. При перемещении лестницы двумя работниками ее необходимо нести наконечниками назад, предупреждая встречных об опасности. При переноске лестницы одним работником она должна находиться в наклонном положении так, чтобы передний конец ее был приподнят над землей не менее чем на 2 м.
179. Лестницы и стремянки перед применением осматриваются ответственным исполнителем (производителем) работ (без записи в журнале приема и осмотра лесов и подмостей).
На всех применяемых лестницах должен быть указан инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность подразделению. Испытание лестниц проводят:
- а) деревянных – 1 раз в 6 месяцев;
- б) металлических – 1 раз в 12 месяцев.
180. Лестницы должны храниться в сухих помещениях, в условиях, исключающих их случайные механические повреждения.
181. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше здания с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, устраивают трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы закрепляются.
При выполнении работ на крыше с применением трапов, работники должны применять системы обеспечения безопасности. Их состав и порядок установки определяются в технологической карте, ППР на высоте или наряде допуске.
Работы на плоских и скатных крышах должны выполняться с соблюдением требований Правил по охране труда в строительстве.
182. Сообщение между ярусами лесов осуществляется по жестко закрепленным лестницам.
наверх
183. Монтерские когти должны соответствовать установленным требованиям и предназначаются для работы на деревянных и деревянных с железобетонными пасынками опорах линий электропередачи и линий связи, на железобетонных опорах воздушных линий электропередачи (далее – ВЛ), а также на цилиндрических железобетонных опорах диаметром 250 мм ВЛ.
184. Монтерские лазы предназначены для подъема на железобетонные опоры прямоугольного сечения ВЛ, универсальные лазы — для подъема на унифицированные железобетонные цилиндрические и конические опоры ВЛ.
185. Когти и лазы должны выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации.
186. Срок службы когтей, лазов (кроме шипов) устанавливается в документации (инструкции) изготовителя.
187. На подножке когтя, лаза должны быть нанесены:
- а) товарный знак изготовителя;
- б) номер;
- в) дата изготовления.
188. Когти и лазы подлежат осмотру до и после использования.
189. Обслуживание и периодические проверки когтей и лазов проводятся на основании эксплуатационной документации (инструкции) изготовителя.
190. Запрещается использовать когти и лазы для подъема на обледенелые опоры, при наличии гололедно-изморозевых отложений на проводах и конструкциях опор линий, создающих нерасчетную нагрузку на опоры, а также при температуре воздуха ниже допустимой, указанной в инструкции по эксплуатации изготовителя когтей или лаз.
наверх
191. Требования безопасной эксплуатации оборудования, механизмов, средств малой механизации, ручного инструмента при работе на высоте должны содержаться в инструкциях по охране труда, утверждаемых работодателем.
192. Оборудование, механизмы, ручной механизированный и другой инструмент, инвентарь, приспособления и материалы, используемые при выполнении работы на высоте, должны применяться с обеспечением мер безопасности, исключающих их падение (размещение в сумках и подсумках, крепление, строповка, размещение на достаточном удалении от границы перепада высот или закрепление к страховочной привязи работника).
Инструменты, инвентарь, приспособления и материалы весом более 10 кг должны быть подвешены на отдельном канате с независимым анкерным устройством.
193. После окончания работы на высоте оборудование, механизмы, средства малой механизации, ручной инструмент должны быть сняты с высоты.
наверх
Временной интервал между обязательными проверками средств защиты, используемых во время работ на высоте, определяет производитель и указывает в инструкции по эксплуатации на конкретный вид изделия. Как правило, страховочные привязи проходят проверку не реже чем одни раз в 12 месяцев. Однако лицо, ответственное за эксплуатацию подобных изделий, может сократить этот срок в зависимости от условий, в которых эксплуатируется привязь. Например, чаще одного раза в год проверяют страховку, которая подвергается риску воздействий высоких температур, агрессивных химических элементов, повышенной влажности. Причем пункт 96 ПОТ обязывает работника, который использует привязь, проверять ее перед началом работ и по их окончанию. Делается это путем визуального и тактильного осмотра СИЗ, включая:
- внешний осмотр;
- проверка на наличие коррозии;
- выявление следов деформации;
- проверка срока годности и наличия маркировки.
В большинстве случаев разрешается использовать средства индивидуальной защиты не более 5 лет.
При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:
- Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
- порезы;
- износ;
- оплавления;
- отметины;
- химическое загрязнение;
- слабые участки;
- надрывы;
- Нити силовой прошивки:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- Индикаторы срыва;
- Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
- деформация;
- отметины;
- износ;
- коррозия;
- Элементы обеспечения комфорта:
- ограничители хода;
- прошивка защитных компонентов;
- защитное покрытие;
- мягкие накладки;
- разгрузочные петли и др.
Во время функциональных проб проверяют:
- установку ленты в пряжках;
- функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
- работу регулировочных пряжек.
При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:
- Лента амортизатора:
- порез;
- износ;
- обожженные места;
- отметины;
- химическое загрязнение;
- слабые участки;
- Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- со следами химического воздействия;
- Канатное основание стропа:
- порезы;
- износ;
- жёсткость;
- разлохмачивание;
- вздутие;
- следы воздействия высоких температур;
- химическое загрязнение;
- грыжи;
- Тросовое основание стального стропа:
- порезы;
- износ;
- химическое воздействие;
- следы коррозии;
- сгибы;
- скрутки;
- Заделка петель;
- Защитные коуши:
- наличие;
- деформация;
- Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
- наличие;
- коррозия;
- деформация;
- отметины;
- трещины;
- износ;
- Защитные чехлы:
- наличие;
- износ.
При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.
При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:
- Оплётка:
- порезы;
- износ;
- жёсткость;
- разлохмачивание;
- вздутие;
- следы воздействия высоких температур;
- отметины;
- химическое воздействие;
- открытие сердцевины;
- грыжи;
- Нити швов в прошитых концах:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- со следами химического воздействия;
- Узлы:
- форма;
- износ.
Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:
- жёсткие места;
- мягкие места;
- загибы и перекручивания;
- грыжи;
- отсутствие оплётки.
При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.
Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.
При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.
Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.
Временной интервал между обязательными проверками средств защиты, используемых во время работ на высоте, определяет производитель и указывает в инструкции по эксплуатации на конкретный вид изделия. Как правило, страховочные привязи проходят проверку не реже чем одни раз в 12 месяцев. Однако лицо, ответственное за эксплуатацию подобных изделий, может сократить этот срок в зависимости от условий, в которых эксплуатируется привязь. Например, чаще одного раза в год проверяют страховку, которая подвергается риску воздействий высоких температур, агрессивных химических элементов, повышенной влажности. Причем пункт 96 ПОТ обязывает работника, который использует привязь, проверять ее перед началом работ и по их окончанию. Делается это путем визуального и тактильного осмотра СИЗ, включая:
- внешний осмотр;
- проверка на наличие коррозии;
- выявление следов деформации;
- проверка срока годности и наличия маркировки.
В большинстве случаев разрешается использовать средства индивидуальной защиты не более 5 лет.